Методы и принципы анализа концептов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 19:38, лекция

Краткое описание

Зная организацию значения слова, которое по современным представлениям, имеет полевую структуру (архисема в ядре, дифференциальные семы на ближней периферии, скрытые семы на дальней периферии) мы можем предположить, что и концепт имеет многокомпонентную и многослойную организацию, которая может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации.

Вложенные файлы: 1 файл

Тема №10 Методы и принципы анализа концепта.docx

— 29.83 Кб (Скачать файл)

Тема № 10 Методы и принципы анализа концептов.

 

    1. Ключевое слово.
    2. Полевая структура концепта: ядро, периферия.
    3. Выявление ядра и периферии: свободный ассоциативный эксперимент (и другие экспрементальные методики).
    4. Анализ синонимов ключевого слова.
    5. Построение лексико-фразеологического, лексико-грамматического поля ключевого слова.
    6. Анализ паремий и афоризмов, объективирующих концепт.
    7. Анализ художественного текста.
    8. Анализ устных, разговорных словоупотреблений.

 

Зная организацию значения слова, которое по современным представлениям, имеет полевую структуру (архисема в ядре, дифференциальные семы на ближней периферии, скрытые семы на дальней периферии) мы можем предположить, что и концепт имеет многокомпонентную  и  многослойную организацию, которая может быть выявлена через анализ языковых средств ее репрезентации.

Концепт может получить полевое описание – в терминах ядра и периферии. К ядру будут относиться прототипические слои с наибольшей чувственно-наглядной конкретностью, первичные наиболее яркие образы; более абстрактные признаки составят периферию концепта. Периферийный статус того или иного концептуального признака вовсе не свидетельствует о его малозначности или маловажности в поле  концепта, статус признака указывает на меру его удаленности от ядра по степени конкретности и наглядности образного представления.

В построении номинативного  поля концепта исследователь может  пойти двумя путями.

Во-первых, можно сосредоточиться  на выявлении только прямых номинаций  концепта - ключевого слова и его синонимов (как системных, так и окказиональных, индивидуально-авторских), - это приведет к построению ядра номинативного поля. Например, ядро номинативного поля концепта женщина составят такие единицы, как женщина, лицо женского пола, баба, дама, телка, тетка, слабый пол, дочь дьявола и др.

Во-вторых, можно не ограничиться прямыми номинациями и выявить  все доступное исследователю  номинативное поле концепта, включая  номинации разновидностей денотата концепта (гипонимов), - жена, хозяйка, мать, старуха, мегера, девчонка, фифа, мымра, леди, бизнес-леди, старая карга и под., и наименования различных отдельных признаков концепта, обнаруживающихся в разных ситуациях его обсуждения, - ласковая, нежная, капризная, рожает детей, сплетничает, убирает, стирает, ревнует, ругает мужа, заботится о семье, любит тратить деньги, следит за мужем, чинит одежду и т. д. и т. п. Наиболее часто номинируемые гипонимы обычно оказываются наиболее типичными представителями концепта в коммуникации, наиболее часто номинируемые признаки - наиболее яркими признаками концепта, обсуждаемыми в коммуникации. И те, и другие позволяют пополнить наши представления о структуре изучаемого концепта. К описанию можно добавить паремии, афоризмы, фразеологизмы о женщине. Это будет расширенное описание номинативного поля, построение полного номинативного поля концепта.

В зависимости от задач  и возможностей исследователь может  пойти по первому или второму  пути; важно отметить, что второй путь, конечно, более трудоемкий, но дает гораздо более глубокие и  достоверные результаты.

Покажем возможные приемы построения номинативного поля, которыми может воспользоваться исследователь.

Установление ключевого слова-репрезентанта, объективирующего концепт

Ключевое  слово - это определяемая исследователем лексическая единица, которая наиболее полно номинирует исследуемый концепт. В качестве такого слова выбирается наиболее употребительное наименование (можно проверить это по частотному словарю), достаточно обобщенное по своей семантике (средней степени абстракции), желательно стилистически нейтральное, неоценочное слово -труд, судьба, дом, быт, счастье, женщина, мужчина, свобода и под. Хорошо, если ключевое слово при этом оказывается многозначным - ключевые слова, которые имеют много значений (что уста - навливается по толковым словарям), сразу же дают иссле- дователю достаточно богатый материал для когнитивной интерпретации.

