Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 18:45, доклад
Русский географ, историк, публицист и общественный деятель Лев Ильич Мечников (1838-1888) в истории социологии известен как представитель географического направления. На формирование социально-политических воззрений Л.И. Мечникова существенное воздействие оказали европейские позитивисты О. Конт и Г. Спенсер, а также анархисты П. Прудон, М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин, переписка и сотрудничество с Н.Г. Чернышевским в издании журнала "Современник" и с А.И. Герценом в издании газеты "Колокол".
Культурологические воззрения Л. Мечникова.
Русский географ, историк, публицист и общественный деятель Лев Ильич Мечников (1838-1888) в истории социологии известен как представитель географического направления. На формирование социально-политических воззрений Л.И. Мечникова существенное воздействие оказали европейские позитивисты О. Конт и Г. Спенсер, а также анархисты П. Прудон, М.А. Бакунин и П.А. Кропоткин, переписка и сотрудничество с Н.Г. Чернышевским в издании журнала "Современник" и с А.И. Герценом в издании газеты "Колокол". Л.И. Мечников называй Н.Г. Чернышевского своим учителем и призывал следовать его "антропологическому принципу в философии". Многолетнее научное сотрудничество и личная дружба с известным французским географом, социологом и теоретиком анархизма Жаном Элизе Реклю оказали значительное влияние на воззрения русского социолога. Знакомство же с Г.В. Плехановым и с произведениями К. Маркса и Ф. Энгельса не оставило заметного следа в его научных публикациях, хотя в некоторых из них он отмечал положительные моменты научных трудов К. Маркса.
Перу Л.И. Мечникова принадлежит более 400 работ, многие из которых до сих пор не опубликованы и даже не собраны воедино. В своих работах Л. И. Мечников пропагандировал передовые для своего времени научные и общественные идеи, подвергал критике теологическую философию истории, субъективизм и органическое направление в социологии, социал-дарвинистские и мальтузианские расовые концепции, отстаивал идеи анархизма и утопического социализма. К основным публикациям Л. И. Мечникова социологического характера относят такие, как "Вопросы общественности и нравственности" (1879), "Социологические очерки" (1880), "Школа борьбы в социологии" (1884). Главный социологический труд Л.И. Мечникова "Цивилизация и великие исторические реки" был издан посмертно на французском языке в 1889 г., а в русском переводе - в 1897 г.
Л.И. Мечников в системе наук выделял три следующие одна за другой в порядке возрастающей сложности и большей изменяемости процессов и форм области знания:
1) науки о неорганической
эволюции, основным законом которой
является закон всемирного
2) науки об
органической эволюции, основным
законом которой является
3) науки о социологической
эволюции, основным законом которой
является закон кооперативного
труда и социальной
С точки зрения Л.И. Мечникова, в истории социологической мысли можно выделить три направления: платоновское, поздними представителями которого являлись Т. Кампанелла и Ж.-Ж. Руссо; аристотелевское - Н. Макиавелли и Ш. Монтескье и систематическое, к которому принадлежали Дж. Вико и О. Конт. Высоко оценивая методологическое значение позитивизма О. Конта и Г. Спенсера, русский социолог, однако, отмечал, что "теория Конта уже устарела и слаба по своей сущности", что "контовский закон трех состояний" далеко не может считаться обязательным для современного историка философии, а органическая концепция Г. Спенсера "страдает нестройностью, избытком системности, вовсе ненаучным изложением". Специфику социологии как позитивной науки Л.И. Мечников видел в том, что она "интересуется исключительно явлениями общественно-солидарного порядка", изучает те явления и процессы, в которых имеет место кооперативное начало. Под кооперацией он понимал "объединение более или менее многочисленных усилий отдельных особей, направленное для достижения общей цели". Кооперативное начало усматривалось им уже в органическом мире и выделялись три ступени эволюции кооперации. Первая ступень кооперации основана на простой механической связи отдельных клеток организма человека. Вторая ступень - на физиологической необходимости сотрудничества с другими членами общества. Третья ступень - на добровольных и свободных отношениях в сообществах.
В отличие от биологии, которая изучает явления борьбы за существование в растительном и животном мирах, социология, с точки зрения Л.И. Мечникова, призвана исследовать "только проявления солидарности и объединения сил" в мире людей. Законы биологии, утверждал он, не способны объяснить общественные явления, ответить на вопросы о том, как природная среда влияет на судьбы людей и каким образом общество воздействует на окружающую среду. Не отрицая полезности некоторых аналогий общества с биологическим организмом, считал, что в социологии нельзя "применять биологические законы", что только одними биологическими законами нельзя разрешить вопросы социологии.
