Натуралистическая школа в культурологии (З.Фрейд, К.Г.Юнг). Культура и её критика у З.Фрейда. Механизм сублимации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 23:27, контрольная работа

Краткое описание

В самом широком смысле культура понимается как оппозиция природе. Природа и культура соотносятся как "естественное" и "искусственное". В современной культурологии, культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия.

Содержание

1.Введение
2.Зигмунд Фрейд
3.Юнг Карл Густав
4. Натуралистическая школа в культурологии.
5. Критика культуры у З. Фрейда.
6.Механизм сублимации
7.Заключение
8.Список литературы
9.Словарь ключевых понятий

Вложенные файлы: 1 файл

я- культурология.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  сельского хозяйства российской Федерации

             Ульяновская Государственная сельскохозяйственная академия

 

 

Кафедра: отечественная  история

                                              и культурология

 

 

Контрольная работа

по культурологии

на тему № 2.6: «Натуралистическая школа в культурологии (З.Фрейд, К.Г.Юнг). Культура и её критика у З.Фрейда. Механизм сублимации»

 

 

                                                               Выполнила студентка Iкурса

                                                                           Экономического факультета

                                               Заочного отделения

                                                               Специальность: экономика и

                                                                           управление на предприятии АПК

                                                 срок обучения: 6 лет

                                                                  Проданова Светлана Ивановна

                                    Шифр 00012

                                                        Проверил: Буторина Л.О.

 

 

Ульяновск- 2010г.

План.

 

1.Введение

2.Зигмунд Фрейд

3.Юнг Карл  Густав

4. Натуралистическая школа в культурологии.

5. Критика культуры  у З. Фрейда.

6.Механизм сублимации

7.Заключение

8.Список литературы

9.Словарь ключевых  понятий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Культурология - наука современная, молодая, как самостоятельная наука сложилась в ХХ веке, как учебная дисциплина была введена в начале 90-х гг. Термин культурология впервые был употреблен химиком Освальдом в начале ХХ века. По мнению Уайта, необходимо культуру изучать так, как естественные науки изучают живую и неживую природу, т.е. объективно. По мнению Уайта, культурный поток, который складывается в определенное время, имеет объективные закономерности развития и культуру можно изучать вне человека. Культура является предметом исследования науки культурологии. Термин культура - главный термин для данной науки. Предметом культурологии являются объективные закономерности общечеловеческого и национальных культурных процессов, памятники, явления и события материальной и духовной жизни людей. В самом широком смысле культура понимается как оппозиция природе. Природа и культура соотносятся как "естественное" и "искусственное". В современной культурологии, культура предстает как нечто отличное от природы, передающееся по традиции средствами языка и символов, практического изучения и прямого подражательства, а не биологического наследования. Культура представляет собой совокупность общепринятых образцов поведения, мышления и мироощущения, а также и индивидуально значимые действия. Категория "культура" обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе.

 

 

                                         2.Зигмунд Фрейд.

 

Зигмунд Фрейд - австрийский невропатолог, психиатр и психолог, основоположник психоанализа и фрейдизма - научного направления, стремящегося применить психологические концепции для объяснения явлений культуры, процессов творчества и даже развития общества в целом. Перенося психоанализ на область этнографии, истории, религии, биографий великих деятелей культуры, Фрейд и его последователи рассматривают культуру как «проекцию индивидуальной психики на общественный экран». Биография Фрейда сравнительно бедна событиями. Он родился в небогатой семье торговца в Вене. После окончания медицинского факультета университета стажировался во Франции по физиологии и неврологии. Вернувшись в родной город, лечил больных. В университете, где был с 1902 г. доцентом, а затем профессором, создал Венское психоаналитическое общество в 1908 году, известность и влияние которого постепенно распространились по Европе и Америке, куда Фрейд выезжал для чтения лекций. После захвата Австрии гитлеровскими войсками в 1938 году он с помощью общественности был «выкуплен» из нацистского гетто и эмигрировал в Великобританию, где вскоре умер в возрасте 83 лет.

 

 

 

 

 

 

 

                                             

 

3.Юнг Карл Густав

 

Юнг Карл Густав - швейцарский психолог, родоначальник  аналитической психологии. С 1906 г. –  ученик и ближайший соратник З.Фрейда. Бессознательность человека делится  на личное и коллективное. Именно так  считал психоаналитик и социолог К. Юнг. Карл Густав Юнг еще подростком пришел к выводу, что в нем живет две абсолютно разные индивидуальности. Первая - сын своих родителей, неуверенный в себе школьник. Вторая - взрослый, даже пожилой мужчина, скептичный, недоверчивый, весьма близкий по своей сути и характеру к природе. Поступил в университет на медицинский факультет. Еще в университете, Юнг начинает понимать, что его истинное призвание - психиатрия. В 1890 году Юнг начинает работать ассистентом в психиатрической клинике в Цюрихе. Здесь он знакомится с трудами З. Фрейда и становится его открытым последователем и пропагандистом «фрейдовской» теории. В 1906 году он послал Фрейду свою первую работу, между ними завязалась переписка, а позднее - дружба. Нельзя сказать, что отношения между Фрейдом и Юнгом были всегда дружественные. Признавая авторитет Фрейда, и даже называя его своим учителем, Юнг во многом не соглашался с ним, а в 1912 году дружественные отношения между учеными прекратились. Карл Юнг критически относился к европейской науке, внес большой вклад в изучение мифологии, занимался алхимией, астрологией.

