Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 23:58, контрольная работа
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие
культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Введение……………………………………………….. 3стр.
Беспрецедентный взлет русской культуры. Русский романтизм……………………………………………… 4стр.
Реализм в литературе, музыке, живописи…………… 7стр.
Тест……………………………………………………...11стр.
Заключение.…………………………………………….12стр
Список Литературы…………………………………….13стр
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И Федеральное государственное
бюджетное образовательное высшего профессионального образования | ||
«ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ» (ВЗФЭИ) |
|
ALL-RUSSIAN DISTANCE INSTITUTE OF FINANCE & ECONOMICS |
Филиал ВЗФЭИ в г. Архангельске |
Кафедра Философии, истории и права
Контрольная работа по дисциплине «Культурология»
Тема: Культурный взлет России в XIX в.
студента |
Батуева Дмитрия Александровича |
Номер личного дела |
№100.01/120046 |
Специальность |
Менеджмент |
Курс |
1 курс |
Группа |
вечер |
Руководитель |
к.и.н., доцент Шумилов В.В.. |
Архангельск 2010
Содержание.
Введение……………………………………………….. 3стр.
Беспрецедентный взлет русской культуры. Русский романтизм……………………………………………… 4стр.
Реализм в литературе, музыке, живописи…………… 7стр.
Тест……………………………………………………...
Заключение.…………………………………………….
Список Литературы…………………………………
Введение.
Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие
культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения.
Беспрецедентный взлет русской культуры. Русский романтизм.
Особую роль в развитии русского сознания XIX века сыграло масонство. Русское масонство ставило своей задачей поиск истинного христианства, христианства интерконфессионального. Масонские ложи стали первыми формами самоорганизации общества начала ХIХ века. Именно через масонские ложи в общественную мысль России проникают идеи всеобщего равенства, в организациях вольных каменщиков формируется нравственный идеал личности, идеи гуманизма, благородство. Именно внутри масонских лож созревали будущие тайные общества.
Формированию русского национального самосознания способствует война 1812 года и заграничный поход. Отечественная война сплотила людей различных сословий, выявила истоки национального единения. М.И. Муравьев-Апостол писал: "Мы были дети 1812 года, именно 1812 год, а вовсе не заграничный поход создал последующее общественное движение, которое было в своей сущности не заимствованным, не европейским, а чисто русским.'' Именно рост национального самосознания, чувство единства и близости со своим народом, подъем общенационального патриотизма не могли не создать новой духовной атмосферы в среде наиболее совестливых русских людей, рассматривавших российские проблемы как свои личные. Слой этих людей был немногочисленным, это был узкий слой русского образованного дворянства, оказавшегося между самодержавной монархией и темной крестьянской массой. Декабристское движение было чисто русским. Нация не может сложиться в условиях сословного деления общества. Средневековое представление о божественной освещенности социального неравенства людей окончательно разрушено буржуазными революциями ХVII–ХVIII вв. Русское сознание впитывает эти представления под влиянием событий 1812-1815 гг.
Декабристское движение наложило на русскую культуру особый отпечаток, который не исчерпывается идеями только политического свойства или одними теориями преобразования общества.
Декабристы проявили значительную творческую энергию в создании особого типа русского человека, по своему поведению резко отличающегося от того, что знала вся предшествующая русская история. Это поведение включало в себя желание действия, желание, взращенное в эпоху петровских реформ и преломившееся в новой обстановке противостояния всеобщему бездействию. Декабристы называли вещи своими именами вопреки этикету, считавшему дурным тоном вести речи на “мужицкие темы”. Их серьезное отношение к жизни было противоположностью некоего всеобщего шутовства, которое культивировалось в светских салонах или на дружеских пирушках. Это умение публично выражать свои мысли было совершенно новым для культуры российского дворянства, еще со времен императриц обученного иносказаниям и намекам. Образы людей порядочных, честных, романтически стремящихся к справедливости и свободе долго затем будут воссоздавать художники в своих стихах, романах и пьесах, картинах, театральных спектаклях.
Рост
национального самосознания находит
свое выражение в русском
Романтизм сумел выйти за пределы сословий оценки людей, переключиться на нравственные характеристики, проявить интерес к человеческой личности, нашёл в себе смелость признать одинаковое право на нравственное достоинство и в крестьяне, и в дворяне, В.М. Карамзин В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М. Кольцов составили мощное направление литературного романтизма в русской культуре, отразившее становление нации.
Реализм в литературе, музыке, живописи.
