Культурно-досуговая деятельность за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 11:29, доклад

Краткое описание

Культурно-досуговая деятельность за рубежом - её особенности и признаки. Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в современном обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурно.docx

— 45.02 Кб (Скачать файл)

Культурно-досуговая деятельность – это процесс приобщения к культуре, который выражается в материальной и духовной форме. 

Культурно-досуговая деятельность функционирует в разнохарактерной, динамично развивающейся природной и социальной среде и представляет собой ценности, образцы и признанные способы поведения, объективированные в современном обществе, зафиксированные и передаваемые последующим поколениям в качестве результата.

Формы, методы и средства культурно-досуговой деятельности отражают уровень овладения человеком  духовной и материальной культурой.

Поэтому культурно-досуговая деятельность это исторически сложившаяся, конкретная система, представляющая собой единство всех культурных институтов и обладающая особой структурой художественного сознания, которая обуславливается общим социокультурным контекстом современности.

Также, культурно-досуговая деятельность – это целенаправленный процесс создания условий для мотивированного выбора личностью предметной действительности, а также перцептивно-коммуникативный процесс (восприятие и общение), определяемый её потребностями и интересами и способствующий усвоению, сохранению, производству и распространению духовных и материальных ценностей в сфере досуга.

Досуг – это форма действительности в свободное время, обеспечивающая отдых, органично совмещаемый с разносторонним физическим и духовным развитием личности; это система различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида. Проведение досуга способствует процессам рекреации человека, а также удовлетворению его потребностей в межличностном общении и различных развлечениях.

Понятие досуга неразрывно связано с понятием свободного времени, Свободное время – это часть общего, находящего в распоряжении человека в течение определенного периода, времени, остающегося у человека после выполнения им профессионально-трудовых, гражданских, семейных обязанностей, а также удовлетворения физиологических, санитарно-гигиенических и иных потребностей, которую он может использовать по своему усмотрению в соответствии со своими интересами и возможностями; это та часть нерабочего времени, которая остается у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат, а также один из параметров качества жизни.

С начала 21 века наблюдается  увеличение объема свободного времени, рост значимости досуга, выступающего в качестве общественной ценности, обладающей широкими возможностями для самореализации личности и удовлетворения её многообразных потребностей и интересов.

Культурно-досуговая деятельность призвана привлекать и приобщать человека к культуре через творчество, активный отдых, общение и развлечения. Досуг и культура неразрывно связаны, поскольку в досуге возможна реализация культурных, социальных и других потребностей человека, возникающих в определенных социально-культурных условиях. Формы и содержание досуга формируются в рамках культуры определенного общества, поэтому реализация досуга требует профессионального подхода к нему.

Культурно-досуговая деятельность влияет на изменение культурно-мировоззренческих  оснований того или иного общества, а также на изменение экономического статуса социально-экономической деятельности и последующую переориентацию на многообразный спектр реальных потребностей населения, проявившихся в период социальной дезинтеграции, разобщения, утраты ценностных ориентиров социального и личностного развития в том или ином обществе.

Культурно-досуговая деятельность проявляется в различных формах. Эти формы могут быть классифицированы по разным основаниям:

  1. По субъекту деятельности – культурно-досуговая деятельность в форме массовой, групповой или индивидуальной деятельности;
  2. По месту существования деятельности – домашние и внедомашние формы культурно-досуговой деятельности;
  3. По характеру организации деятельности – институциональные или общественно-организованные или неорганизованные формы культурно-досуговой деятельности;
  4. По наличию творческого элемента – активные и пассивные формы культурно-досуговой деятельности. К пассивным формам можно отнести чтение книг и журналов, просмотр телевизора, посещение кинотеатра. Активными примерами деятельности являются занятия художественным и техническим творчеством и т.д.

