Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 14:17, реферат
Период Возрождения в искусстве закономерно начинается в Италии - самом экономически развитом на тот момент регионе Европы. Ремесленник работает уже не на потребителя, а на рынок. Правда труд его базируется всё ещё на ручном, а не машинном труде.
Введение___________________________________________________________3
Интерьер___________________________________________________________4
Мебельное производство______________________________________________5
Видовое разнообразие_______________________________________________6-8
Декорирование мебели_______________________________________________9
Производство мебели в странах Европы_________________________________10
Список использованной литературы____________________________________11
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Саратовский
государственный университет
Кафедра:
философии культуры и культурологии.
Реферат
По дисциплине: Культура повседневности
На тему:
Мебель и интерьер эпохи Возрождения
Выполнил студент 2 курса 221 А группы
Философского факультета
Специальности культурология
Юханова Л.В.
Проверил
Ручин В.А.
Саратов
2010
Оглавление
Введение______________________
Интерьер______________________
Мебельное производство__________________
Видовое разнообразие__________________
Декорирование
мебели________________________
Производство
мебели в странах Европы______________
Список использованной
литературы____________________
Введение
Период
Возрождения в искусстве
Искусство начинает принимать всё более светский и свободный характер. Наравне с Богом-Творцом на сцену выходит образ человека-творца (гуманизм), наравне с верой всё большее значение приобретает знание, основанное на опыте (наука). Распространяется предварительное проектирование предметов: прежде чем воплотиться в материале, они зарождаются на бумаге.
Виднейшие деятели искусства начинают заново открывать для себя мир античных форм - его гармонию и соразмерность.
Главные заказчики
этого времени - правители итальянских
городов-республик и богатые
Интерьер
Дворцовые интерьеры
богатого дома в эпоху Возрождения
имели несколько четко
Отделение кухни
от прочих зон стало первым шагом
на пути дробления внутреннего
Жилые комнаты отличались строгим, если не сказать скромным убранством. В южных городах окна закрывали ставнями и жалюзи - от солнца и от воров. В северных странах ставни оберегали главным образом от проникновения воров, а от солнца хозяева вешали тяжелые занавеси темных тонов. От грабителей окна в городских домах находились на уровне не ниже второго этажа.
Кроме спальни, к "закрытым" помещениям относился кабинет хозяина дома, где он вел все дела, встречался с гостями и клиентами, где держал бумаги и деньги. Кабинет свидетельствовал о процветании, непоколебимости финансового положения его владельца. Темные тона, неяркое освещение, выделяющее лишь стол и кресло хозяина - вот интерьер рабочего кабинета зажиточного горожанина.
Дома же знати в эпоху Возрождения, особенно в XV- XVI вв., отличались пышностью и великолепием. Это, собственно, были и не дома, а настоящие дворцы. Строились они, как правило, не в черте города, а в окрестностях - поближе к природе.
Существенные
изменения произошли не только в
мебельном искусстве, но и в дизайне
интерьера жилищ. Если в средние
века мебель расставляли вдоль стен,
то в период Возрождения могло
быть выбрано абсолютно любое
место ее расположения. Поэтому и
к внешней отделки подходили
наиболее тщательно, детально прорабатывая
как лицевую, так и заднюю поверхность
столярных изделий.
Мебельное производство
Тяготевшая к
стенам, мебель предыдущих эпох начинает
постепенно сменятся на более лёгкую
и подвижную. Ренессансная мебель превосходит
средневековую не только количеством
и разнообразием, но и большей
индивидуальностью решений
В эпоху Возрождения, или Ренессанса мебельное производство развилось в отдельный, самостоятельный вид прикладного искусства. Мастера-мебельщики к этому времени уже обладали достаточно широкими знаниями в области архитектуры, овладели умением выполнять чертежи и более высокой технологией производства. Изобретение лесопилки позволило без особых усилий изготавливать так называемые рамочные конструкции мебели, исключающие коробление и появление трещин, щелей при рассыхании древесины. В качестве же вставок для заполнения рамочных конструкций использовали дощечки различного профиля. На поверхность этих вкладышей наносилась искусная гравировка, а сама мебель украшалась разнообразными декоративными элементами.
Именно в эпоху Возрождения широко стало применяться шпонирование – использование в отделке мебели очень тонких деревянных пластин. Из них выполняли удивительной красоты инкрустации, чередуя кусочки дерева светлых и темных тонов. А для получения эффекта единства поверхности, кусочки древесины точно подгоняли друг к другу и подвергали обработке горячим песком, создавая тем самым затемненные участки.
Главным материалом для мебели становится удобный в обработке, прочный и красивый по текстуре орех.
Признанными центрами
мебельного производства становятся такие
итальянские города, как Тоскана, Венеция,
Болонья .
