Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2012 в 02:00, лекция
Под коммуникацией понимается как однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения, так и совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна и для животных (брачные танцы птиц, токование глухаря, язык пчел и др.), и для механизмов, т.е. созданных человеком предметов (трубопроводы, канализация, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.; при этом сюда не следует включать человеческую коммуникацию с помощью механизмов).
Лекция 1. Основы теории коммуникации.
Межкультурное общение в современном мире
1. Понятие коммуникации. Модель речевой коммуникации.
2. Виды коммуникации.
3. Сфера и среда коммуникации.
4. Коммуникативные неудачи и их причины.
5. Коммуникация и культура. Основы теории МКК.
Лекция 1. Основы теории коммуникации.
Межкультурное общение в современном мире
Литература
1. Слово коммуникация происходит от лат. communico = делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п.
Под коммуникацией понимается как однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения, так и совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна и для животных (брачные танцы птиц, токование глухаря, язык пчел и др.), и для механизмов, т.е. созданных человеком предметов (трубопроводы, канализация, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.; при этом сюда не следует включать человеческую коммуникацию с помощью механизмов).
Модель речевой коммуникации. В каких бы условиях ни осуществлялась речевая коммуникация, с помощью каких бы средств ни передавалась информация, сколько бы человек ни принимало участие в общении, в основе ее лежит единая схема, или модель. Компонентами этой модели являются:
1. Отправитель информации (или адресант) — говорящий или пишущий человек.
2. Получатель информации (или адресат) — читающий или слушающий человек.
3. Сообщение — текст в устной или письменной форме — неотъемлемая часть модели, поскольку без обмена информацией нет речевой коммуникации.
Отдельное речевое действие (фрагмент коммуникации) называется коммуникативным актом. Например, в диалоге — реплика одного из собеседников.
Простейшая схема отдельного коммуникативного акта в процессе речевой коммуникации выглядит следующим образом:
В рамках коммуникативного акта отправитель информации (например, говорящий), имея мотив высказывания, строит его во внутренней речи, затем при переводе во внешнюю речь кодирует в звуки. Получатель, воспринимая поступающий сигнал, декодирует его и распознает смысл высказывания. У него также возникает мотив высказывания, происходит обмен репликами, то есть осуществляется обратная связь. Таким образом, отправитель и получатель меняются местами, но схема коммуникативного акта остается при этом прежней.
2. Виды коммуникации выделяются по составу коммуникантов:
интраперсональная коммуникация равна разговору с самим собой, человек диалогизирует и свой внутренний ‘монолог’, разговаривая со своим внутренним голосом, alter ego, совестью и т.п.;
межличностная коммуникация, в которой участвуют двое коммуникантов (но есть варианты наблюдателя, включенного наблюдателя и постороннего, коммуникации на фоне присутствующих свидетелей, в толпе, в ресторане и т.п.);
групповая коммуникация: внутри группы, между группами, индивид – группа (интервью политического лидера или разговор руководителя со служащими); есть различия – не столько количественные, сколько качественные: разные цели – в коммуникации в малых и в больших группах;
массовая коммуникация происходит в том случае если сообщение получает или использует большое количество людей, зачастую состоящее из различных по своим интересам и коммуникативному опыту групп (телевидение, радио; производство компакт-дисков и кассет; интернет различаются по степени охвата и всеобщей ‘обязательности’, здесь может срабатывать индивидуально-групповая избирательность; телефон и почта подходят под данную рубрику только количественно, за исключением массовой или целевой, т.е. групповой рассылки рекламы по почте).
Понимание сущности массовых процессов коммуникации и сущности коммуникации как массового процесса абсолютно необходимо в современном мире каждому. С одной стороны, специалисты по коммуникативным технологиям должны осознавать явления, которые они используют в своей практической деятельности. С другой стороны, потребителю массовой информации и пропаганды также не мешает знать некоторые основы теории коммуникации с тем, чтобы не быть легковерной жертвой этой самой пропаганды и недобросовестного воздействия на массовое или групповое сознание.
Особые разновидности коммуникации: межкультурная (коммуникация как между народами-носителями различных языков и коммуникативных культур, или между государствами, так и межличностная – между отдельными представителями этих народов или государств), организационная (коммуникация в деловой и производственной сфере, включающая межличностную, групповую и личностно-групповую). Эти разновидности связаны не только с особенностями коммуникативной среды в той сфере, где осуществляется коммуникативная деятельность, но и с составом коммуникантов (один коммуникант или общность коммуникантов, или какие-то варианты сочетания того и другого).
3. Практически все, что окружает человека, что составляет его среду обитания является также и коммуникативной средой. В последнее время в ряде речеведческих дисциплин получил распространение термин дискурс (его можно условно расшифровать с помощью формулы: речь + действие + контекст её протекания).
Комплекс коммуникативных актов, объединенных общей задачей и ситуативными условиями, можно назвать коммуникативным событием. В сфере бизнес-коммуникации такими коммуникативными событиями можно считать, например, презентации и выставки. В политической сфере примером коммуникативного события может быть визит главы государства (запланированное и организованное событие) и террористический акт (незапланированное, по крайней мере, правительственными структурами, событие, которое требует определенной реакции). В случае незапланированного коммуникативного события мы часто сталкиваемся с необходимостью кризисной коммуникации.
Коммуникация происходит в разных сферах. Сферы коммуникации привлекали внимание исследователей в различной степени. Достаточно традиционной считается сфера бытовой коммуникации (преимущественно межличностной). Но и здесь возникают новые коммуникативные проблемы и задачи. (Как говорить с подростком-наркоманом? и т.п.).
