Культурные процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 21:10, реферат

Краткое описание

Для того, чтобы начать говорить о культурных процессах, необходимо знать, что из себя представляет понятие «культура». Итак, культура - 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру; в более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей; 2) уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности; 3) степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.

Вложенные файлы: 1 файл

культура.docx

— 21.68 Кб (Скачать файл)

1. Понятие о культурных процессах (прогресс, кризис, застой, регресс).

Для того, чтобы начать говорить о культурных процессах, необходимо знать, что из себя представляет понятие «культура».

Итак, культура - 1) совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом и характеризующих определенный уровень развития общества, различают материальную и духовную культуру; в более узком смысле термин культура относят к сфере духовной жизни людей; 2) уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности; 3) степень общественного и умственного развития, присущая кому-либо.

Тогда, культурные процессы - изменение во времени состояния культурных систем и объектов, а также типовые модели взаимодействия между людьми и их социальными группами. Хотя культурные процессы эмпирически проявляются в совокупности культурных событий, эти понятия не тождественны. Под процессами имеются в виду типические, универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации на основании общих признаков.

Культурные процессы- это прежде всего динамика культуры.

В конечном счете все культурные процессы функционально связаны с осуществлением и обеспечением коллективной жизнедеятельности людей, повышением уровня их социальной интегрированности, организацией, регуляцией, коммуникацией, социальным воспроизводством их сообществ, таким образом культура никогда не стоит на месте, она всегда находится в движении.

 Само понятие «культурных процессов» включает в себя: прогресс, регресс, кризис, застой. Рассмотрим эти понятия.

 Прогресс– движение вперед, от низшего к высшему, переход на более высокую ступень развития, изменение к лучшему; развитие нового, передового.

Прогресс распространяет свое действие не только на человеческое общество, но и на само историческое познание. Накопление знаний о прошлом, все более точное, полное и подробное выявление и изучение цепочек причинно-следственных связей должны были привести в конце концов к формулированию строгих законов исторического развития. Эти законы уже имели ту или иную абстрактную философскую формулировку. Необходимо лишь конкретизировать их в применении к эмпирическим историческим данным. Но реальный исторический опыт показывает, что в любом обществе наряду с прогрессом непременно имеет место и регресс, что еще раз подтверждает законы цикличности и непрерывности исторического развития.

Регресс – понятие, обратное прогрессу -  возвращение, движение назад, переход от более высоких форм развития к более низким, изменения к худшему.

Рассмотрим прогресс и регресс на примере исторического развитии Древнего Египта.

Древний Египет –относится к так называемым первым «речным цивилизациям», которые характеризуются сильной деспотической властью, долгим периодом существования.

Весь Египет с раннединастического периода делился на две больших области: Верхний и Нижний Египет, имевшие по нескольку десятков областей, которые греки назвали номами.

Историю развития Египта можно разбить на 4 основных периода.

1. Древнее  царство (2800-2050 до н.э.) характеризуется укреплением государства и становлением могущества Египта за счет внешних походов. Как воплощение могущества фараонов строятся  пирамиды. 18 век до н.э. ознаменован окончанием строительства пирамид. Постепенно Древняя Цивилизация  приходит в упадок. Номы и связь номов с царством ослабевает. 2250-2050 гг. до н.э. являются временем первого распада Египта.

2.Среднее  Царство (2050-1580 г до н.э.)  характеризуется вторым распадом Египта (1750-1580 до н.э). В этот период на территории Египта появляются лошади, овцы, свиньи, волы. Ведутся хозяйственные работы, обширные строительства. Создаются нории - водяные колеса. С 16 в до н.э. начинается объединение Египта.

3.Новое  царство (16-11 в до н.э.)  знаменуется новым рассветом Египта, благодаря правлению таких фараонов как Тутмос, Аминхотеп и Рамзес.

4. Позднее  Царство (11-4 в до н.э.)  - власть фараонов становится всё слабее, Египет теряет своё могущество. 341 год является годом полного завоевания Египта Персами.

Наиболее известными памятниками архитектуры Древнего Египта являются пирамиды Гизы, пирамида фараона Хеопса, а также фигура сфинкса. Они отражают церемониальную упорядоченность и иерархию египетского общества.

В связи с дифференциацией населения на богатых и бедных, потребности этих слоев населения не совпадают. Первые возводят пирамиды, владеют золотом и драгоценностями,  завоёвывают новые земли, что, с одной стороны, развивает культуру, а также расширяет территории государства. Но с другой стороны бедняки, во много раз более многочисленный слой населения, отчаянно пытаются выжить за счет сельскохозяйственной деятельности и торговли. Это различие в стремлениях различных групп, внутренние противоречия социального характера привели к снижению обороноспособности страны, к ее внутреннему и внешнему ослаблению. Таким образом, эти проблемы являются ключевыми причинами регресса в историческом развитии Древнего Египта.

 Застой – отсутствие движения, развития, совершенствования; неподвижность.

