Массовое и элитарное в современной визуальной культуре

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 18:02, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: рассмотреть и охарактеризовать массовое и элитарное в современной визуальной культуре.
В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:
- дать определение понятию «визуальная культура» и рассмотреть ее особенности
-дать характеристику массовому и элитарному, рассмотреть их особенности

Содержание

Введение …………………………………………………………….………………….....3
1.Визуальная культура.…………………...........................................................................4
2.Массовая культура……………………………………………………………………...7
2.1.Уровни массовой культуры…………………………………………………...……...9
2.2. Массовый человек…………………………………………………………………...11
3.Элитарная культура……………………………………………………………………14
3.1.Современная элитарная культура…………………………………………………..16
Заключение ……………………………………………………………..………………18
Список использованной литературы …………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 39.45 Кб (Скачать файл)

Массовое и элитарное в современной визуальной культуре

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение …………………………………………………………….………………….....3          
1.Визуальная культура.…………………...........................................................................4

2.Массовая культура……………………………………………………………………...7 
2.1.Уровни массовой культуры…………………………………………………...……...9

2.2. Массовый человек…………………………………………………………………...11

3.Элитарная культура……………………………………………………………………14

3.1.Современная элитарная  культура…………………………………………………..16

Заключение  ……………………………………………………………..………………18

Список использованной литературы  …………………………………………………19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В настоящее время трудно представить отсутствие в жизни человека визуальной культуры. Действительно, на протяжении практически всей жизни человек сталкивается с произведениями визуальной культуры: кино, фото и т.д. И, как и другие виды искусства, визуальная культура, в зависимости от типа воздействия на зрителя, бывает массовой и элитарной.

Массовая культура – это культура, которая широко распространена среди всех слоев населения. Это то, с чем мы сталкиваемся эжедневно6 изобразительное искусство, музыка, литература.

Элитарная же культура в противовес массовой, если можно так сказать, является культурой «для избранных». Это высокая культура.

Естественно, эти виды культуры пересекаются: что-то из элитарного переходит со временем в массовую культуру, а что-то наоборот, из массового – в элитарное.

В связи со всеми выше перечисленным можно утверждать, что тема данной курсовой работы актуальна в наше время.

При написании работы мною была поставлена цель: рассмотреть и охарактеризовать массовое и элитарное в современной визуальной культуре.

В соответствии с поставленной целью предполагается решить следующие задачи:

- дать определение понятию  «визуальная культура» и рассмотреть ее особенности

-дать характеристику  массовому и элитарному, рассмотреть их особенности

 

 

 

 

 

 

1.Визуальная культура.

Понятие «культура» имеет множество значений в различных областях. В основном,  под культурой понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеческим обществом, характеризующих определенный уровень развития общества, а также уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности.

Визуальная культура является одной из центральных тем в современной культурологии. Эта тема обсуждается на научных конференциях, ей посвящается большое количество книг и научных работ.

«Визуальная культура» - это частная область понятия «культура», развивающая способности восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Визуальная культура сегодня охватывает такие объекты культуры, как кино, телевидение, фотография, концептуальное искусство, «public art», рисунок, фотография, живопись, театр, видео-арт, реклама, рекламные ролики, дизайн, web-дизайн, видеоигры, мода, граффити и т.д.1

Визуальная культура не является герметической самодостаточной сферой, она постоянно вбирает в себя дополнительную информацию, происхождение которой может быть новым, связанным с развитием технического прогресса и постижением новых горизонтов человеческого познания, так и старым, введенным из невербализированного (неописанного) ряда в прошлом человеческой цивилизации.

Визуальная культура связывает воедино несколько реальностей: реальность видимую, виртуальную (мыслимую и визуализированную) и интуитивную, которая еще не нашла определенного образного выражения.

Визуальную культуру мы можем назвать наследуемой, но не генетически, а с помощью воспитания и пребывания в среде, насыщенной ее знаками.

 

По мнению антропологов, визуальная культура состоит из четырех элементов:

1. Понятия. Они содержатся  главным образом в языке. Благодаря  им становиться возможным упорядочить  опыт людей (форма, цвет, вкус предметов).

2. Отношения. Визуальная  культура не только выделяет  те или иные части  мира с помощью понятий, но также выявляет, как эти составные части связаны между собой - в пространстве и времени, по значению, на основе причинной обусловленности.

3. Ценности. Ценности  - это  общепринятые убеждения относительно  целей, к которым человек должен  стремиться. Они составляют основу  нравственных принципов.

4. Правила. Эти элементы  регулируют поведение людей в  соответствии с ценностями визуальной  культуры. Ценности не только  сами нуждаются в обосновании, но и могут служить обоснованием.2

Таким образом, визуальная культура  - новое междисциплинарное направление, возникшее на пересечении философии, теории культуры, социологии и искусствознания, центральной проблемой которого является исследование культурной логики «постмодернистского», «масс-медийного», «визуального»  поворота.  Визуальная  культура  сегодня  становится доминирующей формой «культуры как таковой».

На особенности процесса развития визуальной культуры человека сегодня обращают особое внимание. Современные теоретики визуальности в искусстве говорят об обучающей и развивающей силе визуальных образов: «… точна та визуальность, которая делает видение сродни языку». Действительно, художник может выразить мысль без слов, одним лишь изображением или объектом, пользуясь языком своего искусства. Каждый язык базируется на определенных принципах, имеет уникальное строение системы и особенности.

