Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 18:07, контрольная работа
Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.
Введение
1. Понятие и развитие слова «культура»
2. Субкультура и контркультура
Заключение
Саратовский Государственный Университет ИМ. Н. Г. Чернышевского
Контрольная работа
По дисциплине : Социология
На тему : культура как социальная реальность
Введение
Заключение
Введение
Культура - одно из двух трёх самых сложных слов, используемых в нашем практическом и научном обиходе. Отчасти это объясняется тем, что оно имеет сложную и запутанную языковую историю, а отчасти тем, что оно применяется крайне сложных понятий в разных научных дисциплинах и к тому же в самых различных системах мысли.
О том, как формировались и
развивались разные значения
слова культура, рассказывал языковед
Уильямс. Появлению этого
Во всех случаях раннего
Это привело к появлению дополнительных значений слова, таких как англ. Coulter - лемех, происходящее от латинского culter, обозначающего то же орудие. Дальнейшая эволюция связана, очевидно, с перенесением представлений о культивировании, возделывании естественных процессов на человеческое развитие, причём агрикультурный, сельскохозяйственный долгое время сохраняется. Так Френсис Бекон говорил о »культуре и удобрении умов».
Два момента нужно отметить особо. Во-первых метафора становиться всё более привычной, пока, наконец, такие термины, как культура ума, не начали восприниматься прямо и непосредственно, а не в переносном смысле; во-вторых, слово культура тносящееся к частным процессам, всё чаще использовалось при характеристике процессов развития и совершенствования
вообще, что означало универсализацию термина. Именно на этом рубеже XVII- начале XIX веков и началась многообразная и запутанная современная история слова культура.
Тогда же, в конце XVIII - начале XIX
сформировалось устойчивое
Примерно те же процессы (правда,
с определёнными задержками) отмечаются
и в русском языке. Само слово
культура впервые
Подобным же образом
и термин цивилизация проник
в Россию вместе с
Попытаемся подвести итог
1) абстрактное обозначение
общего процесса
2) обозначение состояния общества, основанного на праве и порядке, мягкости нравов и т.д. в этом смысле слово культура совпадает с одним из значений слова цивилизация;
3) абстрактное указание
на особенности способа
4) абстрактное обозначение
форм и продуктов
Перечисленные значения слова культура связаны между собой частично по происхождению, частично по смыслу.
Существует ряд дисциплин,
Этнография и этнология должны сосредотачиваться на описании народов (этносов) Земли, а культурная и социальная антропология должны заниматься исследованием культур разных народов, поскольку физический аспект этносов изучает физическая антропология. Различия культурной антропологии и социальной так же не велики. Фактически эти дисциплины имеют один и тот же предмет и ту же методологию.
Можно сказать, что этнология,
этнография, культурная и социальная
антропология - это систематически
сравнительные науки о
Социология культуры - наука, рассматривающая
строение и функционирование
культуры в связи с
Американские антропологи дают такое определение культуры:
культура в самом широком
смысле слова - это то, из-за чего ты
становишься чужаком, когда покидаешь
свой дом. Культура включает в себя
все, убеждения и все ожидания,
которые высказывают и
По мнению Бока, существует пять
способов разрешения этого
Первый можно назвать геттоизацией. Пример: практически в любом крупном городе более или менее изолированные или замкнутые районы, населённые представителями других культур. Это китайские кварталы и целые чайнатауны, это кварталы или районы, где поселяются люди из других стран содружеств и различных, как правило, одной национальности или веры.
Второй способ ассимиляция, по сути противоположное геттоизации. В случае ассимиляции индивид наоборот, полностью отказывается от своей культуры и стремится целиком усвоить необходимый для жизни культурный багаж чужой культуры. Но это не всегда удаётся. Причиной этого сопротивление культурной среды, членом которой он намерен стать. Такое сопротивление, например, встречается, во Франции, Германии к выходцам из Росси и стран содружества. Даже при условии полного овладения чужим языком достижении приемлемого уровня, среда не принимает их как своих, они постоянно выталкиваются в ту среду, которую можно назвать невидимым гетто - в круги соплеменников, вынужденных после работы только общаться друг с другом.
Третий способ разрешения культурного конфликта - промежуточный, состоящий в культурном обмене и взаимодействии. Вообще же результаты такого взаимодействия не всегда очевидны в самый момент его осуществления. Они становятся видимыми и весомыми по прошествии значительного времени.
Четвёртый - частичная ассимиляция, когда индивид жертвует своей культурой в пользу инокультурной среды частично, то есть в какой то одной из сфер жизни: например на работе руководствуется нормами и требованиями инокультурной среды, а в семье, на досуге, в религиозной сфере - нормами своей культуры.
И, наконец, пятый - колонизация.
Определить механизм
Вопрос, что такое общество, каковы
его место и роль в жизни
людей, всегда находится в
Югославский социолог Д. Маркович выделяет три основные особенности человека – творчество, свобода и социальность, предлагая следующее социологическое определение человека: человек – это общественное существо, которое своим деятельным отношением к природе реализует себя как творческий, свободный субъект, объединяющийся с другими людьми и живущий в социальных группах, в которых он обеспечивает условия своего биологического и социального бытия. Из сказанного следует, что нельзя ни отождествлять понятия природа и общество, природное и социальное, ни разрывать и противопоставлять их. Природа и общество – это две качественно различные формы проявления единой реальности, по которым в едином человеческом знании соответствуют две основные области – естевствознание и обществоведение.
При самом общем взгляде на
общество бросается в глаза,
что оно – совокупность, объединения
людей. Это означает, во-первых, что
точно так же, как человек с
его сознанием и
В узком смысле общество как
большая социальная группа, и
культура как способ