Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 19:24, реферат

Краткое описание

Культурология исследует прежде всего возникновение и становление культуры - материальной, духовной и художественной. Начала культуры формируются вместе со становлением человека и общества. Как и многое другое, основные этапы формирования человека и общества - предмет многолетних неутихающих споров. Не углубляясь в полемику и ориентируясь на наиболее распространенные сейчас точки зрения, можно нарисовать следующую картину.

Вложенные файлы: 1 файл

Сильная любовная магия.docx

— 66.89 Кб (Скачать файл)

Первобытная культура

Культурология исследует прежде всего возникновение и становление культуры - материальной, духовной и художественной. Начала культуры формируются вместе со становлением человека и общества. Как и многое другое, основные этапы формирования человека и общества - предмет многолетних неутихающих споров. Не углубляясь в полемику и ориентируясь на наиболее распространенные сейчас точки зрения, можно нарисовать следующую картину.

Нижний палеолит, или, иначе  говоря, ранний и средний палеолит, следует считать предысторией человека и культуры. Несмотря на то что деление первобытной эпохи на древнекаменный ( палеолит), среднекаменный ( мезолит) и новокаменный ( неолит) периоды относится к археологической классификации, для истории культуры эта классификация довольно удобна, так как в целом она отражает важнейшие этапы становления культуры.

Человек современного типа,  Homo sapiens, возник на рубеже верхнего и нижнего палеолита, около 40-35 тысячелетий назад. Но за много тысячелетий до этого времени предки людей проделали довольно длинный путь от животного мира к человеку и создали важнейшие основы того, что мы именуем культурой, того, что выделяет человека из природного мира.

Архантропы вели подвижный  образ жизни, перемещаясь с места  на место, тем не менее места их стоянок весьма обжиты. Это дает возможность предположить в их образе жизни сезонную оседлость или многократные возвращения на одно и то же место. Весьма вероятно, что стойбища эти были около воды - рек, ручьев, озер, хотя нет достаточного количества данных для таких утверждений.

Важнейшая особенность материальной культуры архантропов - всеобщее единообразие в каменных орудиях. Несмотря на различие орудий, найденных на разных стоянках, типично и устойчиво сочетание  орудий труда, предназначенных для  определенных целей. Кроме камня  использовалось и дерево, но находок  деревянных орудий труда чрезвычайно  мало - деревянные копья, куски дерева со следами преднамеренной обработки. Нет сомнений в том, что архантропы умели использовать огонь. Конечно, не ясно, как были найдены его  свойства, но очевидно, что его использовали для обогрева, приготовления пищи, изготовления орудий труда и даже для охоты.

Бесспорно то, что архантропы жили более или менее крупными объединениями, которые называют праобщинами. Внутри праобщин стали складываться первые нормы социального поведения, которые были необходимы при новом образе жизни. Труд, сначала примитивный, затем все более осознанный и целенаправленный, как индивидуальный - изготовление орудий труда, так и коллективный - охота, способствовал тому, что для коллектива становились ценными особи физически не очень сильные, но наделенные социальным поведением и развитым мышлением, успешно действующие в коллективных охотах и в изготовлении орудий труда. Особи физически сильные и агрессивные должны были сдерживать свои антисоциальные качества в целях коллективного блага. Постепенно таким образом из биологического существа формировалось социальное. Возрастала сплоченность коллектива, в котором вместо подавления слабых сильными, как это бывает в сообществах животных, все были подчинены единой воле коллектива, его благу. Межгрупповой отбор закреплял эти изменения - преимущества получали группы, сплоченные в социальном отношении, обладавшие развитыми техническими навыками в изготовлении орудий труда, состоявшие из более искусных охотников и собирателей.

С большой степенью вероятности  можно предполагать наличие у  архантропов первых норм человеческого  поведения, главным образом в  отношении пищи. С уверенностью можно  сказать, что добыча или ее часть  приносилась на стоянку, возможно, формировались  и первые нормы распределения  пищи - не по участию в охоте, а  всем членам коллектива.

