Терминология
Термин «культурология» был
предложен [1][2] известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины
как самостоятельной науки в комплексе
социальных наук. Культурология является
интегративной сферой знания, рождённой
на стыке философии, истории, психологии, антропологии, языкознания, этнографии,религии, социологии и искусствоведения. Однако, в зарубежной научной классификации
культурологию как отдельную науку не
выделяют[3]. Данная область знаний в англоговорящих
странах называется Cultural studies, а в немецкоговорящих
странах — Kulturwissenschaft. Феномен культуры
в Европе и Америке понимается преимущественно в социально-этнографическомсмысле, поэтому основной наукой считается культурная антропология.
[править]Предмет культурологии
Предмет культурологии — исследование
феномена культуры как исторически-социального
опыта людей, который воплощается в специфических
нормах, законах и чертах их деятельности,
передаётся из поколения в поколение в
виде ценностных ориентиров и идеалов,
интерпретируется в «культурных текстах»
философии, религии, искусства, права.
Смысл культурологии на сегодняшний день
в том, чтобы учить человека на уровне
культуры, как её создателя. В зависимости
от целей и предметных сфер, уровня знания
и обобщения выделяют фундаментальную
и прикладную культурологию. Фундаментальная изучает
культуру с целью теоретического и исторического
познания этого феномена, занимается разработкой
категориального аппарата и методами
исследования; на этом уровне можно выделить
философию культуры. Прикладная,
опираясь на фундаментальные знания о
культуре, изучает отдельные её подсистемы —
экономическую, политическую, религиозную,
художественную — с целью прогнозирования,
проектирования и регулирования актуальных
культурологических процессов.
[править]Метод культурологии
В основе культурологических исследований
лежит принцип единства
логического и исторического подхода к изучаемым культурам. Логический
метод: предшествует историческому. Исследователь
создаёт общий взгляд на данную культуру,
сравнивает с другими; Исторический метод:
направлен на изучение того, как данная
культура возникла, какие этапы в развитии
проходила и чем она стала в своём зрелом
виде. Для изучения истории культуры, применяют
различные варианты исторического метода: —
Генетический: направлен на обнаружение
генезиса. — Сравнительно-исторический:
сопоставление периодов развития данной
культуры или следующих друг за другом
культур (диахронический метод), а также
сопоставление сосуществующих культур
или культурных явлений (синхронический
подход). Сравнительный подход является
основой современной компаративистики
(методология сравнительно-исторических
исследований).
[править]Основные школы культурологии
[править]Общественно-историческая
школа
Общественно-историческая школа имеет
наиболее давние, «классические» традиции
и восходит к Канту, Гегелю и Гумбольдту, группируя вокруг себя преимущественно
историков и философов, в том числе и религиозных.
Её представителями считают иногда: в
Западной Европе были Шпенглер и Тойнби, а в России — Н. Я. Данилевский.
Главными особенностями общественно-исторической
школы являются органицизм культур
(в каждой культуре есть периоды
рождения, роста, расцвета, увядания и
гибели), деление на типологии, локальность,
отсутствие единой линии культур.
[править]Расово-антропологическая
школа
Основная статья: Расово-антропологическая школа
Основная идея этой школы — показать
решающее влияние расового фактора на историческое и культурное
развитие. По мнению представителей данной
школы, расы не равны между собой, что обуславливает
неравенство создаваемых ими ценностей.
Всё поведение людей детерминировано
биологическим происхождением, расовые
смешения вредны, так как они наносят урон
развитию культуры. Основные представители: Жозеф Гобино, Людвиг
Вольтман, Жорж Лапуж.
[править]Социологическая школа
В центре культурологического внимания
представителей данной школы находится
само общество, его структура и
социальные институты. Определяющая идея
данной школы заключается в том,
что культура есть продукт общественный.
Основные представители: Томас Элиот, Питирим Сорокин, Альфред
Вебер.
[править]Символическая школа
Самая молодая и одна из самых
влиятельных современных школ. Все
процессы, происходящие в культуре,
рассматриваются представителями
данной школы как чисто коммуникационные.
Культура понимается как некая знаковая
система, созданная человеком в
силу присущей только ему способности
к символизации, а через неё —
и к взаимной информации. Основные представители: Фердинанд де
Соссюр, Эрнст Кассирер, Клод
Леви-Стросс.
[править]Культурология в России
Становление культурологической науки
в России связано с деятельностью
выдающегося советского-армянского
ученого Э.С. Маркаряна (1929-2011) и его
первыми научными исследованиями по
культурологии в 1960-1970-х гг., открывшими
новое направление в советской
науке [4]. На рубеже 1980-1990-х гг. культурология
в России получила официальное признание
и была легализована как направление науки
и направление высшего образования. За
последние десятилетия в России сложились
школы:
- философии культуры (А. И. Арнольдов, Г.
В. Драч, Н. С.
