Массовая культура: условия возникновения, функции и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 12:02, реферат

Краткое описание

Массовая культура представляет собой новую, более развитую форму культурной компетентности современного человека, новые механизмы инкультурации и социализации, новую систему управления и манипулирования его сознанием, интересами и потребностями. Это — способ существования современной культуры. В таком качестве она пересекается с популярной культурой.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.1 Понятие массовой культуры……………………………………………..5
1.2 Условия возникновения массовой культуры……………………………..8
1.3 Функции массовой культуры…………………………………………….11
1.4 Основные типы массовой культуры…………………………………….13
Заключение……………………………………………….……………………..15
Список литературы……………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования 

Тамбовский государственный университет  имени Г.Р.Державина

Академия социальных и образовательных  технологий

Кафедра социальной работы, ювенологии и управления в социальной сфере

 

 

 

 

Реферат

 

Массовая культура:

условия возникновения, функции и  типы

 

 

 

 

 

Выполнила:

Магистрант 1 курса

Направления «Социальная  работа»

Пронина О.В.

Проверила:

к.п.н., ст.преподаватель

Е.В. Деева

 

 

 

Тамбов 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

    1. Понятие массовой культуры……………………………………………..5
    2. Условия возникновения массовой культуры……………………………..8
    3. Функции массовой культуры…………………………………………….11
    4. Основные типы массовой культуры…………………………………….13

Заключение……………………………………………….……………………..15

Список литературы……………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Культура представляет собой систему средств человеческой деятельности, которая постоянно  совершенствуется, и благодаря которой стимулируется и реализуется деятельность человека. Понятие культура весьма многозначно, имеет различное содержание и разный смысл не только в обиходном языке, но и в разных науках и философских дисциплинах. Его необходимо раскрывать в дифференциально-динамических аспектах, что требует использования категорий общественная практика и деятельность, связывающих между собой категории общественное бытие и общественное сознание, объективное и субъективное в историческом процессе. Если признать, что одним из главных признаков подлинной культуры являются неоднородность и богатство ее проявлений, основанные на национально-этнической и сословно-классовой дифференциации, то в XX веке врагом культурной полифонии оказался не только большевизм. В условиях индустриального общества и НТР человечество в целом обнаружило отчетливо выраженную тенденцию к шаблону и однообразию в ущерб любым видам оригинальности и самобытности, идет ли речь об отдельной личности или об определенных социальных слоях и группах. Культура современного общества совокупность самых различных пластов культуры, то есть она состоит из доминирующей культуры, субкультур и даже контркультур. В любом обществе можно выделить высокую культуру элитарную и народную культуру фольклор.

Развитие средств массой информации привело к формированию так называемой массовой культуры, упрощенной в смысловом и художественном отношении, технологически доступной  для всех. Массовая культура, особенно при ее сильной коммерциализации, способна вытеснять и высокую, и  народную культуры. Но в целом отношение  к массовой культуре не столь однозначно. Феномен массовой культуры с точки  зрения его роли в развитии современной  цивилизации оценивается учеными далеко не однозначно. Критический подход к массовой культуре сводится к ее обвинениям в пренебрежении классическим наследством, в том, что она якобы является инструментом сознательного манипулирования людьми порабощает и унифицирует основного творца всякой культуры суверенную личность способствует ее отчуждению от реальной жизни отвлекает людей от их основной задачи - духовно-практического освоения мира К. Маркс. Апологетический подход, напротив, выражается в том, что массовая культура провозглашается закономерным следствием необратимого научно-технического прогресса, что она способствует сплочению людей, прежде всего молодежи, независимо от каких-либо идеологий и национально-этнических различий в устойчивую социальную систему и не только не отвергает культурного наследия прошлого, но и делает его лучшие образцы достоянием самых широких народных слоев путем их тиражирования через печать, радио, телевидение и промышленное воспроизводство. Особенности производства и потребления культурных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существования культуры массовую культуру и элитарную культуру. Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая каждодневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, представленная самой широкой аудитории по различным каналам, включая и средства массовой информации и коммуникации.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Понятие массовой культуры

«Массовая культура» (англ. mass culture), в философии, социологии понятие, обобщённо выражающее состояние буржуазной культуры с середины 20 века. 

