Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 14:25, реферат
Особенности эллинистической культуры. Процесс культурного развития в период эллинизма проходил в новых условиях и имел значительные особенности по сравнению с предшествующим временем. Эти новые условия создавались в расширившейся ойкумене, том круге земель, в которых жил человек эллинистической эпохи.
1.Основные виды экономической деятельности, в которых применяются информационные технологии
2.Средства реализации информационных технологий.
− Методические.
− Информационные.
− Алгоритмические.
− Технические.
− Программное обеспечение.
3.Особенности технологии мобильного предпринимательства.
Мобильная коммерция:
− технология торговли товарами и услугами мобильной связи;
− технология торговли мобильным контентом;
− оказание дополнительных услуг мобильными операторами.
4.Роль и место автоматизированных информационных систем в экономике.
5.Вывод.
6! Особенности эллинистической
культуры. Процесс культурного развития
в период эллинизма проходил
в новых условиях и имел
значительные особенности по
сравнению с предшествующим
Расширение окружающего человека мира, знакомство с новыми условиями жизни и местными, часто очень древними традициями обогащало умственный кругозор, усиливало творческое начало каждого человека, создавало благоприятные условия для развития культуры. В период эллинизма наблюдается интенсификация хозяйства, рост общественного и личного богатства социальных слоев и отдельных людей. Эллинистические общества располагали большими материальными возможностями, и часть средств могла быть затрачена на финансирование культуры.
Изменилась и роль государства в сфере культуры по сравнению с классическим временем. Эллинистические монархии, располагавшие огромными материальными ресурсами, разветвленным центральным и местным аппаратом, выработали определенную политику в области культуры, сделали попытку направить процесс культурного творчества в нужное им русло, выделяя значительные средства для финансирования тех или иных отраслей культуры. Особое внимание было уделено превращению столиц, резиденций эллинистических правителей и их центрального аппарата в мощные культурные центры не только своей державы, но и всего эллинистического мира. К царским дворам приглашали крупных ученых из разных уголков эллинистического мира, получавших содержание из государственных средств и ведущих научную работу. Такие коллективы ученых сложились в Антиохии на Оронте, Пергаме, Сиракузах, Афинах, на Родосе и других городах, но наиболее крупный находился в Александрии при царском дворе Птолемеев. Основатель династии Птолемей Сотер, по совету одного из учеников Аристотеля Деметрия Фалерского, основал особое учреждение, посвященное девяти музам, и назвал его музеем. Музей включал ряд помещений, предназначенных для чтения лекций и научных занятий, библиотеку. К концу III в. до н. э. большая часть книжных богатств древности была сосредоточена в Александрийской библиотеке Музея. Она насчитывала свыше полумиллиона папирусных свитков. Кроме библиотеки были построены спальни и общая столовая для проживающих здесь ученых, специальные помещения для прогулок. На содержание музея отпускались специальные средства из царской казны. Птолемей охотно приглашали для работы в музее наиболее выдающихся ученых со всего эллинистического мира. В III в. до н. э. в Александрийском музее работали Аполлоний Родосский, Эратосфен, Аристарх, Архимед, Эвклид, Каллимах и многие другие прославленные ученые. Главой музея был хранитель библиотеки, который вместе с тем был воспитателем наследника египетского престола. Птолемей всячески покровительствовали деятельности Александрийского музея, щедро субсидируя его, сами принимали участие в работе ученых. Александрийский музей превратился в хорошо организованную, своего рода международную академию, мощный научный и культурный центр, влияние которого на судьбы эллинистической науки и культуры было огромным. Значительная часть выдающихся научных открытий этой эпохи была сделана александрийскими учеными. Важным фактором активного развития эллинистической культуры было взаимодействие традиций собственно эллинской и древневосточной культур. Синтез греческии древневосточных начал дал особенно богатые результаты в области мировоззрения и философии, науки и религии. Эллинистическая культура стала синтезом греческой полисной и древневосточной культуры, но в этом синтезе структурообразующую роль играла греческая культура, именно она определяла облик эллинистической культуры. Признанным языком был греческий в форме общегреческого языка койне, на котором общались все образованные слои эллинистического общества, создавалась эллинистическая литература. На греческом языке говорили и писали не только греки, но и воспринявшие греческую культуру образованные люди из местных народностей. Греческий облик эллинистической культуры определялся также и тем, что решающий вклад в создание большинства культурных ценностей внесли именно греки (представителей местных народов нам известно мало), а развитие большинства отраслей культуры (кроме, возможно, религии) определялось тем, что создали греки в классический период V-IV вв. до н. э. (градостроительство, архитектура, скульптура, философия, театр и др.). Эллинистическая культура является закономерным продолжением тех направлений, жанров, круга идей и представлений, которые сложились в Греции в V-IV вв. до н. э. Воздействие древневосточной культуры на развитие эллинистической культуры проявилось не столько в общем характере тех или иных направлений культуры, сколько в оплодотворении ее рядом новых идей, например идей мистицизма и глубокого индивидуализма в философии, внедрении ряда достижений древневосточной науки, в частности в медицине, астрономии и многих других.