Установление ядра номинативного поля

Ядро номинативного поля устанавливается:

-  через синонимическое расширение ключевого слова (используются словари синонимов и фразеологические словари). Например, для ключевой лексемы другустанавливаются синонимы приятель, товарищ, кореш, дружбан, не разлей вода и др.;

- через анализ контекстов, в которых номинируется исследуемый концепт (художественные, публицистические тексты).

Установление периферии номинативного поля

Периферийные компоненты номинативного поля устанавливаются  разными способами.

Анализ художественных и публицистических текстов

Из текстов извлекаются  номинации видовых разновидностей денотата концепта и отдельных признаков  концепта.

Анализ сочетаемости лексем, объективирующих концепт в языке, также дает возможность выявить  некоторые составляющие концепта.

Семья может быть большая, маленькая - следовательно, значение отражает когнитивный классификационный признак размер, может создаться и развалиться,ее можно создать и разрушить, она может быть настоящая и фиктивная, может быть на стороне, может быть молодая, официальная и неофициальная, счастливая и несчастливая и т. д.

Построение лексико-фразеологического поля ключевого слова

Этот метод предполагает подбор синонимов, антонимов ключевого  слова, определение его гиперонима и соги-понимов.

Данная методика может  быть проиллюстрирована исследованием  концепта общение в русском языке (Шаманова, 1999).

Лексико-фразеологическое поле, репрезентирующее концепт «общение», - одно из самых больших полей  русского языка. Оно насчитывает 1828 лексем и 314 фразеологических единиц. Коммуникативную  лексику составляют в основном языковые единицы таких частей речи, как  глагол и существительное, а также (в меньшей степени) прилагательное и наречие.

Построенное лексико-фразеологическое поле объективирует самые разные когнитивные признаки концепта «общение», которые могут быть выявлены путем  анализа семантики единиц, вошедших в данное поле.

Построение деривационного поля ключевого слова

Построение и изучение деривационного поля ключевого слова  позволяет также выявить когнитивные  признаки исследуемого концепта.

К примеру, для лексемы быт «Словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова отмечает следующие однокоренные единицы: бытовой, бытовать, бытописатель, бытовизм, бытовик, бытовка, бытописание, жи-лищно-бытовоп, электробытовой, старобытный и др. Данные лексемы позволяют выявить когнитивный признак концепта - «повседневная жизнь».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля приводятся и другие однокоренные единицы, в  настоящий момент вышедшие из употребления:бытейский, бытейный, бытный, бытопись, бытословие, бытописец и др., которые также вербализуют названный когнитивный признак.

В разговорной речи встречаются  единицы: бытовуха, бытовня, бытово (наречие). Семантический анализ выявленных дериватов позволяет обнаружить целый ряд дополнительных когнитивных признаков исследуемого концепта.

Построение паремиологического поля концепта

Весьма информативны для  выявления интерпретационного поля концепта паремии. В них мы находим  застывшие осмысления того или иного  концепта, складывавшиеся на протяжении длительного времени.

Для выявления когнитивных  признаков исследуемого концепта паремии, содержащие ключевое слово-репрезентант концепта, его синонимы или характеризующие  концепт описательно, упорядочиваются  в паремиологическое поле. Источником паремий являются словари пословиц, поговорок, крылатых выражений и афоризмов.

Анализ устойчивых сравнений с номинантами концепта

Если с ключевым словом - репрезентантом или его синонимами в языке - есть устойчивые сравнения, то эти сравнения также пополняют  номинативное поле концепта: такое  сравнение номинирует некий когнитивный  признак, который присущ концепту, номинируемому  основанием сравнения. Например: силен  как бык - бык сильный; красив как Аполлон -Аполлон красивый; глуп как курица - курица глупа;слепой как крот - крот плохо видит; длинный как жердь - жердь длинная и т. д.

