Культурология как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:44, доклад

Краткое описание

Культурология— наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определился. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 18.41 Кб (Скачать файл)

     Культурология— наука, изучающая культуру, наиболее общие закономерности её развития. Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология находится еще в стадии становления, поиска своего предмета и методов, ее научный статус до конца не определился. Смысл культурологии на сегодняшний день в том, чтобы учить человека на уровне культуры, как её создателя. В зависимости от целей и предметных сфер, уровня знания и обобщения выделяют фундаментальную и прикладную культурологию.  

     Фундаментальная изучает культуру с целью теоретического и исторического познания этого феномена, занимается разработкой категориального аппарата и методами исследования; на этом уровне можно выделить философию культуры.

     Прикладная, опираясь на фундаментальные знания о культуре, изучает отдельные её подсистемы — экономическую, политическую, религиозную, художественную — с целью прогнозирования, проектирования и регулирования актуальных культурологических процессов.

     В то же время, эта наука является интегративной сферой знания. То есть, она рождена на стыке других предметов. Среди них: философия, история, психология, антропология, языкознание, этнография, религия, социология и искусствоведение. Иными словами, кульурология - наука, формирующаяся на стыке социального и гуманитарного знания о человеческой культуре как целостностном феномене.

     Научное изучение культуры, осуществляемое этнографами, филологами, социологами (именно они  могут претендовать сегодня в  первую очередь на звание культурологов), позволяет увидеть в культуре не одномерную величину, а сложное  многомерное образование. Полное знание о культуре возникает на пересечении антропологического, гуманитарного и социологического знаний. В культурологии выделяют следующие подразделы: теория культуры (философия культуры), история культуры (мировая художественная культура), прикладная и эмпирическая культурологии (антропология и социология культуры. Культуролог чаще всего обращается к методам философии, логики, социологии, языкознания, психологии, семиотики, историческим методам, а также к аналитическим процедурам междисциплинарного плана — структурно-функциональному подходу, методу моделирования и др.

     В Оксфордском словаре указывается  на то, что слово Kulturologie впервые использовал  немецкий ученый В. Оствальд в 1913, а  английский термин culturology первым употребил  в 1949 американский антрополог Л. Уайт. После чего термин культурологии  встречался в литературе лишь несколько  раз — в 1949,1956,1957.

     В словаре Вебстера фиксируется: «Culturology — наука о культуре; более специальный  смысл: некая методология, связанная  с именем американского антрополога  Л. Уайта, который рассматривал культуру в качестве самодостаточного процесса, а культурные черты (институты, идеологии  и технологии) — в качестве независимых  от некультуры факторов (от климата, человеческого  тела, наших желаний и целей)».

     Прямой  аналогии отечественной культурологии  в принятых за рубежом классификациях наук выявить сложно, поскольку в  отличие от российской традиции, связывающей  понятие культуры, прежде всего с  художественной и просветительской практикой, за рубежом культуру трактуют преимущественно в научном, а именно социально-этнографическом смысле.

     Сложившиеся в отечественной литературе точки  зрения можно разделить на две  группы:

     а) изоляционистскую позицию, согласно которой  у культурологии свой, непохожий  на другие науки, подход,

     б) интегративистскую, в основании  которой лежит убеждение, что 

     культурология — синтез социальных и гуманитарных знаний о культуре.

     Изоляционистская  точка зрения заключается в сведении, а затем и подмене культурологии  другой наукой, например, философией культуры, искусствознанием, социологией культуры или антропологией.

     В последнее время российские ученые склоняются в пользу интеграционистского  подхода. Его сторонники понимают культурологию, как синтетическую область знаний, возникшую на стыке философии  культуры, культурной антропологии, социологии культуры, этнологии, психологии культуры, истории культуры и др. Они выступают  против сведения культурологии исключительно  к философии культуры или к  истории искусства. Интеграционистский подход имеет те преимущества, что, синтезируя разные науки, он способен дать прирост нового знания. Напротив, изоляционистский подход опасен тем, что  под вывеской культурологии будет  повторяться то, что давно известно в курсе антропологии, философии  культуры или истории мировой  художественной культуры.

     Интеграционистский  подход, по всей видимости, заложен  и в государственном образовательном  стандарте, где к циклу общепрофессиональных дисциплин по специализации «Культурология»  отнесены теория культуры, история  культуры, философия культуры, социология культуры, эстетика, искусство, литература, религия, наука, материальная культура, этнология, семиотика, риторика, древний  язык. культурология не является монодисциплиной  в том смысле, что ее содержание не покрывается какой-либо одной  наукой.1

     Но  если культурология несводима к  антропологии, философии или искусствоведению, то это вовсе не означает, что  проблематика данных наук не входит в  предметное поле культурологии.  Напротив, все они, и не только они, активно питают ее своими методами, теоретическими и эмпирическими достижениями.

Информация о работе Культурология как наука