Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2014 в 17:07, лекция
История мировой культуры.
История культуры России. Школы, направления и теории в культурологии. Охрана и использование культурного наследия.
Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность, средние века и эпоха Возрождения, Классицизм, эпоха Просвещения, 19-20 в.в.
3.2 Раздел «Мировая культура и искусства»
Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность, средние века и эпоха Возрождения, Классицизм, эпоха Просвещения, 19-20 в.в.
История мировой культуры Предмет культурологии -- объективные закономерности мирового и национального культурного процессов, памятники и явления материальной и духовной культуры, факторы и предпосылки, управляющие возникновением, формированием и развитием культурных интересов и потребностей людей, их участием в приумножении, сохранении и передаче культурных цСлово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность -- единство культуры, человека и его деятельности, хотя в понятие «культура» вкладывали и вкладывают самый различный смысл. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». В Средние века слово «культура» ассоциировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей XVIII в. культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1668--1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744--1803), Шарль Луи Монтескье (1689--1755), Жан Жак. Руссо (1712--1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это уже была концепция культуры, получившая название эвдемонической11 Эвдемонизм -- этическое направление, считающее счастье, блаженство (греч. eudaimonia) высшей целью человеческой жизни..енностей.
История культуры России. Школы, направления и теории в культурологии. Охрана и использование культурного наследия.
В культурологии наблюдается многообразие подходов, направлений и школ, которые из-за ограниченности объема книги придется просто перечислить. Одним из первых подходов в изучении культуры является антропологический, формирование его началось теориями ранних эволюционистов (Г. Спенсер, Э. Тайлор и Д. Морган). Последним присуща абсолютизация принципа непрерывности исторического процесса. Затем сформировался культурантропологический подход, разработанный в трудах Б. Малиновского, К. Леви-Строса, Э. Фромма, А. Кребера, Ф. Клакхона и др. В рамках этого подхода сложился ряд школ: функционализм, структурализм и пр. Так, обобщив собственные исследования племен Новой Гвинеи и Океании, Б. Малиновский вместе с Радклифф-Брауном сформулировал три основных постулата функционализма: каждая культура - это целостность (как следствие функционального единства общества); каждое общество или тип цивилизации, каждый обычай или обряд, поклонение или верование выполняют определенную жизненно важную функцию для культуры; для сохранения культурой ее целостности каждый ее элемент является незаменимым.
В современной западной культурологии широкое распространение получил социологический подход, или социология культуры. Ее представители: П. Сорокин, М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, К). Ха-бермас - внесли значительный вклад в разработку проблем культурно-исторического процесса. Цель социологии культуры - применение системного подхода при анализе культуры путем ее сопоставления с другими социальными явлениями. Понятие культуры в границах этого направления охватывает не всю жизнь общества, а лишь одну из ее сторон.
"Русская идея" — понятие, с помощью которого можно, следуя за философами XIX—XX столетий, объединить целую группу тем и проблем, идейных течений и направлений, дискуссий, которые в немалой степени определяли картину развития российской культуры, в частности и в особенности философии.
Охрана и использование культурного наследия. Влияние культурно-исторических процессов различных эпох на формирование и изменения в словесно-образном искусстве: античность, средние века и эпоха Возрождения, Классицизм, эпоха Просвещения, 19-20 в.в
Наше культурное наследие, складывалось в процессе становления и развития национального самосознания, постоянно обогащалось собственным и мировым культурным опытом. Оно дало миру вершины художественных достижений, вошло неотъемлемой частью в мировую культуру.
Каждый народ создает свою особую культуру, имеющую глубокие исторические корни и национальное лицо. Культура России также своеобразна и обладает рядом специфических черт, которые определяются образом жизни, образом мышления, нравственным строем сознания и жизни. Это все, в свою очередь, определяется и геополитическим положением России, и ее экономическими особенностями, и этнохтоническими основами уклада характерного быта, и этноисторическим содержанием основ развития ее культуры.
Первые попытки культурного самоопределения в России относятся к эпохе реформ Петра I, наладивших оживленные связи России с зарубежьем, активизировавших широкий культурный обмен в науке, искусстве, организации образа жизни. До этих реформ культура в России развивалась как преимущественно церковная, и только с их началом можно говорить о самостоятельном значении светской культуры общества
В XVII в. появились театры, начала развиваться философская мысль. Реформа языка, проведенная Михаилом Васильевичем Ломоносовым (1711—1765), позволила отделить высокий “штиль”, в котором сохранялись церковные и старославянские обороты, от разговорного и письменного языка, на котором создавалась литература Державина, Радищева и др., вплоть до очередной реформы, произведенной А.С. Пушкиным. Пушкинский язык лежит в основе современного литературного языка.
Классическая культура России, ее великая литература внесли неоценимый вклад в мировую культуру. Золотой век русской литературы имеет своим фундаментом непревзойденный гений А.С. Пушкина, величайший, не до конца раскрытый талант М.Ю. Лермонтова, неповторимый колорит Н.В. Гоголя. Великие поэты и писатели, художники и композиторы — Г.Р. Державин, В.А. Жуковский, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, И.Н. Крамской, К.П. Брюллов, и др. — создали прекрасную и самобытную русскую культуру XIX века.
Серебряный век смог породить энергию движения к новому миру и новой культуре, новую романтизированную идеологию, включающую в себя рассмотрение духовного преображения мира, предполагающего восстановление связи между Богом и человеком. Серебряный век призывал к раскрытию творческой природы человека, к изменению его отношений с миром на новой основе.
Ориентация на западные образцы, стремление догнать, а не создать свое, самобытное, уникальное; заимствование всего подряд, в том числе некритически и даже самого плохого — причем выдавая это за свободу, — все это еще надолго удержит нас в положении добровольной культурной провинции, несмотря на наличие “отдельных достижений”.
Сегодня мы, к сожалению, переживаем второй этап утраты культурных традиций. Прежде — утрата старого наследия из-за радикализма революционеров, теперь — из-за подражания западным образцам и вытеснения собственной культуры культурой американизированной.
И тем не менее культура России была и остается уникальным культурно-историческим явлением. Многонациональный состав российской культуры обогатил ее содержание и формы. Многие иностранцы проживающие на территории России, внесли в общую культуру народа краски и формы национального восприятия природы и мира.
Культура России сохранила свою самобытность но так же приняла многие черты восточных и западных культур. Такое стало возможно благодаря многонациональности России и толерантности к другим нациям
Архитектуру относят к пространственным (пространственно временным) видам искусства, поскольку архитектор организует массы, объемы, линии, силуэты не только в трехмерном пространстве, но и во времени восприятия композиции зрителем. Только в движении, то есть во времени и направленности разворачивания композиции в пространстве, при меняющихся в определенной последовательности точках зрения, прохождении зрителем вдоль, вокруг и внутрь здания, раскрывается замысел, идея и художественный образ архитектурной композиции.
Основными стилями в истории архитектуры являются:
- готика;
- классицизм;
- неоклассицизм;
- барокко;
- необарокко.
Архитектурное искусство отличается от других видов искусств, тем, что оно воплощает художественные взгляды общества в произведениях, как правило, имеющих утилитарное, материально-практическое назначение: жилищах, дворцах, крепостных сооружениях, храмах, мавзолеях и т. п. Типы архитектурных памятников очень ярко отражают характер данного общества.