Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 20:10, контрольная работа
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.
Миф и религия в системе культурных ценностей
Миф есть не только исторически первая форма культуры, но и изменения душевной жизни человека, сохраняющееся и тогда, когда миф утрачивает свое абсолютное господство. Всеобщая сущность мифа состоит в том, что он представляет собой бессознательное смысловое породнение человека с силами непосредственного бытия, будь то бытие природы или общества. Если миф выступает как единственная форма культуры, то это породнение приводит к тому, что человек не отличает смысл от природного свойства, а смысловую (ассоциативную) связь от причинно-следственной. Все одушевляется, и природа выступает как мир грозных, но родственных человеку мифологических существ - демонов и богов.
В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев - Зевсе, Апполоне, Дионисе, Геракле, аргонавтах, искавших "золотое руно", Троянской войне и злоключениях Одиссея. Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание".
Миф - наиболее древняя система
ценностей. Считается, что в целом
культура движется от мифа к логосу,
то есть от вымысла и условности
к знанию, к закону. В этом плане
в современной культуре миф играет
архаичную роль, а его ценности
и идеалы имеют рудиментарное
значение. Развитие науки и цивилизации
часто обесценивает миф, показывает
неадекватность регулятивных функций
и ценностей мифа, сущности современной
социокультурной
В этих условиях выбор и
ориентация личности раскрепощается и,
следовательно, используя условность,
она может достигать высокой
гибкости, что, например, почти недоступно
религии. Миф, очеловечивая и персонифицируя
явления окружающего мира, сводит
их к человеческим представлениям.
На этой почве становится возможной
конкретно-чувственная
Мифологическое мировоззрение
- начальный тип мировоззрения, который
можно назвать
Большое внимание в мифах
уделяется рождению, смерти, испытаниям.
Особое место занимает добыча огня, изобретение
ремесел, одомашнивание животных. Миф
- это не первоначальная форма знаний,
а вид мировоззрения, образное представление
о природе и коллективной жизни. В мифах
объединились зачатки знаний, религиозных
верований.
Для первобытного сознания мыслимое должно совпадать с переживаемым, действительное с тем, кто действует. Генетический принцип - сводится к выяснению кто кого породил. Мифы построены на установлении гармонии между миром и человеком.
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Известный английский этнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытной общине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которую рассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнение или художественное творчество, а практическое руководство к действиям первобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человеку какое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенных общественных установок, для санкционирования определенного типа верований и поведения. В период господства мифологического мышления еще не возникла потребность в получении специальных знаний.
Таким образом, миф — это не первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово «познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения, чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях «сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).
Для первобытного человека
как было невозможно зафиксировать
свое знание, так и убедиться в
своем незнании. Для него знание
не существовало как нечто объективное,
не зависящее от его внутреннего
мира. В первобытном сознании мыслимое
должно совпадать с переживаемым,
действующее с тем, что действует.
