Мебель и интерьер в эпоху Возрождения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:17, реферат

Краткое описание

Период Возрождения в искусстве закономерно начинается в Италии - самом экономически развитом на тот момент регионе Европы. Ремесленник работает уже не на потребителя, а на рынок. Правда труд его базируется всё ещё на ручном, а не машинном труде.

Содержание

Введение___________________________________________________________3
Интерьер___________________________________________________________4
Мебельное производство______________________________________________5
Видовое разнообразие_______________________________________________6-8
Декорирование мебели_______________________________________________9
Производство мебели в странах Европы_________________________________10
Список использованной литературы____________________________________11

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 55.27 Кб (Скачать файл)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского 
 

Кафедра: философии культуры и культурологии. 

Реферат

По дисциплине: Культура повседневности

На тему: Мебель и интерьер эпохи Возрождения 
 

Выполнил  студент 2 курса 221 А группы

Философского  факультета

Специальности культурология

Юханова Л.В.

Проверил  Ручин В.А. 
 
 

Саратов

2010

Оглавление

Введение___________________________________________________________3

Интерьер___________________________________________________________4

Мебельное производство______________________________________________5

Видовое разнообразие_______________________________________________6-8

Декорирование мебели_______________________________________________9

Производство  мебели в странах Европы_________________________________10

Список использованной литературы____________________________________11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Период  Возрождения в искусстве закономерно  начинается в Италии - самом экономически развитом на тот момент регионе Европы. Ремесленник работает уже не на потребителя, а на рынок. Правда труд его базируется всё ещё на ручном, а не машинном труде.

Искусство начинает принимать всё более светский и свободный характер. Наравне  с Богом-Творцом на сцену выходит  образ человека-творца (гуманизм), наравне  с верой всё большее значение приобретает знание, основанное на опыте (наука). Распространяется предварительное  проектирование предметов: прежде чем  воплотиться в материале, они  зарождаются на бумаге.

Виднейшие деятели  искусства начинают заново открывать  для себя мир античных форм - его  гармонию и соразмерность.

Главные заказчики  этого времени - правители итальянских  городов-республик и богатые горожане - поручают мастерам решение новых, светских задач. Формальный язык античного искусства поставлен на службу идеалам новой эпохи. В противопоставление устремлённым ввысь линиям готики, архитектуре и, вслед за ней мебели, возвращают спокойные горизонтальные членения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Интерьер

Дворцовые интерьеры  богатого дома в эпоху Возрождения  имели несколько четко отделенные друг от друга зоны. Это хозяйские  покои (спальня, кабинет главы семьи), комнаты, где принимали гостей, столовая и отдельная кухня. Зоны внутри пространства жилого дома начали выделять еще в XII-XIII вв., в эпоху Высокого Средневековья, но лишь в эпоху Возрождения человек  наконец-то получил возможность  уединиться в собственном жилище.

Отделение кухни  от прочих зон стало первым шагом  на пути дробления внутреннего пространства дома. Вся грязь, гарь, запахи пищи не должны были проникать на жилую половину и мешать хозяевам.

Жилые комнаты  отличались строгим, если не сказать  скромным убранством. В южных городах  окна закрывали ставнями и жалюзи - от солнца и от воров. В северных странах ставни оберегали главным  образом от проникновения воров, а от солнца хозяева вешали тяжелые  занавеси темных тонов. От грабителей окна в городских домах находились на уровне не ниже второго этажа.

Кроме спальни, к "закрытым" помещениям относился  кабинет хозяина дома, где он вел  все дела, встречался с гостями  и клиентами, где держал бумаги и  деньги. Кабинет свидетельствовал о  процветании, непоколебимости финансового  положения его владельца. Темные тона, неяркое освещение, выделяющее лишь стол и кресло хозяина - вот  интерьер рабочего кабинета зажиточного  горожанина.

Дома же знати  в эпоху Возрождения, особенно в XV- XVI вв., отличались пышностью и  великолепием. Это, собственно, были и  не дома, а настоящие дворцы. Строились  они, как правило, не в черте города, а в окрестностях - поближе к  природе.

