Материальная и духовная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2014 в 12:16, реферат

Краткое описание

Социология культуры – одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью.

Содержание

Введение
1. Определение понятия культуры
2. Взаимодействие культуры и общества
3. Материальная и духовная культура
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат - Кежик.docx

— 28.27 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

  1. Определение понятия культуры
  2. Взаимодействие культуры и общества
  3. Материальная и духовная культура

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социология культуры – одно из самых парадоксальных направлений социологической мысли. Несмотря на тот факт, что социологический анализ культуры является одной из главных задач социологии с момента её появления, до сих пор не существует согласия по поводу предмета изучения собственно "социологии культуры" и места этой дисциплины в структуре социологического знания. Социологические словари не всегда посвящают данному направлению социологии специальную статью.

     Мы изучаем труды древних философов, читаем книги писателей и восхищаемся произведениями художников, от которых нас отделяют тысячи километров и столетия, и даже тысячелетия. Мы можем понять то, что нам не свойственно, что отсутствует у нас самих и даже противоположно нам. Познавая другие культуры, мы способствуем обогащению нашей собственной национальной культуры.

        Многозначность понятия «культура». Трудно представить себе термин более распространенный и более многозначный, чем «культура». О ней говорят применительно к разным сферам жизни общества и человека, ее изучает целый ряд наук.

        Прежде всего необходимо различать научное и повседневное употребление этого слова. Повседневное употребление понятия «культура» встречается чаще всего в обиходном языке. Так, когда о ком-нибудь говорят, что он культурный человек, то это означает, что его поведение (или воспитание) заслуживает положительной оценки; если кого-то называют некультурным человеком — значит, оценивают его отрицательно. В науке понятие «культура» имеет описательный смысл: его употребляют для обозначения определенных явлений, предметов и процессов.

 

1. Определение  понятия культура.

Существенная особенность человека состоит в том, что окружение, в котором он существует, создано им самим. Действительно, жизненный опыт людей дает основания предполагать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, в который входят здания, орудия труда, мосты, каналы, возделанная земля, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, набор правил и процедур для удовлетворения основных потребностей. Этот мир взаимоотношений бесконечно разнообразен. Житель города и житель деревни, представители населения, скажем, Грузии, Украины, России, каждая обособленная социальная группа - все живут в мире своих правил, норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Более того, в силу индивидуального восприятия окружающей среды каждая личность по-своему понимает социальные отношения, создавая уникальный личностный образец проявления общих правил, обычаев и традиций. Индивидуальные и общие образцы взаимоотношений, а также соответствующие им специфические материальные и духовные продукты жизнедеятельности людей составляют сферу человеческой культуры.

Культура - исключительно многообразное понятие. Этот научный термин появился в Древнем Риме, где слово «cultura» обозначало возделывание земли, воспитание, образование. Войдя в обыденную человеческую речь, в ходе частого употребления это слово утратило свой первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческого поведения, а также видов деятельности.

Так, мы говорим, что человек культурен, если он владеет иностранными языками, вежлив в обращении с другими или правильно пользуется ножом и вилкой. Но известно, что представители примитивных племен чаще всего едят с ножа, говорят, употребляя не более четырех десятков слов, и тем не менее имеют свою культуру, например обычаи, традиции и даже примитивное искусство. Очень часто в обыденном, общепринятом значении культура понимается как духовная и возвышенная сторона жизнедеятельности людей, куда включают прежде всего искусство и образование. Всем знакомо министерство культуры, все сталкивались с учреждениями культуры. Но как относиться к таким понятиям, как культура производства, культура управления или культура общения? Очевидно, что в привычном, обыденном понимании существует несколько различных значений слова «культура», обозначающих как элементы поведения, так и стороны деятельности человека. Подобное широкое использование понятия неприемлемо для научного исследования, где требуется точность и однозначность понятий. Вместе с тем любой ученый не может полностью отрываться от общепринятых понятий, так как очевидно, что именно в них выражен длительный опыт людей в практическом использовании тех или иных слов и понятий, их здравый смысл и традиции.

