Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 18:31, реферат
Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.
Введение…………………………………………………………………………………………………………… 2
Главные составляющие культуры личности……………………………………………………….. 5
Культура социальных общностей и групп…………………………………………………………... 8
Культура сословий…………………………………………………………………………………… 9
Культура современных социальных групп……………………………………………….. 13
Заключение……………………………………………………………………………………………………… 17
Список литературы………………………………………………………………………………………….. 18
Содержание
Введение…………………………………………………………
Главные составляющие культуры
личности……………………………………………………….
Культура социальных общностей
и групп………………………………………………………….
Культура сословий…………………………………
Культура современных
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям, а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.
Только человек создает
Только человек способен использовать
символы, с помощью которых он
развивает общение, позволяющее
достигать обмена не только простыми
чувствами, но и сложными идеями, идеалами,
мыслями и внутренними
Как речь отделяет людей от животных, так и письменность проводит грань между примитивными культурами и цивилизацией. Культура, зависящая от человеческой памяти и устной передачи культурных образцов, вынуждена оставаться предельно простой. Однако использование письменности позволило практически неограниченно усложнять и развивать культуру, охватывая культурным влиянием все более широкий круг людей. Письменность позволила сохранять и передавать мельчайшие детали технологий, традиций, ценностей, культурных норм, что давало возможность не только полностью передавать, транслировать их, но и практически в точности воспроизводить утерянные и разрушенные культурные комплексы. Даже неграмотный человек в современном обществе подвергается воздействию письменной культуры, потому что окружающие его люди формируют его культуру с помощью написанных слов.
Язык настолько сливается с
культурой, что каждое новое добавление
в общественное культурное наследие
обязательно связано с
К 50-м годам XX века складывается определение личности как совокупности освоенных культурных форм переживаний, суждений, поведения. В такого рода определениях подчеркивалась культурная детерминированность как внутриличностных процессов - восприятия, мышления, эмоциональных переживаний, так и внешних индивидуальных проявлений — речевых суждений, поведения.
Значительная роль в изучении процессов освоения культуры принадлежит понятию "культурные формы (образцы, конфигурации)" ("паттерны"). Ими называются устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построения суждений, различного рода культурные формулы и символы, выделяющие определенные представления о реальности Именно они рассматриваются как объекты освоения в процессах инкультурации и как регуляторы информационного обмена в процессах культурной коммуникации. Большое внимание исследователи уделяют эмоциональной сфере личности. Эмоции определяются как сфера переживаний индивида, детерминирующая понимание им ситуации, в которой он находится, и мотивы его поведения в этой ситуации. Эмоции в своем "операциональном", "инструментальном" значении социализируются, то есть в процессе освоения своего окружения индивид научается структурировать свои чувствования и их внешние проявления в соответствии с культурно установленными формами.
В этом качестве эмоции становятся существенным мотивационным фактором, моделирующим поведение личности в стандартных социокультурных ситуациях (Дж. Хонигман, С. Эш, Г.Марриидр.). После второй мировой войны в рамках направления происходит сдвиг в сторону обобщения эмпирического материала, полученного в предыдущие годы, рефлексии к теоретическим и методологическим основаниям дисциплины. В конце 40-х - начале 50-х гг. появляется целый ряд работ, среди которых следует выделить монографию Дж. Хонигмана "Культура и личность" (1954), где направление представлено в обобщенном систематизированном виде, как особая теоретическая ориентация. К началу 60-х гг. происходит внутреннее структурное переопределение направления. Началось активное обсуждение исходных теоретических и методологических оснований данной познавательной области с выделением уже определившейся ее специфики, принципов подхода к изучению человеческой реальности, проблемных областей. Стал обсуждаться вопрос об изменении названия дисциплины. Этому способствовал выход в свет работы под редакцией Ф. Хью, озаглавленной "Психологическая антропология", что дало новое имя всему направлению. Соответственно определилась специфика линии "культура и личность" в рамках направления в целом. В общем виде ее можно определить следующим образом: «С тех пор как подтвердилась гипотеза о том, что социокультурная вариабельность осуществляется через процессы функционирования и развития отдельных личностей, в рамках психологической антропологии настало время принять в качестве фундаментального положение о том, что функционирование и база культур и социальных систем зависят от того, насколько характерные для них ценности освоены их отдельными представителями».
