Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:02, реферат
Массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.1 Понятие массовой культуры……………………………………………..5
1.2 Условия возникновения массовой культуры……………………………..8
1.3 Функции массовой культуры…………………………………………….11
1.4 Основные типы массовой культуры…………………………………….13
Заключение……………………………………………….……………………..15
Список литературы……………………………………………………………..16
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тамбовский государственный
Академия социальных и образовательных технологий
Кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере
Реферат
Массовая культура:
условия возникновения, функции и типы
Выполнила:
Магистрант 1 курса
Направления «Социальная работа»
Пронина О.В.
Проверила:
к.п.н., ст.преподаватель
Е.В. Деева
Тамбов 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………….…
Список литературы…………………………………
Введение
Культура представляет
собой систему средств
Развитие средств массой
информации привело к формированию
так называемой массовой культуры,
упрощенной в смысловом и художественном
отношении, технологически доступной
для всех. Массовая культура, особенно
при ее сильной коммерциализации,
способна вытеснять и высокую, и
народную культуры. Но в целом отношение
к массовой культуре не столь однозначно.
Феномен массовой культуры с точки
зрения его роли в развитии современной
цивилизации оценивается
1.1 Понятие массовой культуры
«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века.
Массовая культура - понятие,
которое используется для характеристики
современного культурного производства
и потребления. Это производство
культуры, организованное по типу массовой,
серийной конвейерной индустрии
и поставляющее такой же стандартизированный,
серийный, массовый продукт для
Массовая культура - это культура масс, культура, предназначенная для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством.
Критический анализ массовой
культуры акцентировал в ней характеристики
"низкой", примитивной культуры,
"культуры масс", создающей угрозу
"высокой культуре", или подчеркивал
использование элитами массовой
культуры, возбуждающей "низменные
инстинкты" для духовной эксплуатации
масс, массовой стандартизации и обезличивания.
При более оптимистических подходах массовая
культура рассматривалась как в целом
вполне удовлетворительная форма культуры,
характерная для зрелого индустриального
общества с высоким уровнем образования,
высоким уровнем жизни, с развитой системой
массовых коммуникаций. В современной
социологии понятие "массовая культура"
все более утрачивает свою критическую
направленность. Подчеркивается функциональная
значимость массовой культуры, обеспечивающей
социализацию огромных масс людей в условиях
сложной, изменчивой среды современного
индустриального урбанизированного общества.
Утверждая упрощенные, стереотипные представления,
массовая культура тем не менее выполняет
функцию постоянного жизнеобеспечения
для самых различных социальных групп.
Она обеспечивает также массовое включение
в систему потребления и тем самым функционирование
массового производства. Массовая культура
характеризуется всеобщностью, она охватывает
широкую срединную часть общества, затрагивая
специфическим образом и элиту, и маргинальные
слои.
Массовая культура утверждает тождественность
материальных и духовных ценностей, в
равной степени выступающих как продукты
массового потребления; понятие «бестселлер»
приобрело в ней универсальный характер.
Для массовой культуры характерно возникновение
и ускоренное развитие особого профессионального
аппарата, задачей которого является использование
содержания потребляемых благ, техники
их производства и распределения в целях
подчинения массового сознания интересам
монополий и государственного аппарата,
искажения и заглушения протеста.
Современная массовая культура проникает практически во все сферы жизни общества и формирует свое единое семиотическое пространство. Наиболее удачной, на наш взгляд, в этой связи является классификация сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:
1.2 Условия возникновения массовой культуры
Вопрос о корнях и
истоках этой культуры сложен и недостаточно
изучен, но чрезвычайно важен для
понимания современных
Урбанизация, вызванная
бурным развитием промышленности, привела
к кризису традиционной, народной
культуры. Одновременно возросло психическое
напряжение масс людей, связанное с
изменением образа жизни и ростом
интенсификации труда. В результате
этого в искусстве
В 1895 г. был изобретен
кинематограф - новая форма художественного
творчества, не требующая у зрителей
даже элементарной грамотности для
своего восприятия. В этот же период
получила широкое распространение
легкая музыка. Популярные песни и
арии из оперетт исполнялись
Все это совпало с кризисом классической художественной культуры. Со второй половины XIX до начала XX в. происходил отход от реализма в пластических искусствах, переход от импрессионизма и постимпрессионизма к модерну, кубизму, фовизму, конструктивизму и пр. Аналогично трансформация наблюдалась в других видах и жанрах «высокого» искусства. Рождался авангард - новый стиль в профессиональном, «образованном», искусстве, который явился «продолжением классики в ее аристократизме». Пожалуй, лучше всего особенности развития авангардистского искусства охарактеризовал испанский философ Ортега-и-Гассет, утверждавший, что в ходе этого процесса будет достигнута такая стадия, когда человеческий элемент произведения искусства станет ничтожно скудным и едва заметным: получится некий предмет, который смогут воспринять только те, кто обладает специфическим даром художественной восприимчивости, т. е. это будет искусство для художников, а не для масс людей, искусство касты, а не демократическое искусство.
Массовая культура, едва родившись, развивалась стихийно в течение почти 100 лет. Она «подняла брошенное знамя» ортодоксального реализма и сохраняла его «любой ценой». Потребность людей в рекреации (отдыхе) и релаксации (расслаблении) продолжает возрастать. Развитые индустриальные и постиндустриальные общества, увеличивая интеллектуальные нагрузки, значительно расширяют роль художественной культуры в жизни современного человека. Мутация художественной культуры и искусства продолжается, приобретая все новые формы и направления.
Информация о работе Массовая культура: условия возникновения, функции и типы