В мифологии человек
Миф обычно совмещает в себе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический (объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлое связывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержание мифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным, заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалось раньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая роль мифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
2. Универсальность мифа. Мифологическое сознание в XX веке
Современная наука видит
в мифах не плод фантазии или интеллектуальную
схему, но акцентирует их действенную
природу и ценностный характер. Касаясь
проблемы так называемого Говоря о месте мифа
в культурной традиции и о психологии
мифа, мы прежде всего должны определить,
что нас интересуют не сами мифы
как определенные представления, верования
или повествовательные тексты, но
то, как мифы воплощаются в ритуальных
практиках, религиозных или морально- Надо отчетливо понимать, что миф для носителя традиции и миф для постороннего наблюдателя (в частности, и для ученого исследователя) - это две принципиальные разные вещи. И для постижения психологии мифа важно не столько то, что представляет собой сам миф, сколько то, чем он является для носителя традиции. Своеобразный конфликт внешнего и внутреннего восприятия мифа обусловлен тем, что сторонний наблюдатель видит несоответствие мифа реальности, носитель же традиции не сравнивает миф с реальностью, а стремится воплотить его в ней; миф для него более важен и обладает большей ценностью, чем реальность. Последней еще предстоит уподобиться мифу; она еще просто недостаточно совершенна для этого. В пределе миф упраздняет реальность и создает на ее место новую, куда более совершенную и привлекательную. Для носителя традиции миф
является также объектом веры, и
как таковой не нуждается в
верификации; скорее, наоборот, миф
всячески оберегается от тех явлений
действительности, которые могли
бы посеять в нем сомнение. Мифологический
объект выше критики, выше всего, что
окружает человека в повседневной жизни,
и в то же время он придает ей
смысл и приобщает к сакральным
ценностям. Таким мифологическим объектом
в архаическом обществе могут
быть сверхъестественные существа, духи
умерших предков, позднее - Бог с
окружающими его небесными Понятия мифа и мифологии
в ХIХ в. разрабатывались по отношению
к древним и средневековым
обществам и религиям. В нашем
столетии мы имеем дело главным образом
с мифами политическими и 1. И те и другие призваны
не только объяснить 2. Основным объектом 3. И традиционные, и политические
мифы являются действенной Однако не менее значимы и отличия политических мифов от мифов традиционных. Перечислим лишь некоторые из них. 1. В традиционных мифах
объектом мифологизации 2. Политические мифы не
наследуются из глубины веков,
но создаются определенными 3. Политические мифы, в
отличие от мифов архаических,
распространяются не устным Мифология требует, чтобы в нее верили безоговорочно, просто принимали ее как должное, без рассуждений. Для мифологических образов и символов характерна высокая степень эмоциональной насыщенности. Они вызывают у человека не размышления, а смешанное чувство любви и страха, обожания и ужаса. Характерные примеры таких мифологических символов - это образы вождей (например, Сталина или Гитлера), образ Родины-матери, знамя воинской части. Человек мечтает о том, чтобы хотя бы издали, хоть на мгновение прикоснуться взглядом к вождю; он видит смысл своего существования в том, чтобы сохранять свою кровную связь с Родиной; он готов пожертвовать жизнью, чтобы вынести знамя с поля боя. Политическая мифология не отражает реальность и не стремится ее объяснить; она призвана управлять коллективным сознанием и поведением человеческих масс. Политическая мифология должна быть проста и понятна, она оперирует не отвлеченными представлениями, а доходчивыми, визуально представимыми образами ("враг", "товарищ" и др.). Вообще она апеллирует не столько к разуму человека, сколько к его чувствам и эмоциям, к его личному психологическому опыту (не случайно так значимы в политической мифологии образы отца, матери, брата, сына). Она мало проницаема для опыта и для критики извне. Напротив, именно стойкая убежденность, готовность умереть за свои идеалы считаются наивысшим подвигом и достоинством. Политическая мифология становится важнейшим средством консолидации общества и противопоставления "своих" и "чужих". Она дает человеку силы преодолевать житейские трудности и надежду на то, что все его лишения окупит счастливое будущее всего человечества. Наиболее благоприятны для политической мифологии эпохи тоталитарного правления. Тоталитаризм превращает свою идеологию в своеобразную мифологию, поскольку приписывает ей абсолютную истинность, считая любые другие взгляды в лучшем случае ложными, а в худшем - враждебными. В различных мифологиях известно
представление о священной Миф о православном царстве
возродился в мифе о первом в мире
социалистическом государстве трудящихся.
