Культура средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 17:15, реферат

Краткое описание

Средними веками культурологи называют длительный период в истории
Западной Европы между Античностью и Новым Временем. Этот период охватывает
более тысячелетия с V по XV века.
Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода :
Раннее Средневековье, от начала эпохи до 900 или 1000 годов (до X - XI
вв);

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (3).doc

— 70.50 Кб (Скачать файл)

                                  Введение. 

       Средними веками  культурологи называют  длительный  период  в  истории

Западной  Европы между Античностью  и Новым Временем. Этот  период  охватывает

более тысячелетия с V по  XV века.

       Внутри тысячелетия принято выделять по меньшей мере три периода :

  Раннее Средневековье,  от начала эпохи   до 900 или 1000 годов  (до  X  -  XI

вв);

  Высокое (Классическое) Средневековье - от  X  -XI  веков  до  примерно  XIV

века;

  Позднее Средневековье, XIV- XV века.

       Некоторые авторы  в контексте Средневековья рассматривают и так

называемый  переходный период от Средних веков  к Новому  Времени  (  XVI-XVII

века),  однако  представляется  более  обоснованным   рассматривать   период

Реформации  и  Конрреформации   как  отдельный  период  истории  и  культуры,

оказавший большое влияние  на дальнейшее формирование   культурного  сознания

народных  масс.

         Народной культуре  средневековья не  повезло в науке.  Обычно,  когда

говорят о ней, упоминают  самое  большее  остатки  древнего  мира  и  эпоса,

пережитки язычества. В тех  сравнительно редких  случаях,  когда  современный

специалист  обращается к народной  религиозности  средневековья,  у  него  не

находится  для  нее  иных  характеристик   как   “наивная”,   “примитивная”,

“неотесанная”,  “грубая”,  “поверхностная”,  “пралогическая”,  ”ребяческая”;

это религия “народа-ребенка“, переполненная суевериями и ориентированная  на

сказочное и баснословное.

         Критерии для подобных  оценочных суждений  берут из “высокой” религии

просвещенных  и именно с их позиции  судят о сознании  и  эмоциональной  жизни

простолюдинов,  не  ставя  перед  собой  задачи  рассмотреть  ее  “изнутри”,

руководствуясь  ее собственной логикой.  
 

                          1. Раннее средневековье. 

       Раннее Средневековье  - время, когда  в  Европе  происходили   бурные  и

очень  важные  процессы  ,  такие,  как  вторжение  варваров,  закончившиеся

падением  Римской  империи.  Варвары  селились  на  землях  бывшей  империи,

ассимилировались  с ее населением, создавая новую общность Западной Европы.

       Новые западноевропейцы  при этом, как правило,  принимали христианство,

которое  к концу существования  Рима  стало  его  государственной  религией.

Христианство  в различных его  формах вытесняло  языческие  верования  и  этот

процесс  после  падения  империи  только  ускорился.  Это  второй  важнейший

исторический  процесс, определявший лицо  раннего  Средневековья  в  Западной

Европе.

       Третьим существенным  процессом было  формирование на  территории бывшей

Римской империи новых  государственных  образований,  создававшихся  теми  же

“варварами”.   Племенные  вожди  провозглашали  себя  королями,   герцогами,

графами, постоянно воюя друг с другом и подчиняя себе более слабых  соседей.

Характерной  особенностью  жизни  в  раннее  Средневековье  были  постоянные

войны, грабежи и  набеги,  которые  существенно  замедляли  экономическое  и

культурное  развитие.

         В период раннего  средневековья идейные  позиции феодалов  и  крестьян

еще не оформились и крестьянство,  только  рождавшееся  как  особый  класс

общества, в мировоззренческом  отношении  растворялось  в  более  широких  и

неопределенных  слоях. Главная масса населения Европы  того  времени -  сельские  жители,  образ жизни которых был всецело подчинен рутине,  а  кругозор  до  крайности

ограничен. Консерватизм- неотъемлемый признак этой среды.

        Крестьянство и  его жизнь почти   вовсе  не  отражаются  в   социальной

картине мира, как мыслилась  она в ту пору, и этот факт сам  по  себе весьма

симптоматичен.  Общество,  аграрное  по  своей   природе,   строившееся   на

эксплуатации  и  подчинении  широких  слоев  сельского  населения,  как   бы

позволяло себе идеологически  игнорировать собственное  большинства.

         Парадокс : простой люд, прежде всего - крестьянство, презираемое и

игнорируемое  господствующим классом, вместе с тем,  в  определенном  смысле,

доминировало  в духовной жизни  раннего Средневековья.  Сельская  жизнь  с  ее

неторопливой  размеренностью   и   периодической   сменой   производственных

сезонов, была главным регулятором  социального ритма  общества  ([  1],  стр.

63) 

                  2. Высокое (классическое) Средневековье. 