Характерным для психологической антропологии направлением исследования является изучение процесса формирования личности, становления ее важнейших свойств и способностей, базирующееся на психоантропологии детства. Некоторые приверженцы этой темы порой заходят столь далеко, что пытаются на этой основе делать далеко идущие выводы о становлении свойств и способностей человека как вида
Роль детского опыта в формировании личности. С самого начала такого рода исследований аккумулируется обширный сравнительно-культурный материал о телесной социализации ребенка - длительность и регулярность кормления, купания, способ пеленания, гигиенические навыки и т. п. Полученные результаты дают основания для установления функциональных зависимостей характерологических личностных свойств от физических стереотипных воздействий в раннем детстве. И уже стало общим местом представление о том, что более репрессивное физическое воспитание ведет к формированию менее самостоятельной личности. Имеющийся эмпирический материал свидетельствует, что культурно стереотипные формы, осваиваемые в жизни впервые, навязываемые ребенку при удовлетворении его потребностей, без возможного выбора, оставляют след на всю жизнь и определяют некоторые личностные характеристики.
В классическом психоанализе детский опыт также рассматривался как фундаментальная основа формирования личности и индивидуального образа жизни на протяжении всего жизненного цикла. Более того, он считался прототипичным для филогенеза если не человека в его видовой определенности, то человеческой культуры. Об этом свидетельствуют психоаналитическая трактовка таких, например, мифологических ситуаций, как судьба Эдипа или Электры, а также акцент на культуропорождающей силе отношений главы семейного клана с его мужскими отпрысками. Высокая степень зависимости культурных феноменов от типичных ситуаций детства до сих пор обусловливает психоантропологическую значимость изучения формирования личности ребенка в контексте "первичных", семейных отношений (мать, отец, братья, сестры).
Изучение детского опыта закладывает основания для анализа освоения культуры личностью вообще. Поэтому ниже речь пойдет только об исследованиях этого рода. Сегодня можно выделить две базовые ориентации в изучении детского опыта. Во-первых, анализ влияния характерных для культуры или субкультуры образцов социализации и инкультурации на характеристики личности и поведения, разделяемые большинством членов сообщества. Во-вторых, установление связей между элементами раннего индивидуального опыта и спецификой черт личности и поведения взрослого индивида. Благодаря этому расширяется круг возможностей при интерпретации и объяснении устойчивости и изменчивости внутрикультурных и межкультурных различий в поведении индивидов.
Согласно точке зрения, господствующей
в психологической
Совокупность средств, функционально связанных с элементами, образует культурный комплекс. Каждый культурный комплекс включает в себя определенные ценности, реализует определенную систему знаний, имеет свою организационную и нормативно-регулятивную основу, опирается на свою материально-техническую базу и т.п. Например, современная религия представляет из себя культурный комплекс. В качестве базисного элемента этого комплекса лежит система религиозных ценностей, религиозное вероучение, которые объединяют вокруг себя вспомогательные, обслуживающие средства: культовые здания (церкви и т.п.), богослужебные книги, ритуальная утварь, одежды священников, религиозные организации, управления церковными делами, церковный язык и др. Подобные комплексы образуют и экономика, и наука, и искусство и др. сферы культуры.
В структуре культуры следует отличать личную культуру индивида от культуры общности.
Личная культура – это совокупность личных средств, методов деятельности, образцов поведения, идей и мыслей.
Культура общности (социальной группы, сословия, народа и т.п.) – это совокупность средств и способов деятельности, поведения, которые приняты и признаны общностью и приобрели значение для ее членов, считаются «обязательными» (напр. правила общежития и др.).
Культуру общности нужно отличать от культурного наследия, которое передается следующему поколению, сдало экзамен на устойчивость во времени. Например сегодняшняя мода не входит в культурное наследие, а то, что становится комплексом освященных ценностей (идеи, произведения искусства, научные теории, машины, архитектурные произведения и др.) составляют культурное наследие.
