Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 14:07, контрольная работа
Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние общества и личности противоположное варварскому. Слово "культура " переводится с латыни как "возделывание", "обработка" и первоначально служило для характеристики земледелия. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие "культура" концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил.
Введение.………..………………………………………………..….…………3
Предмет, цели и задачи культурологии………………………….…….....4
Культурология и философия культуры, социология культуры,
культурная антропология………………………………..……………....…6
Культурология и история культуры……………………………….………9
Заключение……...……………………………………….…………………..…12
Список литературы……………………………........……………………….…13
Факультет: Экономический
Кафедра: Рекламы, связей с общественностью и гуманитарных дисциплин
Контрольная работа
по дисциплине: «Культурология»
Вариант №1
Тема: Культурология как наука, ее место в системе наук о человеке, обществе и природе
Выполнил: |
|||
Группа: |
|||
Контактная информация: |
|||
Отметка о регистрации: |
|||
дата, подпись специалиста (заполняется специалистом кафедры) | |||
Проверил: |
|||
ФИО преподавателя | |||
Дата: |
Оценка: |
||
Примечания: |
|||
Пермь 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.………..…………………………………………
Заключение……...………………………………………
Список литературы……………………………..
Введение
Понятие о культуре возникло еще в античности. Оно обозначало состояние общества и личности противоположное варварскому. Слово "культура " переводится с латыни как "возделывание", "обработка" и первоначально служило для характеристики земледелия. Постепенно его значение расширялось. В средние века понятие "культура" концептуализировалось и стало служить для качественной оценки личностных и общественных творческих сил.
Толчком к возникновению культурологии послужило неверие в идею направленного поступательного прогресса, отожествляемого с появлением новых технических средств, развитием науки и просвещения.
Именно в недрах национальной философии зародилась культурология. Как социальная теория культурология рассматривает общество как результат
реализации специфических духовных принципов, зафиксированных в религии, философии, искусстве и т.д. Предметом культурологии, естественно, является сама культура. Под культурой понимается уникальный социальный организм, имеющий собственные законы существования, которые обусловлены спецификой превалирующих ценностных ориентаций.
Термин «культурология» был предложен в 1949 году известным американским антропологом Лесли Уайтом (1900—1975) для обозначения новой научной дисциплины как самостоятельной науки в комплексе социальных наук. Культурология является интегративной сферой знания, рожденной на стыке философии, истории, психологии, языкознания, этнографии, религии, социологии культуры и искусствоведения.
В ходе данной работы рассмотрим цели и задачи культурологии, ее роль в системе наук, в современной жизни, ее актуальность.
Культурология —
это наука о культуре. Но культуры без
человека и человеческого общества не
существует. Культура является феноменом
человеческого развития, поэтому понять
ее сущность можно лишь через призму деятельности
человека, вернее, всего человеческого
общества, населяющего планету. Следовательно,
культурология — это наука, которая изучает
человеческое общество. В связи с этим
культурология естественным образом связана
с такими гуманитарными дисциплинами,
как история, социология, философия, этнология,
антропология, искусствоведение, филология,
семиотика (научная дисциплина, изучающая
знаки и знаковые системы) и многими другими
науками. Однако от других гуманитарных
наук культурологию отличает то, что предметом
ее исследования являются все многообразные
процессы жизнедеятельности людей: материальные,
экономические, социальные, политические,
моральные, эстетические. Культурология
является многоплановой научной дисциплиной,
изучающей сложные социокультурные процессы
в человеческом обществе.
В России за последние десятилетия
название «культурология» прочно закрепилось.
Современная российская культурология
стремится к объединению различных западных
направлений и методологии изучения культуры
с отечественными традициями исследований
просветительских функций культуры, идеями
русской философской мысли, концепциями
культурно-исторических типов, исследованиями
истории быта, мифологии, различных мировоззренческих
учении. Исходя из отечественной традиции
понимания культурологии определяется
и предмет этой науки.
Предметом культурологии
является изучение сущности, структуры
в основных функциях культуры, исторических
закономерностей ее развития. Иными словами,
культурология изучает наиболее общие
закономерности развития культуры, ее
базовые характеристики, памятники, явления
и события материальной и духовной жизни
людей.