Культурно-досуговая деятельность играет огромную социальную роль, т.к. являясь конструктивной, она обогащает  духовный мир человека, формирует  его личность, развивает эстетически, нравственно и физически. Культурно-досуговая деятельность способствует умножению духовной культуры, содействует созданию культурной среды, положительно влияет на человеческие отношения.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурно-досуговая деятельность любой страны, в том числе и в странах за рубежом, осуществляется в соответствии с конституцией, а также в соответствии с разнообразными законами и нормативными актами того или иного государства.

Целями организации культурно-досуговой  деятельности являются:

  1. реализация конституционных прав граждан на доступ к культурным ценностям и информации;
  2. удовлетворение потребностей населения в сохранении и развитии традиционного художественного творчества, любительского творчества, другой самодеятельной творческой инициативы и социально-культурной активности населения;
  3. создание благоприятных условий для культурного досуга и отдыха жителей;
  4. удовлетворение потребностей населения в услугах социально-культурного, просветительского, оздоровительного и развлекательного характера;
  5. поддержка и развитие самобытных национальных культур, народных промыслов и ремесел.

В свою очередь, основными принципами организации культурно-досуговой деятельности являются:

  1. обеспечение конституционного права жителей на свободу творчества, равный доступ к участию в культурной жизни и пользованию услугами;
  2. доступность услуг, предоставляемых культурно-досуговыми организациями для всех слоев населения;
  3. общедоступность культурных ценностей;
  4. протекционизм в культурно-досуговом обслуживании социально и экономически незащищенных групп и слоев.

Говоря о зарубежных странах, стоит добавить, что рекреационные, культурно-досуговые законодательства в таких странах формируются  в высших законодательных инстанциях, а реализация государственной политики в области культурно-досуговой  деятельности является обязательной для федеральных правительств.

В зарубежных странах особое внимание уделяется культурно-досуговой  деятельности, поскольку считается, что отдохнувший и культурно-развитый человек принесет больше пользы, чем  необразованный и уставший человек. Поэтому целью досуговой культуры является улучшение качества жизни каждого индивида посредством его вовлечения в различные культурные, образовательные, развивающие мероприятия.

Так в Японии бытует мнение, что чем выше культура человека, тем выше производительность его труда. Творческий человек принесет больше пользы для социума. Поэтому немало сил в этой стране направлено на организацию культурно-досуговой работы. У японцев популярен активный отдых: на природе, занятие искусством. Досуговая деятельность в стране реализуется в клубах, домах творчества, научных культурных центрах, музеях, библиотеках, музыкальных кафе и т.д. В целях активизации развития воспитательно-досугового направления выпускается много литературы по досугу, проводятся Конгрессы, различные научные мероприятия и т.д.

А в Финляндии, например, проблемами организации досуговой деятельности, особенно деятельности молодежи, занимается Маннергеймская Лига защиты детей и молодежи, основная цель которой – способствовать формированию нравственной культуры и здорового образа жизни.

 Шведские культурные  центры направляют свои усилия  на решение различных социальных  проблем (связанных с профессионализацией  молодежи, адаптацией ее к рыночным  условиям, преодолением асоциальных  ситуаций и т.д.). В Швейцарии в целях как можно более полной реализации и раскрытия потенциала разносторонних человеческих возможностей активно привлекаются общинные центры, клубы, дома для подростков и молодежи и т.д. В целях развития творческого потенциала индивидов специалистами в области культуры и искусства, в частности, применяются анимационные средства.

Понятие «анимация» имеет латинское происхождение (anitа — ветер, воздух, душа; animatus — одушевление) и означает воодушевление, одухотворение, стимулирование жизненных сил, вовлечение в активность. Многообразие существующих форм и программ анимационной деятельности позволяет развести понятия «социально-культурная анимация», «рекреационная анимация», «туристская анимация». Социально-культурная анимация — это особый вид социально-культурной деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанный на современных технологиях (социально-педагогических, психологических, культурно-творческих и др.), обеспечивающих преодоление социального и культурного отчуждения. Рекреационная анимация — вид досуговой деятельности, направленной на восстановление духовных и физических сил человека. Туристская анимация — это разновидность рекреационной анимации, которая осуществляется на туристском предприятии (отеле), транспортном средстве (на круизном теплоходе, в поезде, в автобусе и др.) или в месте пребывания туристов (на городской площади, в театре или парке города и др.) для вовлечения туристов в разнообразные мероприятия через участие в специально разработанных программах досуга.