Это государство имело свой пантеон,
состоящий из основоположников идеологии
и государства, свой некрополь и
свою историю, которая осмыслялась
исключительно мифологично (подлинная
история начиналась как бы только
с момента Революции; все, что
было до этого, рисовалось как многовековое
царство мрака и Мифы изображают не конкретные
случаи, произошедшие в прошлом, но
события, сохраняющие актуальное значение
для современности. Поэтому, например,
в советской идеологии такое
значение приписывалось годовщине
Великой Октябрьской Мавзолей стал зримым образом преодоления смерти, материализацией личного бессмертия, к которому может приобщиться каждый, кто отстоит очередь и войдет внутрь. Во время демонстраций и парадов весь народ и особенно армия показывают свою верность ленинскому делу, а руководители Партии и правительства, стоя на Мавзолее, символизируют то, что они являются продолжателями дела великого Ленина. Тоталитарная мифология подверглась определенной модернизации в период "оттепели", однако продолжала функционировать - скорее по инерции - до конца 1980-х гг., все больше превращаясь в довольно убогую декорацию. Продолжали совершаться все те же ритуалы, произносились все те же слова, но никто уже в них не верил и воспринималось это обществом не как подлинная мифология, а как бессодержательный спектакль. Тоталитарная мифология лишилась своего психологического и интеллектуального оправдания. Закономерно, что в начале 1990-х гг., с крахом КПСС и распадом СССР, она просто перестала существовать, и почти ни у кого не возникло желания встать на ее защиту. Тем не менее крах тоталитарной
мифологии не привел к демифологизации
общественного сознания. Скорее, наоборот,
он стал мощным стимулом ремифологизации
общественной жизни. В основе этого
явления прежде всего лежат, как
мне представляется, социально-экономические
причины. Реформы проводились На наших глазах возникали финансовые империи, фонды и банки, которые проводили шумные рекламные компании в СМИ, собирали деньги у миллионов людей, а потом в один день оказывались мыльными пузырями. Деятельность создателей финансовых пирамид - это, пожалуй, наиболее яркий пример современного мифотворчества. Для нынешней ситуации характерно соединение общего неверия в глобальные ценности и доверчивость ко всякого рода слухам и скандальным разоблачениям. Лишенное ясных ориентиров, общественное сознание готово принять на веру любую гипотезу о близком конце света или о тотальной коррупции в высших эшелонах власти. Тем более что эти гипотезы, по-видимому, не так уж далеки от истины. Чем более невероятна сплетня, тем легче она становится сенсацией и тем охотнее тиражируется СМИ. Если тоталитарная мифология
была компактной, легко обозримой, замкнутой
и достаточно простой для понимания,
то мифология современная Поскольку мы находимся внутри этой мифологии и отчасти сами являемся ее субъектами, нам, конечно, весьма трудно оценить ее аналитически и тем не менее некоторые наблюдения можно сделать. существует не одна мифология, а множество мифов и мифологий, причем продолжительность их существования может быть весьма незначительной: они возникают, конфликтуют друг с другом и столь же быстро исчезают или трансформируются во что-то иное. 2. Современные мифы, как
правило, охватывают не все
общество в целом, но 3. Эти мифы различны
по своему происхождению: Можно наметить 4 группы современных мифов. 1. Это мифы политической и общественной жизни, которые создаются политиками, партиями, журналистами. 2. Мифы, связанные с этнической
и религиозной 3. Мифы, связанные с внерелигиозными верованиями (например, мифы об НЛО и инопланетянах, о снежном человеке, о всесильных экстрасенсах-целителях и т.д.). 4. Мифы массовой культуры и среди них, несомненно, центральный - миф об Америке и американском образе жизни. На наших глазах из различных
элементов формируется новый
миф о прошлом русского народа,
который, оказывается, всегда был народом
благочестивым и глубоко Техника в ХХ в. не только
радикально изменила соотношение возможного
и невозможного, но и сделала вполне
реальным то, для чего ранее требовалось
вмешательство Благодаря кинематографу
появилась возможность не только
представить себе умственно, но и
реально увидеть, а увидев, прочувствовать,
как выглядит душа человека после
смерти, как прилетают космические