Многозначность понимания культуры с точки зрения здравого смысла породила многочисленные сложности, связанные с научным определением этого сложного понятия. В различных областях научной деятельности было сформулировано более 250 определений культуры, в которых авторы пытаются охватить всю область действия этого социального феномена. Наиболее удачное определение понятия «культура», по-видимому, дано английским этнографом Э. Тейлором в 1871 г.: «Культура… это некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества». Если прибавить к этому материализованные знания, верования и умения, окружающие нас в виде зданий, произведений искусства, книг, культовых предметов и предметов повседневного обихода, то становится очевидным, что культура - это все, что производится, социально усваивается и разделяется членами общества.

При этом следует отметить, что далеко не всякий материальный или духовный продукт, созданный людьми, охватывается понятием «культура». Такой продукт, чтобы стать частью культуры, должен быть принят членами общества или их частью и закреплен, материализован в их сознании (скажем, с помощью записи, фиксации в камне, керамике, металле и т.п.). Усвоенный таким образом продукт может быть передан другим людям, последующим поколениям. Исходя из этого, каждый индивид рассматривает культуру как долю своего социального наследия, как традицию, переданную ему предками. Вместе с тем он может сам воздействовать на культуру и при необходимости произвести изменения, которые в свою очередь становятся частью наследия потомков, если окажутся позитивными и будут приняты последующими поколениями.

Все социальное наследие можно рассматривать как синтез материальной и нематериальной культур. Нематериальная культура включает в себя слова, используемые людьми, идеи, привычки, обычаи и верования, которые люди создают, а затем поддерживают. Материальная культура состоит из произведенных человеком предметов: инструментов, мебели, автомобилей, зданий, ферм и других физических субстанций, которые постоянно изменяются и используются людьми. В игре в хоккей, например, щитки, шайба, клюшки и форма хоккеистов являются элементами материальной культуры. Нематериальная культура в данном случае включает в себя правила и элементы стратегии игры, мастерство игроков, а также традиционно принятое поведение игроков, судей и зрителей. Сравнивая оба эти вида культуры между собой, можно прийти к выводу, что материальная культура должна рассматриваться как результат нематериальной культуры и не может быть создана без нее. Если игра в хоккей будет забыта, то для наших потомков клюшка будет просто деревянной палкой. Разрушения, причиненные второй мировой войной, были самыми значительными в истории человечества, но, несмотря на это, мосты и города были быстро восстановлены, так как люди не потеряли знаний и мастерства, необходимых для их восстановления. Иными словами, неразрушенная нематериальная культура позволяет достаточно легко восстановить культуру материальную. С другой стороны, пирамиды Древнего Египта не восстанавливались, но тем не менее служат предметом материальной культуры, так как сохранились определенные элементы нематериальной культуры: метод их постройки, дошедшие до нас знания о духовных ценностях, заставивших фараонов возводить такие сооружения. Вместе с тем ценности исчезнувшей нематериальной культуры утратили для нынешних поколений свое культурное значение. Поэтому мы называем пирамиды Древнего Египта монументами мертвой культуры, утратившей актуальность своего нематериального содержания.

Обычно культуру связывают с определенным обществом, нацией или социальной группой. Говорят, например, о русской, французской, испанской культурах, о культуре города или деревни, подразумевая, что в каждом обществе существует специфическая, отличная от других система взаимосвязанных норм, обычаев, верований и ценностей, разделяемых большинством членов общества, которая отличается от других систем подобного рода. Внутренние социальные связи и независимость общества, связывающая входящих в него индивидов, является каркасом культуры ее основой и защитой от внешнего влияния. Без общества как единого целого культура не могла бы развиваться, так как с его помощью закрепляются единообразные культурные образцы и их отделение от доминирующего влияния других культурных систем. Но границы культуры и общества не идентичны. Например, римское право является основой правовых систем общества (а стало быть, и элементом культуры) как Франции, так и Германии, хотя это и различные социокультурные общности. В то же время каждое единичное общество может включать в себя разные культуры, в значительной степени отличающиеся друг от друга (например, наличие в обществе двух или более языков или нескольких религиозных верований).

Таким образом, следует сделать вывод о том, что, с одной стороны, культура каждого отдельного общества не обязательно должна разделяться всеми его членами, а с другой - некоторые ее культурные образцы простираются за границы общества и могут быть приняты в нескольких обществах.

Культура играет в жизни человека весьма противоречивую роль С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных и полезных образцов поведения и передаче их последующим поколениям а также другим группам. Культура возвышает человека над миром животных, создавая духовный мир, она способствует человеческому общению. С другой стороны, культура способна с помощью нравственных норм закрепить несправедливость и суеверия, бесчеловечное поведение. Кроме того, все созданное в рамках культуры для покорения природы может быть применено в целях уничтожения людей. Поэтому важно изучить отдельные проявления культуры, чтобы получить возможность снизить напряженность во взаимодействии человека порожденной им культурой.

