Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 16:09, доклад
Куртуазная любовь - категория средневековой куртуазной литературы.Средневековые авторы определяли это понятие как «истинную любовь», Fin' Amor, и выстраивали всю систему ценностей по отношению к нему.
Содержание куртуазной любви включает в себя как психофизиологическое состояние влюбленного, к которому любовь приходит независимо от его воли («истинный влюбленный» бледнеет при виде своей возлюбленной, его сердце бьется сильнее, он мало ест и плохо спит, - пишет в трактате «О любви» АндрейКапеллан), так и свод правил и законов, согласно которым «истинный влюбленный» должен поступать (он щедр, ни в чем не отказывает своей даме, совершает ради нее подвиги, а также красноречив, знает, что такое истинная верность, и т. п.).
Содержание куртуазной
любви включает в себя как психофизиологическое
состояние влюбленного, к которому любовь
приходит независимо от его воли («истинный
влюбленный» бледнеет при виде своей возлюбленной,
его сердце бьется сильнее, он мало ест
и плохо спит, - пишет в трактате «О любви»
АндрейКапеллан), так и свод правил и законов,
согласно которым «истинный влюбленный» должен
поступать (он щедр, ни в чем не отказывает
своей даме, совершает ради нее подвиги,
а также красноречив, знает, что такое
истинная верность, и т. п.). Французский
исследователь прошлого века Г. Парис
предложил разграничить два понятия —
собственно «истинная любовь» и «Куртуазная
любовь». Первым понятием он предложил
обозначать любовь как чувство, а вторым
— любовь как свод правил поведения. Сам
термин «Куртуазная любовь» как раз и
был введен Г. Парисом. Современные исследовали
предпочитают не разделять эти два понятия,
так как очевидна их тесная взаимосвязь
в рамках куртуазной литературы, более
того, эта взаимосвязь оказывается сопряжена
и со спецификой средневекового миросозерцания,
где описание индивидуального чувства
в чистом виде невозможно без его введения
в некую артикулированную систему поведения.
Исследователи считают,
что на формирование концепции куртуазной
любви оказали влияние восточные (арабские,
персидские) представления о любви-страсти,
а также произведения латинских авторов
(Овидий, Катулл). Представление о любви
как о страсти, состоянии почти болезненном,
оказалось связано с идеей рыцарства,
сформировавшейся к кон. XI в., и системой
сеньориальных взаимоотношений. Умение
любить «истинной любовью» стало описываться
как одна из основных добродетелей рыцаря,
а определения «рыцарский» и «куртуазный»
стали во многих случаях синонимичны.
Слово «куртуазный» означает,
собственно,«придворный» (от фр. court, «двор»).
К кон. XI в. при дворах знатных сеньоров
Европы, в первую очередь Франции, Англии,
Германии, стало принято устраивать своеобразные«поэтические
салоны», где исполнялись и обсуждались
произведения трубадуров, труверов, миннезингеров.
Многие сеньоры покровительствовали поэтам
и выступали заказчиками рыцарских романов.
Например, по заказу графа Филиппа Фландрского
Кретьен де Труа написал роман «Персеваль»,
по заказу Марии Шампанской - «Ланселот,
или Рыцарь Телеги». При дворе той же Марии
Шампанской и, возможно, по ее заказу был
написан трактат Андрея Капеллана «О любви».
Постепенно слово «куртуазный» стало
обозначать те явления культуры, что были
связаны с определенной традицией рыцарской
литературы, а после и то, что связано собственно
с понятием «истинной любви». «Куртуазия»
стала понятием, обозначающим свод тех
правил, которым должен следовать «истинный
влюбленный».
Кодификация понятий «истинная любовь» и «куртуазия» происходит во второй половине XII в. Пишут трактаты, среди которых упомянутый трактат Андрея Капеллана. Тогда же начинается и расширение понятий «истинная любовь» и «куртуазия».
Основу концепции «истинной любви» составляет идея рыцарского служения влюбленного своей возлюбленной-даме. Слово «Дама» («Донна») обозначает «госпожа» (от лат. domina). Дама часто стоит выше влюбленного по социальному положению. Любовь к ней запретна, она замужем. Рыцарь должен
Примечательно, что служение
Даме осмыслялось в тех же терминах, что
и служение сеньору. Одним из важнейших
качеств здесь является верность, а предательство
рассматривается как то, что принадлежит
«лже-любви».«Ложные любовники» иногда
называются «ганелонами» — по имени знаменитого
предателя, героя «Песни о Роланде». «Вознаграждение»,
которое влюбленный надеется получить от
Дамы, у трубадуров и труверов обозначается
тем же термином, что вознаграждение от
сеньора (guerredon - от guerre, «война», и don, «дар»).
Этим вознаграждением может стать ласковый
взгляд, шнурок или рукав от платья, но
также и разрешение «целовать ее и обнимать»,
«лежать с ней и обнимать ее нагую».
Проблема того, насколько
в концепции куртуазной любви проявляется
или не проявляется собственно сексуальное
чувство, занимала интерпретаторов и исследователей
куртуазной любви во все века и эпохи.
В классической кансоне
трубадуров воспевается любовь «чистая»,
возвышенная, побуждающая влюбленного
к внутреннему совершенствованию: только
так он может добиться ответной любви
Дамы. Но ответная любовь не исключена
из мира куртуазных ценностей, просто акцент
делается не на ней, а на дороге к ней. Было
предпринято немало попыток истолковать
куртуазную любовь как феномен эротический
где сдерживаемое желание выступает на
первый план; знаки внимания Дамы (шнурки,
ленты, рукава и т. п.) давали повод для
разговора о сексуальном фетишизме. Однако
такие истолкования куртуазной любви
так же однобоки, как и символическое,
возвышенное ее видение романтиками и
символистами. Куртуазная любовь отличается
от античного эроса и восточной любви-страсти
именно тем, что индивидуальное человеческое,
физиологическое чувство (бледность, вздрагивания,
обмороки) соединено здесь с задачей нравственного
усовершенствования как социально значимой
категорией. Попытка гармонизировать
мир через соотнесение своего личного
чувства с чувствами прочих «подданных
истинной любви» ~ так решается здесь сквозная
средневековая антиномия личности и общества.
Роль Дамы в системе куртуазной
любви не так пассивна, как это может показаться
при поверхностном взгляде. Она должна
уметь ценить «истинную любовь», и если
она слишком долго испытывает влюбленного,
рискует оказаться среди приверженцев
«лже-любви». В жизнеописаниях трубадуров
Джауфре Рюделя и Гильемаде Кабестаня,
необходимость оценивать по заслугам
любовь и верность вынуждает Даму после
смерти возлюбленного уйти в монастырь
или покончить с собой. Нравственное самосовершенствование
как основа куртуазной любви проявляется
особенно сильно в рыцарских романах,
возникших уже после того, как в лирике
сформировались основные представления
о куртуазной любви. Любовь в романах чаще
всего разделенная, плотская, что не мешает
ей быть «куртуазной», т. е. подвигать и
рыцаря, и его даму на постижение высшей
нравственной сути рыцарства. Кретьен
де Труа утверждает даже, что и жена может
быть Дамой.
Куртуазная любовь не просто вписывается в систему христианских ценностей. В трактате «Любовный часослов» Матфре Эрменгау (1288/1289 гг.) изображено «древо любви», вершину которого составляют «Бог», «Истинная любовь», «Дама», а внизу помещаются «Дьявол», «Лже-любовь», «Лжецы/клеветники». Выходит, система куртуазных ценностей, наряду с конфессиональными, может существовать как бы сама по себе. Однако таким
Одиссей. Человек в истории. 1990. М., 1990. С. 90-96
Однако дама не может располагать
своим телом по своему усмотрению: оно
принадлежит ее мужу. Все в доме наблюдают
за ней, и если она будет замечена в нарушении
правил поведения, ее объявят виновной
и могут подвергнуть вместе с сообщником
самому суровому наказанию.
Опасность игры придавала ей особую пикантность. Рыцарю, пускавшемуся в любовное приключение, надлежало быть осторожным и строго соблюдать тайну. Под покровом этой тайны, скрывая ее от посторонних глаз, влюбленный ожидал вознаграждения. Ритуал предписывал женщине уступить, но не сразу, а шаг за шагом умножая дозволенные ласки, с тем чтобы еще больше разжечь желание почитателя. Одна из тем куртуазной лирики — описание мечты влюбленного о наивысшем блаженстве. Он видит себя и свою даму обнаженными: вот наконец возможность осуществить свои желания. Однако по правилам игры он должен контролировать себя, бесконечно оттягивая момент обладания возлюбленной. Удовольствие, таким образом, заключалось не столько в удовлетворении желания, сколько в ожидании. Само желание становилось высшим удовольствием. В этом — истинная природа куртуазной любви, которая реализуется в сфере воображаемого и в области игры.
Модель поведения, представленная
здесь, воссоздана по стихам, сочинявшимся
для развлечения придворных.
Мы имеем дело с источником,
требующим весьма осторожного подхода.
Не следует думать, что он прямо воспроизводит
жизненную реальность, т. е. нельзя принимать
мысли и действия трубадуров и героев
романов за прямое отражение мыслей и
поступков тех, кто с удовольствием их
слушал. Историку, изучающему истинное
положение дел в ту эпоху, не следует забывать,
что fine amour — это литературный образ. Особенно
сильноможно ошибаться, определяя именно
положение женщины, так как во всехтекстах
такого рода на первом плане находится
мужчина. В огромном большинстве они были
созданы мужчинами для развлечения мужчин.
Эти произведения показывают нам не женщину,
а ее образ в глазах мужчин той эпохи.
Нельзя тем не менее не признать, что творения поэтов имели определенную связь с образом жизни людей, составлявших их аудиторию. Поэмы трубадуров пользовались большим и продолжительным успехом, аудитория их была огромна. Естественно предположить, что сущность интриги не слишком отличалась от того, что было реально знакомо слушателям и читателям. Кроме того, поскольку эти произведения восхищали аудиторию, они должны были оказать на ее нравы влияние, которое можно сравнить
Французское общество XII в. разделялось на два класса: трудящиеся, в основном крестьяне, называвшиеся «вилланами», и «господа», группировавшиеся при том или ином дворе. Гастон Парис * в высшей степени удачно употребил слово «куртуазный» ** для обозначения того типа любовных отношений, который мы здесь рассматриваем.Действительно, игра в куртуазную любовь возникла при княжеских дворах феодальной Франции. Играя в эту игру, демонстрируя умение изысканно завлекать женщин, придворный подчеркивал свою принадлежность к миру избранных, свое отличие от «деревенщины». Куртуазная любовь была прежде всего знаком престижа в мужском обществе, благодаря чему влияние созданной поэтами модели оказалось столь сильным, что смогло со временем изменить отношение к женщинам в обществе в целом. Первоначально хотя бы к определенной категории женщин, поскольку деление общества на классы распространялось и на женщин. Водораздел, отделявший «вилланок», с которыми самый утон-
Почему все же феодальная
аристократия приняла правила игры в куртуазную
любовь? Чтобы ответить на этот вопрос,
нам следует рассмотретьматримониальные
обычаи того времени. Для ограничения
наследственныхразделов требовалось
сократить количество браков, в которые
вступалисыновья благородных родов. Обычно
семья стремилась женить одного, попреимуществу
старшего, сына. Остальные, предоставленные
самим себе,оставались в своем большинстве
холостыми. В XII в. благородное рыцарство
состояло главным образом из «юношей»,
взрослых неженатых мужчин,чувствовавших
себя обездоленными и завидовавших мужьям.
Они неиспытывали ущемления в половой
жизни, но проститутки, служанки и незаконнорожденные,
к чьим услугам они прибегали, были слишком легкой
добычей. Достоин восхищения был тот, кто
овладевал женщиной своего круга. Символический
подвиг, предел юношеских мечтаний, заключался
в том, чтобы дерзко соблазнить жену брата,
дядюшки или сеньора, нарушив самые строгие
запреты и презрев величайшую опасность,
так как к верности жен (наряду со способностью
их к деторождению) предъявлялись жесткие
требования: от этого зависела правильность
наследования. Двор был тем местом, где
особенно процветала охота за благородными
женщинами. Следовало ввести эту охоту
в рамки определенных правил. Отношения
между мужским и женским миром, которые
сложились в результате аристократической
матримониальной политики, таили в себе
опасность. Куртуазная литература разработала
своеобразный кодекс, положения которого
имели целью ограничить ущерб, наносимый сексуальной
распущенностью.