пришельцы и вступают в контакт
с землянами, как монстры и
вурдалаки разрывают людей или
пьют из них кровь и т.д. Для
сотен миллионов людей Такие категории мифологического мышления, как сверхъестественное и чудо, своеобразно актуализировались в ХХ в. Благодаря техническим достижениям многое из того, что еще 150 лет назад казалось чистой фантастикой, стало повседневной реальностью. Например, телевизор или видеомагнитофон - это своеобразные модификации сказочного волшебного зеркальца, самолет как бы воплотил в жизнь мечту о ковре-самолете и т.д. В фольклоре многих народов существовало представление о том, что в мифические времена люди обладали чудесными способностями: они умели летать, знали секреты вечной молодости и т.д., а потом лишились этих способностей, так как утратили магические приемы. Можно сказать, что научно-техническая революция вернула человека в мифические времена, и он снова может летать, мгновенно передавать сообщения на гигантские расстояния и т.д. Технические достижения многократно
увеличили возможности Человечество как бы вернулось к ситуации первых веков христианства, когда вот-вот, буквально со дня на день ожидалось Пришествие Господне и Страшный Суд. Земля давно оплетена железной паутиной, небо бороздят железные птицы, в городах всю ночь горят электрические солнца - и трудно назвать, какое еще из предсказаний Апокалипсиса мы не увидели своими глазами. Род человеческий еще никогда не смотрел так осязаемо в лицо смерти. И это, кстати, придает особый характер современным политическим дебатам, ибо в конечном счете речь идет о том, кто получит возможность управлять ядерными ракетами, которые в силах уничтожить все живое.
3. Сущность религии. Роль религии в генезисе культуры
Обращение к научному рассмотрению
взаимосвязей культуры и религии
требует прежде всего освобождения
от груды застарелых предрассудков.
К числу таких предрассудков
принадлежат и крайности в
оценке времени возникновения религии.
Живы отголоски старых споров между
теологами и “просветителями- Эволюцию религии в
культуре нельзя понять, не определив
принципиально место религии
в культуре. Значит, надо дать определение
самой религии. Не останавливаясь на
этимологии слова, которая, по правде говоря,
мало что дает здесь, ограничимся
рассмотрением того, с чем по крайней
мере вербально согласится большинство
обращающихся к этой теме, – что
религия – в первую очередь
духовное явление, состояние и форма
сознания, основу которого составляет
вера. Как ни жаль, приходится признать,
что это почти все, что можно
(и то со значительной долей условности)
считать в этом вопросе приемлемым
для всех. Пользуясь совпадением
научных понятий и обыденных
общих представлений, обозначаемых
тем же словом, легко оспорить любой
момент в определении религии. Но
применительно к слову “вера” анализ
всех семантических полей и ореолов втройне
необходим: во-первых, для устранения тривиальных
недоразумений, связанных с обыденным
словоупотреблением; во-вторых, для преодоления
реальных трудностей, не столько семантического,
сколько философского порядка; в-третьих,
ради рассеяния густой пелены идеологического
тумана, напущенного с разных сторон и
мешающего разобраться в проблеме веры
непредвзято, а значит, научно. Но и в богословии мы
встречаемся с признанием принципиальной
разницы в подходе к Между тем соотношение между верой и наукой сложнее, чем простой антагонизм, взаимоисключение. Начало любой деятельности осуществляется в условиях дефицита информации (иначе в любом деле, а не только в познании, невозможно было бы сдвинуться с места), а это означает, что всегда какое-то количество начальных условий всякий раз приходится полагать как данность, то есть именно принимать на веру. В свою очередь сама деятельность обнаруживает, какие из исходных условий были верными. Так практика, обосновывая данность, переводит, превращает веру в уверенность, уверенность – в убежденность. Таков источник парадокса, состоящего в том, что влияние моментов веры присутствует в любом знании, и в то же время знание тем вернее, чем меньше в нем влияние веры, ибо вера всегда безотносительна к знанию, слепа. Уточнение понятия “вера”
– только первый шаг к определению
религии, поскольку не всякая вера –
вера религиозная: понимание того, что
такое вера, необходимо, но не достаточно
для выявления сущности религии.