Для Л.И. Мечникова важнейшая проблема социологии, без решения которой история общества "представляет лишь бессмысленный склад событий" - выяснение истоков и сущности социального прогресса. История, изучающая события и деяния народов в их "хронологическом беспорядке", заявлял он, дает только материал для теории социального прогресса. Выработать же теорию социального прогресса, в его понимании, способна только социология, задача которой определить, в чем состоит прогресс общества, и выяснить - по какому признаку "можно узнать прогрессирует ли данное общество".
Истоки социального прогресса Л.И. Мечников находил уже на этапе возникновения общества в стремлении людей к солидарности. По его представлению, общество начинается там и тогда, где и когда несколько человек объединились для достижения общей цели. Решающим фактором становления общества признавался тот момент, когда из двух направлений взаимодействия индивидов - борьбы и сотрудничества - последнее становится преобладающим и приобретает форму кооперации. Сотрудничество людей в форме кооперации он называл социальной солидарностью.
Л.И. Мечников утверждал, что людям присущи два вида социальной солидарности: принудительная и добровольная. Смысл прогресса общества виделся ему в укреплении социальной солидарности и постепенном переходе от кооперации, основанной на принуждении, к добровольному союзу. В работе "Цивилизация и великие исторические реки" социолог выделяет три этапа эволюции общества. Низший этап характеризуется существованием общественных организаций, созданных принуждением и устрашением. Переходный этап характеризуется дифференциацией частей общества и разделением труда, доводимого до степени "мелочной специализации". Высший этап характеризуется процветанием создавшихся по своему почину общественных организаций с явно выраженными индивидуальными склонностями и сознательными интересами.
Взяв в качестве критерия общественного прогресса достигнутый обществом уровень социальной солидарности, Л.И. Мечников соотнес его с ростом свободы и уменьшением принуждения. Отсюда выведенная им "формула" общественного прогресса была следующей: социальный прогресс находится в обратном отношении к степени принуждения, насилия и власти, проявляющихся в общественной жизни, и наоборот, в прямом отношении к степени развития свободы и самопознания или безвластия, анархии.
Свое понимание социального прогресса Л.И. Мечников пытался связать с некоторыми идеями анархизма. Развитие общества он представлял как постепенный переход от деспотизма к анархии вследствие уменьшения подчинения людей и увеличение осознанной свободы и самостоятельности. В статье "Эволюция и революция" социолог утверждал, что "эволюция имеет цель", а закон будущего человечества - это анархия, которая будет достигнута, если не вмешиваться в естественное течение явлений.
В концепции социального прогресса Л.И. Мечников не отрицал деления общества на классы и считал его неизбежным. Классовая борьба рассматривалась им как промежуточное явление, необходимое для ранних этапов развития человечества. По мере своего развития, утверждал он, классовое общество будет преодолевать социальные противоречия и двигаться от противостояния и борьбы к согласию, от угнетения личности к ее полному освобождению. Л.И. Мечников верил, что наступит время, когда полностью воплотятся провозглашенные Великой французской революцией принципы свободы, равенства и братства. Свобода проявится в отсутствии всякого принуждения личности, равенство - в ликвидации всех форм социального неравенства, а братство - в утверждении добровольной солидарности.
Мировую известность как социолог Л.И. Мечников получил после выхода его главного сочинения "Цивилизация и великие исторические реки". Одним из первых эту работу высоко оценил Г.В. Плеханов, отметив в варианте рецензии на нее, что автор затрагивает самые основные вопросы философии истории и для некоторых из них дает вполне удовлетворительное решение, которое можно признать "частным случаем материалистического взгляда на историю".
Л.И. Мечников считал, что учение о социальной солидарности и социальном прогрессе, объясняя источник развития общества, не способно ответить на вопрос о том, почему одни страны и народы уходят вперед, а другие отстают в своей эволюции. Ответ на этот вопрос он предложил в своей географической теории цивилизации. В отличие от западных представителей географического направления в социологии Ш. Монтескье, Г. Бокля, К. Риттера, которые ограничивались признанием влияния природы на функционирование общества, русский социолог впервые исследовал не только непосредственное воздействие "физико-географической среды" на социальные отношения людей, по и рассматривал влияние общества на природу. Согласно его мнению, естественная среда изменяется под воздействием труда многих поколений людей, которые являются истинными творцами всех культурных преобразований на земле, используя для этого свои способности к коллективной деятельности и созданные ими технические достижения.