Анализ структуры мозга  и особенности изготавливаемых  орудий труда свидетельствуют о  формировании у архантропов мышления и языка. Что же касается начал духовной и художественной культуры - мы практически не располагаем никакими данными на этот счет. Хотя есть ряд находок, которые очевидно выходят за рамки того, что необходимо для добычи пищи и выживания. Так, на одной из стоянок были найдены кусочки красного красящего вещества - гематита, на другой - плитка охры, которой путем стесывания была придана определенная форма. Были обнаружены куски красной охры со следами использования, а рядом с останками синантропа были найдены красивые призмы из кварца, принесенные с расстояния нескольких километров. Но, конечно, этих фактов слишком мало, чтобы делать какие-то выводы о существовании духовной и художественной культуры архантропов.

Переход к следующему этапу  формирования человека совершился примерно 300-200 тысячелетий назад. Многие исследователи  предлагают именовать эту ступень  стадией  неандертальцев, но большинство исследователей называют стадией  палеоантропов (древних людей), считая неандертальцев группой внутри палеоантропов. Ряд исследователей вообще отказываются считать палеоантропов единой стадией, пришедшей вслед за стадией архантропов и предшествовавшей неоантротту, т.е. человеку современного типа. Следует отметить, что с этапом палеоантропов связано, пожалуй, наибольшее количество споров и проблем. Например, трудно прийти к единому мнению при объяснении таких фактов, как отклонение классических неандертальцев от так называемого сапиентного направления. На основании сделанных находок исследователи получили странную картину. Ранние палеоантропы приобрели ряд сапиентных признаков, которые затем практически исчезли у классических неандертальцев, а у человека современного типа появились вновь. Это дало возможность ряду исследователей предположить существование двух ветвей, произошедших от ранних палеоантропов. Одна из этих ветвей привела к человеку современного типа, а вторая, представителями которой являлись неандертальцы, оказалась тупиковой. Такая точка зрения тем не менее тоже вызывает возражения, так как противоречит данным археологии, которые указывают на преемственность между индустрией неандертальцев и верхнепалеолитической индустрией человека современного типа. Поэтому большинство исследователей все же считают неандертальцев предками современного человека, а некоторые предлагают даже отнести неандертальца к типу Homo sapiens в качестве одного из двух видов этого типа.

Несмотря на отсутствие единообразия во взглядах на стадию палеоантропов, коротко охарактеризуем представителей этого типа.

Рост и пропорции тела палеоантропов в основном не изменились по сравнению с представителями  предшествующей стадии. Окончательно достигнуто и утвердилось прямохождение. Кисть руки имела практически современное строение. Наибольшее количество примитивных признаков относится к строению черепа и мозга.

Находки свидетельствуют  о локальных вариациях внутри этой стадии, причем, как уже говорилось, некоторые более ранние формы  морфологически прогрессивны, а более  поздние приобретали ряд примитивных  черт. Внутристадийное разнообразие ведет к появлению множества отличных друг от друга археологических культур, заканчивается период единообразия, характерный для предшествующей стадии. Резко возрастает число стоянок, что можно объяснить только как результат быстрого и повсеместного увеличения населения. Этому сопутствует заселение таких территорий, на которых не смогли обосноваться архантропы, - тропические леса, пустыни и полупустыни.

Совершенствуется техника  обработки камня. Наряду с каменными  орудиями труда используются и деревянные, которые отличаются большим совершенством  по сравнению с предшествующим этапом. Найденные деревянные копья, палки  для копания, ножи, дубины свидетельствуют  о том, что при помощи огня деревянным орудиям придавались нужные формы  и твердость. Ряд технических  новшеств позволяли придать орудиям  труда оптимальную форму: тонкие продольные желобки на передней части  копья, идущие к острому концу, узкие  поперечные зарубки на центральной  части копья, способствующие более  прочному зажиму, и так далее.

Кроме каменных и деревянных обнаружены также костяные орудия труда: острия, шилья, наконечники, лопаточки, костяное охотничье оружие - кинжал, дубинка из оленьего рога. Но в целом обработка кости была еще слабо развита.

Ряд находок - терки, песты, ступки для растирания - позволяет утверждать, что палеоантропы научились предварительно обрабатывать растительные продукты перед  употреблением в пищу. Кроме того, существует множество признаков  повсеместного использования огня в различных целях. Возможно, древние  люди уже научились добывать огонь.

Нет никаких сомнений в  том, что палеоантропы научились  изготавливать и теплую одежду, иначе  они просто не смогли бы выжить на территориях  с холодным климатом. Единственно  возможный материал для одежды в  то время - шкуры животных; о том, что они использовались, свидетельствует  и обилие кремниевых скребков.