Существенные  изменения произошли не только в  мебельном искусстве, но и в дизайне  интерьера жилищ. Если в средние  века мебель расставляли вдоль стен, то в период Возрождения могло  быть выбрано абсолютно любое  место ее расположения. Поэтому и  к внешней отделки подходили  наиболее тщательно, детально прорабатывая как лицевую, так и заднюю поверхность  столярных изделий. 
 
 
 
 
 

Мебельное производство

Тяготевшая к  стенам, мебель предыдущих эпох начинает постепенно сменятся на более лёгкую и подвижную. Ренессансная мебель превосходит  средневековую не только количеством  и разнообразием, но и большей  индивидуальностью решений отдельных  предметов.

В эпоху Возрождения, или Ренессанса мебельное производство развилось в отдельный, самостоятельный вид прикладного искусства. Мастера-мебельщики к этому времени уже обладали достаточно широкими знаниями в области архитектуры, овладели умением выполнять чертежи и более высокой технологией производства. Изобретение лесопилки позволило без особых усилий изготавливать так называемые рамочные конструкции мебели, исключающие коробление и появление трещин, щелей при рассыхании древесины. В качестве же вставок для заполнения рамочных конструкций использовали дощечки различного профиля. На поверхность этих вкладышей наносилась искусная гравировка, а сама мебель украшалась разнообразными декоративными элементами.

Именно в эпоху  Возрождения широко стало применяться  шпонирование – использование в  отделке мебели очень тонких деревянных пластин. Из них выполняли удивительной красоты инкрустации, чередуя кусочки  дерева светлых и темных тонов. А  для получения эффекта единства поверхности, кусочки древесины  точно подгоняли друг к другу  и подвергали обработке горячим  песком, создавая тем самым затемненные  участки.

Главным материалом для мебели становится удобный в  обработке, прочный и красивый по текстуре орех.

Признанными центрами мебельного производства становятся такие  итальянские города, как Тоскана, Венеция, Болонья . 
 
 
 
 
 
 
 
 

Видовое разнообразие мебели

Существенно возрастает и разнообразие предметов мебели. Мастера даже брались изготавливать ее и по индивидуальным проектам.

Мебель Ренессанса решается, как архитектурное сооружение с колонками, карнизами, фронтонами. Составленную из архитектурных фрагментов мебель, в которой каждая часть  является самостоятельной независимой  формой, называют архитектонической.

Повышенное внимание к удобствам быта в этот период (13-16 вв.) способствовало дальнейшему  усовершенствованию мебели и интерьера. Центральное место в мебели Италии по-прежнему занимают лари – кассоне (рис. 1), украшенные позолоченным или раскрашенным стуком, резьбой и живописью, которую нередко выполняли такие крупные художники, как Боттичелли, Учелло и другие. Кассоне этой эпохи (их называют еще флорентийские лари) иногда можно приобрести на аукционах, они сохранились в некоторых итальянских семьях. 

В Италии появляются сундуки-«кассапанка» (рис. 2) со спинкой и локотниками. Сохраняется излюбленная форма курульного кресла (кресло со скрещенными в виде рогов ножками только для высшей знати, от лат. curulis — почетный, привилегированный) (рис. 3), появляются стулья и кресла с мягкими, обитыми кожей или материей сиденьем и спинкой. 

Из итальянского сундука – кессоне развивается  предок дивана касса - панка, ларь-скамья со спинкой и локотниками - эдакое почётное место для почётных гостей. Посудные шкафы, уже довольно широко распространённые, также всё ещё  напоминают сундук своей приземистостью и массивностью.

Столы в основном двух типов. Первый - прямоугольный  с толстой столешницей и двумя-четырьмя опорами, похожий на древнеримские  мраморные столы. Второй - одноопорный  со столешницами круглой, шести- или  восьмиугольной формы. Не стоит забывать, что все эти "прогрессивные" формы мебели встречались лишь у  достаточно богатых горожан. Люд  победнее пользовался всё той  же доской, положенной на козлы. Столы в это время чаще всего делали с традиционной прямоугольной формой столешницы, но все большее распространение получали и круглые, а также шести- либо восьмиугольные.

Мебель для  сидения также приобрела большое  разнообразие форм. Например, появился так называемый стул «строцци», имевший  деревянное сиденье, высокую резную спинку, но стоявших всего на трех ножках. В то же самое время стулья на четырех ножках чаще всего затягивались мягкой обивкой либо кожей. Складные стулья также имели множество  вариантов исполнения. Изготавливали  их даже из гнутых планок.