При рассматривании произведения искусства человеческое восприятие строится во многом на внутренней эмоциональной реакции. Через зрение произведение вводится в систему имеющихся ценностей, в процессе рассматривания оно многократно усиливается ассоциативными связями. В итоге оказывается, что «изображения сами по себе гораздо менее сильны, нежели полученное впечатление от них». Таким образом, целью визуальной культуры является обогащение внутреннего мира человека визуальными образами, раскрытие способностей к созданию собственных зримых объектов.

Результатом освоения визуальной культуры можно считать развитую культуру восприятия визуальных образов, умение их анализировать, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Такое понимание визуальной культуры обусловливает высокий уровень общей культуры человека, то есть «качество и степень выраженности ценностного содержания личности» 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Массовая культура

Говоря о визуальной культуре, формирующейся в процессе деятельности человечества, мы невольно затрагиваем два чрезвычайно важных и уже определенных явления: массовую культуру и визуальную среду, которая является совокупностью визуальных образов. Среди последних часть образов появилась независимо от человеческой деятельности, вторая же часть появилась уже в процессе цивилизационной деятельности человека. Что касается массовой культуры, то подчеркнем, что массовая культура включает в себя как визуальные (включая литературную и театральную), так и звуковые формы культуры. Но массовая культура противопоставляется высокой культуре, искусству.

Массовая культура — культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.

Потребление этой продукции — массовое, ибо аудитория, которая воспринимает данную культуру, — это массовая аудитория больших залов, стадионов, миллионы зрителей телевизионного и киноэкранов.

Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:

- средства массовой информации (газеты, журналы, рацио, телевидение, интернет-блоги и т.д.) — тиражируют информацию, оказывают регулярное воздействие на аудиторию и ориентированы на определенные группы людей;

- средства массового воздействия (реклама, мода, кино, массовая литература) — не всегда регулярно воздействуют на аудиторию, ориентированы на усредненного потребителя;

- технические средства коммуникации (Интернет, телефон) — определяют возможность непосредственного общения человека с человеком и могут служить для передачи информации личного характера.

В последние десятилетия в контексте развития средств коммуникации говорят об особой компьютерной культуре. Если ранее основным источником информации служила книжная страница, то теперь — компьютерный экран. Современный компьютер позволяет мгновенно получить информацию по сети, дополнить текст графическими изображениями, видеофильмами, звуком, что обеспечивает целостное и многоуровневое восприятие информации.

К основным составляющим массовой культуры относят:

- информационную индустрию — прессу, телевизионные новости, ток-шоу и т.д., разъясняющие происходящие события понятным языком. Массовая культура первоначально формировалась именно в сфере информационной индустрии — «желтой прессе» XIX — начала XX в. Время показало высокую эффективность средств массовой коммуникации в процессе манипулирования общественным мнением;

- индустрию досуга — фильмы, развлекательную литературу, эстрадный юмор с максимально упрошенным содержанием, поп-музыку и т.д.;

- систему формирования массового потребления, центром которой являются реклама и мода. Потребление здесь представлено в виде безостановочного процесса и важнейшей цели существования человека;

- тиражируемую мифологию - от мифа об «американской мечте», где нищие превращаются в миллионеров, до мифов о «национальной исключительности» и особых добродетелях того или иного народа по сравнению с другими.

Сегодня большинство людей, особенно молодежь, именно через массовую культуру получает представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование также поступают к человеку через механизмы массовой культуры. Сегодня какой-либо продукт считается престижным и ценным тогда, когда он становится предметом массового спроса. Можно сказать, массовая культура становится средством стимуляции потребления, для чего активно используется реклама.

 

 

 

2.1.Уровни массовой  культуры.

Массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру и уровни. В современной культурологии, как правило, выделяют три основные уровня массовой культуры:

- кич-культура (т.е. низкопробная, даже вульгарная культура);

- мид-культура (так сказать, культура «средней руки»);

 

 -арт-культура (мас-культура, не лишенная определенного, иногда  даже высокого, художественного  содержания и эстетического выражения)

Кич-культура – массовая культура в ее самом низкопробном проявлении. Как правило, произведения, принадлежащие к кич культуре, мимикрируют под настоящие произведения искусств, но таковыми, разумеется, не являются. Типичным примером являются всевозможные «мыльные оперы» и всякого рода сериалы и фильмы, лишенные всякого смысла, так называемый «экшн».

К основным характеристикам массовой культуры можно отнести:

- упрощенную подачу проблематики;

- опору на стереотипные  образы, идеи, сюжеты;

- ориентированность на  обывателя, чья жизнь протекает  скучно и однообразно.

Кич, как элемент массовой культуры – точка максимального отхода от элементарных ценностей и одновременно – одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации в искусстве.4 В настоящее время в индустриально развитых странах наблюдается преобладание именно кич-культуры.

Мид-культура, прежде всего, следует отметить ее двойственный характер. Она обладает некоторыми чертами традиционной культуры, но в тоже время включает в себя черты массовой культуры. По отношению к кич, эта форма массовой культуры оказывается более высокой. Можно сказать, что мидкультура задает тон, на ее стандарты ориентируется массовая культура в целом.

Арт-культура - наиболее высокий уровень массовой культуры, рассчитанная на самую образованную часть публики. Главной задачей арт-культуры является максимальное приближение массовой культуры к нормам и стандартам традиционной культуры.

Кроме вышеперечисленных уровней некоторые специалисты считают необходимым выделять еще два особых подуровня массовой культуры, а именно – попкультуру и роккультуру.

Можно сформулировать основные характеристики массовой культуры:

- ориентированность на гомогенную аудиторию;

- опора на эмоциональное, иррациональное, коллективное бессознательное;

- эскапизм — бегство от действительности;

- быстродоступность и быстрозабываемость;

Информация о работе Массовое и элитарное в современной визуальной культуре