Международное регионоведение и религиоведение Азиатский регион. Индия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 17:03, реферат

Краткое описание

Регионализация же проявляется в локализме, расширении границ между территориально-социальными комплексами, сохранении культурных различий этносов и других социальных групп, усилении чувства их исключительности. Это способ, изобретенный миром людей для обеспечения возможности сохранения и поддержания исключительных, неповторимых норм своего коллективного бытия. Региональная граница защищает социальную исключительность (включая ценности и святыни) всякого сообщества от вторжений и разрушений со стороны «других», ограждает сообщество от массированного проникновения унифицированных форм и технологий организации социальной жизни.

Вложенные файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ зе енд.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

Санкт-Петербургский  государственный университет

Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций

Факультет журналистики

Реферат на тему:

Международное регионоведение и религиоведение

Азиатский регион. Индия.

 

 

 

 

Cтудентки 4 курса, 7 группы

Дневного отделения

Специальности Журналистика

Сума Мариам

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012 г.

Cодержание:

 

 

Введение

 

В современном мире отчетливо  проявляются две тенденции: глобализации и регионализации.

 

Глобализация обнаруживает себя в формировании единого экономического, политического и информационного пространства. Она обусловлена потребностями развитых стран экспортировать новые технологии и знания, а развивающихся стран — природные ресурсы и промышленные товары; расширением возможностей обмена товарами и информацией;  ростом объемов международной торговли и гигантских потоков капитала, свободно перемещающегося по планете. А так же развитием всемирных коммуникационных сетей.

 

Регионализация же проявляется в локализме, расширении границ между территориально-социальными комплексами, сохранении культурных различий этносов и других социальных групп, усилении чувства их исключительности. Это способ, изобретенный миром людей для обеспечения возможности сохранения и поддержания исключительных, неповторимых норм своего коллективного бытия. Региональная граница защищает социальную исключительность (включая ценности и святыни) всякого сообщества от вторжений и разрушений со стороны «других», ограждает сообщество от массированного проникновения унифицированных форм и технологий организации социальной жизни.

В настоящее время  процессы регионализации активизировались сразу на нескольких уровнях. На макроуровне регионализация проявляется, с одной стороны, в стремлении локальных цивилизаций оградить себя от экспансии других цивилизаций извне. Это ведет к «столкновению цивилизаций», что, по мнению С.П. Хантингтона, станет основной проблемой грядущего мироустройства1.

 

На мезоуровне регионализация, носящая надгосударственный характер, обнаруживается в стремлении к интеграции отдельных территорий, входящих в состав различных государств.

На микроуровне процессы регионализации развернулись внутри национальных государств. Здесь регионализация связана с усилением своеобразия тех или иных территориальных сообществ внутри страны, стремлением их к культурной автаркии, а иногда и к сепаратизму. Это часто приводит к политическому дроблению, конфликтам и нестабильности внутри ранее целостных государственных образований.2

 

Данная работа посвящена  исследованию мезо- и микроуровня  процессов регионализации в Индии. Именно это является объектом исследования. Предметом исследования влияние религиозной (религиоведческой) составляющей на процессы регионализации.

Цели этой работы - рассмотреть основные точки соприкосновения таких наук, как международное регионоведение и религиоведение в Индийском регионе, показать основные особенности этого региона в поле обеих научных дисциплин, учитывая исторически сложившиеся факторы и культурные характеристики, а так же показать состояние Индийского региона на данный момент времени.

 В задачи работы входит: Дать определение науке "религиоведение" и объяснить как она соприкасается с областью исследований регионоведения. Перечисление необходимых региональные и религиозные особенностей Индийского региона, объяснение их происхождения и развития в ходе истории региона. Характеризация главенствующей религии региона, основных её особенностей, которые позволяют ей оставаться главенствующей на протяжении тысячелетий, не смотря на политические изменения. Объяснение важности кастовой системы в жизни индийцев. Характеризация современного состояния индийского региона в плане этнокультурного плюрализма и сопутствующих религиозных конфликтов.

Глава 1. Регионоведение и религиоведение

 

Деление регионов по этнокультурному  признаку даёт почву для смещения таких наук как регионоведение и религиоведение.

Религиове́дение— область научных исследований, предметом которой являются все существовавшие в прошлом и существующие ныне религии 3. Важность этой области научных исследований обуславливается тем, что деление территорий на регионы очень часто происходит не столько по экономическому или политическому, сколько по религиозному признаку. Наиболее ярко это видно по ситуации на ближнем востоке и в северной Африке. Ряд совершенно различных по политическому устройству, этническим и языковым признакам государств,  совершенно чётко объединяются по религиозному признаку, и чётко, словно единый организм реагируют на конфликты имеющие религиозное основание. В этом отношении можно привести множественные примеры скандалов с карикатурами на пророка Мухаммеда 4, и с событиями происходящими вокруг недавнего выхода фильма «Невинность Мусульман» 5.

