Место науки в системе культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 19:05, реферат

Краткое описание

«Культура» в современном социогуманитарном знании — открытая категория. В самом широком смысле культура понимается как оппозиция природе. Природа и культура соотносятся как «естественное» и «искусственное». По мысли известного американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889 - 1968) культура есть «надприродное» явление. Наука, возникающая из естественной культурной потребности человека познать окружающую действительность, становится одним из самых эффективных механизмов «выхода человека» из мира естественного в мир искусственный (культурный) или преобразования мира естественного в соответствии со своими потребностями в культурную реальность

Содержание

Введение
Культура: определение и смысл
- культура как деятельность
- разные значения понятия «культура»
- структура культуры
Место науки в системе культуры
- специфика науки
- становление науки
- институализация науки
- наука и техника
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Культурология.реферат.Наука и культура.docx

— 33.07 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Культура: определение и смысл

- культура  как деятельность

- разные  значения понятия «культура»

- структура  культуры

Место науки в системе культуры

- специфика  науки

- становление  науки

- институализация науки

- наука и  техника

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    «Культура»  в современном социогуманитарном знании — открытая категория. В самом широком смысле культура понимается как оппозиция природе. Природа и культура соотносятся как «естественное» и «искусственное». По мысли известного американского социолога русского происхождения Питирима Сорокина (1889 - 1968) культура есть «надприродное» явление. Наука, возникающая из естественной культурной потребности человека познать окружающую действительность, становится одним из самых эффективных механизмов «выхода человека» из мира естественного в мир искусственный (культурный) или преобразования мира естественного в соответствии со своими потребностями в культурную реальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культура как деятельность

   Категория «культура» обозначает  содержание общественной жизни  и деятельности людей, представляющие  собой биологически ненаследуемые,  искусственные, созданные людьми  объекты (артефакты). Под культурой  понимается организованные совокупности  материальных объектов, идей и  образов; технологий их изготовления  и оперирования ими; устойчивых  связей между людьми и способов  их регулирования; оценочных критериев,  имеющихся в обществе. Это созданная  самими людьми искусственная  среда существования и самореализации, источник регулирования социального  взаимодействия и поведения.

   Таким образом, культуру  можно представить в единстве  трёх её неразрывно связанных  аспектов: способов социокультурной  деятельности человека, результатов  этой деятельности и степени  развитости личности.

   Социокультурная деятельность человека включает в себя экономическую, политическую, художественную, религиозную, научную, нравственную, правовую, технико-промышленную, коммуникативную, экологическую и т.д. Эти виды деятельности присущи всем культурам во все времена. Однако формы и способы социокультурной деятельности неодинаковы в различных культурах и культурных эпохах (технический уровень культур древних цивилизаций, античности, средневековья, современности; виды транспорта, способы обработки металла, технология изготовления одежды и т.д.). В этом смысле культура выступает как система внебиологически обретённых и внебиологически наследуемых форм человеческой деятельности, совершенствующихся в социокультурном процессе.

   Технологический аспект культуры занимает в ней значительное место. В зависимости от типов объектов, на создание которых они направлены, технологии подразделяются, во-первых, на продуцирующие и транслирующие символы, во-вторых, на созидающие физические объекты, и, в-третьих, на организующие системы социального взаимодействия.

   В ходе совершенствования  способов деятельности идёт становление,  функционирование и развитие  человеческой личности. Причём, личность  одновременно выступает, во-первых, объектом культурного воздействия,  то есть усваивает культуру  в процессе своей деятельности; во-вторых, субъектом культурного  творчества, так как в той или  иной форме включена в процесс  созидания культуры; и, в-третьих,  личность является носителем  и выразителем культурных ценностей,  поскольку её жизнедеятельность  развёртывается в определённой  культурной среде.

   Материальные и духовные  результаты социокультурной деятельности  выступают не только как определённые  достижения (ценности), но и как  негативные последствия этой  деятельности (экологические катастрофы, геноцид, военные бедствия и  т.п.). История культуры — это  история не только приобретений, но и потерь. В культуре представлены  как прогрессивные, так и реакционные  явления. Более того, основания  оценки со временем меняются, а сами ценности девальвируются.

   Результаты человеческой  деятельности проявляются как  в специализированных областях  культуры, где аккумулируются, накапливаются конкретные ценности, так уровне обыденной культуры, культуры повседневности. Можно сказать, что бытие культуры реализуется как бы в двух планах: высоком, специальном, элитарном, и обыденном, повседневном, массовом. Культура человечества проявляет себя в единстве и многообразии. Различие когда-либо существовавших и существующих сегодня культур обусловлены, в частности, пространственно-временными характеристиками, которые порождают разнообразие жизненных форм отдельных народов.