Массовая культура - понятие, которое используется для характеристики современного культурного производства и потребления. Это производство культуры, организованное по типу массовой, серийной конвейерной индустрии  и поставляющее такой же стандартизированный, серийный, массовый продукт для стандартизированного массового потребления. Массовая культура – специфический продукт современного индустриального урбанизированного  общества. 

Массовая культура - это  культура масс, культура, предназначенная  для потребления народом; это сознание не народа, а коммерческой индустрии культуры; она враждебна подлинно народной культуре. Она не знает традиций, не имеет национальности, ее вкусы и идеалы меняются с головокружительной быстротой в соответствии с потребностями моды. Массовая культура обращается к широкой аудитории, апеллирует к упрощенным вкусам, претендует на то, чтобы быть народным искусством. 

Критический анализ массовой культуры акцентировал в ней характеристики "низкой", примитивной культуры, "культуры масс", создающей угрозу "высокой культуре", или подчеркивал  использование элитами массовой культуры, возбуждающей "низменные  инстинкты" для духовной эксплуатации масс, массовой стандартизации и обезличивания. При более оптимистических подходах массовая культура рассматривалась как в целом вполне удовлетворительная форма культуры, характерная для зрелого индустриального общества с высоким уровнем образования, высоким уровнем жизни, с развитой системой массовых коммуникаций. В современной социологии понятие "массовая культура" все более утрачивает свою критическую направленность. Подчеркивается функциональная значимость массовой культуры, обеспечивающей социализацию огромных масс людей в условиях сложной, изменчивой среды современного индустриального урбанизированного общества. Утверждая упрощенные, стереотипные представления, массовая культура тем не менее выполняет функцию постоянного жизнеобеспечения для самых различных социальных групп. Она обеспечивает также массовое включение в систему потребления и тем самым функционирование массового производства. Массовая культура характеризуется всеобщностью, она охватывает широкую срединную часть общества, затрагивая специфическим образом и элиту, и маргинальные слои.  
Массовая культура утверждает тождественность материальных и духовных ценностей, в равной степени выступающих как продукты массового потребления; понятие «бестселлер» приобрело в ней универсальный характер. Для массовой культуры характерно возникновение и ускоренное развитие особого профессионального аппарата, задачей которого является использование содержания потребляемых благ, техники их производства и распределения в целях подчинения массового сознания интересам монополий и государственного аппарата, искажения и заглушения протеста. 

Современная массовая культура проникает практически во все  сферы жизни общества и формирует  свое единое семиотическое пространство. Наиболее удачной, на наш взгляд, в  этой связи является классификация  сфер проявления массовой культуры, предложенная А.Я. Флиером. Среди основных проявлений и направлений массовой культуры он выделяет следующие:

  • индустрия «субкультуры детства»;
  • массовая общеобразовательная школа;
  • система национальной (государственной) идеологии;
  • массовые политические движения;
  • массовая социальная мифология, упрощающая сложную систему ценностных ориентацией человека и многообразие оттенков миропонимания до элементарных дуалистичных оппозиций;
  • индустрия развлечений и досуга, которая включает в себя массовую художественную культуру (кроме архитектуры), массовые постановочно-зрелищные представления, профессиональный спорт, структуры по проведению организованного развлекательного досуга, различные шоу;
  • индустрия оздоровительного досуга;
  • система организации, стимулирования и управления потребительским спросом на вещи, услуги, идеи как индивидуального, так и коллективного пользования (реклама, имиджмейкерство, политтехнология);
  • разного рода игровые комплексы от механических игр, электронных приставок, компьютерных игр и т.д. до систем виртуальной реальности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Условия возникновения массовой культуры