Впрочем, этот пример просто является наиболее очевидным. Консолидация различных регионов по религиозному признаку – процесс сложившийся исторически, и действующий до сих пор. В пример можно привести множество регионов. Например скандинавский регион, ряд стран имеющий схожие политические и экономические системы так же объединяется единой конфессией – лютеранством. Католицизм объединяет южную европу и страны латинской америки. Православие обединяет различные регионы России, Грецию, Грузию, Кипр. Таких примеров множество. Однако это только примеры макроуровня.

Нас же для данной работы интересует мезоуровень, так как  в современном большое государство обычно объединяет множество конфессий, с неизбежным набором трудностей и конфликтов на этой почве.

Одним из наиболее интересных регионов в этом отношении является Индия.

Глава 2. Особенности Индийского региона. Влияние исторического аспекта

 

Индия расположена на территории Южной Азии. Страна занимает седьмое место в мире по площади (3 287 590 км²) и второе место по численности  населения (1 192 910 000 чел.)6.

Индия является федеративной республикой, состоящей из двадцати восьми штатов, шести союзных территорий и Национального столичного округа Дели7. Все штаты и союзные территории разделены на округа, их- более 600.

Индия является родиной  индо-арийской языковой группы (74 % населения) и дравидийской языковой семьи (24 % населения). Другие языки, на которых говорят в Индии, произошли из австроазиатской и тибето-бирманской лингвистической семьи.

Самый распространённый язык в Индии  – Хинди 8. Он является официальным языком правительства Индии. Английский язык широко используется в бизнесе и администрации, и имеет статус «вспомогательного официального языка»; он также играет большую роль в образовании, в особенности в среднем и высшем. Вообще в Конституции Индии определён 21 официальный язык, на которых говорит значительная часть населения или которые имеют классический статус. Диалектов же в Индии насчитывается более полутора тысяч 9.

Лидирующей религией Индии является Индуизм. Его исповедуют более 80% населения страны (80.46%). Остальные приходятся на ислам (13.43%), христианство (2.34%) и многочисленные другие индийские религии, такие как джайнизм (0.41%), буддизм (0.77%) и сикхизм (1.87%), включая все их течения и родственные им религиозные традиции (0.72%). По данным других исследований присутствует так же около 6,6% неверующих 10.

Причина такого этноконфессионального, языкового и религиозного многообразия следует из исторически сложившихся факторов:

Индский полуостров – родина древнейших мировых цивилизаций от протоиндийской до индийской. Каждая из этих цивилизаций оставляла свою культуру, свои народности, обычаи.

На протяжении своей  истории ни одна из Индийских цивилизаций  не вела экспансионных войн и не переступала с оружием границ индского полуострова. Однако, всегда выступала как центр важных торговых маршрутов и славилась своими богатствами и высокой культурой. Потому и пережила несколько крупнейших вторжений на свою территорию. Начиная от вторжения на Индский полуостров Арийских племён около II тысячелетия до н. э., принёсших собственную культуру и ведические верования до греко-персидских вторжений 6-4 веков до н.э., в результате которых сформировалась смешанная греко-буддийская культура, которая просуществовала вплоть до V века н. э. и оказала влияние на развитие буддизма махаяна.

В 12-13 веках н.э. последовали  мусульманские завоевания – Делийский султанат11, империя великих Моголов, просуществовавшая почти 200 лет12. Возникшая в результате индо-мусульманская культура оставила после себя синкретические памятники в архитектуре, музыке, литературе, в языках и, конечно же - религии. Ярчайший пример тому - Сикхизм — самостоятельная религия, возникшая в среде индуизма и ислама, но не похожая на другие религии и не признающая преемственности. Сикхи верят в Единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца. Его настоящее имя никому не известно. В отличие от довольно миролюбивых индуистов, сикхи – грозная военная сила Индии. Сикхи вели длительные войны против Моголов и афганцев, закончившиеся созданием в 1767 году самостоятельного государства сикхов на территории современного штата Пенджаб. А позже сыграли одну из важнейших ролей в освобождении Индии от Английской колонизации13.