 

Разные значения понятия «культура»

   Понятие культуры может  употребляться в нескольких значениях.  Во-первых, оно может служить для  обозначения какой-либо конкретной  культурно-исторической общности, характеризуемой  определёнными пространственно-временными параметрами (первобытная культура, культура Древнего Египта, культура Возрождения, культура Средней Азии и т.п.). Во-вторых, термин культура используется для обозначения специфики жизненных форм отдельных народов (этнические культуры). В-третьих, под культурой может пониматься некоторое обобщение, модель, построенная по определённому принципу. Культурные модели создаются исследователями как некие идеальные типы в целях более глубокого изучения культуры на основе обобщения исторического материала, выявления форм жизнедеятельности культуры и её элементов. Они часто применяются при классификации культур. В таком смысле термин культура использовался Я.Бахофеном, Н.Я.Данилевским, О.Шпенг-лером, М.Вебером, А.Тойнби, П.Сорокиным и др. Культурные модели могут создаваться не только на уровне целого, но и на уровне элементов: политическая культура, правовая культура, художественная культура, профессиональная культура и т.п.

   Мы можем говорить о  целостности культуры в том  смысле, что она есть явление  чисто человеческое, то есть развивающееся  вместе с человеком и благодаря  его творческим усилиям. Люди, именно потому, что они люди, во  все времена и, несмотря на  все различия природно-географической  среды ставят перед собой одни  и те же вопросы, пытаются  решить одни и те же задачи, обустраивая свою жизнь на  Земле. Раскрытие тайн природы,  поиски смысла жизни, творческие  порывы, стремление к гармонии  человеческих взаимоотношений, общие  для всех времён и народов,  — вот далеко не полный перечень  тех оснований, на которых базируется  целостность культуры и единство  мирового социокультурного процесса.

   В ходе этого процесса  происходят изменения в самой  культуре. Её ценностная основа  обновляется, становится более  гибкой, формируются новые смыслы  и образы, развивается язык и  т.п. С течением времени изменяются  источники культуры, они осознаются  каждым новым поколением как  более глубокие и древние, сакрализуются, то есть освящаются религиозной традицией, сохраняется их преемственность.

   Кроме того, c течением времени  внутри культуры происходит дифференциация, в результате возникают её  отдельные сферы, требующие новых  средств самовыражения, нового  духовного и практического опыта.  Так родилась живопись, музыка, театр,  архитектура, философия, наука.  Сегодня мы тоже становимся  свидетелями дифференциации культуры: рождаются новые виды искусства — голография, светомузыка, компьютерная графика; появляются новые отрасли научного знания.

   В этом смысле культура  выступает в качестве механизма  последовательной выработки, закрепления  и трансляции ценностей, как  баланс сочетания непрекращающейся  модернизации с предельно высокой  степенью преемственности. Причём, сохранение есть непреложный  закон цивилизованности, обуславливающий естественно-историчной человеческой деятельности.

   Культура — это явление,  органичное жизни человечества, её смысл определяется творческими  усилиями человека по созданию  «нового мира», «второй природы», или, как считал русский учёный  Владимир Иванович Вернадский (1863 - 1945), «ноосферы», то есть сферы  человеческой мысли и разума, неподвластных тлению и смерти.

 

Структура культуры

   В соответствии с современными  представлениями  можно обрисовать  следующую структуру культуры.

   В едином поле культуры  выделяются два уровня: специализированный  и обыденный. Специализированный  уровень подразделяется на кумулятивный (где сосредотачивается, накапливается  профессиональный социокультурный  опыт, аккумулируются ценности социума),  и трансляционный. Исходя из антропологической  модели человека, на кумулятивном  уровне культура выступает как  взаимосвязь элементов, каждый  из которых есть следствие  предрасположенности человека к  определённой деятельности. К ним  относятся: хозяйственная культура, политическая культура, правовая  культура, философская культура, религиозная  культура, научно-техническая культура, художественная культура. Каждому  из этих элементов на кумулятивном  уровне соответствует элемент  культуры на обыденном уровне. Они тесным образом взаимосвязаны  и влияют друг на друга. Экономической культуре соответствует домашнее хозяйствование, ведение семейного бюджета; политической — нравы и обычаи; правовой — мораль; философии — обыденное мировоззрение; религии — суеверия и предрассудки, народные верования; научно-технической культуре – практические технологии; художественной культуре — обыденная эстетика (народная архитектура, искусство украшения жилища). На трансляционном уровне осуществляется взаимодействие между кумулятивным и обыденным уровнями, это как бы определённые каналы связи, по которым происходит обмен культурной информацией.

   Между кумулятивным и обыденным уровнями существуют определённые каналы связи, осуществляемые посредством трансляционного уровня: сфера образования, где сосредоточенные традиции, ценности каждого из элементов культуры транслируются (передаются) последующим поколениям; средства массовой коммуникации (СМК) — телевидение, радио, печать, — где осуществляется взаимодействие между «высокими» ценностями и ценностями повседневной жизни, нормами, традициями, произведениями искусства и массовой культурой; социальные институты, учреждения культуры, где сосредоточенные знания о культуре и культурные ценности выступают доступными для широкой публики (библиотеки, музеи, театры).