Мощным инструментом эллинизации
Востока выступало градостроите
Одной из базовых особенностей непосредственно архитектуры было изменение классическим греческим канонам. Здания и памятники стали теперь выполнять не столько свою первоначальную функцию, сколько становились символами богатства, господства и могущества эллинистических правителей и аристократов. Повсеместное строительство дало огромный стимул к развитию новых типов архитектуры. Стали гораздо шире применятьсябарельефы.
5! Древнегреческий эпос.
Эпос явился исходным ключевым моментом
развития греческой культуры, который
был смысловым центром развитой и утонченной
культуры Античности.
Первый из дошедших до нас древнегреческих
эпических поэм гомеровские «Илиада»
и «Одиссея», созданные примерно в 8 в.
до н. э. Очевидно, что уже в те времена
они не были единственными, а входили в
эпическую традицию древних греков. После
«Илиады и Одиссеи» создание эпических
произведений продолжалось на протяжении
всей Античности. Однако гомеровские поэмы
навсегда остались из ряда выходящими
и исключительными не только среди других
эпосов, и даже среди других произведений
Античности. Их место не сопоставимо ни
с какими другими произведениями древнегреческой
и Античной культуры в целом. «Илиаду и
Одиссею» с полным правом можно назвать
первотекстами Античности. Примечательно
что древние греки сами создают свой эпос.
Эпическое творчество вовсе не обязательно
для любого народа и любой культуры. Появление
эпоса у древних греков именует собой
существенный сдвиг в культуре, который
создает дистанцию между ними и не знавшими
такого же завершенного и оформленного
эпического творчества народами Древнего
Востока. Любой эпос, а древнегреческий
в первую очередь отличает от мифа то,
что в нем действуют люди. Они его центральные
персонажи, тогда как Богам отводиться
второстепенное место. В мифе же все наоборот:
он о Богах, только они в нем главные и
центральные действующие лица, тогда как
люди сколько– нибудь значимой роли в
мифологических сюжетах не играют. В эпических
поэмах «Илиада и Одиссея» повествуется
уже не только об отдельных людях, а о грандиозных
событиях, в которые втянуты целые народы.
Люди в гомеровских поэмах заслоняют собой
Богов, на них сосредотачивается весь
интерес повествования.
Популярны так же были повествования о
походе группы героев из фессалийского
города Иолка на корабле «арго» в дальние
страны на восточное побережье Понта Эвксинского
(Черного моря). Они образовали свой самостоятельный
цикл под названием «Аргонавты».
Но все же самыми распространенными были
сказания об общегреческом походе племенных
вождей против малоазийского города Трои,
об осаде города, о приключениях и бедствиях
многих героев, особенно Одиссея при возвращении
на родину. Первая поэма цикла содержит
описание десятого года войны против Трои
– ссору Агамемнона с вождем Аххилом и
ее последствия. Вторая повествовала о
приключениях Одиссея в далеких малоизвестных
грекам странах запада и о его счастливом
возвращение на родной остров Итаку.
Несколько поколений поэмы Гомера передавались
из уст в уста. И только в 6 в. до н. э. они
были записаны в Афинах и превратились
в литературные произведения. Их изучали
во всех школах Греции, позднее в школах
эллинистических государств, созданных
еге-македонскими завоевателями в странах
Восточного Средиземноморья, и в учебных
заведениях Римской Империи. Герои поэм
Гомера – Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон,
Менелай, Парис, Телемах, Приам, Елена,
Пенелопа и другие – были чрезвычайно
популярны в древности. Их изображали
в живописи и скульптуре. Эпизоды поэм
являлись темами для создания больших
живописных композиций, настенной живописи
– фресок, найденных в Помпеях или мозаичных
произведений, сохранившихся в развалинах
различных городов древности. Исключительное
значение эпических поэм Гомера для культурной
жизни древнегреческого общества отметил
еще живший в 4 в. до н. э. древнегреческий
философ Платон, писавший что «этот поэт
(Гомер) воспитал Элладу». Однако слепота
и неграмотность поэта не могли помешать
его творчеству. Традиции бесписьменного,
устного творчества сохранилось до 20-го
века. Но несмотря на широчайшую популярность
Гомера, время его жизни, место рождения
оставались неизвестными. В связи с этим
некоторые ученые – историки сомневались
в существовании города Трои и происходивших
там военных событий пока в 19-м веке Генрих
Шлиман не произвел в этих местах археологические
раскопки. В древней Греции семь городов
спорили за право называться родиной замечательного
поэта Гомера.
