Массовые праздники как форма досуга населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июля 2013 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить особенности организации и проведения массовых праздников, в условиях культурно-досуговых учреждений.
Задачи исследования:
1.Изучение научной литературы по данной теме.
2.Изучить сущность массовых праздников, как формы организации досуга населения.
3.Рассмотреть технологии организации массовых праздников.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

ГЛАВА I. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ
ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ
1.1 История возникновения, виды и типы массовых праздников…8

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ
2.1 Деятельность МУ «Управление культуры г.Рыбница» по организации и проведению массовых праздников……………………………13
2.2 Анализ проводимых массовых праздников……………………..19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….25

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваяСУПЕР.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

                                        СОДЕРЖАНИЕ:

 

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

 

ГЛАВА I. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ, КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ 
ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ  
               1.1 История возникновения, виды и типы массовых праздников…8

 

ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ

                2.1 Деятельность  МУ «Управление культуры г.Рыбница» по организации и проведению массовых праздников……………………………13

                2.2 Анализ проводимых массовых  праздников……………………..19

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..23

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ……………………….25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы.

  Актуальность темы очевидна - развивается рынок социальных и культурных услуг, качество которых постоянно изменяется. Направления развития или стагнация предприятий социально-культурной сферы отражается в целом на состоянии культуры, образования и, соответственно, на интеллектуальной жизни общества.

  Нельзя не отметить  такого явления как повышение  за последние годы интереса  общества к массовым праздникам, фестивалям, театральным постановкам, ландшафтным спектаклям, разным формам зрелищного искусства. Зрелища дают возможность наиболее доступному познанию, отвечающему потребностям, стилю жизни современного человека.

На современном этапе перед  государством стоит важная задача по возрождению культурных ценностей человека, способного гармонически развиваться, социализируясь в обществе. А так же отвлечь население от дурных привычек, научить правильно распределять свой досуг, направить людей в нужное, полезное русло, совершенствуя личность, воспитывая на положительном примере.

   В свою очередь, задачей учреждений культуры, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности. Организации разнообразных форм досуга и отдыха, создание условий полной самореализации в сфере досуга. Существуют разнообразные формы проведения досуга населением. А именно: молодежная дискотека, культурно-досуговые программы, кружки в культурно-досуговых учреждениях, кружки художественной самодеятельности, кружки художественного творчества, любительские объединения, камерные формы организации досуга (салон, гостиная),  праздники и обряды,  формы работы КДУ с детьми и подростками.

Одной из актуальных проблем деятельности учреждений культуры на пути решения данной задачи, является организация досуга населения. Досуг  непосредственно влияет и на производственно-трудовую сферу деятельности, т.к в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени является своеобразным индикатором  культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности  или социальной группы.

   Совершенствования деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга населения сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование хозяйственного механизма, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы к модели и профессии творческого работника, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга.

   Таким  образом, современный этап развития  учреждения культуры, характеризуется  переходом от критики существующего положения к конструктивным решениям.

Объект исследования – массовые праздники как форма  организации досуга населения.

Предмет исследования – деятельность управления культуры по организации и проведению массовых праздников.

Цель исследования – изучить особенности организации и проведения массовых праздников, в условиях культурно-досуговых учреждений.

 Задачи исследования:

1.Изучение научной  литературы по данной теме.

2.Изучить сущность  массовых праздников, как формы  организации досуга населения.

3.Рассмотреть  технологии  организации массовых  праздников.

4.Проанализировать  деятельность  управления культуры  г.Рыбница и культурно-досуговых  учреждений  по организации и  проведению массовых праздников.

5.Определить  пути совершенствования деятельности управления культуры и культурно-досуговых учреждений по организации  и проведению массовых праздников.

База исследования курсовой работы является  МУ «Рыбницкое управление культуры».

Практическая значимость: изученные материалы по организации  и проведению массовых праздников могут быть использованы  специалистами культурно-досуговых учреждений, в качестве методических рекомендаций по организации  и проведению массовых праздников; обоснованные автором выводы и положения могут найти применение в научных исследованиях проблем организации массовых праздников.

Степень разработанности  темы:

 Понятие «массовый  праздник» встречается в самых  разных текстах, относящимся к  социальным и гуманитарным наукам. Уже у древних авторов могут  быть вычленены описания празднеств, как религиозных, так светских и домашних, которые служат основанием для социально-гуманитарной реконструкции и рефлексии феномена праздника.

