Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 20:26, реферат
Летний сад — самый старый сад Санкт-Петербурга. В 1704 году Пётр I указал заложить регулярный сад на берегу Невы, на месте усадьбы шведского майора Конау. Пётр сам нарисовал план будущего парка. Сперва он засаживался только однолетними цветами, то есть «летником». Потому и назвали его Летним садом. Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади.
Летний сад — самый старый сад Санкт-Петербурга. В 1704 году Пётр I указал заложить регулярный сад на берегу Невы, на месте усадьбы шведского майора Конау. Пётр сам нарисовал план будущего парка. Сперва он засаживался только однолетними цветами, то есть «летником». Потому и назвали его Летним садом. Изначально сад занимал примерно четверть своей современной площади.
В 1706 году в Летнем саду по проекту архитектора И.М. Матвеева (Угрюмова) начали обустраивать первые в России фонтаны.
В 1710–1714 годах в Летнем саду на берегу Фонтанки по проекту Доменико Трезини был построен Летний дворец Петра I.
В 1714 году на месте существующей сейчас ограды Летнего сада архитектором Г.И. Маттарнови было поставлено три открытых галереи. Здесь отдыхали в непогоду. В средней из галерей находилась мраморная статуя богини Венеры. Эту скульптуру подарил Петру I папа Климент IX. По указу царя Венеру охранял часовой, дабы её никто не повредил. Венера стала первым в России публичным изображением обнажённого женского тела.
В 1711–1716 годах для осушения территории был прорыт Лебяжий канал, отделивший Летний сад от Марсова поля. Примерно по середине Летнего сада от Лебяжьего канала до Фонтанки в 1716 году был прорыт ещё один канал, таким образом появились 1-й и 2-й Летние сады. В это же время соединили реки Мойку и Фонтанку. С тех пор Летний сад находится на острове. Третьим Летним назывался современный Михайловский сад. В 1718 году по проекту Ж.Б. Леблона неподалёку от Летнего дворца был устроен Птичник. Здесь жили не только птицы (чёрные аисты, орлы, журавли, лебеди, голуби, пеликаны), но и редкие животные (дикобраз, синяя лисица). Рядом с Птичником, там где сейчас находится памятник Крылову, был устроен Дельфиновый каскад. Так называли фонтан, украшенный вазами в виде дельфинов.
В первой половине XVIII века в моде были регулярные парки, именно по такому принципу Летний сад и организовывался. По его территории проложили прямые аллеи. Деревья и кустарники аккуратно подстригали в форму куба, шара или пирамиды. Садовыми работами руководил голландец Ян Роозен.
В южной части Летнего сада был вырыт пруд, где стали разводить разные породы рыб. Чаще всего сюда запускали карпов, потому и пруд стал именоваться Карпиевым. Кроме рыб здесь некоторое время жил и ручной тюлень. На территории 1-го Летнего сада был вырыт Овальный пруд.
На территории 2-го Летнего сада архитектором М.Г. Земцовым был устроен Лабиринт — сложная система дорожек, окружённая стенами из кустов. В этом лабиринте разместили более трёх десятков фонтанов, украшенных скульптурными персонажами басен Эзопа. У входа находилась скульптура самого баснописца. У каждого фонтана находилась табличка, разъясняющая содержание басни. Дорожки к Лабиринту проложили по мосткам. Здесь были оборудованы фонтаны-шутихи, под струи которых часто попадали посетители Летнего сада.
Всего на территории Летнего сада находилось более пятидесяти фонтанов. Первоначально водоподъёмный механизм работал на конной тяге. В 1718 году она была заменена первой в России паровой машиной конструкции французского инженера Дезагулье. Вода для этой машины бралась из Безымянного Ерика, который с тех пор и стали именовать Фонтанкой.
В 1721 году по проекту А. Шлютера и Г. Маттарнови на берегу Фонтанки был построен Грот — садовый павильон с колоннами и высоким куполом. Этот павильон был разделён на три помещения, в каждом из которых находился фонтан. При их работе звучала органная музыка. Орган же приводился в действие струями фонтанов.
На границе 1-го и 2-го Летнего садов были построены каменные оранжереи. Здесь выращивали южные растения, среди них — тропические молочаи, апельсины, лимоны, тюльпаны и ливанские кедры. Летом эти растения выставляли на аллеи сада.
По по замыслу Петра I Летний сад должен был быть украшен аллегорическими скульптурами. Все скульптуры подбирались на четыре темы: природа мироздания (1), коллизии из «Метаморфоз» Овидия (2), идеальная модель Земного мира (3) и реальное его воплощение (4). Для осуществления данного плана в Италию были посланы специальные агенты: П. Беклемишев, Ю. Кологривов и С. Рагузинский. Ими закупались как античные скульптуры, так и произведения конца XVII — начала XVIII века. Многие скульптуры были изготовлены под заказ. К 1725 году в Летнем саде было установлено более ста бюстов и статуй, к 1736 году их было уже более двухсот.