Цели и задачи культурологии заключаются в изучении культурных пластов человеческого сообщества в целом, культур отдельных цивилизаций в их становлении, развитии, взаимопроникновении, влиянии на культуру человечества в целом. Целью культурологического исследования является понимание как собственной, так и иной культуры. Однако задача культурологии состоит в том, чтобы не только объяснить историко-культурный процесс, но и прогнозировать его, а в перспективе, возможно, и управлять им. С помощью культурологии можно раскрыть закономерности формирования культурно-творческих характеристик личности, образа мысли и деятельности человека, живущего в исторически конкретном обществе.
Среди основных задач
- анализ культуры как системы культурных
феноменов,
- исследование ментального содержания
культуры,
- выявление типов связей между элементами
культуры,
- исследование типологии культур и культурных
единиц,
- разрешение проблем социокультурной
динамики,
- исследование культурных кодов и коммуникаций.
Начиная с античности, именно
философия становится для человека основной
формой осознания им своей культуры, что
отличает европейскую культуру от других
культур, где подобную функцию выполняют
мифология и религия. В этом смысле философию
культуры можно назвать культурным самосознанием
европейского человека, его знанием о
собственной культуре.
В более узком значении философия
культуры возникает в составе классической
философии нового времени, когда понятие
культуры из термина обыденного языка
становится самостоятельной философской
категорией. Уже в эпоху Просвещения слово
«культура» используется (Аделуигом, Гсрдером,
Кантом) в качестве центральной категории
философии истории, понимаемой как «история
духа», духовного
развития человечества. Культура здесь
- синоним интеллектуального,
нравственного, эстетического, короче,
разумного совершенствования
человека в ходе его исторической эволюции.
Не вдаваясь в анализ
того, как разные философы мыслили такую
«идею», подчеркнем только, что она заключала
в себе понимание ими особенностей существования
и развития человека в границах прежде
всего европейской истории. Стремясь зафиксировать
эти особенности, философы одновременно
придавали им всеобщий, универсальный
характер, видя в них образец культурного
развития для любого народа. Все, что соответствовало
этому образцу (т. е. образу жизни и мышления
европейского человека), они называли
культурой, что не соответствовало - дикостью
и варварством. Самим философам могло
казаться, что в «идее культуры» они ухватывают
действительно всеобщие (базисные) условия
культурного бытия человека, значимые
для любого исторического времени и пространства,
на деле же они возводили во всеобщность
нормы и ценности, имеющие значение лишь
для европейца, судили о культуре в целом
исключительно по ее европейской мерке.
По существу классическая философия в
своем понимании культуры стояла на позициях
культурного европоцентризма, исходившего
из признания безусловного превосходства
европейской культуры над всеми остальными
(которые и культурами даже не считались).
Национальная культура возникает в силу
принципиально иного способа межчеловеческой
культурной коммуникации, прямо связанной
с изобретением письменности. Включая
в себя разнообразные тексты (в том числе
и «священные»), фиксирующие важные для
людей идеи и символы, письменная культура
как бы противостоит стихии живого разговорного
языка с его местными диалектами и наречиями,
получая тем самым возможность широкого
распространения среди грамотной части
населения. Недаром о возникновении национальной
культуры мы судим прежде всего по факту
рождения национального литературного
языка и литературы.
Выделяя здесь три основных
слоя - этнический, национальный и массовый,
мы не исключаем наличия других или возможности
появления новых слоев, что, несомненно,
повлечет за собой усложнение научного
знания о культуре.
Некую сложность представляют те проблемы,
которые возникают на стыке дисциплин,
в точке пресечения антропологического,
гуманитарного и социологического знания.
Именно здесь встают вопросы, касающиеся
понимания общей природы культурной эволюции
- соотношения в ней этнического и национального,
национального и массового, их взаимосвязи
в составе любой реально существующей
культуры. Решая эти проблемы, представители
данных дисциплин координируют и интегрируют
свои усилия, обмениваются научными идеями,
широко используют методы смежных наук
(например, применение методов структурной
лингвистики к этнографическому материалу
привело к возникновению структурной
антропологии). В конечном счете, создается
единое теоретическое пространство научного
знания о культуре, которое в будущем,
возможно, и станет основой общей культурологии.
