Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2014 в 00:43, лекция
1.Культура как социальное явление. Многообразие подходов к определению культуры, их особенности и предмет анализа. Специфика социологического подхода к понятию «культура».
2.Способы организации общества и типы культур.
3.Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника.
4.Специфика отдельных культур. Функции культуры.
5.Социальная культура и культура социальной жизни.
6.Субкультуры и контркультуры.
7.Распространение культуры. Усвоение культурных норм и замена устаревших.
8.Понятие «массовая культура», время и причины возникновения.
Тема 7. Культура как система ценностей и норм.
1.Культура как
социальное явление. Многообразие
подходов к определению
2.Способы организации общества и типы культур.
3.Основные компоненты культуры: ценности, нормы, обычаи, верования, язык, техника.
4.Специфика отдельных культур. Функции культуры.
5.Социальная культура и культура социальной жизни.
6.Субкультуры и контркультуры.
7.Распространение культуры. Усвоение культурных норм и замена устаревших.
8.Понятие «массовая культура», время и причины возникновения.
9.Причины возникновения молодежной субкультуры. Виды неформальных молодежных объединений, существующие в современной России. Особенности развития современной культуры.
Термин «культура» пришел из Древнего Рима, под культурой понимали, прежде всего, возделывание земли. Окультуривание почвы, сельскохозяйственные культуры — понятия, связанные с трудом крестьянина. В XVIII в. для европейцев культура приобрела духовный, а точнее, аристократический оттенок. Этот термин стал обозначать совершенствование человеческих качеств. Культурным называли человека начитанного и демонстрирующего утонченные манеры поведения. До сих пор слово «культура» связывается у нас с изящной словесностью, картинной галереей, оперным театром и хорошим воспитанием.
^ В XX в. антропологи придали
этому термину новое значение.
У австралийских аборигенов
Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представляемой в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Структура культуры:
материальная культура: материальные предметы, созданные человеком (артефакты): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и др. Артефакты созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.
нематериальная (духовная) культура: нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом. Объекты нематериальной культуры нельзя трогать, слышать, видеть, осязать — они существуют в нашем сознании и поддерживаются человеческим общением. Мосты или храмы существуют очень долго, а церемонии или обряды — только в течение того времени, пока их соблюдают: церемония бракосочетания, например, длится всего несколько часов, хотя она неоднократно повторяется применительно к другим людям. Объекты нематериальной культуры нуждаются в материальном посреднике: знания выражаются через книги, приветствие.— через рукопожатие; ношение галстука — часть светского этикета — было бы невозможным без участия материального посредника — галстука (сам галстук является артефактом).
^ Учреждения культуры
Культурное наследие — это часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, можно отнести к культурному наследию. Сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а прошлая часто попадает лишь в число музейных экспонатов. Если же к предметам одежды, бывшим в моде у дедушек и бабушек, возвращаются внуки, эти предметы становятся частью культурного наследия. К ним следует отнести: понятия (языковая структура), отношения (связи в пространстве и времени явлений, фактов жизни), ценности (нормы морали, нравственные устои общества), правила и нормы (система регулирования и норм поведения, стандарты, санкции). Социология культуры занимает определенное место в системе социологического знания. Как специальная социологическая теория она изучает сущность, содержание и функционирование культуры, ее взаимодействие с социальными структурами и институтами в контексте конкретно-исторических и социокультурных изменений.
Объектом социологии культуры является культурно-духовная сфера, окружающая человека, а предметом — культурные институты, деятельность людей в области социокультурных отношений, процесс институализации культурно-духовных форм поведения, а также экономические и политические условия возникновения, развития и действия культурного поведения личности и социальных групп.
Как и общая социология, социология культуры исследует на микро- и макроуровне. ^ На микроуровне изучается социокультурное поведение людей в условиях духовного взаимодействия в обществе. На макроуровне исследуются социокульрные системы и институты в условиях их взаимосвязи с другими частями социума. Это такие институты, как наука и образование, художественная культура, театр, кино, телевидение, чтение, а также культурные процессы в области досуговой деятельности, культурно-просветительной работы, молодежной культуры, региональной культуры, культуры города и села. Отдельно исследуются политическая культура и культурная политика Социология культуры изучает также социальные институты культуры, малые группы и социальные классы, равно как и социальные изменения и процессы в условиях социокультурных изменений и духовного развития.
