Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 21:15, реферат
Традиционные культуры негритянских народов Африки (или черной Африки) обладают своей спецификой, которая состоит в их ориентации на прошлое. Это значит, что традиционное африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое, понимаемое, однако, иначе, чем в современной европейской культуре
КУЛЬТУРА НАРОДОВ ЧЕРНОЙ АФРИКИ
Традиционные культуры негритянских народов Африки (или черной Африки) обладают своей спецификой, которая состоит в их ориентации на прошлое. Это значит, что традиционное африканское мышление выделяет только настоящее и прошлое, понимаемое, однако, иначе, чем в современной европейской культуре. Эти два измерения кенийский ученый Дж. Ибити назвал следующими терминами, взятыми из языка суахили: саса — теперь и залгапи — давно. Саса — это осознание человеком своего собственного существования, время, в котором он сам участвует или участвовал. Чем старше человек, тем длиннее период саса, оно содержит в себе прежде всего динамическое настоящее, ограниченное будущим и уже прожитым прошлым. Будущее имеет только краткую ценность, нет будущего «самого по себе», мышление о будущем является весьма короткой проекцией саса на текущие потребности. И если саса — это автономное микровремя, то залгани — макровремя, все, что было до текущего момента, «кладбище времени», по выражению Дж. Мбити. Однако данное эффектное определение не следует понимать буквально, в духе современной европейской культуры — ведь «кладбище времени» является живым, оно постоянно присутствует в африканском настоящем.
Эта ориентация на прошлое, постоянное взаимопроникновение саса и залгани находит свое выражение в различных сферах традиционных культур черной Африки: в сфере религиозных верований и обрядности, в сфере устной литературы, в сфере искусства и пр. Основным элементом, упорядочивавшим знание о залгани в рамках африканской ментальности, является миф, присутствующий в подтексте каждой из этих сфер. В бесписьменных культурах миф играет ту же роль, что и догмат в религиях письменных культур.
Как бы ни были разнообразны традиционные религии Африки — анимистические, полидемонические, политеистические, — все они (или большая их часть) обладают некоторыми общими чертами в системе верований, культов и социально-культовой организации. Это прежде всего вера в мистические превращения, связанные с магической силой отдельных лиц. Полноправный член общества, ставший таковым в результате инициаций, превративших его в нового человека; обладатель дурного глаза, колдун, чародей, постигший тайные знания, оборотень (человек-леопард, человек-лев, человек-крокодил и т.п.); член тайного общества; ведун с того света: заклинатель дождя и возжигатель священного огня; наконец, священный царь, в которого воплощается мистическая сила космических масштабов, — все эти персонажи или многие из них локальным религиям в разных частях Африки.
Другой общей чертой
является фетишизм: своеобразная форма
поклонения культовым предметам (предметы,
наделяемые сверхъестественными
Вера в души и духов — анимизм. Истоки анимизма следует искать в ранних человеческих представлениях о покойнике как особого рода фетише — «живом мертвеце», по выражению археолога М. Эберта, а также в соответствующей погребальной практике. Например, согласно верованиям рукуба (Нигерия), перевоплощение (реинкарнация) души умершего не может произойти до тех пор, пока не исчезнет трупный запах: считается, что для этого должно пройти семь лет. Среди наиболее зрелых форм африканских анимистических верований, в образовании которых участвовали и отдельные тотемические элементы, выделяется культ предков.
Яркое и самобытное
искусство народов Тропической
Африки развивалось преимущественно
в западной ее части — в западном
Судане, на Гвинейском побережье и
в Конго. Именно здесь (бассейн рек
Нигер и Конго) достигло наивысшего
расцвета художественное творчество народов
Африки: скульптура, живопись и архитектура.
Иной характер имеет искусство народов
северной полосы Судана и Восточной
Африки, то есть области распространения
ислама. Здесь почти отсутствует
скульптура и какая бы то ни было живопись,
что в значительной степени объясняется
влиянием мусульманства и его запрета
изображения человеческой фигуры.
Своеобразно и искусство восточной Африки.
Здесь, много веков тому назад на побережье
Индийского океана сложилась особая, местная,
банту-индо-арабская культура. Правда,
влияние ее ограничивалось преимущественно
узкой полосой побережья и она не проникала
в глубь материка. Культура эта связана
с Ираном, Индией и средневековым арабским
миром. Однако как к северной части Судана,
так и на восточном побережье художественное
творчество местного африканского населения
нашло и свое самобытное выражение — преимущественно
в народной архитектуре и в украшении
домов лепным геометрическим и растительным
орнаментом, который встречается также
в резьбе по дереву. Итак, собственно африканское
изобразительное искусство, преимущественно
скульптура, — есть искусство Западной
и Центральной Африки.
В результате многочисленных археологических
исследований понемногу открываются нам
страницы далекого прошлого африканского
материка и становится ясным, что корни
африканского искусства уходят далеко
в глубь тысячелетий. Выясняется, что африканское
искусство развивалось некогда не только
в Тропической Африке, но и во многих областях
Южной и Северной Африки, и в том числе
в ныне безводных, лишенных всякой растительности
горных массивах Сахары, которая тогда,
семь-восемь тысяч лет назад, была населена
народами, занимавшимися охотой, скотоводством
и земледелием. В Сахаре найдены тысячи
наскальных рисунков и росписей самого
различного стиля и самых различных периодов.
Древнейшие из них относятся к 5 тысячелетию
до нашей эры, более поздние — к первым
векам нашей эры.
Эта древняя, искони народная основа африканской
культуры оказалась несравненно более
живучей и жизнеспособной, чем не успевшая
полностью развиться и вытеснить собственно
народное искусство художественная культура
раннефеодальных государств Африки. Наиболее
полно эта культура сохранилась в 19 в.
в тех областях Африки, которые в меньшей
степени были вовлечены в зону той беспощадной
и обескровливающей целые народы пиратской
работорговли, которую в 16—18 вв. вели «цивилизованные»
державы Европы.