 

 

 

 

 

4. Натуралистическая школа в культурологии.

 

Современные школы, направления в культурологии: символические, натуралистические, психологические. Основные элементы культуры: понятия, отношения, ценности, правила. Главная черта натуралистической школы - стремление подчеркнуть биологическую обусловленность культуры, значительно преувеличивая ее. Это направление объединяет преимущественно медиков, психологов и биологов, которые пытаются объяснять культуру, отталкиваясь от психобиологической природы человека, недооценивая принципиальные отличия его от животного. Культура представляется им таким же приспособлением человека к окружающей среде, как и приспособляемость в животном мире. С натуралистической школой в культурологии смыкается и широко известный социальный дарвинизм, переносящий законы борьбы за существование и «право сильного» на человеческое общество. Помимо биологии, две новые науки, появившиеся уже в XX веке, сыграли заметную роль в формировании натуралистической школы - фрейдизм и этология. Эта школа, объединяет прежде всего психологов, медиков и биологов, пытающихся объяснить культуру, основываясь на психобиологической природе человека. Наиболее видными представителями этой школы являются: З. Фрейд, К. Юнг.

По Фрейду, культура «охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять  у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей; а во-вторых, все институты для упорядочения человеческих взаимоотношений, особенно - для дележа добываемых благ». Легко заметить, что в этом определении преобладают биологические мотивации: взять у природы блага для удовлетворения потребностей и поделить их в интересах выживания.

С другой стороны, культура предстает у австрийского психиатра  своеобразным механизмом социального  подавления свободного внутреннего  мира индивидов, как сознательный отказ  людей от удовлетворения их природных страстей. «Похоже... - писал он, - что всякая культура вынуждена строиться на принуждении и запрете влечений; неизвестно еще даже, будет ли после отмены принуждения большинство человеческих индивидов готово поддерживать ту или иную интенсивность труда, которая необходима для получения прироста жизненных благ». Подобный взгляд на культуру как результат неизбежного компромисса между стихийными влечениями и требованиями реальности заставляет вспомнить энциклопедистов.

Для теории культуры большое  значение имели и другие новаторские  идеи Юнга, например, предложенная им типология характеров, разделяющая людей на экстравертов (т.е. обращенных вовне) и интровертов (т.е. обращенных к своему внутреннему миру). Эта теория позволила Юнгу создать ряд работ, посвященных основному различию между цивилизациями Запада и Востока, их религиями, философскими системами и мироощущениями. При анализе художественных произведений, особенно в литературе и изобразительном искусстве, нашли применение и развитые Юнгом понятия «комплекс» и «закомплексованность», отражающие особую направленность художника и его творений. И, наконец, нельзя не признать принципиального значения критики Юнгом знаменитой фрейдовской категории «либидо» как единственной силы, якобы движущей человеческую культуру.

 

 

 

 

5. Критика культуры у З. Фрейда.

