Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 12:45, лекция
1. Культурно-исторические типы.
2. Античность как тип культуры.
2.1 Древнегреческий этап античной культуры.
2.2 Эллинистический этап античной культуры.
2.3 Римский период в развитии античной культуры.
Лекция №2
Культурно-исторические типы. Античность как тип культуры
2.1 Древнегреческий этап античной культуры.
2.2 Эллинистический этап античной культуры.
2.3 Римский период в развитии античной культуры.
1. Существенный вклад в осмысление проблемы соотношения культуры и цивилизации внес русский философ Н.Я. Данилевский (1822-1885). В частности, он сформулировал принципиально новую культурологическую концепцию, которая знаменовала разрыв с предшествовавшей традицией.
Данилевский считал, что в мире одновременно существует множество разнородных культур, или культурно-исторических типов, т.е. особых культур, которые раскрывают свои возможности в конкретные исторические периоды. По мнению философа, «человечество» - отвлеченное понятие. Оно лишено всякого действительного значения. На деле в мире одновременно сосуществует множество разнородных культур, или культурно-исторических типов.
Действительными носителями исторической жизни, по Н.Я. Данилевскому, являются «естественные группы», т.е. всякое племя или семейство народов, характеризующееся отдельным языком или группой языков и составляющее самобытный культурно-исторический тип, если оно уже вышло из младенчества и по своим духовным задаткам способно к историческому развитию.
Философ отвергал географическое деление общей культуры по частям света. Столь же ошибочным он считал разграничение истории на древнюю, средневековую и новую. Падение Римской империи в 476 г. до н.э., событие, ознаменовавшее конец древней истории и начало средневековья, имело значение для Европы, но отнюдь не для Китая и остальной части человечества. По Н.Я. Данилевскому, у культур Рима, Греции, Индии, Египта и других были свои древний, средневековый и современный периоды.
Он выдвинул идею о существовании множества цивилизаций, являвшихся выражением бесконечно богатого творческого гения человечества. Каждая из них возникает, развивает свои собственные формы жизни (язык, способы общения, труда, формы быта и т.д.), свои моральные и духовные ценности, а затем погибает вместе с ними.
Н.Я. Данилевский разделял все народы на три основных класса:
1) позитивных творцов истории, создавших великие цивилизации, или культурно-исторические типы;
2) негативных творцов истории, которые, подобно гуннам, монголам и туркам, не создавали великих цивилизаций; и, наконец,
3) народов, творческий дух которых по какой-то причине задерживается в своем развитии на ранней стадии и потому они не могут стать ни созидательной, ни разрушительной силой в истории. Они представляют собой «этнографический материал», используемый творческими народами для обогащения своих цивилизаций или придания импульса для их нового развития.
Лишь немногие народы смогли создать великие цивилизации и стать культурно-историческими типами. Всего философ насчитывал десять цивилизаций: египетская, индийская, иранская, еврейская, греческая, римская, новосемитская (аравийская), романо-германская (европейская). К этим несомненным, по Н.Я. Данилевскому, «естественным» группам он причислял два «сомнительных» типа цивилизаций: американскую и перуанскую (индейскую), погибших насильственною смертью и не успевших совершить своего развития. Что касается групп новой Америки (современных США), то их значение еще не было ему ясным. Он колебался, признать ли их особым культурно-историческим типом.
Русский философ, отмечал, что начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип сам вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций. Все культурно-исторические типы одинаково самобытны .и из себя самих черпают содержание своей исторической жизни. Но не все они реализуют свое содержание с одинаковой полнотой и многосторонностью. Интересно, как Н.Я. Данилевский сформулировал основные закономерности (законы) возникновения, роста и заката цивилизаций.
Любое племя или народ, говорящие на одном языке или принадлежащие к одной языковой группе, представляют собой культурно-исторический тип, если они духовно способны к историческому развитию и прошли стадию детства.
Для подлинного рождения и развития культуры народ должен достичь политической независимости.