Сфера производственной коммуникации. В последнее время ведутся разработки и в направлении коммуникационного менеджмента, и прикладной риторики. Стиль общения (речевого и невербального) руководителя с подчиненными, взаимодействие сотрудников в процессе работы, написание служебных документов и другие аспекты могут как улучшить работу предприятия, так и развалить ее.
В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации или делового общения.
Весьма широко ведутся исследования в сфере политического дискурса. Наличие множества партий и политических организаций, течений и групп требует ориентации в политическом коммуникативном пространстве.
Сфера научного дискурса также достаточно традиционный объект исследовательского интереса. В то же время, если прежде изучался, в основном, специфический язык научных публикаций, то теперь исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества (через интернет) до организации коммуникативных событий типа научных конференций и конгрессов.
Сфера образовательного дискурса также раскрывает новые грани в связи с дифференциацией образования, появлением рынка образовательных услуг, возникновением потребности в рекламе и ‘паблик рилейшнз’ у образовательных учреждений. Набор в вуз, встречи с будущими студентами, профориентация, консультационные услуги, тестирование – вот ряд направлений коммуникации образовательных учреждений со своими потребителями.
Разговор преподавателя со студентом – сфера педагогического дискурса – также отдельная область рассмотрения.
Коммуникативные сферы шоу-бизнеса и спортивного бизнеса также достаточно молоды. На западе же элементы public image звезд эстрады и героев спорта давно создаются профессионалами в области коммуникации и имиджмейкерства.
Сфера туристического бизнеса является весьма плодородной в смысле коммуникативных событий и сообщений. В ряде случаев она пересекается со сферой международной, межкультурной коммуникации.
Международная коммуникация осуществляется на различных уровнях как в виде официальной (традиционно), так и в виде народной (в последнее время) дипломатии. Существует обширная литература по особенностям межкультурного общения, дипломатическому этикету, дипломатическому протоколу и т.п.
Не так давно специалисты по теории коммуникации, лингвистике, психологии и другим общественным наукам ‘проникли’ в медицинский и юридический дискурс. ‘Слово лечит’ – эта общеизвестная истина приводит к размышлению, как именно это происходит и как работать со словом. Беседа врача и больного не должна протекать спонтанно, иначе возможны фатальные случайности.
Сфера религиозного дискурса обслуживает потребности коммуникации в церкви. Здесь также важна проблема понимания и интерпретации, недаром наука герменевтика (теория интерпретации) возникла именно вследствие необходимости толковать старые тексты Священного писания.
4. Коммуникация может быть успешной и неудачной. Успешная коммуникация имеет место в том случае, когда восприятие адекватно намерениям отправителя, что выражается в ожидаемой отправителем обратной связи. На уровне любого из составляющих коммуникативного процесса могут возникнуть помехи, обусловливающие коммуникативную неудачу.
Помехи, вызывающие коммуникативную неудачу:
- на уровне отправителя: общение может происходить уже тогда, когда отправитель не осознает своей вовлеченности в коммуникативный процесс (посылая информацию о себе своим внешним видом; не отвечая на письмо, запрос и т.д.);
- на уровне сообщения: коммуникация имеет не только вербальный, но и невербальный характер – язык мимики, телодвижений может идти вразрез с интенцией отправителя и содержанием сообщения; используемые в сообщении концепты и речевые стратегии имеют национальную и социальную обусловленность, что может быть понято неадекватно получателями иных национальных и социальных групп (стратегии извинения в русской, немецкой, американской и японской лингвокультурах);
- на уровне канала коммуникации: неудачный выбор канала (личный контакт/заочный, устный/письменный). Для ликвидации помех на уровне канала, необходимо учитывать следующие факторы: если вероятно неприятие данного сообщения, то предпочтителен личный контакт, если необходима обратная связь в виде спонтанной реакции, то предпочтителен устный канал; если необходима немедленная обратная связь, то предпочтителен устный канал; если необходима детальная точность, документирование, а также ответ тщательно обдуманный, обращение к консультантам, то предпочтителен канал письменный. Письменный канал предполагает более высокую степень ответственности за сообщаемое;
- на уровне получателя: при принадлежности получателя к иной, чем отправитель, лингвокультуре или социуму возникают коммуникативные помехи, связанные с иной концептуализацией действительности, иными пресуппозициями; помехи могут быть вызваны индивидуальными ситуативными или психологическими особенностями адресата, его нежеланием принять и понять сообщение адресанта;
- на уровне восприятия: даже в рамках одной лингво- и социокультуры «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется». Различные пресуппозиции ведут к неадекватности восприятия; при межкультурном общении неадекватность восприятия возникает в связи с различием в речевых стратегиях (при ведении переговоров в русской лингвокультуре большое место отводится фатической коммуникации, что вызывает обвинение в неделовом подходе у американских коллег), в концептуализации мира;
- на уровне обратной связи (то есть реакции получателя на сообщение, при помощи которой отправитель оценивает эффективность коммуникации): отсутствие вербальной обратной связи (молчание не всегда знак согласия); в ситуации межкультурного общения коммуникативные помехи снимаются высокой степенью эксплицитности (не надо надеяться на подразумеваемую информацию) и избыточностью (объяснения, использование полных, а не эллиптических конструкций, повторов, комментариев, невербальных средств).
Информация о работе Межкультурное общение в современном мире