Культуралогия 20 в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 14:09, реферат

Краткое описание

XX век – век предупреждений, явно обнаруживший непригодность того образа жизни, который ведет сегодня человечество. Это век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.
На всех континентах разбуженное человечество бурлит, бунтует, ставит глобальные эксперименты на природе, в обществе, в духовной сфере. Рождается «массовая культура», и одновременно растут значимость отдельной личности, ценность уникальной человеческой жизни и судьбы.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольная по культурологии.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)
 
 
 

Тема: «Культура ХХ века» 
 
 
 

План 

   Введение...........................................................................................................3

   1. Основные  тенденции развития культуры XX века...................................4

    2. Противоречие  между человеком и машиной как источник кризиса                   культуры...........................................................................................................8

   3. Культура  и глобальные проблемы современности.................................13

   4. Постмодернизм  в культуре ХХ века.........................................................17

   Вывод...............................................................................................................21 

   Список  использованной литературы.............................................................23 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

       
            XX век – век  предупреждений, явно обнаруживший непригодность  того образа жизни, который  ведет сегодня человечество. Это  век парадоксов, возвестивший о вселенском неблагополучии. Успехи научно-технической революции позволили совершить переворот в производстве, быту, в сознании людей. Но цивилизация несет в себе разрушительный заряд, угрожающий самому существованию человечества.

      На  всех континентах разбуженное человечество бурлит, бунтует, ставит глобальные эксперименты на природе, в обществе, в духовной сфере. Рождается «массовая культура», и одновременно растут значимость отдельной личности, ценность уникальной человеческой жизни и судьбы.

      Все большую роль играют информационные процессы, а технико-технологические возможности XX века позволяют создать единую и целостную информационную систему, к которой в принципе может приобщиться каждый человек. Возникает перспектива развития коллективного интеллекта, единого духовного пространства, одновременно существует угроза через СМИ или интернет стандартизировать, унифицировать жизнь и сознание людей, культуру в целом. В то же время культурный мир XX века богат и многообразен, и это все больше ценится и понимается как его достоинство.

      В XX веке уже с первых его десятилетий  вызревали основные тенденции, которые  и определили культуру XX века как  переходную, где происходит глубинная  переоценка ценностей.

      Переходность  культуры XX века, постепенная смена  культурной парадигмы прослеживаются на разных направлениях культуры, в разных ее сферах. Покажем это на некоторых примерах.

      Культура XX века – культура переломная, а  не просто новый период ее истории. Эта культура кризисна в изначальном  смысле слова, неправильно было бы видеть в ней только линейно восходящее движение. Старое и новое не располагаются в истории культуры в элементарной последовательности, а действуют во взаимном пересечении. В культуре XX века с чрезвычайной и во многом определяющей силой проявляются особенности, присущие именно и исключительно переломному времени. Они проявляются не только в том – что и как отражает искусство (ниже речь пойдет в основном об искусстве как важнейшей части искусства), не только в развитии охранительных тенденций и в новаторстве, отвергающим художественный опыт прошлого, вплоть до отрицания возможности воплотить новые идеи в изобразительной форме, - но и в общем потрясенном состоянии, в которое приходит искусство, теряющее на великих исторических рубежах старую и обретающее новую почву для своего развития.

      Видоизменения, которые претерпевает культура XX века от этапа к этапу своего развития, концентрируются в стилевых, идейно-художественных явлениях и процессах. Но невозможно определить некий общий единый стиль искусства в XX в. и расположить в едином ряду стилевой эволюции все составляющие его художественные движения. Так скажем, кубизм не является следствием развития реализма рубежа ХIХ-XX вв. или же неореализм конца 40-х годов, не проистекает из абстракционизма или неоклассики 30-х годов и т.д. Более того, ни один из существующих в культуре XX в. даже самых крупных рядов стилевой революции не исчерпывает собой всего его развития и не охватывает это развитие в целом.

      Многообразие  ликов культуры XX столетия, различие способов отношения человека к миру и к себе подобным не должно скрывать сущностных моментов развития мировой культуры. Происходит становление единой общечеловеческой культуры, существующей и развивающейся через взаимодействие и взаимообогащение ее национальных форм. Культура XX столетия едина в своем многообразии. К общечеловеческим нормам, ценностям, формам восприятия и оценки мира человечество приходит в результате развития и взаимовлияния национальных культур. 

      1. Основные тенденции  развития культуры XX в. 

        В современной культуре широкое распространение  получили  гуманистические принципы и идеалы. Разумеется, гуманизм - достаточно многообразное понятие.

        Суть современного гуманизма  заключается в его универсальности:  он адресуется  каждому  человеку, провозглашает право каждого на жизнь, благосостояние, свободу. Иными словами, это не элитарный, а демократический гуманизм.

        Гуманистическая ориентация культуры XX в. Проявляет себя в различных  «мирах» современного общества - экономическом, нравственном, политическом, художественном и т.д. Эта тенденция определила, например, становление политической культуры в передовых  странах. Так, ценности современной политической культуры впервые зафиксированы в «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.).

         Идею всеобщего равенства выдвигало еще христианство. Христос учил: перед Богом все равны, ибо каждый человек, независимо от своего социального положения, обладает бессмертной душой. Однако христианская идея равенства носит скорее мистический характер. Ведь люди равны не в  реальной жизни, а в загробной. На земле же каждый должен смиренно нести свой крест, подобно Христу, так как существующие неравенства социальной, классовой жизни, имущественные различия предопределены Богом.

