Мир славянского язычества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:03, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение основных позиций языческой веры как основы мировоззрения древних славян. Для этого необходимо описать черты мировосприятия носителей древней религии; дать характеристику божествам и обрядности язычества.

Содержание

Введение………………………………………………………..3
Глава 1.Основные признаки язычества………………………5
Глава 2.Представления об устройстве мира…………………7
Заключение……………………………………………………11
Список источников…………………………………………...12

Вложенные файлы: 1 файл

Мир славянского язычества.docx

— 32.42 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Институт дистанционного образования 

Направление «………………………………»

 

 

 

МИР СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА

Реферат

по дисциплине «Культурология»

 

 

Студент 1 курса 

1234 группы _______________

     (Подпись, дата)

Преподаватель

доцент, к. филос. н._______________

     (Подпись, дата)

Содержание

Введение………………………………………………………..3

Глава 1.Основные признаки язычества………………………5

Глава 2.Представления об устройстве мира…………………7

Заключение……………………………………………………11

  Список источников…………………………………………...12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы вероисповедания  и религии в рамках науки культурологии всегда имели первостепенное значение, так как принадлежность общности к той или иной вере может многое сказать о ее культуре.  Религиозные убеждения нации определяют специфику миропонимания, образа жизни, менталитета и  передаются из поколения в поколение.

Слово «язычество» происходит от церковнославянского  «языцы» (иноземные народы). Ими обозначали нехристианские религии, которые исповедовали многобожие. Эти боги олицетворяли явления природы, а также отдельные  природные объекты. Сущность языческих  культов заключалась в магическом воздействии на природу.

 В Толковом словаре  Ожегова «Язычество - общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии».

В Толковом словаре русского языка Ефремовой Т.Ф. «Язычество - религия, основанная на поклонении многим богам (в отличие от христианства, магометанства, буддизма, иудейства); идолопоклонство».[15]

Целью данной работы является изучение основных позиций языческой веры как основы мировоззрения древних славян. Для этого необходимо описать черты мировосприятия носителей древней религии; дать характеристику божествам и обрядности язычества.

Это комплекс религиозных  обрядов, верований, представлений  о мире, которые  послужили причиной единства славянской общности до принятия христианства. Славяне-язычники, прежде всего, обожествляли явления природы, которые не могли превозмочь или объяснить. «Одной из основных черт мировосприятия как древнего, так и средневекового человека была глубокая религиозность и вера в сиюминутное влияние потусторонних сил на его жизнь».[14 с.15] Соответственно изучение данной темы раскроет особенности миропонимания древних славян.

Язычество появилось задолго до начала нашей эры, служило основой  миропонимания ни одно тысячелетие  и может пролить свет на традиции особенности быта наших предков. Данная религия – важный этап развития  культуры наших предков, ее отголоски до сих пор существуют в сознании людей, имеющих славянские корни. Современности очень хорошо известны суеверия, они проявляется в использовании амулетов, татуировок как оберегов или хранителей таинственных сил. Народная демонология хранит языческие образы (это леший, домовой, водяной, кикимора и т.д.). Кроме того на этом этапе развития человеческого сознания сформировались фундаментальные черты менталитета нации, искоренить которые, пожалуй, невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Основные признаки язычества

 

 

Язычество не входит в состав мировых религий вероятно потому, что оно было «искоренено» на ранней стадии своего развития.  «Общественное богослужение ещё не установилось, и даже в последние времена язычества видим лишь слабые его зачатки. Незаметно ни храмов, ни жреческого класса; но были отдельные волхвы, кудесники, к которым обращались за гаданиями и которые имели большое влияние на народ. На открытых местах, преимущественно на холмах, ставились изображения Богов, перед которыми совершались некоторые обряды и приносились требы, (жертвы), иногда даже человеческие.»[7 с. 273]

 

Славяне наделяли сверхъестественными  способностями всевозможные предметы, орудия труда, охоты. Это называется фетишизмом. На ранних стадиях развития язычества предмет  воспринимается как источник  необычайной силы, затем как носитель какой-то, существующей отдельно от него, магии. Тоесть у вещей был своеобразный двойник . «Зримый образ этого "двойника" еще не сложился в сознании людей, и он выступал безликим и бесформенным, не оторванным от предмета. Это уже новая форма развития первобытных верований – анимизм».[9 c.23] Но подобная эволюция не расходится с закономерностями развития других древних религий.

Уникальность язычества  заключается в отсутствии храмов, вере в силы природы, особая вера в загробный мир.