Основные принципы бытия каждой цивилизации закрыты, т.е. недоступны другим народам. Так, многочисленные попытки распространить греческую цивилизацию среди неарийских или восточных народов потерпели крах... Англичане понесли аналогичное поражение, пытаясь перенести европейскую цивилизацию в Индию. Однако данная закономерность не распространяется на отдельные элементы или черты цивилизаций, которые могут передаваться от одной цивилизации к другой.
Простейший способ передачи - колонизация, таким образом, по мнению Н.Я. Данилевского, финикийцы перенесли свою цивилизацию в Карфаген, греки - в Южную Италию и Сицилию, англичане - в Северную Америку и Австралию.
Другой способ - прививка черенка на чужое дерево. Черенок остается чужеродным телом на дереве, эксплуатирует его, ничего не давая взамен. Эллинистическая Александрия была таким черенком на египетском дереве.
Третий способ - взаимное оплодотворение, при котором ценности одной цивилизации используются другой, если они ей подходят. Цивилизация данного культурно-исторического типа достигает своего полного расцвета, только если ее «этнографический материал» разнообразен и она обладает политической независимостью.
Существование культурно-исторических типов напоминает жизнь многолетних растений, период роста которых длится бесконечно, а период цветения и плодоношения относительно короток и вконец истощает их силы.
Первая стадия - возникновение великой культуры - может длиться очень долго. Она заканчивается тогда, когда культура переходит от этнографической формы существования к государственной.
На этой, второй, стадии оформляется культурная и политическая независимость.
Третья стадия - расцвет - представляет собой полное развитие творческого потенциала и реализацию идей справедливости, свободы, мудрости, социального и индивидуального благополучия. Эта стадия завершается с полным исчерпанием творческих сил цивилизации. Тогда нация окаменевает, становится нетворческой и распыляется, раздираемая внутренними противоречиями. Первая и вторая стадии могут длиться очень долго, последняя же — расцвет — обычно коротка и длится в среднем 400 - 600 лет.
Стадия упадка наступает несколько раньше, чем это можно наблюдать. Так упадок европейской цивилизации начался уже в XVIII в., однако явные его признаки проявились лишь в XX в., в зените ее расцвета.
Как считал Н.Я. Данилевский, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская - в религиозной, римская - в области права и политической организации. Прогресс человечества состоит, по Н.Я. Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.
Обоснование понятия культурно-исторического типа имело огромное значение для культурологии. Несомненно, на Земле существует множество культур, и они развиваются неодинаково. После работы Н.Я. Данилевского наши представления о культурном процессе стали глубже и богаче. Действительно, влияние одной культуры на другую не является всепроникающим.
Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие. Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов.
Хронологические границы древнегреческой цивилизации отсчитываются с момента переселения на Балканский полуостров и западное побережье Малой Азии трех кочевых племен: ахейцев, ионийцев и дарийцев (1500-1200 г. до н.э.) и завершаются общей датой для Древнего времени - V в. до н.э.
2.1. Древнегреческий этап античной культуры
Материальная культура Древней Греции
Близость моря и изрезанность береговой линии позволили грекам овладеть способом сравнительно безопасного кабатажного плавания, передвигаясь от острова к острову, заходя в многочисленные бухты. Благодаря морю, греки освоили рыболовство, судостроение, создали торговый и военный флот. Им были доступны длительные морские путешествия. Исследователь древней Греции А. Боннар считает, что поэма "Одиссей" представляет собой не что иное, как рассказы мореплавателей, авантюристов, путешественников, колонистов, людей, ищущих источники олова для изготовления бронзового оружия. Другими особенностями Греции были засушливый климат, плохие известняковые почвы, гористые местности, которые не позволяли получать большие урожаи. Лишь виноград и оливковые деревья давали более или менее стабильные урожаи и сырье для продуктов внешней торговли. Высокохудожественная керамика, мелкая скульптура также служили предметами вывоза. Торговые связи позволяли грекам получать не только товары, но особенно знания, касающиеся самых разных сторон жизни.