Проблемой культурно  массового праздника, так или  иначе, занимались Ауэрбах Э., Бодрияр  Ж., Бродель Ф., Гидденс Э., Леви-Стросс К., Мосс М., Роуз Ф., Тэрнер В., Фромм Э., Фрэзер Дж. Д., Фуко М., Хейзинга Й., Хюбнер К., Элиаде М., и др. В отечественной литературе серьезному анализу подверг идею праздника М.М. Бахтин в своей работе о творчестве Рабле. Среди отечественных исследователей необходимо назвать таких авторов, как Аверинцев С.С., Белкин А.А., Гагин В.Н., Колесникова А. В., Котылев А. Ю., Левинсон А.Г., Лихачев Д.С., Мазаев А.И., Нестерук М.М., Пропп В.Я., Рубцова А.О., Соколов Э.В., Созина Е. К., Стратанович Г.Г., Топоров В. Н., Фрейденберг О.М., Эпштейн М.Н., и др.

Научная новизна исследования состоит в том, что мы рассматриваем  реформирование социально-культурной деятельности в Приднестровье в связи с изменением социально-культурных потребностей в обществе. Учитывая это, научная новизна данного исследования заключается в том, что тема достаточно слабо разработана .

В учебных пособиях, данная тема абсолютно не рассмотрена, имеются  лишь упоминания о специфике массовых праздников, об отличии их от прочих форм проведения досуга. В публикациях специализированных журналов в большей степени внимание уделяется рассмотрению практических советов по проведению праздников под открытым небом, уличных ярмарок и выставок.

Ресурсы же Интернета  дают возможность ознакомиться с конкретными примерами проведения подобных региональных праздников без рассмотрения механизма подготовки к нему и особенностей проведения.

Таким образом, существующие на данный момент источники не дают комплексной картины по технологии проведения массовых праздников и их социокультурному значению.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. МАССОВЫЕ ПРАЗДНИКИ КАК ФОРМА ДОСУГА НАСЕЛЕНИЯ.

    1.  ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ВИДЫ И ТИПЫ  МАССОВЫХ ПРАЗДНИКОВ.

 

В празднестве, в народном праздничном действе, люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. Выйдя из круга отчуждённости, ограниченных интересов, люди ощущают себя творцами истории.

Массовые праздники  и зрелища имеют богатую историю, уходящую своими корнями в глубь  веков, в древние народные обряды и действа. История массовых праздничных действ насчитывает около тридцати веков. Массовые празднества родились в Древней Эладе. Наверное, вместе с ними появилось и греческое слово "эортология", то есть наука о празднествах. Многодневные праздничные действа, возникавшие на улицах городов-государств Древней Греции, триумфальные шествия Древнего Рима, средневековые мистерия Западной Европы, превращавшие площади и улицы огромный многотысячный театр, традиционная весенняя игра в "майского в короля", популярная в феодальной Англии, буйство красочных карнавалов Итальянского Возрождения, традиционные театрализованные шествия по улицам средневековых городов представителей гильдий и цехов, празднества французской революции, старославянские "игрища", русские народные гулянья "под горами", "под качелями", наконец, революционные народные праздники в Красном Петрограде и других городах Советской России, а также современные массовые представления - все это та или иная разновидность массовых праздничных действ. Они веками сопровождали все значительные события в жизни народа, выявляя и фиксируя в народном искусстве общественные и политические идеалы, господствующие в данную эпоху.

   Праздник - это особое состояние души, эмоциональный радостный подъем, вызванный переживаниями какого-либо торжественного события. В жизни человека тесно переплетается личное и общественное. Праздники, связанные с историей страны, с её вековыми традициями, обрядами, обычаями позволяют человеку осознать своё единство со всем народом.

Праздник всегда выполнял важные общественные функции, имел глубокий смысл, в нем человек ощущал себя личностью членом коллектива.

Проявление  всех форм и видов культуры любого коллектива, начиная от принятых форм поведения, кончая демонстрацией нарядов  и исполнением традиционных обрядов  идёт через праздник.

Календарь праздников меняется как меняется история Отечества. неизменными остаются традиционные христианские праздники, интерес к  которым в настоящее время  значительно возрос. И это не простое  любопытство. Знание истоков отечественной  культуры, нравов и обычаев своего народа, поможет понять историю своей страны, судьбу поколений и своей родословной.

Виды праздников:

Инициации –  посвятительные обряды и таинства в  родовом обществе, связанные с  переводом детей в разряд взрослых. Современными обрядами инициации можно считать крестины, свадьбу, погребение. Сейчас их называют семейными обрядами.