Места поклонения Богам, существующие как в современных, так и древних религиях, играли огромную роль в совершении обрядов. В язычестве же их практически не существовало. «Так, в Киеве на холме стоял идол Перуна, перед которым в 945 году Игорь приносил клятву в соблюдении заключённого с греками договора. Владимир, утвердившись в 980 году, поставил здесь на холме идол Перуна с серебряной головой и золотыми усами, Хорса, Даждьбога, Стрибога и других Богов, которым князь и народ

приносили жертвы». [7 с. 273] «До нас дошло большое количество древних святилищ, где в урочное время производились торжественные обряды, далекими отголосками которых являются хороводы и детские игры, дошедшие до наших дней».[14 c. 20]

Отсутствие храмов объясняется, прежде всего, тем, что славяне считали  своих Богов вездесущими. Не требовалось  идти в специальное место, их услышат в любом месте. Существуют мнения, что не было у язычников даже идолов, их имели народы, жившие рядом с ними, поэтому идолопоклонство незаслуженно приписывают и нашим предкам. Но это только предположение.

Неоднозначно рассуждают и о  фактах  человеческих жертвоприношений и поклонении «черным» Богам. Чаще всего в качестве аргументов приводят цитаты из летописей и «Велесовой книги». Однако достоверных  доказательств наличия или отсутствия данных явлений не найдено. «Подлинность «Велесовой книги» также вызывает у специалистов сомнения»[4 с. 237] Славянская письменность появилась поздно, поэтому религиозных языческих текстов не существует. Фольклор, мифология являются основными источниками, сохранившими сведения о язычестве.

Среди язычников не было равенства  людей перед Богами, они прославляли  природную силу человечества. Вождями  становились те, кто олицетворял  грубую и жестокую силу. Тот сильнее  других, кто превосходит физически.

Языческая религия насчитывает  около 400 богов и божественных, потусторонних  существ. Но множественность верований и привязанность к природе не способствовали выработке общих духовных и нравственных ориентиров. Большую роль в жизни племен играло жречество (ведуны, кудесники – выполняли их функции).

 

 

Глава 2.Представления об устройстве мира

 

 Среди язычников не было равенства людей перед Богами, они прославляли природную силу человечества. Вождями становились те, кто олицетворял грубую и жестокую силу. Тот сильнее других, кто превосходит физически.

Обряды древних славян имели  жизненно важное значение. Одни были направлены на получение хорошего урожая, удачной охоты, другие – служили для устройства жизни и продолжения рода.

Обряд жертвоприношения (жрания) происходил под руководством жрецов. Жертвой служили домашние животные и птицы, хлеб, каша, хмельное зелье, деньги и другие ценности. Вид жертвы зависел от значимости события и божества, которому ее приносят. Погребальный обряд в сознании восточных славян стоял в одном ряду со свадебным и родильным обрядом как «обряд перехода». «Они были связаны с магией смерти и возрождения: в свадебных ритуалах жених и невеста «умирали» в прежнем социальном статусе и «рождались» в новом».[5 c. 275] Во время свадьбы молодых обсыпали зерном, хмелем, чтобы передать им плодородие земли. Родильный процесс сопровождался принятием младенца из «нечистоты» в свой мир и признанием его отцом. Обряд погребения как сжигание тела предусматривал очищение души огнем и немедленного попадания в рай. Вместе с умершим мужем иногда на костер шла и вдова, чтобы попасть с ним в рай.  Хоронили людей и в земле, могилы обкладывали камнями или насыпали холмы (курганы).

После окончания посевных работ, после  плача и великого вопля женщин устраивались общие пляски и пение. Так совершался обряд перехода от смерти к жизни и у людей, и  в природе. А после того, как  заканчивались сельскохозяйственных работы, накануне дня поминовения, вечером  женщины ставили на стол еду из зерен и мяса и приглашали предков. На кладбище селянами также устраивалось празднование урожая с умершими.

Мир славянства был уникален: земля, двойные небеса и подземно-водная среда.

Земля представлялась полоской, окруженной водой, тоесть море (где ловят рыбу, плавают на кораблях) находилось на краю земли. Представления о небе зависели от рода занятий: охотникам нужно было знать звезды и ветры, а земледельцев в большей степени интересовали тучи, тепло и солнце.

Солнце ценилось земледельцами  как источник света, тепла и условие  произрастания всего в природе. Но «здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли – солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов  построен на четырех солнечных фазах  и подчинен 12 месяцам».[14 c.17] По убеждениям большинства народов древности солнце было символом добра, света, разгоняющего тьму и холод. Солнце на закате опускалось в подземный океан, а утром выплывает на другом конце земли.

Мифические существа объясняли  сущность природных стихий.