Сфера культуры
Рассмотрим элементы
культуры, которые определяют так
называемые культурные, или социальные,
нормы — образцы правильного
или приличествующего
^ Культурные нормы — это предписания, требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения.
Манеры — внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих и основанные на привычках. Манеры отличают воспитанных людей от невоспитанных, аристократов и светских людей от простолюдинов. Привычки приобретаются стихийно, а хорошие манеры надо вырабатывать.
Манеры бывают светскими и повседневными. Опрятно одеваться, не чавкать и не читать газету за едой — повседневные манеры воспитанного человека; целовать руку даме, говорить ей комплименты, здороваться, приподнимая шляпу, — светские манеры, присущие небольшой группе людей.
Отдельные манеры составляют элементы культуры, а их совокупность — особый культурный комплекс, называемый этикетом, т.е. принятой в особых социальных кругах системой правил поведения, составляющих единое целое. Особый этикет существует при королевских дворах, в светских салонах, дипломатических кругах. Этикет включает особые манеры, нормы, церемонии и ритуалы. Он характеризует высшие слои общества и относится к области элитарной культуры.
В отличие от манер
обычаи присущи широким массам
людей. Обычай — традиционно
Привычки и обычаи,
переходя от одного поколения
к другому, превращаются в традиции
— это все то, что унаследовано
от предшественников. Традициями
являются также ценности, нормы,
образцы поведения, идеи, общественные
установления, вкусы, взгляды. Например,
традиционными могут стать
Традиции и обычаи человек усваивает независимо от своих воли и желаиий, а такие элементы культуры, как вкусы, увлечения и мода, являются предметом свободного выбора человека.
Вкус — это склонность или пристрастие к чему-либо. Например, вкус в одежде формирует индивидуальный стиль, манеру одеваться. Вкус индивидуален, поэтому он демонстрирует, насколько человек отклонился от общепринятых норм, усредненных стандартов. Увлечение — это кратковременное эмоциональное пристрастие. У каждого поколения свои увлечения — узкие (или, наоборот, широкие) брюки, джазовая музыка, широкие (узкие) галстуки и т.п.
Вкус может сохраняться у человека на протяжении всей жизни, а увлечения постоянно меняются. Увлечения овладевающие массами, называются модой.
Мода — характерная черта прежде всего нового времени, но она успела внести в общество революционные преобразования. Если в традиционном обществе нормы одежды и поведения передавались по вертикали — от старших к младшим, то в современном они чаще курсируют по горизонтали — от одной группы подростков к другой.
Адресат современной
индустрии моды — молодежь
и обеспеченные люди всех
Разновидностью традиции
является обряд, который характеризует
не избирательные, а массовые
действия; это совокупность действий,
установленных обычаем или
Церемония — это последовательность действий, имеющих символическое значение и посвященных празднованию каких-либо событий или дат. Назначение этих действий — подчеркнуть особую ценность отмечаемых событий для общества или группы. Коронование — яркий пример важной для общества церемонии. Ритуал — это стилизованный и тщательно распланированный набор жестов и слов, используемых лицами, особо избранными и подготовленными для этого. Ритуал имеет символическое значение, он призван драматизировать данное событие, вызвать у зрителей благоговейный трепет. Принесение человека в жертву языческому богу — яркий пример ритуала.
Нравы — это особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий; обычаи, включающие в себя философские и этические суждения о благополучии общества, которое непременно наступит, если, конечно, люди станут последовательно соблюдать обычаи.
Нравы отражают моральные ценности общества; их нарушение карается более сурово, нежели нарушение традиций.
От слова «нравы»
происходит и понятие «
Нравы — это обычаи,
имеющие моральное значение. Под
эту категорию попадают те
формы поведения людей, которые
бытуют в данном обществе и
могут быть подвергнуты
Разновидностью нравов
являются законы — нормы или
правила поведения, оформленные
парламентским или
Существуют два вида
законов: обычное право — в
доиндустриальном обществе
Выполнение культурных
и социальных норм
Санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.
На язык предписаний
переводится все, что так или
иначе ценится обществом: человеческая
жизнь и достоинство, отношение
к старшим, коллективные символы
(например, знамя, герб, гимн), религиозные
обряды, законы государства и
многое другое; они делают сообщество
единым целым, поэтому особенно
ценятся и охраняются. Ценности
и нормы — элементы культуры.
Даже общераспространенные
Неподчинение нормам
характерно для любого