Кровати эпохи  Возрождения обычно устанавливали  на возвышение место, украшали резьбой. Они были с приступкой и балдахином или задёргивающимися занавесками, с высоко поднятым изголовьем.

Популярны в  эпоху позднего Возрождения разнообразные  комоды и застекленные буфеты (в  этот период научились изготовлять  большие листы стекла и зеркала, прежде всего в Мурано в Италии) (Рис. 4). Архитектура интерьеров Возрождения с их спокойным обозримым пространством, ясно читаемой перспективой, придавала достоинство и значимость каждому из присутствовавших в них немногочисленных предметов. Производилась такая мебель в основном в Италии.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

 
 
 
 
 
 
Рис. 4

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Декорирование мебели

Что же касается внешнего оформления мебели эпохи Ренессанса, то мебельное искусство не выработало собственных формообразующих элементов. Его отличительной особенностью являлось активное применение в декоре архитектурных форм: своеобразных карнизов, колонн, пилястр между филенками и т.п. Благодаря такому подходу те же шкафы внешне напоминали собой дворцы в уменьшенном виде. В то же самое время мебель имела прямые четкие контуры и гармоничность пропорций. Богатая же отделка продолжала и развивала уже известные ранее античные традиции. Чаще всего в орнаменте преобладали мотивы с изображением животных, человеческих голов, фантастических и мифических существ, обвитых виноградной лозой. Но орнамент сам по себе теперь служит больше эстетике и уже не несет в себе скрытую сакральную смысловую нагрузку.

Мебель шире украшается росписью и позолотой, в  декоре преобладает интарсия и каменная мозаика. Плоские поверхности в  эпоху Возрождения инкрустируют слоновой костью, перламутром, черепахой.

Орнамент становиться более утончённым. Декорируется, как правило, всё, но при этом соблюдается мера и подчинённость главной форме. Благо, что правильное геометрическое членение оставляло для украшений довольно обширные поля.

Цвет ренессансной мебели сдержанный; мастера стремятся  обыграть естественный цвет и текстуру древесины. А знаменательное изобретение  станка для производства фанеры позволило  широко использовать интарсию - плоскостной  деревянный орнамент.

     Мебель  украшают сильной рельефной резьбой, портиками на шкафах, на глади стенок и на косяках делают неглубокие ниши, обрамленные и обработанные архитектурными мотивами в античном характере. Фронтоны, завершающие колоннады, делают разорванными и между боковыми частями ставят бюст, статуэтку, вазу или небольшую триумфальную арку. Характерной мебельной формой позднего французского Возрождения является двухкорпусный шкаф, в решении которого широко применяют архитектурные элементы. 
 
 
 
 
 

Производство  мебели в странах Европы

Флоренция специализировалась на позолоте и инкрустации.

Мебель Болоньи  обильно покрывалась роскошной  резьбой. А в Риме и Неаполе  изготовлением мебели занимались известные  скульпторы и художники, обеспечивая  нужды папского двора.

Во Францию  стиль Возрождения проникает  лишь к концу 16 века в виде заимствования  элементов декора для мебели. Позже  влияние стиля ознаменовалось появлением здесь характерной тонкой резьбы по дереву и более роскошной, чем  в Италии, мягкой обивкой мебели для сидения или лежания. Диваны обтягивались бархатом, оторачивались  позументами и бахромой. Даже мягкие кресла во Франции были роскошны и  формой своей уже тяготели к барочному  стилю.

Влияние Возрождения  на английскую культуру выразилось в  изготовлении массивной дубовой  мебели, украшенной резьбой. Данному  периоду принадлежит появление  и знаменитого стола-бабочки –  прототипа современных раздвижных столов. На основе же английского мебельного искусства периода Ренессанса в  последующем возник так называемый «колониальный стиль», занесенный переселенцами  и в Америку.

Германия же оказалась наиболее консервативна. Новый стиль здесь распространялся  достаточно медленно. Высокие шкафы  долгое время не приживались и  заменялись рядом сундуков, просто поставленных друг на друга. В качестве же украшений столярных изделий  широко применяли две техники  – резьбу и выпиливание лобзиком.

Информация о работе Мебель и интерьер в эпоху Возрождения