Леший – это злой и коварный дух, хозяин леса и зверей, который  мог быть ниже травы и выше деревьев. Поэтому в былинах обычно люди боязливо относились к лесам (риск заблудиться, погибнуть от хищника).

Водяной – это дух водной стихии, который воспринимался в образе безобразного старика, опутанного тиной, с длинной бородой и зелеными глазами. Люди также страшились погибнуть  в омуте.

Водяницы (русалки) – женские воплощения этого же злого духа.

Полудница – полевой дух в  образе женщины в белой одежде. По поверьям того времени она сворачивала  головы тем, кто трудится в полуденной жаре.

Домовой (домовик, хозяин) – покровитель  семьи, домашнего очага и скота. Живет обычно за печкой или под  порогом, иногда может принимать  обличие старика с лицом, покрытым белой шерстью. Он требует к себе уважения и небольших жертвоприношений: хлеб, соль, каша. Может наказывать ленивых  и благоволит к трудолюбивым.

То есть одни из них покровительствовали  человеку, если тот поладил с этими  духами, а другие в различных случаях  могли быть серьезной угрозой  для жизни. Во всяком случае, бесам  религиозное сознание славян приписывало  злонамеренности и губительную  силу. В повседневной жизни, как правило, господствовали эти (низшие) силы, находящиеся  всегда рядом и нуждающиеся в  постоянном общении на бытовом, обыденном  уровне. Самой простой формой взаимодействия между собой человека и низшего  мира была магия (ведьмы, колдуны, знахари, ворожеи). На поздних этапах развития язычества взаимоотношение человека и природы осуществляли боги, к которым наши предки обращались в процессе ведения хозяйства: Велес – бог скотоводства), Макошь – богиня плодородия, мать урожая.  Природные явления, законы мироздания по представлениям язычников также были во власти богов: Белбог – управляет небесами, Зимцерла – богиня рассвета, Перун – бог грозы и молнии, Немиза – бог воздуха, Зорька, Денница, Вечерка – явления природы.

Культу предков и отношениям внутри рода уделялось особое внимание. Лада, Прикипала, Берегиня – к  этим божествам обращались по вопросам брака, любви, деторождения. Представление  о том, что перешедшие в «иной  мир» родственники имеют особую власть над обстоятельствами земной жизни  семьи, было очень распространено. Например, ранней весной жгли костры (имитация погребального), прыгали через них, призывая души умерших «отогреться». И одновременно с этим в домах выставляли пищу для этих душ. В разгар же весны  происходило поминание усопших, которое совершалось на кладбищах с поеданием пищи, окликом по именам умерших, рыданиями женщин. Затем это действо переносилось в селение, где совершали обряд посвящения молодоженов под покровительство предков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Языческая религия представляется нам дробной, бессистемной. Может  быть, она таковой и была, а может до нас дошло слишком мало сведений и наши представления неполные или даже искаженные. После христианизации Руси все языческое было враждебным, нечистым. Напрасно ли данной вере приписывают безнравственность, или так было на самом деле? Известно только одно: отголоски язычества встречаются каждый день в нашей повседневной жизни. Ведь до сих пор люди верят в домового, злых духов, носят амулеты, празднуют Масленицу и многое другое. И уже на протяжении многих веков эти верования передаются от поколения к поколению.

Можно сделать вывод, что древнее  религиозное верование, получившее название язычество имеет огромное значение в формировании основной структуры связи человека с миром духовных ценностей.На на этом этапе развития человеческого сознания сформировались фундаментальные черты менталитета нации, искоренить которые, пожалуй, невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список источников

 

  1. Викторов В.В. Культурология, учебное пособие. М., 2002;
  2. Волошина Т.А.Астапов С.Н. Языческая мифология славян, Ростов-на-Дону,1996.
  3. Гуревич П.С. Культурология. М., 2001;
  4. Иванов В.Г. История этики средних веков. Санкт-Петербург, 2002;
  5. История религии под общей ред. Яблокова И.Н. М., 2004;
  6. Кондаков И.В. Культурология: история культуры России. М., 2003;
  7. Ключевский В.О. Курс русской истории (соч. в 9 томах), М., 1987.
  8. Ключевский В.О. Исторические портреты, Москва, 1990.
  9. Кривошеев Ю.В. Религия восточных славян накануне крещения Руси. М., 1988;
  10. Лесной  С. Откуда ты, Русь?, Ростов-на-Дону, 1995.
  11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1997;
  12. Семёнова М. Мы - Славяне!, Cанкт-Петербург, 1997.
  13. Сененникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2008;
  14. Учебное пособие, под ред. Трофимчука Н.А. История религий в России. М., 2002.

Информация о работе Мир славянского язычества