Селились древние люди не только в пещерах, но и в специально созданных искусственных жилищах, остатки которых были найдены. Эти  жилища, очевидно, представляли собой  каркас из жердей на каменном основании, покрытый шкурами. Некоторые из жилищ  были разделены на несколько помещений.

Вместе с изменением образа жизни менялись, усложнялись моральные  представления, все дальше уходя  от законов животного мира. В отношении  поздних палеоантропов мы с уверенностью можем говорить о высоком уровне сплоченности коллектива, о появлении  коллективной заботы о его членах. Об этом свидетельствует ряд фактов. Например, на одной из стоянок найдены  останки взрослого мужчины, возраст  которых определен примерно в 45 тысячелетий. При жизни этот человек получил  сильную травму головы в районе левой  глазной впадины и, очевидно, был  слеп. Кроме того, вероятно, из-за травмы, у него была парализована правая рука, а возможно, рука была недоразвита  от рождения. Эта рука была ампутирована выше локтя, скорее всего намеренно - очевидны следы ее заживления. Но и это еще не все - лодыжка правой ноги свидетельствует о сильном артрите, а на стопе правой ноги видны следы зажившего перелома. Тем не менее этот древний человек, практически полный калека, который не был способен себя прокормить и защитить, дожил до глубокой для палеоантропа старости - ряд исследователей называют 40 лет, а некоторые исследователи считают, что он был даже старше. Единственно возможное объяснение этому - то, что коллектив взял на себя заботу о калеке. И это не единичный пример - известен ряд фактов такого рода.

Все это недвусмысленно свидетельствует  о том, что в праобщине палеоантропов окончательно сложились новые принципы взаимоотношений: коллектив защищал своих членов - заботился о стариках и калеках, ухаживал за больными и ранеными. Кроме того, очевидно, что окончательно сложились принципы распределения пищи - не по участию в деятельности, а по принадлежности к коллективу.

Поздние палеоантропы дают возможность говорить нам о возникновении  начал духовной культуры. Важнейший  материал для такого рода предположений - неандертальские погребения. Уже сам факт специального обращения с умершими свидетельствует о формировании каких-то представлений о человеке и окружающем его мире, о жизни и смерти. Во многих погребениях помимо останков человека были сделаны и некоторые другие находки. В ряде случаев рядом со скелетами человека были обнаружены останки частей животных, которые, по одним предположениям, были оставлены в пищу умершим, по другим - были связаны с формирующимся тотемизмом: представлениями о родстве группы людей и определенного вида животных. В других захоронениях были обнаружены орудия труда, а в одном из погребений, датируемом 60 тысячелетиями тому назад, были найдены цветы, связанные в букеты.

Эти факты свидетельствуют  кроме всего прочего и об осознании  единства коллектива в праобщине поздних палеоантропов, еще раз указывают на появление заботы членов коллектива друг о друге, причем как о живых, так и о мертвых.

Специальные приемы обращения  с телами умерших - закладывание трупа  землей, камнями, ветвями, придание телу скрюченного положения - источник размышлений  и споров о тех идеях, которые  существовали у поздних палеоантропов. Менее дискуссионны многочисленные находки особым образом помещенных костей животных. Большинство исследователей склоняются к мысли о формировании тотемизма в обществе поздних палеоантропов. В такой форме - происхождение от определенного вида животных, реже растений - коллектив осознавал свое единство. Таким образом, тотемизм - факт не только мифологический, но и социальный: он говорит о формировании самосознания коллектива и противопоставлении себя другим группам людей.

Обнаруженные находки  без всяких сомнений указывают на формирование мифологического сознания у поздних палеоантропов. Ряд  исследователей считают, что магия  и фетишизм также восходят к этому  периоду. Еще более вероятно появление  ритуалов - погребального, а возможно, также и охотничьего: на некоторых  стоянках были найдены камни с  нанесенной гравировкой, покрытые красной  охрой, что некоторые исследователи  объясняют как следы инсценировки охоты. Таким образом, несмотря на то что в нашем распоряжении находится  не очень много данных и существуют различные объяснения этих материалов, не вызывает сомнения факт формирования у поздних палеоантропов основ  духовной культуры.

Начала художественной культуры также восходят к нижнему палеолиту: обнаружены кости и каменные плиты  с регулярными повторяющимися нарезками, ямками, пятнами краски - древнейшие образцы графики. Во многих случаях  прорезанные линии представляют собой параллельные зигзагообразные  линии или пересечение линий  под одинаковыми углами, в том  числе встречается и изображение  креста.