Злобин, М. С.
Каган, В. М. Межуев, Ю.Н.
Солонин, М. Б. Туровский и др.).
- теории культуры (Б. С. Ерасов, А. С. Кармин, Вал. А. Луков, А. А.
Пелипенко, Э. В. Соколов, А. Я.
Флиер и др.),
- истории культуры (С. Н. Иконникова, И.
В. Кондаков, Э. А. Шулепова, И. Г. Яковенко и др.),
- социологии культуры (А. С.
Ахиезер, Л. Г. Ионин, Л. Н.
Коган, А. И. Шендрик и др.),
- культурной антропологии (А.А. Белик,
Э. А. Орлова, Ю. М. Резник и др.),
- прикладной культурологии (О.Н. Астафьева,
И. М. Быховская и др.),
- культурологии искусства (К. Э. Разлогов, Н. А. Хренов и др.),
- семиотики культуры (Ю.М.
Лотман, В. Н.
Топоров, Вяч.
В. Иванов, Е. М.
Мелетинский и др.),
- культурологического образования (Г.
И. Зверева, А. И. Кравченко. Т. Ф. Кузнецова,
Л. М. Мосолова и др.).
С 1992 г. приступил к работе научно-исследовательский Российский институт
культурологии, а в 2006 г. было образованоНаучно-образовательное
культурологическое общество (НОКО), объединившее в своих рядах основную
массу российских культурологов. В вузах
России ведется широкая подготовка специалистов-культурологов,
диссертационными советами присваиваются
ученые степени по специальностям теория
и история культуры, философская антропология
и философия культуры. Как научно-исследовательское
направление культурология находится
на подъеме в связи с возрастающей значимостью
таких социокультурных процессов, как
«культуроцентрическая» тенденция развития
современного мира,глобализация, мультикультурализм и пр.
[править]Примечания
- ↑ White, L. (1959). The Evolution of Culture: The
Development of Civilization to the Fall of Rome. McGraw-Hill, New York.
- ↑ White, Leslie, (1975) “The Concept of Cultural Systems: A Key to Understanding
Tribes and Nations, Columbia University, New York
- ↑ Культурология. (рус.). Российский фонд фундаментальных исследований. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.Проверено 27 декабря 2009.
- ↑ Маркарян Э.С. Очерки теории культуры. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1969; Маркарян Э.С. О генезисе человеческой деятельности и культуры. Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1973 и др.
[править]Литература
- Астафьева О. Н., Разлогов К. Э. Культурология: предмет и структура // Культурологический журнал / Рос. ин-т культурологии. — 2010. — № 1.
- Ахутин А. В. Парадоксы культурологии // В перспективе культурологии: повседневность, язык, общество / Рос. ин-т культурологии. — М.: Академический проект, 2005. — С. 10-47.
- Культурология. XX век. Энциклопедия в двух томах / Главный редактор и составитель С.Я.Левит. — СПб.: Университетская книга, 1998. — 640 с. — 10 000 экз, экз. — ISBN
5-7914-0022-5
- Доброхотов А. Л., Калинкин А. Т. Культурология: учебное пособие. М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА — М, 2010. — 480 с.: илл. — (Высшее образование).
- Пучков А. А.Архитектуроведение и культурология: Избранные статьи. — Киев: Изд. дом А. С.С, 2005. — 608 с. — ISBN
966-8613-06-6.
- Флиер А. Я. Культурология для культурологов. Учебное пособие. 2 переработанное издание. – М.: Согласие, 2010. – 672 с. – ISBN
978-5-86884-134-7
- Флиер А. Я. Культурология 20 – 11. – М.: Согласие, 2011. – 560 с. – ISBN
978-5-86884-141-5
- Флиер А. Я. Феномен культурологии: опыт новой интерпретации // Обсерватория культуры. 2011. № 2. С. 4-19.
[править]Ссылки
- Российский институт культурологии
- Институт истории культур (УНИК)
- Ассоциация культурологических кафедр и научных центров
- Культурологический журнал
- Книги по культурологии в библиотеке Гумер
- Костина А. В. Высшее культурологическое образование в XXI веке: перспективы развития // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 11 — Высшее образование для XXI века.
- Кузнецова Т. Ф. Динамика социогуманитарного знания: судьбы современной культурологии // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». — 2012. — № 2 (март — апрель) (архивировано в WebCite).
- Кузнецова Т. Ф. Картина мира как проблема в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 28-32.
- Культурология или cultural
studies?
- Луков Вл. А. Субъектная культурология
- Тарасов А. Б. Культурология праведничества // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 2. — С. 155-159.
- Хорина Г. П. Судьба социалистической идеи в России в курсе культурологии // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 43-45.
- Шендрик А. И. Об актуальности культурологии как науки и учебной дисциплины // Знание. Понимание. Умение. — 2005. — № 4. — С. 24-28.