Даже из этого, весьма схематичного изложения мыслей великого австрийца видно, что фрейдизм как учение во многом противостоит марксизму-ленинизму. И не случайно на Западе Фрейд не менее, если не более, почитаем, чем Маркс. До недавнего  времени советские фрейдисты подвергались дискредитации и преследованиям, как некогда генетики и кибернетики. И все потому, что фрейдизм составлял и составляет едва ли не самую серьезную идеологическую и «практическую» конкуренцию марксизму. Действительно, если для марксистов человек прежде всего явление социальное, то для фрейдистов -- во многом биологическое. Если для одних главной движущей силой истории является пролетариат и классовая борьба, то для других -- одинаковое у всех людей либидо и в конечном счете борьба мужчины за завоевание женщины. Конечно, культурологические концепции Фрейда, по мнению не только марксистов, но и многих других ученых, выглядят слишком прямолинейными и чрезмерно «сексуализированными». Так, его крупнейший последователь - швейцарский психолог и теоретик культуры Карл Густав Юнг критикуя фрейдовский «пансексуализм», в работе «Метаморфозы и символы «либидо» в 1912 году трактует понятие либидо как психическую энергию вообще. Юнг считал, что в психике человека помимо индивидуального бессознательного, на котором построен весь психоанализ Фрейда, существует и более глубинный слой - «коллективное бессознательное», являющееся отражением опыта прежних поколений, запечатленного в структурах мозга. Этот опыт сохраняется в так называемых культурных архетипах - изначальных представлениях о мире, лежащих в основе общечеловеческой психики и находящих свое выражение в мифах, верованиях, сновидениях, произведениях литературы и искусства и многих других областях духовной жизни человека. «Архетипическая матрица», формирующая деятельность фантазии и творческого мышления, лежит у истоков повторяющихся мотивов человеческих мифов, сказок, нравов и обычаев, вечных тем и образов мировой культуры. З. Фрейд утверждал, что наше исследование о счастье пока дало нам мало такого, что не было бы общеизвестным. Даже если мы продолжим исследование, поставив вопрос, почему людям так трудно стать счастливыми, то, кажется, от этого шансы на получение чего-то нового не слишком увеличатся. Мы уже ответили на этот вопрос указанием на три источника, из которых проистекают наши страдания: превосходящие силы природы, бренность нашего собственного тела и недостатки установлении, регулирующих наши отношения друг с другом в семье, в государстве и в обществе. Что касается первых двух, то тут при вынесении суждения нет оснований для больших колебаний: мы должны признать эти источники страданий и подчиниться неизбежнному. Мы никогда не можем достичь полного господства над природой, наш организм - сам часть этой природы - всегда останется структурой бренной и ограниченной в своих возможностях приспособления и деятельности. Из этой констатации отнюдь не проистекают обескураживающие последствия, наоборот, она дает указание для направления нашей деятельности. Тысячелетний опыт нас убедил, что если и не все, то хотя бы некоторые страдания мы можем устранить, а другие смягчить. Иначе мы относимся к третьему, социальному источнику наших страданий. Его мы вообще оставляем без внимания; мы не в состоянии понять, почему нами самими созданные установления не должны были бы стать для всех нас скорее защитой и благом. Однако, если мы обратим внимание на то, как плохо нам удалось создать себе как раз защиту от этих страданий, то возникает подозрение: а не скрывается ли и здесь какая-то часть непобедимых сил природы, в данном случае наши собственные психические свойства.

Фрейд отмечал, что когда мы начинаем рассматривать  эту возможность, мы наталкиваемся  на одно утверждение, столь поразительное, что нам стоит на нем остановиться. Это утверждение гласит, что большую  долю вины за наши несчастья несет так называемая культура: мы были бы гораздо счастливее, если бы от нее отказались и восстановили первобытные условия. Я нахожу это утверждение поразительным, так как, что бы мы ни подразумевали под понятием культуры, не сомненно одно: все то, чем мы пытаемся защищаться от грозящих нам источников страдания, принадлежит именно этой культуре.

Согласно З. Фрейду, какими путями столь многие люди пришли к этой точке зрения, к этой странной враждебности по отношению  к культуре? Я полагаю, что давно существующее глубокое недовольство соответствующим состоянием культуры создало почву, на которой затем в определенных исторических условиях возникли поводы для ее осуждения. Мне кажется, что я могу установить последний и предпоследний из этих поводов; я не обладаю достаточной эрудицией, чтобы развернуть эту цепь достаточно далеко в глубь истории человеческого рода. Подобный фактор враждебности к культуре должен был играть роль уже при победе христианства над языческими религиями. Он был близок к обесценению земной жизни, последовавшему в результате христианского учения. Предпоследний повод появился, когда развитие исследовательских экспедиций привело нас в соприкосновение с примитивными народами и племенами. Из-за недостаточного наблюдения за их нравами и обычаями и неправильного их понимания многим европейцам показалось, что эти люди ведут простой, непритязательный и счастливый образ жизни, недостижимый для культурно превосходящих их посетителей.

 

 

 

 

 

6.Механизм сублимации.

 

Сублимация – это переключение агрессивных энергий и либидо на спор, игры, труд, творчество. Механизм сублимации есть основной источник творчества. Сублима́ция - защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. Впервые описано Фрейдом. Сублимацией называется такое влечение, которое в той или иной степени переключено на несексуальную цель и направлено на социально значимые объекты.

Термин "сублимация", введенный Фрейдом в психоанализ, вызывает в мысли одновременно "возвышенное" (использование этого понятия в изящных искусствах для обозначения величественных, возвышающих нас произведений) и "возгонку" (использование этого понятия в химии для обозначения процедур, непосредственно переводящих тело из твердого состояния в газообразное). Фрейд выдвинул идею о том, что вся человеческая  культура возникает как результат сублимации либидо, т.е.переноса сексуальной энергии из половой сферы в сферу творческой деятельности.

Информация о работе Натуралистическая школа в культурологии (З.Фрейд, К.Г.Юнг). Культура и её критика у З.Фрейда. Механизм сублимации