Микеланджело Буонарроти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 00:05, реферат

Краткое описание

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке в 40 милях к юго-востоку от Флоренции. Теперь этот городок в честь художника называется Капрезе Микеланджело. Его отец, Лодовико, в момент рождения сына исполнял обязанности иодесты (мэра) Капрезе, но вскоре срок его службы подошел к концу, и он вернулся на родину, во Флоренцию.

Вложенные файлы: 1 файл

Микеланджело Буонарроти.doc

— 57.00 Кб (Скачать файл)

Микеланджело  Буонарроти родился 6 марта 1475 года в Капрезе, маленьком городке в 40 милях к юго-востоку от Флоренции. Теперь этот городок в честь художника называется Капрезе Микеланджело. Его отец, Лодовико, в момент рождения сына исполнял обязанности иодесты (мэра) Капрезе, но вскоре срок его службы подошел к концу, и он вернулся на родину, во Флоренцию. Древний род Буонарроти к этому времени сильно обеднел, что не мешало Лодовико гордиться своим аристократизмом и считать себя выше того, чтобы самому зарабатывать на жизнь. Семье приходилось жить на те деньги, которые приносила ферма в деревушке Сеттиньяно, расположенной в трех милях от Флоренции.

Здесь, в Сеттиньяно, грудного Микеланджело отдали на кормление жене местного каменотеса. Камень в окрестностях Флоренции добывали с давних пор, и Микеланджело любил говорить впоследствии, что «впитал с молоком кормилицы резец и молоток скульптора». Художественные наклонности мальчика проявились в раннем возрасте, однако отец, в соответствии со своими понятиями об аристократизме, долго сопротивлялся желанию сына стать художником. Микеланджело проявил характер и, в конце концов, добился разрешения поступить в ученики к художнику Доменико Гирландайо. Это случилось в апреле 1488 года. 

Уже в следующем году он перешел в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем фактического хозяина города Лоренцо де Медичи (прозванного Великолепным). Лоренцо Великолепный был очень образованным человеком, прекрасно разбирался в искусстве, сам писал стихи и сразу сумел распознать талант юного Микеланджело. Некоторое время Микеланджело жил во дворце Медичи. Лоренцо относился к нему как к любимому сыну. В 1492 году покровитель Микеланджело умер, и художник возвратился в родной дом. Во Флоренции в это время начались политические нестроения, и в конце 1494 года Микеланджело покинул город. Посетив Венецию и Болонью, в конце 1495 года он вернулся обратно. Но ненадолго. Новое республиканское правление не способствовало умиротворению городской жизни, ко всему прочему нагрянула эпидемия чумы. Микеланджело продолжил свои скитания. 25 июня 1496 года он появился в Риме. Следующие пять лет он провел в «Вечном городе». Здесь его ждал первый большой успех. Вскоре после прибытия Микеланджело получил заказ на мраморную статую Вакха для кардинала Рафаэля Риарио, а в 1498-99 годах еще один - на мраморную композицию «Пьета» (в изобразительном искусстве так традиционно называлась сцена оплакивания Христа Богоматерью). Микеланджеловскую композицию признали шедевром, что еще более упрочило его положение в художнической иерархии. Микеланджело никогда не подписывал своих работ. Но творческим самолюбием он обладал. Иногда молодой скульптор заходил в церковь полюбоваться на собственное произведение. Однажды о увидел перед статуей нескольких поклонников, восхищенно обсуждавших ее.

- Кто же автор этого  шедевра? – спрашивал один.

- Да наверняка наш горбун  из Милана, - отвечал другой.

Микеланджело не решился  вмешаться в разговор и сообщить, что это он создал скульптуру. Но поздно ночью он взял инструменты и прокрался в собор. На складке платья он красивыми буквами высек: «Микеланджело Буонаротти флорентинец изваял». Это единственная подписанная скульптура мастера. В 1972 году одержимый психическим недугом венгерский геолог с альпийским молотком наперевес набросился на прекрасную скульптуру. Хотя статуе был нанесен ущерб, ее удалось отреставрировать. С тех пор он закрыта стеклом. "Пьета" или "Оплакивание".