Скульптура.
Скульптура и живопись Древней Греции
5.в. до н. э. развивала традиции предшествовавшего
времени. Основными оставались изображения
героев и богов – покровителей полисов
и «идеальных» граждан. Однако искусство
уже сделало шаг к реализму – подобию
– как основной эстетической категории.
В архаическую эпоху возникает монументальная
скульптура – вид искусства, ранее не
известный Греции. Древнейшие скульптуры
представляли собой изображения, грубо
вырезанные из дерева, часто инкрустированные
слоновой костью, и покрытые листами бронзы.
Усовершенствования в технике обработки
камня не только сказались на архитектуре,
но и привели к возникновению каменной
скульптуры, а в технике обработки металла
– к отливке скульптуры из бронзы. В 7 в.
до н. э. в скульптуре господствуют два
типа: обнаженная мужская фигура и задрапированная
женская. Рождение статуи мужской фигуры
связано с основными тенденциями развития
общества. Статуя изображала прекрасного
и доблестного гражданина, победителя
в спортивных состязаниях, прославившего
родной город. Появление рельефа в основном
связано с обычаем установления надгробных
памятников. В дальнейшем рельефы в виде
сложнейших фигурных композиций стали
непременной частью антаблемента – верхней
части храма. Статуи и рельефы в основном,
раскрашивались. Постепенно преодолевается
оцепененность фигур и схематизм, свойственные
архаике, греческие статуи стали более
реалистическими. Развитие скульптуры
в 5 в. до н. э. связано с именами трех прославленных
мастеров: Мирона, Поликрита и Фидия. Наиболее
прославленной из скульптур Мирона считается
«дискобол» - атлет в момент метания диска.
Совершенное тело атлета в момент наивысшего
напряжения – любимая тема Мирона. Строгий
стиль вплотную подошел к портретному
видению людей. В то время был создан один
из редких памятников – портрет героя
Греко-персидской войны – Фемистокла.
Фидий нивелирует все особенное, мешающее
воплощению общего. Красивые овальные
лица приобретают идеальные черты – то
что получило название классического
греческого профиля. Такое же стремление
к общему происходит и в теле: формы, обладающие
идеальными пропорциями, наливаются силой
и мощью, и сливаются в один сложный организм.
Эпоха классики, особенно высокой (450-400
г. до н. э.) не терпела моделей с изъянами
– в человеке все должно быть совершенно.
Даже на Перикла блиставшего умом и красотой,
а так же благородством духа, скульптор
Кресилай надел шлем, чтобы скрыть слегка
удлиненную форму его головы.
Во время поздней классики Эллада переживала
политический кризис: завязалась война
Афин со Спартой, в которой Спарта одержала
верх. В этой войне погиб и Перикл – правитель
Афин. Все это отобразилось и на скульптуре.
Скульптор Скопас стал глубинным реформатором
концепции Фидия. Его работа, где показана
голова раненого воина из храма Афины
в Тегее показывает, что прежде прекрасная
форма искажается: страдание делает человека
некрасивым, обезображивает его лицо.
Раньше греческая эстетика вообще исключала
страдания, а теперь фундаментальный принцип
древнегреческого искусства был нарушен,
красота уступает место боли, боль изменяет
облик человека, из его груди вырывается
стон. Пропорции лица искажены. Такой выразительности
образ скорби еще не достигал.
В эпоху эллинизма прославилась скульптурная
группа «Лаокоон» созданная тремя греческими
скульпторами в 1 в. до н. э. Так же был создан
шедевр – скульптура богини победы «Ника
Самофракийская» (2 в. до н. э.), «Венера
Мелосская» - статуя богини Афродиты, найденная
на острове Мелос.