Продолжая рассмотрение подходов к культурно-досуговой деятельности в зарубежных странах, стоит отметить, что в США считается, что для формирования гармонично развитой личности для ребенка необходима семейная обстановка, атмосфера счастья, любви и понимания. С этой целью там разработана программа «Мир начинается с меня», направленная на формирование у ребенка навыков эмпатии (сочувствия, сопереживания). Все необходимые для формирования успешной личности навыки также приобретаются в начальных и старших классах, в высших учебных заведениях (колледжах, университетах), а также в разнообразных кружках, направленных на становление и развитие культурно-богатой и эмоционально-стабильной личности.

За рубежом считается, что для нормального функционирования социальных систем необходимо наличие досуга и возможностей для его благотворного использования, поэтому некоммерческие досуговые организации представляют собой довольно большой сектор в общей досугово-рекреационной сфере, обеспечивающий население большим объемом разно-профильных досуго­вых программ и услуг. По подсчетам, например, американских специалистов ежегодный объем финансовых расходов в рамках данного сектора в США превышает 15 миллиардов долларов.

В рамках данного сектора  функционируют многочисленные крупные  общественно-добровольные организации  и учреждения, например, молодежные организации "Бойскауты" и "Герлскауты". Но, кроме того, подавляющее большинство  официальных социальных институтов в США и Канаде рассматривает  организацию рекреационного обслуживания населения в качестве неотъемлемого  атрибута своей деятельности. Существует огромное количество различных больших  и малых досугово-рекреационных  объединений, созданных по инициативе и при активном руководстве таких  общественных институтов, как церкви, клубы, музеи,  профессиональные объединения, социальные службы,  спортивные объединения, больницы и т.д. Примечательно то, что такая деятельность строится на сугубо добровольных началах.

Конкретные цели деятельности этих многочисленных объединений могут  быть несколько различными, но их, несомненно, объединяет одна общая цель: служение общественным интересам посредством  привлечения граждан к культурно-ценностным видам досуговой деятельности и воспитания гражданской зрелости. Другими словами, деятельность общественно-добровольных организаций несет в себе яркий элемент социально-ориентированной миссии.

Общественно-добровольные организации  ставят своей целью воспитание в  своих членах гражданских качеств, способствуют поддержанию их хорошей  физической формы и сохранению здоровья, развитию творческих способностей и, таким  образом, вносят большой вклад в  дело формирования и поддержания благосостояния своего общества. Несмотря на значительный рост объема культурно-досуговых услуг в рамках государственного и некоммерческого секторов рекреационной сферы, наблюдаемый в течение нынешнего столетия, деятельность частных коммерческих фирм и компаний по освоению рекреационного рынка развивалась, безусловно опережающими темпами.

В настоящее время коммерческие структуры составляют подавляющее  большинство организаций, занятых  в сфере культурно-досугового обслуживания населения зарубежных государств. Основную цель деятельности коммерческих досуговых организаций трудно определить однозначно. С одной стороны, главная задача такого рода учреждений – извлечение финансовой прибыли. Однако для решения данной задачи коммерческие организации должны строить свою работу при строгом учете потребностей и интересов населения в сфере свободного времени. Таким образом, планируя получение максимальной прибыли, коммерческие досуговые организации осуществляют свою деятельность с учетом интересов и потребностей широкой клиентуры и на долгосрочной основе.

Информация о работе Культурно-досуговая деятельность за рубежом