 

Европейские Колонизации  Индии начались ещё в 17 веке. К 18 веку европейские державы были вынуждены  уступить почти все эти территории англичанам, за исключением нескольких французских форпостов, голландского портового города Коромандель (до 1825 года), и португальских колоний Гоа, Даман и Диу14. Безусловно, колонизация так же оказала значительное влияние на индийский регион, его культуру и религию. Например, бывший португальский штат Гоа – до сих пор остаётся преимущественно христианским штатом.

Однако, оказывая несомненное  влияние, каждая культура, религия, язык, приходивший на территорию Индии  – не могли вытеснить уже существующих. До сих пор индуизм - наследник древнейших религиозных традиций является главенствующей религией региона, его исповедуют более 80% населения страны, и эта религия пропитывает как духовную сферу, так и весь повседневный быть индийцев, определяя. Это обусловлено особенностями политеистического строя этой страны и законами кастовой системы.

Глава 3. Индуизм и его влияние на Индийский регион. Важность кастовой системы

 

Индуизм - распространившаяся в Индии с конца 1 тыс. н. э. одна из крупных религий мира, основанная на вере в перевоплощение душ как воздаяние за добродетели или пороки. Течения ~а (два основных направления, связанные с культом верховных богов Вишну и Шивы)15.

Индуизм – политеистическая религия, а политеизм не склонен к дискриминации. Он очень подвижен и признаёт право каждого верить в то, что он пожелает, так как он пожелает. Хотя назвать Индуизм чистым политеизмом нельзя - это скорее совокупность религиозных традиций и философских школ, имеющих общие черты16. Он представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме17. Индуизм крайне многогранен и адаптивен, поэтому вместо противостояния приходящим конфессиям – он всегда находил способ сосуществования и даже слияния с ними. А сами индусы, не смотря ни на какие перемены, всегда очень хорошо воспринимали, но не принимали ни одну из приходящих религий.

 

Возникает вопрос – почему. Ведь, казалось, почти все крупные  цивилизации в своё время отказались от политеизма в пользу монотеизма. Популярна в теологических кругах даже такая точка зрения что монотеизм – это точка развития цивилизации, следующий виток в духовности, следующий за политеизмом. На самом деле это не совсем так. Монотеизм исторически - не более чем более удобная форма управления возрастающим числом людей.

Политеистические религии  расцветали в обществах с общинно-родовым  укладом жизни, где каждая родовая  община имела своего бога или богов, и для того чтобы общины мирно  сосуществовали друг с другом политеизм – приятие множества божеств и разнообразия религиозных взглядов был необходим. Но когда количество людей увеличилось, возникновение и экспансия феодальных государств потребовала объединения весьма и весьма разнородных общин под началом единого феодального лидера. Чтобы сохранить от распада такую разномастную общность, а так же предотвратить внутригосударственные конфликты и необходима была религиозная консолидация.

Слишком сложно контролировать огромную многоконфессиональную массу  людей только политической или военной силой. Политика и расстановка военных сил - очень переменчивые величины, а религия – гораздо более устойчивая. Имея единого бога народ, не смотря на разницу культур, языков и традиций становится единым, консолидированным сообществом. А там, где один бог – один правитель – его наместник. То есть идёт укрепление вертикали власти.

И здесь уже легко  заключить, что если в некой стране не смотря на разрастание сообщества, множественность культур, языков и традиций так сильно укрепился политеизм – значит должна быть некая другая, иная консолидирующая сила, позволяющая народу чувствовать себя единым целым, и при этом эта сила должна быть постоянной, не подвластной сезонным переменам политики и внешнего управления и должна быть крепко связана с духовной составляющей жизни населения. В Индии этой управляющей силой является кастовая система18.

Кастовая система –  весьма сложная структура деления  общества на сословия по родовому признаку. В индии признаётся 4 основных Варны19 - сословия:

  • брахманы — жрецы, учёные, подвижники
  • кшатрии — воины, правители
  • вайшьи — земледельцы, ремесленники, торговцы
  • шудры — слуги, наёмные рабочие.

А варны в свою очередь распадаются на многочисленные касты (джати), ещё более жёстко закрепляющие сословную принадлежность. Кастовая система строго контролирует все аспекты жизни общества – от расстановки политических сил, до мельчайших подробностей повседневной жизни. Именно поэтому индуизм является не-прозелитической религией, то есть не принимает новых последователей. Индуистом можно стать только по рождению, родившись в определённой касте. Потому что именно каста определяет человека. Система деления обществ на касты закреплена ведической традицией, поэтому тесно переплетена с духовной составляющей жизни общества. Но существует и держит позиции даже в том случае, если индус придерживается неведических философских учений, так как структура эта в основе своей – социальная.

Информация о работе Международное регионоведение и религиоведение Азиатский регион. Индия