Театр . Театр (греч. θέατρον) — как особое сооружение, приспособленное для драматических представлений, получил правильное устройство впервые у древних греков; в существенных чертах он послужил образцом для римского театра; многие особенности и принадлежности его перешли в современные театры и отчасти в храмы. В Греции же впервые театр стал одним из факторов общественного развития, распространяя в народе религиозные и социально-этические понятия и объединяя тем самым разнообразные слои населения городов и деревень. Для греческого театра созданы были гениальными поэтами образцы драмы, имевшие решительное влияние на драму римскую и новоевропейскую. Некоторые из этих образцов удержались, с незначительными переменами, в репертуаре новых театров и до сих пор появляются на сцене в подлинном их виде или в точных переводах на новые языки.
Первоначально и весьма долго театр служил наиболее фантастическим видом чествования божества Вакха, или Диониса — а так как религия была тесно связана с государственной жизнью, давая высшее освящение всем её отправлениям, то сценические игры, составлявшие часть Дионисовых празднеств, были предметом забот государственных властей. Всенародным характером этих властей, особенно в государствах демократических, объясняются быстрый рост значимости театра в Афинах, привлечение к нему наиболее выдающихся поэтических дарований, огромное количество написанных для театра пьес, наконец, обширность театра, вмещавшего в себе более десяти тысяч зрителей. Внешним образом связь театра с культом Диониса и память о его религиозном начале выражалась в следующем: священною и непременною принадлежностью театра был алтарь Диониса, находившийся в орхестре — составляла главную часть театра. Драматические представления давались в Дионисии. Самый большой театр в Афинах назывался Театр Диониса и был сооружен на юго-восточном склоне акрополя, на том участке земли, где находились два храма Диониса Освободителя. Актёры в Афинах и других местах составляли в более позднее время общества под названием «дионисовских мастеров». Наибольшее развитие театральные представления получили в Афинах со времени прочного установления демократии, то есть с начала V века до н. э.
Основное представление о мире
у греков сводилось к тому, что
мир — это театральная сцена,
а люди — актеры, которые появляются
на этой сцене, играют свою роль и уходят.
Приходят с неба уходят туда же, там
растворяются. Земля — лишь сцена,
где они исполняют свою предназначенную
роль. Поэтому древнегреческий театр органичен:
в нем проявляется возвышенный, высокий
и торжественный космологизм.
Древнегреческий театр, возникший из религиозного
культа бога природы Диониса, развивался
очень быстро. Сюжеты для трагедий и комедий
стали брать не только из жизни Диониса.
История сохранила пьесы трех великих
трагиков древности; Эсхила, Софокла, Еврипида,
и комедии Аристофана. В трагедиях рассказывалось
о героических событиях, происходивших
в незапамятные времена. В их основе лежали
древние предания, мифы. Боги в трагедиях
выступали как грозная сила. Герои вступали,
с ними в борьбу, иногда погибали, но стойко
переносили удары судьбы.
Герои комедий — не легендарные личности,
а жители современных Аристофану Афин:
торговцы» ремесленники, рабы. В комедиях
нет такого почтения к богам, как в трагедиях.
Их иногда даже высмеивали.
Театральные представления по обычаю
проходили в праздник Великих Дионисий.
На круглой площадке — «орхестре» («площадка
для пляски») размещался хор. Тут же играли
актеры. Чтобы выделиться из хора, актер
надевал обувь на высоких подставках —
котурнах. Вначале все роли в пьесе исполнял
один актер. Эсхил ввел второе действующее
лицо, сделав действие динамичным; ввел
декорации, маски, котурны, летательные
и громоносные машины. Софокл ввел третье
действующее лицо. Но и трем актерам приходилось
играть много ролей, перевоплощаться в
разных лиц. Позади орхестры находилось
небольшое деревянное строение — «скена»
(«палатка»), где актеры готовились к выступлению
в новой роли. Перевоплощение осуществлялось
просто: актеры меняли маски в которых
выступали. Маски делались из глины. Каждому
определенному характеру и настроению
соответствовала «своя» маска. Так, силу
и здоровье представлял смуглый цвет лика
маски, болезненность — желтый, хитрость
— красный, а гнев — багровый. Гладкий
лоб выражал веселое настроение, а крутой
— мрачное. Выразительность масок была
необходима для наглядности, кроме того,
маска выполняла и роль рупора, усиливавшего
голос актера. Театральные представления
начинались утром, а заканчивались с заходом
солнца. В один день ставили к трагедию,
н драму, и комедию. Театральные зрелища
были особенно любимы эллинами. Социальные,
этические, политические проблемы, вопросы
воспитания, глубокая обрисовка героических
характеров, тема гражданского сознания
составляют жизнеутверждающую основу
древнегреческого театра.