Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 01:15, реферат
Концепция Карла Густава Юнга стала символом бессознательных, а концепция Зигмунда Фрейда - подсознательных потребностей человека. Что в настоящее время активно используется современными авторами. Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга, как, впрочем, и у Фрейда, - лишь предмет психоанализа. Они не учитывали факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.
Карл Густав
Юнг и Зигмунд Фрейд - двое великих
ученых современности. Теория Фрейда произвела
фурор в мировой психологии, а
Юнг, как его последователь, развил
его идеи. Однако в их работах
есть и идеи, касающиеся культуры. Фрейд
и Юнг выработали собственные
культурологические концепции, которые,
хотя и во многом спорны, занимают достойное
место в системе
Всю свою жизнь Карл Густав Юнг уделял значительное внимание вопросам культуры. Если попытаться вкратце охарактеризовать его подход к сущности культуры, то его можно назвать психологическим. Как психиатру, ему немало приходилось заниматься проблемами личности и ее развития. Изучая эти вопросы, Юнг сделал вывод, что душевное развитие личности и ее болезни в значительной степени имеют корни в социально-культурных процессах.
Как и Фрейд, Юнг пытался методы психиатрии перенести по аналогии на культуру, увидеть в последней лишь одну из многочисленных сфер деятельности человека как индивида и социума в целом. При этом он напрочь отрицал особую конструктивную функцию культуры.
Изучая поведенческую мотивацию поступков как индивидов так и групп (причем, на различных уровнях - от малых групп до национальных сообществ включительно), Юнг выдвинул идею архетипа, некого глубинного, подсознательного фактора поведения.
По мнению Юнга, коллективное безумие современного ему мира, являлось закономерным следствием развития европейской культуры, особенно ее технократической направленности. История Европы - это история упадка символического знания. Торжество технической цивилизации куплено дорогой ценой - ценой отказа от единения с “душой” природы, от символа как образа бессознательной энергии. Символы, как считал Юнг, открывают человеку священное в природе и одновременно предохраняют его от непосредственного губительного соприкосновения с колоссальной психической энергией архетипов.
В центре юнговской концепции культуры лежит “коллективное бессознательное”. Оно, по словам Юнга, идентично у всех людей и образует тем самым всеобщее основание душевной жизни каждого, будучи по природе сверхличным. В этой предпосылке юнговской теории мы можем легко проследить определенную аналогию с фрейдовской концепцией “суперэго”.
По мнению Юнга, “коллективное бессознательное” передается по наследству и является базой, на которой вырастает человеческая психика. Под влиянием врожденных программ, универсальных образцов поведения, появляются не только элементарные “животные” поведенческие реакции, вроде безусловных рефлексов таких как либидо, но также и восприятие, мышление, воображение и т. п. Содержанием “коллективного бессознательного” являются общечеловеческие первообразы - архетипы (например, образ матери-земли, мудрого старца, демона и т. д.). Архетипы выражаются как в мифах, так и в магии, алхимии и т. д.
Юнг придавал
огромное значение
Хотя впервые
об архетипах заговорил именно
Юнг, он сам утверждал, что
сам феномен архетипа знаком
человечеству уже давно,
Многие современники Карла Густава Юнга восприняли его идеи в штыки, как восприняли в начале и идеи Фрейда. Теперь, несколько десятилетий спустя, можно сказать, что определенный отбор среди идей Юнга завершен. Многие постулаты признаны, некоторые отвергнуты.
И все же, интерес к идеям автора теории “архетипов” сохраняется и по сей день. Первые шаги культура делала не только под воздействием сознания, в то время еще слабого и неоформившегося, но и под влияние мощных толчков подсознания, которое преобладало в мотивации и поведении первобытного общества. Это влияние оставило след в мифах, религии, символике и многом другом. Поэтому было бы несправедливо и опрометчиво видеть в трудах Карла Юнга лишь абсолютацию мистического и иррационального в сознании личности. Нужно отдать должное той стройной, убедительной и во многом справедливой теории, которую создал Карл Густав Юнг.
" ..."Культура"
обозначает всю сумму
...К культуре мы относим все формы деятельности и все ценности, которые приносят человеку пользу, подчиняют ему землю, защищают его от сил природы и т. п." (Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. Стр. 19-21)
Культура, по
Фрейду, основана на отказе от
удовлетворения желаний
Внимание
ученого было привлечено к
проблемам формирования и
Надо заметить,
что Фрейд переносит на все
человечество психологические
Рассматривая
культуру со стороны невротика,
Следует подчеркнуть, что фрейдовский термин "культура" в большинстве случаев оказывается равнозначным понятию "общество". В наиболее развернутом определении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что она охватывает все приобретенные людьми знания и способы, чтобы господствовать над силами природы и добывать блага для удовлетворения человеческих потребностей, и в то же время она включает все институты, регулирующие отношения между людьми, в особенности распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, антикультурные традиции и что эти стремления у значительного количества лиц настолько сильны, что определяют их поведение среди других.
Можно сказать,
что человек как бы находится
между двух огней. С одной
стороны, культура угнетает
В целом,
на взгляд некоторых
В заключении можно отметить, что концепция Карла Густава Юнга стала символом бессознательных, а концепция Зигмунда Фрейда - подсознательных потребностей человека. Что в настоящее время активно используется современными авторами. Определенной ошибкой, точнее, упрощенным взглядом на вещи, можно считать то, что культура у Юнга, как, впрочем, и у Фрейда, - лишь предмет психоанализа. Они не учитывали факт комплексности и неоднородности явления культуры, что привело к определенной однобокости теории.
Информация о работе Культурологическая концепция Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейда