Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 21:13, реферат
Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем, на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Леонардо да Винчи – титан Возрождения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Уральский государственный университет путей сообщения
Кафедра “Философия и история”
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине “Культурология”
“Леонардо да Винчи – титан Возрождения”
Проверил
преподаватель
Евтеев И. А. № зач. кн. 12-ПСв-175
Екатеринбург
2012
Оглавление
Леонардо да Винчи – титан Возрождения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8
«Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь даёт спокойную смерть»- Леонардо Да Винчи.
Введение
Мы постоянно видим, как под воздействием небесных светил, чаще всего естественным, а то и сверхъестественным путем, на человеческие тела обильно изливаются величайшие дары и что иной раз одно и то же тело бывает с преизбытком наделено красотой, обаянием и талантом, вступившими друг с другом в такое сочетание, что, куда бы такой человек ни обращался, каждое его действие божественно настолько, что, оставляя позади себя всех прочих людей, он являет собою нечто дарованное нам Богом, а не приобретенное человеческим искусством.
Это люди и видели в Леонардо из Винчи, в котором помимо телесной красоты, так никогда, впрочем, и не получившей достаточной похвалы, была более чем безграничная прелесть в любом его поступке, таланта же было в нем столько и талант этот был таков, что к каким бы трудностям его дух ни обращался, он разрешал их с легкостью. Силы было в нем много, но в сочетании с ловкостью; его помыслы и его дерзания были всегда царственны и великодушны, а слава его имени так разрослась, что ценим он был не только в свое время, но и после своей смерти, когда он среди потомства приобрел еще большую известность.
Леонардо да Винчи - Великий, загадочный,
притягивающий. Такой далекий и
такой современный. Подобно радуге,
ярка, мозаична, разноцветна судьба
мастера. Его жизнь полна скитаний, встреч
с поразительными людьми, событиями. Сколько
о нем написано, сколько издано, но никогда
не будет достаточно.
Леонардо да Винчи – титан Возрождения
Леонардо да Винчи родился 15 апреля
1452 года в селении Анкиано близ Винчи:
недалеко от Флоренции. Его родителями
были 25-летний нотариус Пьеро и его возлюбленная,
крестьянка Катерина. Первые годы жизни
Леонардо провел вместе с матерью. Его
отец вскоре женился на богатой и знатной
девушке, но этот брак оказался бездетным,
и Пьеро забрал своего трехлетнего сына
на воспитание. Разлученный с матерью
Леонардо всю жизнь пытался воссоздать
ее образ в своих шедеврах. В Италии того
времени к незаконнорожденным детям относились
почти как к законным наследникам. Многие
влиятельные люди города Винчи приняли
участие в дальнейшей судьбе Леонардо.
Когда Леонардо было 13 лет, его мачеха
умерла при родах. Отец женился повторно
— и снова вскоре остался вдовцом. Он прожил
78 лет, был четырежды женат и имел 12 детей.
Отец пытался приобщить Леонардо к семейной
профессии, но безуспешно: сын не интересовался
законами общества.
Воспитывался Леонардо в доме отца. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи: чтение, письмо, начало математики, латынь. Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала. В более поздние годы он увлекался ботаникой, геологией, наблюдениями за полетом птиц, игрой солнечного света и тени, движением воды.
Все это свидетельствует о его любознательности и еще о том, что в молодости он много времени проводил на свежем воздухе, прогуливаясь по окрестностям городка. Эти окрестности, которые мало изменились за последние пятьсот лет, и сейчас чуть ли не самые живописные в Италии. Отец заметил и приняв во внимание высокий полет дарования сына в искусстве, отобрал в один прекрасный день несколько его рисунков, отнес их Андреа Верроккио, который был его большим другом, и настоятельно попросил его сказать, достигнет ли Леонардо, занявшись рисунком, каких-либо успехов.
Пораженный теми огромнейшими
задатками, которые он увидел в рисунках
начинающего Леонардо, Андреа поддержал
сера Пьеро в его решении посвятить
его этому делу и тут же договорился
с ним о том, чтобы Леонардо поступил к нему
в мастерскую, что Леонардо сделал более
чем охотно и стал упражняться не в одной
только области, а во всех тех, куда входит
рисунок.
Ранний период творчества. Первая датированная
работа Леонардо (1473, Уффици) – маленький
набросок долины реки, видимой из ущелья;
с одной стороны расположен замок, с другой
– лесистый склон холма. Этот набросок,
сделанный быстрыми штрихами пера, свидетельствует
о постоянном интересе художника к атмосферным
явлениям, о которых он позднее много писал
в своих заметках. Пейзаж, изображенный
с высокой точки зрения с видом на пойму
реки, был обычным приемом для флорентийского
искусства 1460-х годов (хотя он всегда служил
лишь фоном картин). Рисунок серебряным
карандашом античного воина в профиль
демонстрирует полную зрелость Леонардо
как рисовальщика; в нем искусно сочетаются
слабые, вялые и напряженные, упругие линии
и внимание к постепенно моделированным
светом и тенью поверхностям, создающим
живое, трепетное изображение.
Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.
К 1480 Леонардо уже получал крупные
заказы, однако в 1482 он переехал в Милан.
В письме к правителю Милана Лодовико
Сфорца он представился как инженер
и военный эксперт, а также как художник.
Годы, проведенные в Милане, были наполнены
разнообразными занятиями. Леонардо написал
несколько картин и знаменитую фреску
Тайная вечеря, которая дошла до нас в
полуразрушенном виде. Эту композицию
он писал на стене трапезной миланского
монастыря Санта Мария делле Грацие.
Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и... солдаты Бонапарта. После занятия Милана французами в 1796г. Трапезная была превращена в конюшню, испарения конского навоза покрыли живопись густой плесенью, а заходившие в конюшню солдаты забавлялись, швыряя кирпичами в головы леонардовских фигур.
Судьба оказалась жестокой ко многим творениям великого мастера. А между тем, сколько времени, сколько вдохновенного искусства и сколько пламенной любви вложил Леонардо в создание этого шедевра. Но, несмотря на это, даже в полуразрушенном состоянии, Тайная вечеря производит неизгладимое впечатление. На стене, как бы преодолевая ее и унося зрителя в мир гармонии и величественных видений, развертывается древняя евангельская драма обманутого доверия.
И драма эта находит свое разрешение в общем порыве, устремленном к главному действующему лицу – мужу со скорбным лицом, который принимает свершающееся как неизбежное. Христос только что сказал своим ученикам: «Один из вас предаст меня». Предатель сидит вместе с другими; старые мастера изображали Иуду сидящим отдельно, но Леонардо выявил его мрачную обособленность куда более убедительно, тенью окутав его черты. Христос покорен своей судьбе, исполнен сознания жертвенности своего подвига. Его наклоненная голова с опущенными глазами, жест рук бесконечно прекрасны и величавы. Прелестный пейзаж открывается через окно за его фигурой. Христос – центр всей композиции, всего того водоворота страстей, которые бушуют вокруг. Печаль его и спокойствие как бы извечны, закономерны – и в этом глубокий смысл показанной драмы.
Леонардо да Винчи интересовали проблемы полёта. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает всё, тот может всё. Только бы узнать — и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал проблему полёта при помощи крыльев, приводимые в движение мышечной силой человека: идея простейшего аппарата Дедала и Икара.
Но затем он дошёл
до мысли о постройке такого аппарата, к
которому человек не должен быть прикреплён,
а должен сохранять полную свободу, чтобы
управлять им; приводить же себя в движение
аппарат должен своей собственной силой.
Это в сущности идея аэроплана. Для того
чтобы успешно практически построить
и использовать аппарат, Леонардо не хватило
только одного: идеи мотора, обладающего
достаточной силой. До всего остального
он дошёл. Леонардо да Винчи работал над
аппаратом вертикального взлёта и посадки.
На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал
разместить систему втяжных лестниц. Примером
ему послужила природа: «посмотри на каменного
стрижа, который сел на землю и не может
взлететь из-за своих коротких ног; а когда
он в полёте, вытащи лестницу, как показано
на втором изображении сверху… так надо
взлетать с плоскости; эти лестницы служат
ногами…». Что касается приземления, он
писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые
прикреплены к основанию лестниц, служат
тем же целям, что и кончики пальцев ног
человека, который на них прыгает и всё
его тело не сотрясается при этом, как
если бы он прыгал на каблуках».
В Милане Леонардо начал делать записи;
около 1490 он сосредоточил внимание на
двух дисциплинах: архитектуре и анатомии.
Он сделал наброски нескольких вариантов
проекта центрально-купольного храма
(равноконечный крест, центральная часть
которого перекрыта куполом) – тип архитектурного
сооружения, который ранее рекомендовал
Альберти по той причине, что он отражает
один из античных типов храмов и имеет
в своей основе наиболее совершенную форму
– круг. Леонардо нарисовал план и перспективные
виды всего сооружения, в которых намечены
распределение масс и конфигурация внутреннего
пространства. Примерно в это же время
он добыл череп и сделал поперечное сечение,
впервые открыв пазухи черепа. Заметки
вокруг рисунков свидетельствуют о том,
что его в первую очередь интересовала
природа и строение мозга. Безусловно,
эти рисунки предназначались для чисто
исследовательских целей, однако они поражают
своей красотой и сходством с набросками
архитектурных проектов в том, что и на
тех, и на других изображены перегородки,
разделяющие части внутреннего пространства.
Помимо всего этого он не щадил своего
времени вплоть до того, что рисовал вязи
из веревок с таким расчетом, чтобы можно
было проследить от одного конца до другого
все их переплетение, заполнявшее в завершение
всего целый круг. Один из этих рисунков,
сложнейший и очень красивый, можно видеть
на гравюре, а в середине его - следующие
слова: Leonardus Vinci Academia.
Зрелый период творчества. Принёс ему первый заказ в 1483,
это было изготовление части алтарного
образа для капеллы Непорочного зачатия
– Мадонна в гроте (Лувр; атрибуция кисти
Леонардо более поздней версии из Лондонской
Национальной галереи оспаривается). Коленопреклоненная
Мария смотрит на Младенца Христа и маленького
Иоанна Крестителя, в то время как ангел,
указывающий на Иоанна, смотрит на зрителя.
Фигуры расположены треугольником, на
переднем плане. Кажется, что фигуры отделены
от зрителя легкой дымкой, так называемым
сфумато (расплывчатость и нечеткость
контуров, мягкая тень), которое отныне
становится характерной чертой живописи
Леонардо. За ними в полутьме пещеры видны
сталактиты и сталагмиты и подернутые
туманом медленно текущие воды. Пейзаж
кажется фантастическим, однако следует
помнить утверждение Леонардо о том, что
живопись – это наука. Как видно из рисунков,
одновременных картине, он основывался
на тщательных наблюдениях геологических
явлений. Это относится и к изображению
растений: можно не только отождествить
их с определенным видом, но и увидеть,
что Леонардо знал о свойстве растений
поворачиваться к солнцу.
Деятельность Леонардо в первое десятилетие
16 в. была столь же разнообразной, как и
в другие периоды его жизни. В это время
была создана картина Мадонна с Младенцем
и св. Анной, и около 1504 Леонардо начал
работу над своей знаменитой картиной
Мона Лиза, портретом жены флорентийского
купца. Этот портрет является дальнейшей
разработкой типа, появившегося у Леонардо
ранее: модель изображена по пояс, в легком
повороте, лицо обращено к зрителю, сложенные
руки ограничивают композицию снизу и
так же прекрасны, как легкая улыбка на
ее лице и первобытный скалистый пейзаж
в туманной дали. Джоконда известна как
образ загадочной, даже роковой женщины,
однако эта интерпретация принадлежит
19 веку. Более вероятно, что для Леонардо
эта картина была наиболее сложным и удачным
упражнением в использовании сфумато,
а фон картины – результат его исследований
в области геологии.
Мона Лиза создавалась в то время, когда
Леонардо был до такой степени поглощен
изучением строения женского организма,
анатомией и проблемами, связанными с
деторождением, что разделить его художественные
и научные интересы практически невозможно.
В эти годы он зарисовал человеческий
эмбрион в матке и создал последнюю из
нескольких версий картины Леда на сюжет
античного мифа о рождении Кастора и Поллукса
от соединения смертной девушки Леды и
Зевса, принявшего образ лебедя. Леонардо
занимался сравнительной анатомией и
интересовался аналогиями между всеми
органическими формами. Леонардо изобрел
принцип рассеяния (или сфумато). Предметы
на его полотнах не имеют четких границ:
все, как в жизни, размыто, проникает одно
в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает
фантазию.