   Развитие техногенной цивилизации  расширило возможности человека  в постижении им реального  мира, появились новые способы  трансляции культуры. В этой связи  актуализировалась проблема элитарной  и массовой культуры. Концепцию «элитарности» культуры разрабатывали Ф.Ницше, Т.Элиот, Х.Ортега-и-Гассет и др. Ф.Ницше связывал культурное творчество с избытком жизненных сил, а создание духовных ценностей — с деятельностью аристократов, касты «сверхлюдей». Американский культуролог Т.Элиот, в зависимости от степени осознанности культуры, выделял в её вертикальном срезе два уровня: высший и низший,  понимая под культурой определённый образ жизни, вести который могут только избранные — «элита». Испанский культуролог Х.Ортега-и-Гассет в работах «Восстание масс», «Искусство в настоящем и прошлом», «Дегуманизация искусства», выдвинул концепцию массового общества и массовой культуры, противопоставив духовной элите, творящей культуру, идейно и культурно разобщённые массы: «Особенность нашего времени в том, что заурядные души, не обманываясь насчёт собственной заурядности, безбоязненно утверждают своё право на ней и навязывают её всем и всюду... Масса сминает всё непохожее, недюжинное, личностное и лучшее... Мир обычно был неоднородным единством массы и независимых меньшинств. Сегодня весь мир становится массой.  В современном индустриальном обществе массовая культура — понятие, характеризующее особенности производства культурных ценностей, рассчитанных на массовое потребление и подчинённых ему, по аналогии с поточно-конвейерной индустрией, как своей цели. Если элитарная культура ориентирована на избранную, интеллектуальную публику, массовая культура ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на «усреднённый» уровень развития массовых потребителей.

   Говоря о структуре культуры, необходимо иметь в виду, что  она представляет собой систему,  единство образующих её элементов.  Доминирующие черты каждого из  элементов образуют так называемое  «ядро» культуры, которое представляет  собой неантагонистическую, стабильную  целостность ведущих ценностных  ориентаций. «Ядро» культуры выступает  как её основополагающий принцип,  который и выражается в науке,  искусстве, философии, этике, религии,  праве, основных формах экономической,  политической и социальной организации,  в её менталитете и образе  жизни. Специфика «ядра» той  или иной культуры зависит  от иерархии составляющих его  ценностей. Таким образом, структуру  культуры можно представить как  разделение на центральное «ядро»  и так называемую «периферию»  (внешние слои). Если ядро обеспечивает  устойчивость и стабильность, то  периферия более склонна к  инновациям и характеризуется  относительно меньшей устойчивостью.  Ценностная ориентация культуры  может меняться в зависимости  от ряда факторов, в качестве  которых выступают экономические  условия, этические нормы, эстетические  идеалы и критерий удобства. Например, современную культуру часто называют  обществом всеобщего потребления,  поскольку на первый план социокультурной  жизнедеятельности выдвинуты именно  эти ценностные основания.

 

 

 

Специфика науки

   Наука, как следует из всего вышесказанного является важнейшим элементом культуры. Наука включает в себя как специфическую деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности - сумму полученных к данному моменту научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.  Непосредственные цели науки - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности. Результат научной деятельности, как правило, представлен в виде теоретических описаний, схем технологических процессов, сводок экспериментальных данных, формул и т.д. В отличие от других  видов деятельности, где результат известен заранее, наука дает приращение знания, т.е. ее результат принципиально нетрадиционен. Например, от искусства, как другого важнейшего элемента культуры, ее отличает стремление к логическому, максимально обобщенному, объективному знанию. Часто искусство характеризуют как «мышление в образах», наука же есть «мышление в понятиях». Тем самым подчеркивают, что искусство опирается на чувственно-образную сторону творческих способностей человека, а наука на понятийно-интеллектуальную. Это не означает существование непроходимых граней между наукой и искусство, равно как между наукой и другими феноменами культуры.

 

Становление науки

   Хотя элементы научных знаний начали формироваться в более древних культурах (Шумеры,  Египет, Китай,  Индия), возникновение наука относят к 6 в до н.э., когда в Древней Греции, возникли первые теоретические системы (Фалес, Демокрит), сложились соответствующие условия. Формирование науки требовало критики и разрушения мифологических систем и достаточно высокого уровня культуры, отрывающего возможность для систематического знания наукой. Более чем двухтысячелетняя история развития науки обнаруживает ряд общих закономерностей и тенденций ее развития. «Наука движется вперед пропорционально массе знаний, унаследованных ею от предшествующих поколений», - писал Ф.Энгельс.  Как показали современные исследования, это положение может быть выражено в строгой формуле экспонционального закона, характеризующего возрастание некоторых параметров науки, начиная с XVII века. Так объем научной деятельности удваивается примерно каждые 10-15 лет, что находит выражение в ускорении роста количества научных открытий и научной информации, а также числа людей, профессионально занимающихся наукой. По данным ЮНЕСКО, за последние 50 лет ежегодное увеличение числа научных работников составляло 7%, в то время как численность всего населения выпасла лишь на 1,7% в год. В результате число ныне живущих ученых и научных работников составляет свыше 90% от общего числа ученых за всю историю науки.

Информация о работе Место науки в системе культуры