       В период классического,  или высокого Средневековья,  Западная  Европа

начала  преодолевать  затруднения  и  возрождаться.  С  X  века  укрупнились

государственные  структуры,  что  позволило  собирать  более  многочисленные

армии и до некоторой  степени прекратить   набеги  и   грабежи  .  Миссионеры

понесли христианство в страны Скандинавии,  Польши,  Богемии,  Венгрии,  так

что и эти государства  вошли в орбиту западной культуры.

       Наступившая  относительная    стабильность   обеспечила    возможность

быстрого  подъема городов  и экономики. Жизнь  стала  меняться  к  лучшему,  в

городах расцветала своя культура и  духовная  жизнь.  Большую  роль  в  этом

играла  та же церковь,  которая  тоже  развивалась  ,  совершенствовала  свое

учение  и организацию.

       На базе художественных  традиций  Древнего  Рима   и прежних  варварских

племен  возникло романское, а позже блестящее готическое  искусство,  причем

развивалась не только архитектура  и литература, но и другие виды  искусства-

живопись, театр, музыка, скульптура...  Именно  в  эту  эпоху  были  созданы

шедевры литературы “ Песнь  о Роланде”, “Роман о Розе”.

       Возникает  и  развивается так  называемая рыцарская  литература  .  Одно

из  наиболее  знаменитых  произведений  -  величайший  памятник  французского

народного  героического  эпоса-“Песнь  о  Роланде”.  В  XII   в   появляются

рыцарские романы. В числе наиболее  популярных   был  стихотворный  роман  о

британском  короле Артуре.

       Важный памятник  германской народной  литературы XII-XIII вв  -  “Песнь

о Нибелунгах”, повествующая о нашествии гуннов на Бургундское королевство  в

начале V в  .  В  основе  “Песни  о  Нибелунгах”  лежат  древние  германские

сказания.

       Значительным явлением  в литературе Франции  в XII-XIII вв были  ваганты

и их поэзия. Вагантами ( от лат .  vagantes -  бродячие)  называли  бродячих

поэтов. Особенностью их  творчества  были  постоянная  критика  католической

церкви  и духовенства  за алчность, лицемерие  и невежество. Церковь,  в  свою

очередь, преследовала вагантов.

       Важнейший памятник  английской литературы XIII в - знаменитые  “Баллады

о Робин Гуде” , который и поныне остается одним из  самых  известных  героев

мировой литературы.

                    2.1  Зарождение  “городской культуры”.

         В  этот  период  быстро  развивается   так   называемая   “городская

литература”  ,  для  которой  было характерно  реалистическое   изображение

городского  повседневного быта различных слоев  городского населения, а  также

появление сатирических произведений. Представителями  городской литературы  в

Италии  были Чекко Анджольери, Гвидо Орланди ( конец XIII века). [4]

       Развитие городской  литературы свидетельствовало   о  новом   явлении  в

культурной  жизни  западноевропейского  общества  -  городской  культуре   ,

сыгравшей очень большую  роль в становлении  западной  цивилизации  в  целом.

Суть  городской культуры сводилась к постоянному усилению светских  элементов

во  всех сферах человеческого  бытия.

       Городская культура  зародилась во  Франции в XI-XII вв. В  этот  период

она была представлена ,  в  частности,  творчеством  “жонглеров”  ,  которые

выступали  на  городских  площадях  как  актеры,  акробаты,   дрессировщики,

музыканты  и  певцы.  Они  выступали  на  ярмарках,   народных   праздниках,

свадьбах, крестинах и т.п. и пользовались большой  популярностью в  народе.

       Примерно с середины XII века  театральные действия  перемещаются  из-

под церковных сводов на площади и действия разыгрываются уже  не  на  латыни,

а  на  французском   языке.   В   роли   же   актеров   выступают   уже   не

священнослужителя, а горожане, сюжеты пьес становятся все  более  светскими,

пока  не  превращаются  в  сценки  из  обыденной  городской   жизни,   часто

сдобренными доброй порцией сатиры. В это же  время  развивается  театральное

искусство и в Англии.

       Новым и чрезвычайно  важным явлением, свидетельствующим  об  углублении

процесса  развития городской  культуры , было создание в  городах  нецерковных

школ  -  это  были  частные  школы,  материально  от  церкви  не  зависящие.

Преподаватели этих школ жили за свет платы, взимаемой с учащихся  и  обучать

в них  своих детей  могли все, кто  мог позволить  себе заплатить за  обучение.

С  этого   времени  идет  быстрое  распространение   грамотности   в   среде

городского  населения. 

                 2.2 Проповеди как пласт народной культуры. 

       Европейское средневековой  общество было  очень  религиозно  и  власть

духовенства над умами была чрезвычайно велика. Учение церкви  было  исходным

моментом  всякого мышления  ,  все  науки  -  юриспруденция,  естествознание,

философия,  логика-  все  приводилось  в   соответствие   с   христианством.

Духовенство  было  единственно  образованным  классом  ,  и  именно  церковь

длительный  период определяла политику в области образования. Вся  культурная

жизнь  европейского  общества   этого   периода   в   значительной   степени

определялась  христианством.

       Важный пласт формирования  народной культуры  во времена   классического

Средневековья - проповеди.

Информация о работе Культура средневековья