Обычно определение религии уточняют
указанием на то, что религия –
это вера в сверхъестественное. Такое
определение приводит к смешению
религии с другими явлениями
культуры – мифологией, фольклором,
вообще искусством. А это вещи тесно
связанные, но отнюдь не тождественные
друг другу, что легко продемонстрировать
популярным примером. В самом деле,
нет никакой беды для атеиста,
если его ребенок поверит в
реальное существование всех тех
многочисленных сказочных персонажей,
которые, будучи, конечно, сверхъестественными,
населяют безбрежные просторы народной
сказочной фантазии. Беда будет, как раз
если не поверит: тем самым он ограничит
поле собственной художественной фантазии.
Вера в эти существа тогда лишь будет подготовкой
почвы для религиозного сознания, когда
ребенок поверит, что сверхъестественные
существа властвуют, господствуют над
человеком или определяют его судьбу. Суть общего культурологического
ответа на этот вопрос ясна: хотя культура
не может быть признана самодостаточной,
ибо имеет причины своего развития
вне самой себя (на философском
языке эту мысль следовало
бы выразить так: причины развития культуры
не имманентны, а трансцендентны ей,
в рамках теории культуры мы должны
держаться имманентных В основе всех социальных явлений
лежит реальная человеческая деятельность,
практика. Религия не исключение в
этом отношении, и вопрос только в
том, какие именно стороны практики
породили религию. Вопрос о практике
– один из самых сложных в современной
философии, важность его признают представители
многих ее направлений – не только
тех, в рамках которых эта категория
выступает как С момента возникновения
социума, то есть по завершении становления
человеческого общества, антропосоциогенеза,
практика в качестве производственной
(поначалу единственно сущей) деятельности
раздвоилась на такую, которая имеет
связь с заранее намеченным результатом
– удовлетворением определенной
материальной потребности людей, и
такую, которая не имеет связи
с результатом, но общество рассматривает
ее как не менее, а иногда и как
более важную для достижения результата.
Такое раздвоение на реальную и иллюзорную
практику отражало меру господства человека
над окружающей природой, то есть соотношение
деятельности свободной (той, в которой
человек действовал со знанием дела)
и несвободной (той, где результат
определяется не целенаправленными
усилиями человека, а игрой неподконтрольных
ему случайностей). С момента возникновения человека в его деятельности проявляется реальная сила (та узкая на первых порах сфера, где деятельность человека была надежной, устойчиво вела к желаемому результату – эта сфера могла быть сколь угодно узка, но никогда не могла быть вообще равной нулю) и реальное бессилие (то есть невозможность ни при каких обстоятельствах преодолеть власть случайностей – эта сфера всегда сокращается,но никогда не исчезает). Дальнейший процесс автономизации знания есть одновременно и процесс последующей его дихотомизации: в знании обнаруживается заблуждение, то есть то, что выглядело как знание, не будучи им на самом деле – то, что было знанием лишь по видимости. Так реализуется живое противоречие: избавление от некоторой части знания – служит приращению знания. 1. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991. 2. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. – Казань, 1989. 3. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2 – томах, М., 1994. 4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – М.: Гардарика, 1998. – 816 с. 5. Несмеенов Е. Е. «Основы
философии в вопросах и 6. Кукушкина Е.И., Логунова
Е.Б. Мировоззрение, понятие, 7. «Введение в культурологию» под редакцией Е. В. Попова, М.:ВЛАДОС, 1995. 8. Гердер И. Г. Идеи
к философии истории 9. Кессиди Ф. Х., "От мифа к логосу. ", М., 1972, с. 68 10. Парандовский Я. Мифология. М., 1991. 11. Учебное пособие по
культурологии. Издательство 12. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. |
Информация о работе Миф и религия в системе культурных ценностей