Вопрос о корнях и  истоках этой культуры сложен и недостаточно изучен, но чрезвычайно важен для  понимания современных тенденций  и форм развития культуры. Ключ к  пониманию формирования современной  массовой культуры - в генезисе европейской  культуры. В античную эпоху вообще не существовало деления искусства  на «элитарное» и массовое. Культура была единой. Произведения искусства  создавались профессионалами, получившими образование в специальных учебных заведениях. Но сами произведения создавались для массового потребления. Статуи богов, атлетов и прекрасных женщин, величественные храмы и многое другое было доступно и, главное, соответствовало эстетическим потребностям широких масс населения. Что касается системы развлечений, культурного досуга, то их формы вообще имели ярко выраженный массовый характер: театральные представления и другие виды массовых зрелищ, в том числе, например, спортивные состязания (Олимпийские игры) в Древней Греции, бои гладиаторов и сцены морских сражений или выступления трибунов - ораторов в Древнем Риме и т.п. Общенародное признание и слава победителей Олимпийских игр или публичных конкурсов ораторов вполне сравнимы с известностью современных мировых «звезд» шоу-бизнеса. В античном мире культура формально была связана с религией тематически, а реально она имела светский характер. В средние века ситуация изменилась. Церковь вплоть до конца XIX в. определяла направление развития политики, экономики и культуры в стране. Церковные проповеди, произносимые с кафедры или амвона на общедоступном языке по злободневным темам и собиравшие сотни и тысячи верующих, многие современные исследователи считают началом современной массовой культуры. При этом непрерывно шел процесс секуляризации культуры. Перелом произошел в эпоху Возрождения, когда церковное искусство уступило место светскому, но продолжало сохранять свои позиции в «культуре для необразованных». Однако светское по тематике искусство существовало только в сфере образованных слоев общества. Причем начиная с эпохи Просвещения наиболее прогрессивная часть элиты общества стала «питать надежду», что когда-нибудь культура и искусство станут достоянием широких народных масс. Это определило просветительный характер художественного творчества во многих видах искусства. В своих произведениях, особенно в живописи и литературе, художники старались привить непросвещенным зрителям и читателям потребность в искусстве. Но для необразованной части общества практически до конца XIX в. храм оставался и музеем, и концертным залом, и библиотекой. Только один вид профессионального светского искусства - театр - сохранял связь с необразованными массами. Возможно, этим объясняется столь бурное развитие различных форм и жанров театрального искусства. Особую роль в этом плане сыграло появление оперетты - театрального жанра, наиболее близкого к массовой культуре.

Урбанизация, вызванная  бурным развитием промышленности, привела  к кризису традиционной, народной культуры. Одновременно возросло психическое  напряжение масс людей, связанное с  изменением образа жизни и ростом интенсификации труда. В результате этого в искусстве компенсаторно-развлекательное  начало стало преобладать над  традиционными просветительскими  установками. Появление массовой культуры некоторые связывают с принятием в 1870 г. в Великобритании закона об обязательной всеобщей грамотности, в результате которого самые широкие слои населения получили возможность читать романы, т.е. приобщиться к главному результату художественной литературы XIX в. Но, научившись читать их, массы населения впоследствии потянулись к другой литературе - детективам, бульварным романам и комиксам.

В 1895 г. был изобретен  кинематограф - новая форма художественного  творчества, не требующая у зрителей даже элементарной грамотности для  своего восприятия. В этот же период получила широкое распространение  легкая музыка. Популярные песни и  арии из оперетт исполнялись самодеятельными  музыкантами в модных аристократических  и буржуазных салонах, ресторанах и  кафе, на улицах городов.

Все это совпало с  кризисом классической художественной культуры. Со второй половины XIX до начала XX в. происходил отход от реализма в  пластических искусствах, переход от импрессионизма и постимпрессионизма к модерну, кубизму, фовизму, конструктивизму и пр. Аналогично трансформация наблюдалась в других видах и жанрах «высокого» искусства. Рождался авангард - новый стиль в профессиональном, «образованном», искусстве, который явился «продолжением классики в ее аристократизме». Пожалуй, лучше всего особенности развития авангардистского искусства охарактеризовал испанский философ Ортега-и-Гассет, утверждавший, что в ходе этого процесса будет достигнута такая стадия, когда человеческий элемент произведения искусства станет ничтожно скудным и едва заметным: получится некий предмет, который смогут воспринять только те, кто обладает специфическим даром художественной восприимчивости, т. е. это будет искусство для художников, а не для масс людей, искусство касты, а не демократическое искусство.

Массовая культура, едва родившись, развивалась стихийно в  течение почти 100 лет. Она «подняла брошенное знамя» ортодоксального  реализма и сохраняла его «любой ценой». Потребность людей в рекреации (отдыхе) и релаксации (расслаблении) продолжает возрастать. Развитые индустриальные и постиндустриальные общества, увеличивая интеллектуальные нагрузки, значительно  расширяют роль художественной культуры в жизни современного человека. Мутация  художественной культуры и искусства  продолжается, приобретая все новые  формы и направления.

Информация о работе Массовая культура: условия возникновения, функции и типы