 Следующим заказом  стала картина «Погребение», но  ее художник не закончил, в  1501 году вернувшись во Флоренцию. Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. Микеланджело получил заказ на огромную статую Давида. Завершенный в 1504 году «Давид», подобно «Оплакиванию Христа» в Риме, укрепил репутацию Микеланджело во Флоренции. Статую, вместо ранее планировавшегося места (у городского собора), установили в самом сердце города, напротив Палаццо Веккьо, где размещалось правительство города. Она стала символом новой республики, боровшейся, как и библейский Давид, за свободу своих граждан. Любопытна история еще одного заказа, поступившего от города, - на картину «Битва при Кашине» для Палаццо Веккьо. Ее сюжетом должна была стать победа флорентинцев над пизанцами в битве при Кашине, произошедшей в 1364 году. Драматизм ситуации усугублялся тем, что вторую картину для Палаццо Веккьо («Битва при Ангьяри») брался писать Леонардо да Винчи. Леонардо был на 20 лет старше Микеланджело, но молодой художник принял этот вызов с открытым забралом. Леонардо и Микеланджело недолюбливали друг друга, и многие с интересом ждали, чем закончится их соперничество. К сожалению, обе картины не были завершены. Леонардо оставил свою работу после сокрушительной неудачи, которую потерпел, экспериментируя с новой техникой настенной росписи, а Микеланджело, создав великолепные этюды к «Битве при Кашине», уехал в марте 1505 года в Рим по зову папы Юлия II. Впрочем, добрался он до места назначения лишь в январе 1506 года, проведя несколько месяцев в каменоломнях Каррары, где отбирал мрамор для заказанной ему усыпальницы папы Юлия II. Первоначально планировалось украсить ее сорока скульптурами, но вскоре папа охладел к этому проекту, а в 1513 году умер. Началась многолетняя тяжба между художником и родственниками усопшего. В 1545 году Микеланджело все же закончил работу над гробницей, оказавшейся лишь бледной тенью первоначального замысла. Сам художник называл эту историю «трагедией с усыпальницей». Зато другой заказ папы Юлия II увенчался полным триумфом Микеланджело. Им стала роспись свода Сикстинской капеллы в Ватикане. Ее художник выполнил между 1508 и 1512 годами. Микеланджело неохотно согласился с данным ему году Юлием II поручением расписать свод Сикстинской капеллы. Согласно первоначальному замыслу на плафоне предусматривалось изобразить в соответствующих люнетах лишь двенадцать апостолов и самые обычные орнаментальные украшения. «Но уже начав работу, – писал Микеланджело, – я увидел, что это будет выглядеть бедно, и я сказал папе, что с одними апостолами будет бедно. Папа спросил: почему? Я ответил: потому что они сами были людьми бедными. Тогда он согласился и сказал, чтобы я поступал, как знаю…»

Создание этой росписи было для художника мучительным  и сложным. Микеланджело приходится самому строить леса, работать лежа на спине. Кондиви рассказывает, что, расписывая Сикстинскую капеллу, «Микеланджело так приучил свои глаза смотреть кверху на свод, что потом, когда работа была закончена и он начал держать голову прямо, почти ничего не видел; когда ему приходилось читать письма и бумаги, он должен был их держать высоко над головой. Понемногу он опять стал привыкать читать глядя перед собой вниз». Когда фреска была представлена на суд зрителей, ее признали произведением нечеловеческой мощи. Сменивший Юлия II на папском престоле Лев X (Медичи) в 1516 году заказал Микеланджело проект фасада церкви Сан-Лоренцо во Флоренции. Его вариант в 1520 году был отклонен, но это не помешало художнику получить следующие заказы для той же церкви. К выполнению первого из них он приступил в 1519 году, это была усыпальница Медичи. Второй проект - знаменитая библиотека Лауренциана для хранения уникальной коллекции книг и манускриптов, принадлежавших семье Медичи. 

Занятый этими  проектами, Микеланджело большую часть  времени оставался во Флоренции. В 1529-30 годах он отвечал за городские оборонительные сооружения в противостоянии с войсками Медичи (их изгнали из Флоренции в 1527 году). В 1530 году Медичи вернули себе власть, и Микеланджело, спасая свою жизнь, бежал из города. Однако папа Климент VII (тоже из рода Медичи) гарантировал Микеланджело безопасность, и художник вернулся к прерванной работе. В 1534 году Микеланджело вновь, и уже навсегда, возвратился в Рим. Папа Климент VII, собиравшийся поручить ему роспись «Воскресение» для алтарной стены Сикстинской капеллы, умер на второй день после приезда художника. Новый папа, Павел III, вместо «Воскресения» заказал для той же стены роспись «Страшный суд». Павел III то и дело наведывался в капеллу. Однажды он зашел туда вместе с Бьяджо да Чезена, своим церемониймейстером.

– Как тебе нравятся эти фигуры? – спросил у него папа.

– Прошу прощения у вашего святейшества, но эти голые  тела кажутся мне просто кощунственными и неподходящими для святого  храма.

Папа промолчал. Но когда посетители ушли, Микеланджело, кипевший от негодования, взял кисть и написал дьявола Миноса, придав ему портретное сходство с папским церемониймейстером. Прослышав про это, Бьяджо побежал к папе с жалобой. На что тот ответил: «Бьяджо, дорогой мой, если бы Микеланджело поместил тебя в чистилище, я бы приложил все усилия, чтобы вызволить тебя оттуда, но поскольку он определил тебя в ад, мое вмешательство бесполезно, там я уже не властен». И Минос со злющей физиономией церемониймейстера так и пребывает на картине по сие время. Во время католической реакции фреска Микеланджело с обилием красивых и сильных обнаженных тел казалась чем-то кощунственным, в особенности если учесть ее размещение за алтарем. Пройдет немного времени, и папа Павел IV прикажет записать драпировками наготу отдельных персонажей. Драпировки выполнил друг художника Даниэле да Вольтерра. Возможно, этим он спас великую фреску от разрушения деятелями католической реакции. Окончив «Страшный суд», Микеланджело достиг вершины славы среди современников. Он забывал обнажить голову перед папой, и папа, по его собственным словам, не замечал этого. Папы и короли сажали его рядом с собой. Эта огромная фреска, законченная в 1541 году, еще раз подтвердила гениальность Микеланджело. 