Под "физико-географической средой" Л.И. Мечников понимал ту часть окружающей людей природы, которая вовлекается ими в процессы жизнедеятельности и изменяется под ее воздействием, становясь "очеловеченной природой". Согласно его точке зрения, географическая среда эволюционирует во времени, расширяясь "вместе с прогрессом цивилизации".
Прежде чем выявит главный фактор влияния географической среды на развитие цивилизации, Л.И. Мечников рассматривает различные природные факторы: геосферу, гидросферу и атмосферу, в том числе и Солнечную систему, главным образом Солнце, которые влияют на социальную жизнь людей самым различным способом, "поощряя или затрудняя развитие солидарности и взаимопомощи между людьми". Так, он отмечал, что теплый и влажный климат на заре существования человеческого общества способствовал развитию древних цивилизаций.
В качестве главного фактора воздействия географической среды на развитие цивилизации Л.И. Мечников признавал гидросферу: реки, моря, океаны, которые более всего содействуют или тормозят развитие цивилизации. По мнению ученого, гидросфера, с одной стороны, является важнейшим условием экономической жизни людей, а с другой - формирует у них определенный психологический склад и уровень социальной солидарности. С его точки зрения, влияние гидрологического фактора на судьбы народов происходит не непосредственно, а через кооперацию, так как водную стихию люди могут покорить только совместными коллективными усилиями. Он утверждал, что, например, "под страхом неминуемой смерти река-кормилица заставляла население соединять свои усилия на общей работе, учила солидарности".
Л.И. Мечников доказывал, что основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки, что первые известные цивилизации зародились на берегах великих исторических рек: Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы, так как борьба с их стихийными проявлениями требовала от людей совместных действий и объединения в кооперации. Другие, даже более могущественные реки, не могли стать очагами цивилизации, потому что создавали народам, селящимся на их берегах, благоприятные условия и не требовали специального объединения для совместных усилий в борьбе со стихией. Дальнейшее развитие цивилизации было связано с освоением народами морей и океанов. Ученый полагал, что те народы, которые остались жить на прежних местах, сходили с главного пути общественного прогресса, а их государства приходили в упадок.
Исходя из своей концепции, Л. И. Мечников выделял три периода в истории всемирной цивилизации:
1) речной - Древние
века (Подневольная социальная
2) средиземноморский - Средние века (Подчиненная социальная солидарность; Олигархия форма правления гос-ва; Крепостничество форма организации труда)
3) океанический, открывающий Новое время (Свободная социальная солидарность; Либеральная демократия форма правления гос-ва; Система наемного труда форма организации труда)
Каждый период, в свою очередь, он подразделил на две эпохи. В первом речном периоде - это эпохи изолированных народов первоначальных международных сношений и сближений народов. В средиземноморском периоде - это Средиземного моря и морская эпоха. В океаническом периоде - это атлантическая и всемирная эпохи.
Опираясь на факты из истории речной цивилизации, Л.И. Мечников утверждал, что Египет, Месопотамия, Индия и Китай, которые возникли на берегах великих исторических рек, были поставлены географическими условиями перед альтернативой: либо солидарность, либо смерть. Чтобы выжить в этих условиях, людям необходимо было скооперироваться и объединенными усилиями вести ирригационные работы, бороться с разливами рек, использовать водные пути как средства коммуникации с другими народами. В средиземноморский период, охватывающий время от основания Карфагена до распада империи Карла Великого, и в океанический период, начало которому положило открытие X. Колумбом пути в Америку, освоение и пользование новых видов водных пространств потребовало от людей изменения характера солидарности и совершенствования технических средств покорения водных стихий.
Несмотря на то, что Л.И. Мечников выделял географический фактор в качестве определяющего общественное развитие, он не был приверженцем географического детерминизма. Для него географическая среда - это лишь условие, которое может либо содействовать, либо замедлять процесс развития цивилизации. Наряду с географическим фактором Л.И. Мечников отмечал влияние на общественную жизнь демографического, экономического, научно-технического и политического факторов. Главным же источником эволюции общества он признавал стремление людей к солидарности и кооперации, умение приспособить окружающую среду к своим потребностям, активное воздействие на природу с целью изменить ее. Общество, по его мнению, изменяется не столько под воздействием географической среды, сколько в результате незаметного труда миллионов людей. В своей культурно-исторической концепции развития цивилизации Л.И. Мечников делал акцент на нравственной стороне социального прогресса, тем самым переходя от натуралистической социологии к социологии субъективной.
Информация о работе Культурологические воззрения Л. Мечникова