        Другим важнейшим итогом развития  культуры, воспринятой в нашем  столетии, является установка на научно-рациональное познание мира и связанная с ней социокультурная система - наука. Еще в XIX в. появляются  первые признаки того, что наука стала, мировой, объединив  усилия ученых разных стран. Возникла, развилась в дальнейшем интернационализация научных связей. Расширение сферы применения науки в конце XIX - начале  XX в. привело к преобразованию жизни десятков миллионов людей, живших в новых промышленных странах, и объединению их в новую экономическую систему.

         Техногенное отношение к природе  как к средству удовлетворения  не духовных, а сугубо технических  потребностей становится в первой  половине XX в. одной из ведущих  тенденций в развитии культуры.

        Оптимистическое миросозерцание, обусловленное  успехами научной мысли, воплощенной в мировой промышленности и технике, преобразующих лик планеты, послужило основой для возникновения характерного для человека XX в. ощущения космичности своего бытия.

        Космизм - уникальное, интереснейшее  явление современной культуры. В работах известных космистов В.И.Вернадского, А.Л.Чижевского, Тейяра де Шардена были поставлены принципиально новые проблемы космической роли человечества, единства человека и космоса, морально-этической ответственности в ходе космической экспансии человечества. Эти идеи возникли, прежде всего, на отечественной почве, ибо для русской культуры характерно представление о человеке как о личности активной, ищущей и одновременно укорененной во всеобщем, в целом.

          С наибольшей научной доказательностью и философской обоснованностью эти идеи были развиты выдающимся русским мыслителем, ученым-естествоиспытателем, стоящим у истоков современной геохимии и биогеохимии,- В.Л. Вернадским.

        Основной труд В.И.Вернадского  - «Научная мысль как планетное  явление» - отличается энциклопедичностью в обобщении, синтетическим подходом к эволюции Земли как  к единому геологическому биогенному социальному и культурному процессу. Осознавая пути эволюции и мировой культуры, мыслитель приходит к выводу о том, что деятельность человека не есть некое отклонение в эволюционном развитии. Под влиянием объединенного человечества биосфера закономерно перейдет в качественно новое состояние - ноосферу (от  слова «ноос» - разум). Человек и его разум не просто конечный результат эволюции, но одновременно и начало нового движения, создающего сферу разума, которая и будет являться определяющей силой эволюционного развития в будущем.

        Появление ноосферы связано, прежде  всего, с реальным процессом  экспансии разума, сознания в  эволюционный  процесс. Человек осуществил полный захват биосферы для жизни. Лик Земли, этого первого космического тела, которым владеет человечество, полностью преобразился. Все природные стихии: вода, земля, воздух захвачены человеком.

            Важнейшее основание для возникновения ноосферы -  объединение  человечества. Для B.И. Вернадского равноправие, братство, единение всех людей является, прежде всего, не нравственно-культурным требованием, прекраснодушным пожеланием, а природным фактом.  Возникает общечеловеческая культура; современные средства передвижения и передачи информации сближают людей; научная и техническая мысль все более интернационализируются. Несмотря на войны, межнациональные конфликты, человечество с необходимостью придет к единению.

        Главной же причиной создания ноосферы является наука,  становящаяся мощнейшей геологической и космической силой. С этим процессом связан триумф жизни и прекрасное гармоническое будущее людей. Эволюция  живого вещества, его усложнение и усиление сил разума во Вселенной есть процессы неизбежные.

        В культуре XX в. развилось противоречие,  проявившееся в противостоянии  двух установок: сциентистской  и антисциентистской.

        В основе сциентизма лежит  представление о научном знании  как о наивысшей культурной  ценности. Наука как  абсолютный эталон способна решить все проблемы, считают сциентисты, стоящие перед человечеством, -  экономические, политические, моральные и т.д.  Понятие «сциентизм» происходит от латинского слова «scientia» - знание, наука. Сциентисты утверждали: науке  все подвластно. Но не все в мире - наука. Например, существует сфера искусства, вера, человеческие чувства и   отношения.

           Антисциентизм появился как реакция  на преувеличение роли науки.  Для него характерно принижение  значения научного знания, обвинения науки в том, что она вызвала возможные кризисы: экономический, экологический, национальный. Его утверждение: «Наука - чума XX века».

        Однако культура XX в. отразила  тот кризис, в который медленно  входила техногенная цивилизация.  Современное  производство, породившее новый тип цивилизации, индустриальное общество, привело к действительному господству безличных экономических технологических,  политических структур над живой человеческой деятельностью, индивидуальным «Я» подлинной культуры.  Способ организации социальной жизни, который Л. Мэмфорд отразил в образе гигантской мегамашины, получил свое логическое завершение во второй половине XX в. Человек с присущей ему индивидуальностью и творческим потенциалом оказывается стандартной деталью социальной машины, функциональным придатком технологического процесса. Индивид пассивно воспринимает формы жизни, навязанные ему социумом,  и  перестает  жить  самобытной  свободной  жизнью. «Бегство от свободы» приводит к трагедийности личностного бытия,  порождает бессубъектные социокультурные формы.

        «Следствия этой машинизации  проистекают из абсолютного превосходства  механической предначертанности,  исчисляемости и надежности. Все,  связанное с душевными переживаниями  и верой, допускается лишь при  условии, что оно полезно для целей, поставленных перед машиной. Человек сам становится одним из видов сырья, подлежащего целенаправленной обработке. Поэтому тот, кто раньше был субстанцией целого и его смыслом - человек, - теперь становится средством».

        Вполне естественной выглядит в данной ситуации направленность социального познания эпохи индустриализма, исключающая уникальность человеческого «Я», культурного контекста в развитии  социума, инженерное мышление с ее стандартами, технологиями, измерениями становится образцовым в социальном познании.

Информация о работе Культуралогия 20 в