Видовое разнообразие мебели
Существенно возрастает и разнообразие предметов мебели. Мастера даже брались изготавливать ее и по индивидуальным проектам.
Мебель Ренессанса решается, как архитектурное сооружение с колонками, карнизами, фронтонами. Составленную из архитектурных фрагментов мебель, в которой каждая часть является самостоятельной независимой формой, называют архитектонической.
Повышенное внимание к удобствам быта в этот период (13-16 вв.) способствовало дальнейшему усовершенствованию мебели и интерьера. Центральное место в мебели Италии по-прежнему занимают лари – кассоне (рис. 1), украшенные позолоченным или раскрашенным стуком, резьбой и живописью, которую нередко выполняли такие крупные художники, как Боттичелли, Учелло и другие. Кассоне этой эпохи (их называют еще флорентийские лари) иногда можно приобрести на аукционах, они сохранились в некоторых итальянских семьях.
В Италии появляются сундуки-«кассапанка» (рис. 2) со спинкой и локотниками. Сохраняется излюбленная форма курульного кресла (кресло со скрещенными в виде рогов ножками только для высшей знати, от лат. curulis — почетный, привилегированный) (рис. 3), появляются стулья и кресла с мягкими, обитыми кожей или материей сиденьем и спинкой.
Из итальянского сундука – кессоне развивается предок дивана касса - панка, ларь-скамья со спинкой и локотниками - эдакое почётное место для почётных гостей. Посудные шкафы, уже довольно широко распространённые, также всё ещё напоминают сундук своей приземистостью и массивностью.
Столы в основном
двух типов. Первый - прямоугольный
с толстой столешницей и двумя-
Мебель для
сидения также приобрела
Кровати эпохи Возрождения обычно устанавливали на возвышение место, украшали резьбой. Они были с приступкой и балдахином или задёргивающимися занавесками, с высоко поднятым изголовьем.
Популярны в
эпоху позднего Возрождения разнообразные
комоды и застекленные буфеты (в
этот период научились изготовлять
большие листы стекла и зеркала,
прежде всего в Мурано в Италии)
(Рис. 4). Архитектура интерьеров Возрождения
с их спокойным обозримым пространством,
ясно читаемой перспективой, придавала
достоинство и значимость каждому из присутствовавших
в них немногочисленных предметов. Производилась
такая мебель в основном в Италии.
Рис. 1 |
Рис. 2 |
Рис. 3 |
|
Декорирование мебели
Что же касается
внешнего оформления мебели эпохи Ренессанса,
то мебельное искусство не выработало
собственных формообразующих
Мебель шире украшается росписью и позолотой, в декоре преобладает интарсия и каменная мозаика. Плоские поверхности в эпоху Возрождения инкрустируют слоновой костью, перламутром, черепахой.
Орнамент становиться более утончённым. Декорируется, как правило, всё, но при этом соблюдается мера и подчинённость главной форме. Благо, что правильное геометрическое членение оставляло для украшений довольно обширные поля.
Цвет ренессансной мебели сдержанный; мастера стремятся обыграть естественный цвет и текстуру древесины. А знаменательное изобретение станка для производства фанеры позволило широко использовать интарсию - плоскостной деревянный орнамент.
Мебель
украшают сильной рельефной резьбой,
портиками на шкафах, на глади стенок и
на косяках делают неглубокие ниши, обрамленные
и обработанные архитектурными мотивами
в античном характере. Фронтоны, завершающие
колоннады, делают разорванными и между
боковыми частями ставят бюст, статуэтку,
вазу или небольшую триумфальную арку.
Характерной мебельной формой позднего
французского Возрождения является двухкорпусный
шкаф, в решении которого широко применяют
архитектурные элементы.
Производство мебели в странах Европы
Флоренция специализировалась на позолоте и инкрустации.
Мебель Болоньи обильно покрывалась роскошной резьбой. А в Риме и Неаполе изготовлением мебели занимались известные скульпторы и художники, обеспечивая нужды папского двора.
Во Францию стиль Возрождения проникает лишь к концу 16 века в виде заимствования элементов декора для мебели. Позже влияние стиля ознаменовалось появлением здесь характерной тонкой резьбы по дереву и более роскошной, чем в Италии, мягкой обивкой мебели для сидения или лежания. Диваны обтягивались бархатом, оторачивались позументами и бахромой. Даже мягкие кресла во Франции были роскошны и формой своей уже тяготели к барочному стилю.
Влияние Возрождения
на английскую культуру выразилось в
изготовлении массивной дубовой
мебели, украшенной резьбой. Данному
периоду принадлежит появление
и знаменитого стола-бабочки –
прототипа современных
Германия же
оказалась наиболее консервативна.
Новый стиль здесь