Последние двадцать лет своей жизни он почти целиком  посвятил архитектуре.  
При этом он еще успел создать две замечательных фрески для капеллы Паолина в Ватикане («Обращение Савла» и «Распятие св. Петра», 1542-50). Начиная с 1546 года, Микеланджело занимался реконструкцией собора святого Петра в Риме. Отказавшись от ряда идей своих предшественников, он предложил свое собственное видение этого здания. Окончательный вид собора, освященного лишь в 1626 году, все-таки, прежде всего, плод именно этого гения.  Микеланджело всегда был глубоко верующим человеком, к концу жизни его религиозное чувство обострилось, о чем свидетельствуют его последние работы. Это серия рисунков, изображающих Распятие, и две скульптурные группы «Пьета». В первой художник изобразил самого себя в образе Иосифа Аримафейского. Вторую скульптуру завершить помешала смерть, настигшая Микеланджело на 89 году жизни, 18 февраля 1564 года. Умирая, Микеланджело оставил краткое завещание, как и в жизни, он не любил многословия. «Я отдаю душу Богу, тело земле, имущество родным», – продиктовал он друзьям.

Каждый человек  по разному относиться к деньгам, их накоплению и использованию. Микеланджело часто жаловался на убытки, и о нем часто говорили как о бедном человеке. Однако когда в 1564 году, когда он умер, его состояние равнялось десяткам миллионам долларов в современном эквиваленте, Он собрал огромное состояние, просто феноменальное. И, тем не менее, Микеланджело жаловался членам своей семьи на нехватку денег, театрально оплакивал свою судьбу, и отказывал, когда его просили о помощи. Совершая поездки с парой своих помощников, Микеланджело заказывал одну кровать на всех, и причиной этого, была экономия. Это один из примеров, как художник копил свое состояние. Микеланджело высоко ценили и платили соответственно. Когда Микеланджело работал над Лаурентианской библиотекой во Флоренции, его месячная зарплата, выплачиваемая Папой Клементом VII, соответствовала доходу в 600000 долларов в год. За могилу Папы Юлия II Микеланджело получил сумму, равную более чем 10 миллионам нынешних долларов, хотя он и не закончил проект. По словам профессора Хатфилда, в доме в Риме, где умер Микеланджело, было мало мебели, не было книг и драгоценностей, однако там стоял сундук с золотыми деньгами, которых хватило бы на покупку дворца Питти. 

В жизни Микеланджело не знал нежной ласки и участия, и  это отразилось, в свою очередь, на его характере. «Искусство ревниво, – говорит он, – и требует всего человека». «Я имею супругу, которой весь принадлежу, и мои дети – это мои произведения». Большим умом и врожденным тактом должна была обладать та женщина, которая бы поняла Микеланджело. Он встретил такую женщину – Витторию Колонну, внучку герцога Урбанского и вдову знаменитого полководца маркиза Пескаро в  1536 году. Но слишком поздно: ему было тогда уже шестьдесят лет.Виттория интересовалась наукой, философией, вопросами религии, была знаменитой поэтессой эпохи Возрождения. До самой ее смерти, 10 лет, они постоянно общались, обменивались стихами. Ее смерть явилась тяжелой утратой для Микеланджело. Дружба Виттории Колонны смягчила для него тяжелые утраты – сперва потерю отца, потом братьев, из которых остался один Лионард, с которым Микеланджело поддерживал сердечную связь до своей кончины. 

Правитель Флоренции  Козимо Медичи увлекался скульптурой. Он сделал статую Нептуна и приказал поставить ее на главной площади  города.  Как-то Медичи, разговаривая с Микеланджело и явно ожидая от него похвалы, спросил великого мастера: 

- Какие чувства  пробуждает в тебе мой Нептун? 

- Религиозные, - ответил Микеланджело.

- Что ты имеешь  в виду?  

- Сколько я  ни смотрю на эту статую, я  всегда прошу Бога простить вам порчу такой великолепной глыбы мрамора.   

Микеланджело  изобразил Медичи статным красавцем, хотя в действительности тот был горбат.

- А кто будет  это знать через 500 лет? - сказал  художник в ответ на недоуменные  вопросы. 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Министерство образования и науки Украины                  

 

                    Дружковский техникум ДГМА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Сообщение

 

 

 

По предмету: «Культурология»

 

       

По теме: «Микеланджело Буонарроти»

 

 

 

                                                 

Выполнил: студент  группы

   1-ЭПБ-10

Ярмоленко Максим

 

                2011 г.


Информация о работе Микеланджело Буонарроти