Застой - явление, весьма характерное вообще для наиболее ранних цивилизаций, лишь только они достигали некоторой высоты: например, известный культурный застой и Китая, и Индии. В этих странах историческая жизнь зародилась раньше эпохи полного расцвета греческой цивилизации, а между тем и китайцы, и индийцы, довольно рано выработав свою культуру, страшно отстали от европейских наций, хотя предки последних только что готовились вступить в историческую жизнь, когда сама античная цивилизация уже успела отцвести. Это явление, т. е. отсталость китайцев и индийцев, по сравнению их с европейцами, может объясниться либо тем, что оба азиатских народа находились в более медленном, хотя и непрерывном движении, либо тем, что, сравнительно быстро достигнув сначала значительной культурной высоты, они впоследствии, так сказать, остановились в своем поступательном движении, застыли и замерли в традиционных формах быта. Известно, что в исторической литературе — и не без основания — составилось представление о застое как о характерной особенности истории обеих названных стран в течение целых столетий: застой обозначает едва заметное, крайне медленное движение, — так как абсолютного застоя не бывает.

Культурный застой Индии и Китая —многие историки готовы были объяснить такие случаи культурного застоя, встречающиеся в истории, по аналогии с жизнью индивидуума, естественно и необходимо приводящей к старости и оканчивающейся смертью: нация также исчерпывает свои силы, как индивидуум, и, старея, делается неспособной к дальнейшему движению. Как ни удобна эта аналогия для объяснений общего характера, она, во-первых, не может устранить необходимости в частных объяснениях для каждого отдельного случая, когда только мы имеем дело с прекращением исторического движения, а, во-вторых, сама по себе она основывается на гипотезе, доказательства которой весьма шатки и против которой, наоборот, можно привести немало веских доводов. Однако, культурный застой или регресс бывает большею частью результатом хотя и внутренних условий жизни народа, но таких, которые лежат не «в крови» последнего, якобы вырождающейся в силу самого процесса исторической жизни, а в социальных формах народа и его понятиях, раз те и другие принимают характер неблагоприятный и даже прямо враждебный всякому движению вперед.

И, наконец, кризис – решение, поворотный пункт, исход, резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние.

С наступлением XX века усилилось звучание трагической темы в творчестве мыслителей. Романтические идеалы и надежды, связанные с судьбами народа и родины, все больше сменялись скептицизмом, неверием и отчаянием, осознанием застойности.

Культура – как этап человеческой истории не развивается бесконечно. В ней заложены истоки последующих преобразований, как позитивных, так и способных к разрушению, гибели. На каждой ступени развития всякой культуры начинают обнаруживаться начала, которые порывают ее духовные основы. И становится очевидным, что культура не может удерживаться на той высоте, которой она достигает в период своего цветения, ее устойчивость ограничена во времени. Во всяком исторически сложившемся типе культуры выявляется срыв, неотвратимый переход в такое состояние, которое не соответствует традиционному пониманию культуры. Происходит кризис культуры.

Так или иначе, все культурные процессы представляют собой целеориентированную жизнедеятельностную активность людей и являются осуществлением более или менее типовой последовательности процедур:

    • осмысления людьми своих интересов и потребностей, возникающих в связи с какими-то обстоятельствами;
    • разработки технологий удовлетворения этих интересов и потребностей;
    • практического применения этих технологий и получения какого-то результата;
    • оценки эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатов преследуемым целям;
    • закреплении полученных результатов в нормах, правилах, стандартах, традициях и иную информацию о наиболее эффективных и приемлемых по социальным последствиям способах удовлетворения тех или иных интересов и потребностей людей.

 

Совокупность подобных "текстов" и есть культура данного сообщества.

 

2.1 Основные элементы  культуры

При всем различии конкретных толкований, последовательности изложения в социологической литературе, как правило, рассматриваются следующие элементы:

1. Язык рассматривается  как построенная определенным  образом знаковая система. Знаки  различают языковые и неязыковые. В свою очередь языки бывают  естественные и искусственные. Для  осуществления коммуникации человек  вырабатывает различные языки. Язык  рассматривается как смыслы и  значения, содержащиеся в языке, которые порождены социальным  опытом и многообразными отношениями  человека к миру.

2. Ценности, включающие смысложизненные ценности (представления о счастье, о цели, о смысле жизни), витальные, ценности общественного призвания, межличностного общения, демократических свобод, семьи).

Ценности - это предпочтительные для индивида или группы значения явлений. Это представления о значимом, важном, которые определяют жизнедеятельность человека, позволяют различать желательное и нежелательное, то к чему следует стремиться и чего следует избегать.

Различают ценности:

- терминальные (ценности  цели)

- инструментальные (ценности  средства)

3.Нормы, выражающие требования общества к поведению. Это волеизъявление, которое позволяет осуществлять социальный контроль и дает образец поведения.

Различают следующие виды норм:

-формализованные правила (все, что официально записано)

-правила морали (связаны  с представлениями людей)

-образцы поведения (мода)

4. Сложные образцы поведения: обычаи, традиции, обряды. Обычаи представляют  привычную социальную регуляцию, которая взята из прошлого. Традиции - элементы наследия, которые передаются  из поколения в поколение и  образуют преемственную связь  в человеческой истории. Обряды - стереотипы символических коллективных  действий, выражающих чувства.

Все эти элементы являются средством не только хранения и передачи опыта, но и средством преобразующей деятельности.

Культура это не вообще сознание, не просто ряд духовных элементов (представления, знания, убеждения, ценности, нормы и др.), а способ, метод ценностного освоения действительности. Это умения и навыки применения знаний, норм и т.д. Это то, что воплощается в практической деятельности, в устойчивых повторяющихся образцах и моделях деятельности.[3]

 


Информация о работе Культурные процессы