Интерес и внимание к ритму  позволяют предположить, что в  этот период начали формироваться основы вокально-музыкального и танцевального  искусств, хотя еще долгое время  эти, как и другие, виды искусства  не представляли собой отдельной  деятельности, а существовали в рамках синкретической целостности первобытной  культуры.

Возникновение человека современного типа, так называемого  Homo sapiens, человека разумного, или неоантропа, датируется по-разному. Большинство исследователей в настоящий момент определяют это событие как произошедшее 40-35 тысяч лет тому назад, на границе нижнего и верхнего палеолита. Данные антропологии и археологии позволяют утверждать, что переход от нижнего к верхнему палеолиту, представивший новый этап в технике обработки камня, а также сопровождавшийся новыми приемами обработки кости и дерева, и возникновение человека современного типа произошли по существу одновременно во всех основных населенных регионах земного шара.

Большую роль в становлении  и обогащении генофонда человечества при формировании человека современного типа сыграла специфика брака  на ранней стадии - он носил форму  группового брака. Половой инстинкт, как и пищевой, подвергся социальной регуляции на самых ранних стадиях  формирования человеческого общества. Бесконтрольное удовлетворение этих инстинктов вело к внутригрупповым конфликтам и ставило под угрозу выживание  человеческого коллектива. Как полагают исследователи, еще в праобщине палеоантропов возникли запреты - табу - на половые отношения внутри праобщины в определенные периоды времени, например при подготовке к охоте. Постепенно возникло общение между мужчинами и женщинами соседних праобщин как выход инстинкта, подавленного внутри одной праобщины. Постепенно стихийно складывавшиеся отношения переросли в системы, состоящие из двух вступающих в групповой брак праобщин. Каждая из входящих в состав этой системы праобщин постепенно становилась родом.

По мнению многих исследователей, дуально-праобщинные организации сделали возможным завершение формирования общества и человека, способствуя обогащению наследственной основы, возрастанию эволюционной пластичности организма. Возможно, эта внутривидовая гибридизация способствовала тому, что человек современного типа довольно быстро сформировался и пришел на смену неандертальцу.

С завершением формирования человека происходит становление человеческого  общества, на смену праобщине приходит сначала так называемая первобытно-родовая община, а затем и позднепервобытная, с еще более сложными формами социальной организации, заключавшая в себе предпосылки перехода к классовому обществу.

Характеризуя способы  ведения хозяйства, надо отметить следующее. До конца верхнего палеолита хозяйствование изменилось очень мало по сравнению  с предыдущим периодом. Люди охотились  в основном на тех же животных теми же методами: преобладали коллективные облавные охоты, в результате которых  животные уничтожались в больших  количествах. Например, во Франции у  скалы, на которую загонялись стада  диких лошадей, обнаружены останки 50-100 тысяч животных. Возможно, результаты охоты намного превосходили потребности  человеческого коллектива в мясе и объяснялись особенностями  способа охоты.

Наряду с охотой было распространено и собирательство, которым занимались, скорее всего, женщины и дети. Соотношение  охоты и собирательства было различным  в разных регионах. Предполагают, что  на территориях с теплым климатом собирательство давало больший процент  пищи, в районах с холодным климатом основной объем пищи обеспечивался  охотой.

К концу верхнего палеолита, который датируется для Европы примерно 10-м тысячелетием до н.э., в климате, фауне и флоре произошли крупные  изменения. В Европе и Северной Америке  в это время завершается ледниковый период, но изменения коснулись не только этих территорий, но и тех, где  не было оледенения, - Африки и Австралии. Пожалуй, наиболее существенной переменой  для человека оказалось исчезновение многих видов крупных животных и  сокращение поголовья сохранившихся  видов. Мнения исследователей относительно причин этого явления разделились. Одни в качестве причины называют изменения климата, другие считают, что это - следствие хищнической  охоты человека. Ряд исследователей уточняют, что охота привела к  исчезновению многих крупных животных не прямо, а косвенно, вызвав нарушение  экологического равновесия.