Календарные обряды – связанные со сменой времен года, памятными датами и общегосударственными праздниками. Так появились Русская  Масленица, Новый год и Рождество, Пасха, день Ивана Купалы и другие традиционные русские праздники.

Государственные праздники – это праздничные  и выходные дни, приуроченные к каким-либо событиям и отмечаемые населением всей страны. К таким праздникам относятся  День образования ПМР, Международный женский день, День солидарности трудящихся, День Мира и Согласия. К государственным праздникам в какой-то мере можно отнести и учрежденные праздники местного масштаба – Дни города и района.

Профессиональные  праздники обязаны своим рождением социалистическому строю и служат для сплочения коллектива, награждения активных и добросовестных работников. К таким праздникам относятся как дни различных профессий (строителя, железнодорожника, медика, учителя и т. д.).

Формы проведения праздника весьма разнообразны – от детского утренника до массового шествия. Масштаб праздника прежде всего определяется его назначением и выбором аудитории – один класс или население всего города.

Школьные праздники: День знаний. Последний звонок, Выпускной  бал. Школьный фестиваль искусств, школьные юбилеи, предметные, тематические вечера (поэтические, музыкальные, литературные). Праздник букваря. Праздник книги. Дни встречи с выпускниками.

Праздники Природы  и Времен года: Новый год, Рождество, Святки, Встреча весны, Масленица, День птиц, Троица, Осенний бал.

Воинские: День Победы, День защитников Отечества.

Семейно-бытовые: День рождения, День именинников, День пожилого человека и другие.

 Типы массовых  праздников:

   



Из всех принципов  классификации массовых праздников на виды самым логичным является тип ситуации. Характер ситуации дает возможность наиболее целостно охарактеризовать тот или иной праздник и при этом учесть сразу несколько его характеристик.

Основными характеристиками массового праздника являются общественная значимость и масштаб проведения.

Если брать  в основу классификации масштабность, то тут можно выделить как минимум  три группы праздников.

Первая группа – это общие праздники, которые  являются значимыми событиями в  жизни государства и каждого  человека. К общим праздникам относятся даты, которые имеют весомое историческое основание. Это эпохальные события и переломные моменты в истории государства и вообще в природе человека. Общие праздники отмечаются не только какой-то определенной страной - они безграничны, их празднует все человечество.

В проведении такого вида праздника задействованы различные  социальные группы: рабочие, интеллигенция, молодежь. Кроме того, в нем принимают  участие этнографические и территориальные  группы людей, рабочие коллективы и т. д. Все, что объединяет этих людей – единая цель и порыв.

Вторая группа праздников по принципу масштабности – локальные. Они отличаются от общих  тем, что в их основе положено событие, которое значимо для определенной группы людей. Не смотря на то, что эти праздники охватывают не все человечество одновременно, они представляют самый многообразный срез. Так, к локальным праздникам относятся профессиональные (День милиции, День радио), праздники по принципу возрастных групп (День детей, День людей пожилого возраста), праздничные даты определенных городов, учебных учреждений и т. д. Масштаб такого праздника определяется, прежде всего, количеством людей, относящихся к нему.

Третья группа - это личностные праздники. Они характеризуются  тем, что относятся к конкретному человеку или кругу людей. Это может быть семья, трудовой коллектив, учащиеся одной группы университета и т. д.

Личностный  праздник персонифицирован, что отличает его от всех остальных видов.

Отметим, что  порой очень сложно причислить праздник к той или иной группе, так как не существует четко очерченных границ. К примеру, если локальный праздник проводится зрелищно, то он, несомненно, привлекает внимание и всех остальных людей. Порой это приводит к тому, что к празднованию какого-либо локального события приобщаются люди, которые фактически не имеют никакого отношения к празднику.

    Распространение  и возрастающая популярность  массового праздника связаны  с его своеобразием, которое в  первую очередь состоит в том,  что он в любом практическом  проявлении всегда имеет глубокие социально-психологические корни, полностью исключает элементы случайности при постановке. Массовый праздник не может быть намечен и проведен тогда, когда этого хочет тот или иной организатор, то или иное учреждение. Он проводится лишь тогда, когда в широкой массе людей существует потребность именно в этом, а не в другом праздничном действе, когда налицо стремление и готовность к нему, то есть назрела определённая праздничная ситуация.

Информация о работе Массовые праздники как форма досуга населения