Экономическая деятельность
основывалась на натуральном хозяйстве, при котором каждая
греческая семья обеспечивала себя всем
необходимым. Семья трудилась в поле или
в ремесленной мастерской вместе с рабами
с той разницей, что наиболее тяжелая часть
труда приходилась на рабов, которых называли
"говорящими орудиями". Греки не считали
труд унизительным, подобно спартанцам
или римлянам, предпочитавшим труду производительному
труд военный. Наряду с рабским, был распространен
труд свободных в мастерских, на торговых
судах, в службах надзора и управления.
Греческие строители и архитекторы заложили
не только основы практики строительства
разных сооружений (храмов, причалов, палестр,
жилых домов, складских помещений), но
и теорию этого ремесла, написав множество
руководств. Торговля до введения денег,
которые они заимствовали у лидийцев,
имела меновый характер. С введением печатных
металлических денег (с VII в. до н.э.) стало
развиваться ссудное дело, появился слой
"банкиров", живших на проценты от
ссуд. Греческий город-полис
жил за счет сбора налогов, которые взимались
с каждого ввоза и вывоза, за пользование
гаванью, базаром, с продаж. Взимались
пошлины за рабов, в казну поступали пошлины
от штрафов, конфискованное имущество,
доходы с государственных серебряных
рудников.
Социально-политическая культура Древней Греции
На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Нередкими были случаи, когда одни города вступали в союз с неприятелем против своих соседей-греков. Греция дала миру многие формы государственного правления:
Полис состоял не только из городского, но и сельского населения, жившего в хорах (пригороде, селе). Центр города включал в себя рыночную площадь (агору) - место для проведения народных собраний, центр общественной жизни. По краям агоры размещались торговые лавки, театр, храм или храмы и булевтерий (место заседания совета старейшин)
Историк Фукидид свидетельствовал, что каждый гражданин спешил принять активное участие в общественной жизни из опасения, что без него события могут принять нежелательный оборот. Организацию общественной жизни обычно рассматривают либо на примере Афин, либо на примере Спарты. Это были государства с разным политическим устройством, разным образом жизни и культурными запросами. Спарта дала миру образец военизированного устройства, где все свободнорожденное население занималось воинской деятельностью. Спарта не оставила будущим поколениям богатого духовного наследия. Духовное наследие Афин, напротив, заложило мощный фундамент культурному развитию народов Средиземноморья.
Население делилось на четыре
класса. Полисом руководила выборная власть. Во главе стоял архонт или
стратег (во время войн), он опирался на
совет старейшин. Народное собрание состояло
только из свободных граждан Афин. Неграждане-иностранцы
и лица, рожденные от иностранцев, а также
женщины, участия в выборах не принимали.
Повседневной жизнью города управляли
различные службы. Избираемые квартальные
надзиратели (10 человек) ведали уличными
надзирателями, следившими за приличным
поведением уличных певиц, кефаристок,
флейтистов и т.п., были надзиратели на
базарах, на стройках (они следили за соблюдением
ширины улицы при строительстве новых
домов), порядком в храмах. Портовые надзиратели
отвечали за то, чтобы 2/3 ввозимого хлеба
продавалось в городе. Были надзиратели,
которые следили за качеством муки при
выпечке хлеба. Афинские чиновники носили
миртовый венок, когда находились при
исполнении служебных обязанностей, так
же как и ораторы, и члены Совета в Народном
собрании.
Общественная жизнь древнегреческих городов
знала периоды реформ. Так, для того чтобы
сломить обычай кровной мести, Драконт (VII в.
до н.э.) ввел Закон об обязательной передаче
дела об увечье или убийстве в суд. После
чего виновные должны были пройти религиозный
ритуал очищения. Во время его правления
впервые была осуществлена запись законов. Клисфен (VI в.
до н.э.) ввел реформы по изменению избирательных
порядков, чтобы отстранить от власти
родовую аристократию и привлечь новые
политические силы. Реформы Солона (VI в. до
н. э.) были направлены на то, чтобы гарантировать
дальнейшее развитие Афин как демократического
государства и т.п. В середине VI в. до н.э.
Перикл провел реформы в интересах средних
слоев населения.
Информация о работе Культурно-исторические типы. Античность как тип культуры