Изменения в окружающем мире привели человека к новым способам хозяйствования и новому образу жизни. Эти перемены начинаются в конце  верхнего палеолита и продолжаются в течение мезолита (10-5 тысячелетий  до н.э.). Развивается индивидуальная охота на средних и мелких животных и птиц. Получило распространение  и рыболовство, а в некоторых  регионах - даже морской зверобойный  промысел. Уменьшение размеров животных и птиц, являющихся объектами охоты, потребовало усовершенствований в  охотничьем оружии. Совершенствуется копьеметалка, для охоты на мелких животных и птиц используются силки, были изобретены лук и стрелы, в ряде областей Южной Америки использовалась стрелометательная трубка, а в Австралии из-за особенностей ландшафта широкое распространение получило метательное оружие: копья, дротики, бумеранги.

В этот период происходит и  еще одно принципиальное изменение  во взаимоотношениях человека с окружающим его миром. Приручение собаки открыло  путь новым возможностям. Человек  превращает в друзей и соратников, привлекает, так сказать, на свою сторону  тех, кто прежде относился к нему враждебно, а иногда выступал как  конкурент соседа в добывании  пищи.

Этот путь не просто помогал  человеку лучше приспособиться к  новым условиям его существования, но и привел впоследствии к новой  деятельности - скотоводству.

В связи с тем, что охотой стало сложнее обеспечить пропитание общины, в конце верхнего палеолита  и мезолите увеличился объем растительной пищи. Это отразилось в широком  распространении орудий для превращения  ранее несъедобных твердых плодов в мякоть, которую можно употреблять  в пищу, - зернотерок, ступ, пестов. В  ряде регионов появляются орудия для  удаления из некоторых тропических  растений сока. Вероятно, распространилась варка пищи, которая позволила  употреблять прежде несъедобные  плоды, а также лучше использовать мясные и рыбные отходы.

Поселения и жилища верхнего палеолита различны на разных территориях. Для Евразии этого периода  характерны стационарные искусственные  жилища. Поселения представляли собой  как одно многоочажное жилище, так и несколько небольших или среднего размера жилищ. Обнаружены и специально вырытые на территории поселения нежилые землянки или специальные хижины, вероятно общественного или культового назначения.

Природные изменения конца  палеолита и соответствующие  им перемены в способах хозяйствования приводили к тому, что стало  сложно обеспечивать пищей крупные  и подолгу живущие на одном  месте группы. Поэтому они распадаются  на более мелкие подвижные коллективы. Как следствие увеличения подвижности  населения стационарные жилища практически  исчезают, сохраняясь лишь в районах, богатых пищей круглогодично. Наиболее распространенным типом поселения  становится временный лагерь.

О материальной культуре конца  верхнего палеолита и мезолита в  целом можно сказать, что ее характеризует  высокий процент новаций, которые  повышали надежность обеспечения человека пищей. Кроме того, разнообразие локальных  культур, которое возникло раньше, в  верхнем палеолите развивается, на основе отдельных культур складываются крупные этнокультурные зоны. В конце  верхнего палеолита возникают, а  в мезолите и неолите повсеместно  распространяются узколокальные археологические  культуры. Материальная культура, таким  образом, усложняется и становится все более разнообразной.

Достаточно сложно сказать  что-либо определенное о духовной культуре верхнего палеолита и мезолита. Те факты, которыми мы располагаем, носят  либо косвенный характер, либо основаны на этнографических данных, относящихся  к более поздним стадиям доклассового общества или к формированию классового общества.

На протяжении верхнего палеолита, как уже говорилось, увеличивается  число четко очерченных археологических  культур. Это дает возможность предполагать, что на основании нескольких общин  территориально, социально и этнически  начинает складываться племенная общность. Вероятно, это сопровождается формированием  племенного самосознания, комплекса  общеплеменных мифов и обрядов, возможно - и самоназвания. На протяжении мезолита эти процессы вполне оформляются и развиваются дальше.

Несомненно то, что в период верхнего палеолита и мезолита существовала определенная система моральных норм. Самые первые моральные нормы имели форму особых запретов - табу. Такие запреты основываются на убеждении в том, что совершение любым членом коллектива запрещенных действий навлечет опасность, наказание не только на этого человека, но и на весь коллектив. Как правило, неизвестно, какова природа опасности, почему данные действия влекут ее за собой. Такая неопределенность и таинственность подкрепляет чувство ужаса перед неведомой опасностью и таинственными силами, с ней связанными.

Если к самым первым моральным нормам относится контроль над двумя основными инстинктами - пищевым и половым, то постепенно на протяжении верхнего палеолита и  мезолита начинает формироваться целая  система норм. Достаточно часто обоснование  норм связано с теми или иными  мифологическими представлениями.