Для социологии термин «культурология» имеет особый смысл, заложенный еще Эмилем Дюркгеймом, который рассматривал культуру как систему идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.
Социальная культура подразумевает те значения, которые люди приписывают разнообразным знакам, предметам или явлениям, но они приобретают смысл тогда, когда что-то значат для людей.
Культура выполняет такие
Цель социологического исследования культуры – установить производителей культурных ценностей, каналы и средства ее распространения, оценить влияние идей на социальные действия, на формирование или распад групп или движений.
Культурная антропология, в широком смысле наука, изучающая определяемое культурой функционирование общества у различных народов. Культурная антропология отличается, с одной стороны, от физического описания рас, которым занимается физическая антропология; с другой стороны, от философской антропологии, которая изучает особенности человеческой жизни, определяемые самой природой человека. К культурной антропологии близка социальная антропология, изучающая социальные институты разных народов. В более узком смысле — ведущая школа западноевропейской и особенно американской антропологии начала и середины 20-го века (иногда пишут о «культурализме», «исторической школе»). Истоки этого научного направления были заложены Фр. Боасом. Наиболее известные представители культурной антропологии: Э. Сапир, А. Кребер, Р. Бенедикт, М. Мид, М. Херсковиц.
История культуры – неотъемлемая
часть системы
Понятие
"культура" постепенно распространялось
на такие сферы человеческой деятельности,
как воспитание, обучение, совершенствование
самого человека. В письмах Цицерона (106-43
гг. до н.э.) выражение "cultura animi autem philosophia
est" ("однако культура духа есть философия")
был направлен на необходимость духовного,
умственного развития человека как фактора
ее совершенствования. С тех пор слово
"культура" начинает употребляться
как синоним воспитанности, образованности
человека, и в этом значении оно вошло
во все европейские языки.
В эпоху Раннего Средневековья
термин используется в значении аграрного
производства ("agri cultura"), а относительно
других сфер человеческого бытия она трансформируется
в слово "cultus" (культ), которое предусматривало
способность человека раскрыть свой творческий
потенциал в любви к Богу. С развитием
феодальных отношений, перерастанием
замков и монастырей в ячейки городской
культуры возникает представление о рыцарство
как своеобразный культ доблести, отваги
и достоинства, а также распространяется
комплекс значений слова "культура",
согласно которым она стала ассоциироваться
с городским укладом жизни, а еще позже,
в эпоху Ренессанса, - с совершенством
и активизацией интеллектуального и творческого
потенциала человека.
На рубеже Средних веков
и Нового времени понятие культуры приобрело
мировоззренчески-нравственного содержания.
В европейской мысли Нового времени культура
рассматривалась прежде всего как феномен
духовного порядка, как следствие и проявление
творческой деятельности в области науки,
искусства, религии, права. В пределах
Просвещения возникает критика существующей
культуры". Жан Жак Руссо (1712-1778) противопоставляет
испорченности и распущенности "культурных"
европейских наций простоту и моральную
чистоту народов, которые находятся на
патриархальной стадии развития.
И
все же рационалистические подходы к анализу
культуры дали возможность сделать ряд
принципиальных выводов: во-первых, люди
и народы отличаются не наличием или отсутствием
культуры, а только уровнем ее развития;
во-вторых, культура имеет единственный
источник и общечеловеческий характер;
в-третьих, всякие культурные различия
между людьми и народами - следствие специфических
условий и факторов, влияющих на формирование
и развитие их культур (размер территории
государства, климатические условия, географическое
положение и т.д.) и имеют сугубо формальный,
измеримый, а не сущностный характер.
Основоположник эволюционистического
направления Е. Тайлор (1832-1917) рассматривал
культуру как совокупность ее элементов:
верований, традиций, искусства, обычаев
и т.д. Такое представление о культуре
накладывало отпечаток
Информация о работе Культурология как наука, ее место в системе наук