Главные составляющие культуры личности
Мир культуры - это традиции
и ритуалы, это нормы и ценности,
это творения и вещи - всё то, что
можно назвать бытием культуры. Личность
как творец и носитель культуры исключительно
многогранна. Она может характеризоваться
с точки зрения её нравственной культуры
и эстетической, меры её психологической
зрелости и интеллектуального развития,
со стороны её мировоззренческих
позиций. Но во всем богатстве культуры
личности можно выделить ее системообразующую
ось, каковой является нравственная структура
личности. Нравственность - это стержень
духовной культуры. Структура нравственной
культуры личности включает в себя культуру
человеческого сознания и культуру повседневного
поведения.
Культура нравственного сознания и поведения
должна быть рассмотрена как целостная
система элементов, выражающая объективную
социальную необходимость последовательного
формирования такой культуры нравственного
сознания, которая адекватно воплощалась
бы в поведении. В свою очередь, культура
нравственного поведения - форма объективированной
культуры нравственного сознания. Эта
особенность моральной культуры объясняется
ее единой "целью", "миссией",
которая состоит в формировании "моральной
надежности" личности. Единство культуры
нравственного сознания и поведения обеспечивает
овладение личностью моральной культурой
общества и практическую реализацию этой
культуры.
Процесс нравственного формирования личности
включает такие элементы целенаправленного
воздействия на нее как этическое образование
- формирование знаний личности в сфере
моральной деятельности; этическое обучение
- формирование умений в сфере моральной
деятельности; нравственное воспитание
и самовоспитание - формирование нравственных
установок, ценностных ориентаций личности
и т.п.
Именно на основе единства этих факторов
формирование моральной культуры личности
и складывается ее нравственная мудрость
как единство и гармония знания моральных
требований - и их воплощение в поступках,
способности найти оптимальное благородное
решение, и проникновенного нравственного
чувства, неповторимого личного опыта
жизни, и основного богатства моральной
культуры общества.
В культуре человеческого сознания можно
выделить такие элементы, как культура
этического мышления и культуру нравственных
чувств. Отправным моментом в этическом
мышлении являются знания о простых правилах
нравственности, нормах и принципах морали,
идеале. Ведь в любом случае прежде, чем
принять требования данной системы морали
или культуры в целом, надо их знать. Нравственные
знания расширяют сферу морального выбора
и делают сам выбор более обоснованным.
На основании существующих у человека
моральных знаний и сопоставления их с
реальностью у него складываются определенные
моральные ориентации, которые представляют
собой "собственную" характеристику
человеком добра и зла, справедливости,
смысла жизни, счастья, нравственного
идеала, его "личная" оценка фактов,
отношений, людей, себя с точки зрения
нравственных ценностей. Роль и значение
ценностей в жизни и общества трудно переоценить.
В этой связи мы можем согласиться с известным
русским ученым П. Сорокиным, который справедливо
отмечал, что без оценок человеком "лишенные
своих значимых аспектов, все явления
человеческого взаимодействия становятся
просто биофизическими явлениями" и
именно ценность служит фундаментом всякой
культуры. Критериями этического мышления
личности являются, прежде всего, оптимальное
разрешение нравственных конфликтов и
умение выбирать средства для достижения
определённой моральной цели.
Обратимся ко второй составляющей нравственной
культуры личности - культуре её нравственных
чувств, эмоциональной стороне индивидуальной
нравственности. Диапазон этих чувств
может быть очень широк: от ситуативной
реакции на личное оскорбление до высоких
гражданских скорбей и радостей. Они могут
быть направлены вовнутрь (чувства стыда,
раскаяния, угрызения совести и т.п.) и
вовне (чувства сострадания, ненависти,
равнодушия и т.д.).
Особую роль нравственные эмоции и чувства
играют в человеческом общении. Здесь
они - высшая ценность и цель. Общение,
лишенное эмоционального тепла не может
удовлетворить одну из высших, гуманистических
в своей основе, потребностей человека
в "роскоши человеческого общения"
(Экзюпери) [10]. Однако абсолютизировать
роль моральных чувств в структуре личности
не следует, ибо они не являются панацеей
от всех моральных ошибок и аморализма.