Русский романтизм отличает особая глубина страсти, поскольку русская культура и русское искусство гораздо теснее, чем в Европе, связаны с политической жизнью общества, с горячим гражданским чувством его художников, рождающим удивительный сплав любви к родине и ее народу и неприятия реалий жизни. Критический настрой мышления русской интеллигенции не мог оставаться в рамках романтизма, и бурное развитие русского искусства в XIX веке привели его к реализму. Мастерство гениев, которыми насыщен этот период культуры, требовало устремления к реальности, более верного и тщательного ее воспроизведения, к отысканию сущности поступков людей, всех процессов жизни отдельного человека и общества. Типический герой в типических обстоятельствах-эта сформулированная В. Г. Белинским особенность реализма становится основой того, что литература поднимается до уровня философских обобщений, выявления закономерностей в развитии общества. Но, пожалуй, весь XIX век русского искусства можно назвать пушкинской эпохой. И дело даже не в том, что Пушкин, как и надлежит гению, обладал “безмерностью в мире мер”, по выражению Марины Цветаевой. Пушкин был не только поэтом, литературным критиком и литератором, но и мыслителем в полном смысле этого слова. Знакомый с современным ему уровнем философского знания, он создавал бессмертные произведения, черпая вдохновение как в богатстве своего воображения, так и в логическом мышлении, позволяющем ему видеть в малом великое, в отдельном факте — тенденцию, обнаруживать и связывать противоположности.
Совсем иную
роль в русской культуре сыграл Федор
Михайлович Достоевский, который внес
неоценимый вклад в мировую культуру.
Обладая уникальным даром пророчества
и способностью к анализу человеческой
души, писатель исповедовал идеи, выходящие
за пределы представлений
Достоевский вошел в русскую литературу как сложившийся мастер. Уже в своих первых романах («Бедные люди») писатель обратился к проблеме «маленького человека». Однако, в отличие от своих предшественников, он не идеализирует бедность. Стремление показать реализм жизни заставило Достоевского отказаться от романтизации образов «простого народа». Он изображает их в соответствии с логикой характеров и правдой жизни.
60—70-е гг. стали самым важным
этапом в творчестве
Начало творческой деятельности Ивана Сергеевича Тургенева относится к 40-м гг., когда писатель увлекался философией романтизма. Под ее влиянием сформировалось жизненное кредо Тургенева — он был противником насильственных мер решения любых проблем, в том числе и социальных. Однако увлечение романтизмом прошло довольно быстро, и уже с середины 40-х гг. Тургенев становится писателем-реалистом.
На рубеже 40—50-х гг. в общественной жизни России все явственнее заявляло о себе новое поколение интеллигенции, отличавшееся резким радикализмом, неприятием крепостнических порядков. Тургенев первым из русских писателей вывел в своих романах «Накануне» и «Отцы и дети» героев, выражавших взгляды «новых людей». В этих романах он отразил конфликт поколений в форме антагонизма двух мировоззрений — дворянских либералов и революционеров-разночинцев. Взгляды новых героев эпохи писатель представил разрушительной силой, которая ломает привычные устои общественной жизни. При этом сам автор не одобряет их радикализма, но с симпатией и уважением относится к их нравственным устоям, смелости, самоотверженности, подвижничеству. Писатель (будучи сам дворянином) считает дворянство носителем высших духовных ценностей русской культуры. Вместе с тем он понимает, что «время» дворянства истекает и оно уже не способно активно противостоять экстремизму «новых людей». В своих романах писатель раскрывает лучшие черты русской дворянской интеллигенции, ее любовь к народу, преданность интересам страны. Эти качества служат оправданием того романтического пессимизма, которым проникнуты многие образы лучших людей дворянского сословия.
В русской музыке второй половины столетия отчетливо проступила тенденция к усвоению лучших достижений других видов художественной культуры, в особенности литературы. И это был не простой перевод с языка литературы на язык музыкальных образов; взаимодействуя с достижениями других искусств, музыка одновременно формировала свою картину мира и свои способы осмысления жизни и истории отечества. Поэтому музыкальное искусство этих лет отличается широким жанровым разнообразием. Совершенства достигло оперное искусство, которое использовало сюжеты русской истории, культуры, быта и раскрывало психологию национального характера. Появилась целая плеяда композиторов, в сочинениях которых центральное место занимали человек с его сложным душевным миром и народ, угнетенный, страдающий, но обладающий огромной нравственной силой. Назовем здесь А.П. Бородина («Князь Игорь»), МП. Мусоргского («Борис Годунов», «Хованщина»), Н.А. Римского-Корсакова («Псковитянка», «Царская невеста»).
Однако особую роль в музыкальной культуре пореформенного периода сыграл кружок петербургских композиторов, организованный М.А. Балакиревым и вошедший в историю под названием «Могучая кучка», или «Новая русская музыкальная школа». Этот коллектив, творческое содружество единомышленников, состоял из пяти русских композиторов — М.А. Балакирева, А.П. Бородина, Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргского и Н.А. Римского-Корсакова.
Тест
А-5; Б-6; В-1; Г-3; Д-2; Е-4
Заключение.
Несмотря
на то, что в истории практически
нет эпох, которые не оказали бы
сильнейшего влияния на последующий
ход развития культуры, XIX век в
России можно назвать самым ярким
ее этапом. Это период роста национального
самосознания, сформировавшегося в
процессе борьбы против французского
нашествия. Но одновременно с этим складывается
и развивается резко
Общественная мысль этого периода пытается найти разрешение главных проблем времени: государственного переустройства, крестьянской реформы и самого человека. Так ищется путь, по которому должно идти российское общество. Взгляды мыслителей кардинально разделяются: не только славянофилы и западники, но и петрашевцы, народники, социалисты и т. д. предлагают свои кардинальные способы разрешения российских проблем.