Анализ фразеологических номинаций концепта

Лексема, номинирующая концепт, может быть употреблена в составе  фразеологизма. В этом случае фразеологизм также входит в номинативное поле соответствующего концепта, а анализ значения фразеологизма позволяет  установить определенные признаки соответствующего концепта. Ср. фразеологически объективированные когнитивные признаки концепта собака:

собачья жизнь, жить собакой  -у собаки плохая жизнь; собачья преданность, смотреть собачьими глазами - собака верное животное;

собачье ремесло - ничтожность, малополезность деятельности,

собачий нюх - хороший нюх, собачья радость - собаке немного надо для радости и т. д.

Фразеологические номинации  характерны далеко не для всех концептов.

Анализ ассоциативного поля концепта

Ассоциативное поле концепта образуется совокупностью ассоциатов на стимул - ключевую лексему-репрезентант концепта.

Ассоциативное поле формируется  в результате обработки результатов  свободного или направленного ассоциативного эксперимента.

Свободный ассоциативный  эксперимент предполагает ответ испытуемых на предъявленный стимул любым словом, направленный ассоциативный эксперимент предполагает ответ, ограниченный определенными условиями - например, определенной частью речи, определенной конструкцией и т. д.

Ассоциативное поле формируется  через перечисление ассоциатов, располагаемых по убыванию числа испытуемых.

В дальнейшем ассоциаты, образующие ассоциативное поле, интерпретируются как языковые средства объективации тех или иных когнитивных признаков концепта, названного стимулом.

Таким образом, номинативное поле концепта строится из ключевого  слова-репрезентанта, его синонимического  ряда, единиц, выявленных в художественных и публицистических текстах, устойчивых сравнений, фразеологических единиц, лексико-фразеологического, деривационного, ассоциативного, паремиологического полей ключевого слова-репрезентанта концепта.

 

Методы  описания концептов

Лингвокогнитивная методика описания и моделирования концептов строится на анализе семантики языковых средств, объективирующих концепт. Анализ семантики, как традиционно-лингвистический, так и экспериментальный, может дать исследователю как описание собственно значений лексических единиц (лексикографического и психолингвистического), так и описание концепта.

 

Наиболее эффективным  методом изучения психологически реальных значений и концептов как «реальностей сознания» людей является психолингвистический эксперимент, и прежде всего ассоциативный эксперимент в двух его разновидностях - свободный и направленный.

При описании психолингвистического  значения ассоциативный эксперимент - как свободный, так и направленный - дает достоверные данные при учете  только первой ассоциативной реакции, поскольку остальные ассоциации могут быть уже ассоциациями не на собственно стимул, сколько на предыдущую реакцию; учет первой реакции позволяет  избежать этого недостатка.

Ассоциативный эксперимент, как свободный, так и направленный, имеет своей целью построение ассоциативного поля стимула (описание совокупности реакций, упорядоченных  по убыванию частотности), которое далее  выступает как материал для семантической  интерпретации.

Свободный ассоциативный  эксперимент с использованием первой реакции лучше выявляет связи  концепта в концептосфере, а направленный ассоциативный эксперимент - образующие концепт когнитивные признаки. Для целей описания содержания концепта второй предпочтительнее как более информативный. Однако можно использовать оба варианта и обобщить в описании результаты, полученные в обоих экспериментах, поскольку объединенные признаки будут иметь показатель яркости, который позволит непротиворечиво расположить их в итоговой полевой модели концепта.

Таким образом, лингвокогнитивное описание концепта - это особая лингвистическая процедура, которая имеет как сходства с процедурами описания лексикографического и психолингвистического значений, так и принципиальные отличия от них.

Кроме того, в  когнитивных исследованиях оказывается  эффективным рецептивный эксперимент.

Рецептивный эксперимент - это эксперимент на понимание, восприятие концепта, его субъективную дефиницию. Проводится методом анкетирования с вопросами типа:

Что вы понимаете  под...  Дайте свое определение...  Подберите синонимы к...

Выберите подходящие синонимы...Выберите правильное, на ваш взгляд, определение...

Информация о работе Методы и принципы анализа концептов