Диалектическим единством, сплавом рационального
и рационального уровня в нравственной
структуре личности являются убеждения.
Гарантию моральной надежности личности,
дают уверенность в том, что человек при
любых сложных или не благоприятных обстоятельствах
не откажется от своих принципов. Содержание
моральных убеждений зависит от того,
какие идеи, знания и взгляды восприняты
личностью.
Культуру повседневного
Гораздо более сложную характеристику
имеет культура поступка человека. Все
многообразие человеческой активности
может служить способом проявления определенной
нравственной позиции личности: мимика,
жест, речь, молчание, одежда и т.д. поступок
в нравственной сфере не тождественен
физическому действию: поступком может
быть вербальное действие или просто уклонение
от действия. В поступке всегда присутствует
мотив. Любой поступок опосредован нравственным
отношением человека к другому человеку.
Культуру личности можно характеризовать
и с точки зрения эстетической культуры.
Это можно рассмотреть на примере центрального
звена в эстетическом сознании человека
- эстетическом вкусе. Под вкусом обычно
понимается способность человека интуитивно
постигать и эмоционально оценивать эстетические
и художественные ценности. Существует
две предпосылки формирования эстетического
вкуса: психологическая и социокультурная.
К первой относятся развитые основные
психические способности человека: эмоциональность,
интеллект, воображение, фантазия, интуиция.
Неразвитость любой из указанных предпосылок
обуславливает искажение вкуса. Эстетический
вкус возникает тогда, когда человек включается
в контекст человеческой культуры, эстетических
отношений. Поэтому очень важной содержательной
стороной вкуса являются эталоны, усвоенные
личностью, культурный опыт общества.
Усвоенные людьми ценности превращаются
у каждого человека в своеобразные прообразы
и критерии восприятия, которые и называют
эстетическими эталонами. Объективный
критерий вкуса -отношение личного эстетического
опыта к опыту общества: чем полнее индивид
усвоил опыт общества, тем развитее. В
эстетическом опыте общество есть и классика,
традиция, и актуальный опыт с его новаторством,
поэтому развитый эстетический вкус характеризуется
освоением и того, и другого. Неразвитый
вкус - это когда человек абсолютизирует
определенные эстетические или художественные
ценности, их уровень, форму и содержание,
тем самым, обедняя, исключая духовное
богатство и многообразие эстетических
ценностей.
Функциональной стороной состояния
вкуса являются эстетические потребности.
Выделяют три уровня развития эстетической
потребности:
1. Начальный - "спящий вкус", то есть
эстетическая потребность в зачаточном
состоянии, поэтому часто для развития
потребностей необходим толчок;
2. Средний, "нормальный", то есть устойчивое
стремление человека к восприятию и переживанию
известных ему эстетических или художественных
ценностей;
3. Творческий - потребность в созидании
нового эстетического мира. Творческий
вкус - это высший уровень развития эстетического
вкуса, способность увидеть через разнообразные
формы мира новый, неведомый ранее смысл.
Еще одной относительно самостоятельной
частью характеризующей культурный облик
личности, является степень развития её
интеллекта. Интеллект каждого человека
- это довольно сложное образование. Необходимо
различать в нем рассудок и разум. Ф. Энгельс
отмечал, что рассудок оперирует по строго
заданной схеме, алгоритму, без осознания
самого метода, его границ и возможностей,
в то время как разум стремится выйти за
пределы сложившейся системы, раздвинуть
его границы. Выделение рассудочной и
разумной стороны позволяет глубже понять
характерные черты рациональной сферы
сознания человека. "Дуэт" голосов
рассудка и разума - очень важное качество
мышления личности, от их взаимосвязей
во многом зависит уровень её интеллектуальной
культуры.
Таким образом, основными компонентами
культуры личности являются: нравственная
и эстетическая культура, а также интеллектуальное
развитие личности. Все они взаимосвязаны
между собой и непосредственно влияют
на развитие личности.