С 1721 года, когда были закончены основные работы по благоустройству, Летний сад стал царской резиденцией. В Летнем саде Пётр I не редко устраивал праздники, здесь он проводил знаменитые петровские ассамблеи. Широко известные в России выражения «штрафная» и «пей до дна» начались как раз на этих ассамблеях. Именно тогда опоздавшему стали подносить «штрафной» кубок вина, который он должен был выпить «до дна».
О начале очередного праздника жителей города оповещали пушечными выстрелами с бастионов Петропавловской крепости. Гости прибывали в Летний сад по Неве, высаживались из лодок на деревянную пристань. За пристанью находились аллея и две площадки. На Дамской площадке устраивались танцы, а на Шкиперской стояли столы с шахматами, шашками, табаком и вином.
С середины XVIII века Летний сад стал местом прогулок избранной публики. С мая 1756 года по указу императрицы Елизаветы Петровны здесь по четвергам и воскресеньям разрешались прогулки прилично одетых посетителей. При Екатерине II дни для прогулок стали более частыми. С мая 1773 года в Летнем саде стали гулять воспитанницы Смольного института, их впервые вывезли за пределы учебного заведения. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» тогда отмечала, что девушек сопровождала «толпа глазеющих гуляльщиков», которые вели с девицами беседы о «разных материях» и отмечали их «благородную незастенчивость».
В 1760-х годах по проекту Ю.М. Фельтена обустраивали Дворцовую набережную. Со стороны проезжей части в 1771–1784 годах у Летнего сада соорудили ограду (проект Ю.М. Фельтена и П.Е. Егорова), которая стала одним из символов Санкт-Петербурга. Для ограды использовали 36 «столбов дикого морского камня», добытого в Финляндии. Столбы превращались в колонны каменотёсами села Путилова Шлиссельбургского уезда, а решётка изготавливалась тульскими мастерами.
Существует легенда, которая рассказывает об одном англичанине. Он был очень богат, много слышал про Санкт-Петербург, и однажды на склоне лет решил обязательно его посетить. В одну из белых ночей его яхта доплыла до Санкт-Петербурга, остановилась у Летнего сада. Посмотрев на ограду, англичанин решил вообще не сходить на берег, так как по его словам ничего более прекрасного он уже увидеть всёравно не может. Через некоторое время яхта взяла обратный курс.
Другая легенда рассказывает о том, что в 1930-х годах американцы предлагали продать им ограду Летнего сада за сотню новых паровозов.
21 сентября 1777 года наводнением Летнему саду был нанесён значительный ущерб. Оказалась разрушена фонтанная система, повреждены многие скульптуры, сломаны деревья. В процессе реконструкции Летнего сада фонтаны было решено не восстанавливать. Многие постройки также не были восстановлены, среди них Лабиринт. Засыпали Овальный пруд и поперечный канал. Грот стали использовать как склад.
В 1798–1799 годах на берегу Лебяжьего канала по проекту Г.П. Пильникова была устроена видовая терасса. В 1820-х годах вокруг неё установили парапет.
Наводнение 1824 года таже нанесло Летнему саду большой урон. Окончательно разрушился Грот, на месте которого по проекту К. Росси был построен Кофейный домик. Росси сохранил стены и план старого Грота при его перестройке в павильон. В 1827 году в Летнем саде по проекту Людовика Шарлеманя был построен Чайный домик.
В 1830-е годы появилась традиция — устраивать в Летнем саде смотр невест. Эта традиция прожила вплоть до начала XX века.
В 1839 году в Летнем саде была установлена ваза из розового порфира, высотой 5 метров. Эту вазу подарил шведский король Карл XIV императору Николаю I. Вазу выполнили мастера из города Эльфдалена, потому её назвали вазой из эльфдальского порфира.
12 мая 1855 года рядом с Чайным домиком был торжественно открыт памятник И.А. Крылову. Его автор — Пётр Карлович Клодт. Памятник планировалось установить перед Публичной библиотекой или Академией наук, однако Николай I не одобрил данное местоположение скульптуры. В итоге памятник оказался в Летнем саде.
После 1917 года снова стали появляться планы переустройства Летнего сада, дабы здесь могла гулять совершенно любая публика. Однако средств на это не нашлось. В 1924 году Летний сад снова пострадал от разрушительного наводнения. Восстановительные работы начали только через десять лет.
Во время блокады Ленинграда на территории Летнего сада разместили зенитные расчёты. В Кофейном домике устроили казарму, а в Чайном — склад боеприпасов и оружия. Скульптуры укрыли в земле. На территорию Летнего сада неоднократно падали бомбы и снаряды. Весной 1942 года цветники и газоны были отданы школьникам и учителям окрестных школ для разведения огородов. В связи с этим одна из аллей стала называться Школьной.
После окончания Великой
В 1970-х годах вандалами в
К настоящему времени в Летнем саде сохранилось 79 скульптур. В 1984 году была проведена реставрация Чайного домика, в котором разместили выставочный зал. Летний сад находится в ведении Русского музея.
В настоящее время сад открыт для посещения в любое время, вход свободный. Осенью 2008 года планируется начало его комплексной реконструкции. Обсуждается закрытие Летнего сада на 2–2,5 года, открытие в нём фонтанов, полное обновление деревьев, появление новых хозяйственных построек.