 

 

 

 

 

 

 

2. Взаимодействие культуры и общества

Культура и общество. Понятие культуры неразрывно связано с обществом: культура создается обществом, она имеет социальные корни и передается посредством традиции.

Мы будем рассматривать соотношение понятий «общество» и «культура» не как соотношение части и целого, а как отражение двух разных сторон, или аспектов, одного и того же неделимого социокультурного мира.

Понятие «цивилизация» было введено учеными-энциклопедистами и ассоциировалось с прогрессом, эволюционным развитием народов на началах разума. В дальнейшем его содержание стало противопоставляться понятию «культура». Так, во второй половине XIX в. немецкие мыслители стали понимать под цивилизацией деятельность, связанную с улучшением социального устройства, а под культурой — усилия, направленные на внутреннее усовершенствование человеческой личности.

В XX в. это противопоставление обострилось, прежде всего в связи с осознанием негативных последствий научно-технического прогресса и стремлением ученых обозначить с помощью понятий противоречия в развитии двух срезов культуры — гуманитарного и естественно-технического.

Неравномерность развития культуры. Множество примеров из истории культуры человечества говорят о том, что прямого соответствия между уровнями социально-экономического и культурно-исторического развития общества нет. Так, в Германии в конце XVIII в. наблюдался явный упадок в политической и социальной жизни, и в то же время — удивительный расцвет литературы и философии. Норвегия в конце XIX — начале XX в. была одной из самых отсталых в экономическом отношении европейский стран. Спасаясь от нищеты и голода, массы норвежцев уезжали в поисках лучшей жизни в Америку. Однако именно в этот период маленькая страна дала целый ряд великих имен, вошедших в сокровищницу мировой литературы и искусства — это писатели Генрик Ибсен и Кнут Гамсун, художник Эдвард Мунк, композитор Эдвард Григ, скульптор Густав Вигеланн.

Таким образом, развитие литературы и искусства отнюдь не всегда находится в соответствии с уровнем общего развития общества, ибо в сильной степени определяется субъективными факторами — талантом и творческим гением, а также внутренними законами развития каждого жанра.

С упадком и гибелью конкретного исторического общества его культура вовсе не погибает целиком — отдельные культурные системы видоизменяются и продолжают существовать. Из этого вытекает общечеловеческий, вненациональный характер великих культурных ценностей, которые становятся общими для многих народов и обществ и переходят от одного к другому.

Мы будем исходить из тезиса о единстве процесса культурного развития человечества и общих закономерностях, им управляющих.

Глубокое проникновение в культуры прошлого и культуры других народов сближает времена и страны. Расстояние между культурами сокращается, и единство мира становится все более ощутимым.

 

 

 

 

 

 

3. Материальная и духовная культура.

Материальная и духовная культура. В научной литературе часто встречается деление культуры на «материальную» и «духовную».

 Под материальной культурой  понимаются элементы, удовлетворяющие  жизненные потребности человека, — орудия труда, жилища, предметы  повседневного быта, одежда, средства  транспорта и связи и др.

Духовная культура охватывает сферу духовного: познание, нравственность, воспитание и просвещение — включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию.

Это деление весьма относительно: когда речь идет о таких элементах культуры, как строительство домов, оформление интерьера, создание одежды, где большую роль играет художественное творчество, часто бывает трудно определить, где кончается духовная и начинается материальная культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Культура – сложный и многогранный феномен, изучаемый разными науками. Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается в раскрытии закономерностей функционирования и развития культурных феноменов в обществе, в выявлении социальных функций культуры.

Социология изучает роль культуры в регуляции социального взаимодействия, взаимовлияние "культурного" и собственно "социального" аспектов общественной жизни людей. Эти цели реализуются в рамках целого ряда различных теоретических подходов.

Естественно, что в рамках различных теоретических подходов существуют и разные определения культуры. Согласно наиболее общему и простому определению, культура представляет собой совокупность ценностей, норм, представлений и образцов поведения, опосредующих социальное взаимодействие, определяющих мышление и поведение членов той или иной группы или общности.

Информация о работе Материальная и духовная культура