Одна из важнейших особенностей первобытной морали - ее «коллективистский» характер. Личные, индивидуальные взаимоотношения  между людьми практически не подвергались регламентации - они поглощались  нормами, определяющими отношения  между группами людей. Отдельный  человек выступал прежде всего как представитель какой-либо определенной группы. Как правило, эти группы выделялись по половозрастному признаку.

Еще одна существенная характеристика первобытной морали, относящаяся, впрочем, ко всей первобытной духовной и художественной культуре, - ее принадлежность к синкретическому  целому, которое сложно подвергнуть  разделению на отдельные области. Первобытные  нормы поведения - это и мораль, и этикет, и зачатки права, и  религиозные предписания.

В связи с этой особенностью первобытной культуры - ее синкретичностью - не теряет актуальности проблема специфики мышления первобытного человека. Исследователи расходятся во взглядах на этот вопрос. Одни считают, что законы человеческого мышления универсальны и человеческая психика единообразна независимо от исторической или этнической принадлежности, другие полагают, что существуют отличия в мышлении «первобытных» и «цивилизованных» народов. Вне зависимости от того, как решить этот вопрос, следует отметить, что синкретизм мышления, как и синкретизм первобытной культуры в целом, - важный факт древнейшего периода человеческой культуры. В сознании первобытного человека особым образом переплетались рациональные знания и рациональные приемы мышления с фантастическими представлениями о мире. Это качество, свойственное в той или иной степени сознанию человека любой исторической эпохи, наиболее ярко и полно проявилось на начальной стадии существования человека и культуры.

Соединение рационального  с фантастическим не означало преобладания «мистического» начала в сознании первобытных  людей. Как доказывают этнографические  данные, повседневная жизнь людей  основывалась на вполне рациональных началах. И хотя первобытный человек, действительно, еще не разделял естественное и сверхъестественное - он еще не знал законов природы, для него одинаково естественны и реальные животные, и мифологические существа, - чем не менее можно сказать, что сверхъестественное в нашем понимание «вторгалось» в жизнь человека либо в какие-то ответственные, переломные моменты его жизни, либо тогда, когда нарушался привычный ход событий.

Синкретизм первобытного мышления отразился в универсальной  структуре - в  мифе. Существуют разные взгляды на миф и мифологическое сознание, разные точки зрения. Мифологию изучают различные науки - этнография, литературоведение, религиоведение, философия, культурология. Продолжают обсуждаться проблемы соотношения мифологии и религии, мифа и фольклорных жанров, вопрос первичности и вторичности мифа и ритуала. Бесспорно то, что миф явился первой формой осмысления человеком окружающего мира. В мифологии следует искать начала различных форм общественного сознания - религии, философии; к мифологии и связанному с ней ритуалу восходит художественное творчество, в мифологической форме существовали первые рациональные познания человека о мире.

Несмотря на то что синкретизм первобытного сознания затрудняет выделение отдельных его областей - рационального знания, религиозных представлений, - можно попытаться в общих чертах их описать, опираясь главным образом на данные этнографии.

Рациональные знания первобытности, безусловно, основываются на практической деятельности и особенностях образа жизни. К наиболее очевидным представлениям относятся знание местности, территории обитания и знакомство с животным и растительным миром. Этнографы  неоднократно отмечали обширные и точные знания людей доклассового общества, так называемых отсталых народов, о  химических свойствах веществ, особенно растительного происхождения, о  лечебных или токсических их свойствах. Это сопровождалось разнообразными способами лечения и самолечения, в том числе различными приемами примитивной хирургии: лечение переломов, вывихов, накладывание повязок и  др.

Многочисленные археологические  и этнографические материалы  указывают на формирование различных  систем счета: основанных на числах 5 и 10, основанных на числе 7 и кратных  ему, основанных на числе 3 и кратных  ему 6 и 9, основанных на 4 и 8.

Постепенно накапливались  наблюдения за календарным циклом, что способствовало приумножению знаний о животном и растительном мире, а также формированию представлений  о времени. Появляются различные  способы исчисления времени - выделение  сезонов по смене погоды, по чередованию  хозяйственных работ, обозначение  длительных периодов по поколениям. Логично  предположить и формирование пространственных представлений - в связи с обитанием  на определенной территории или территориях, различные в зависимости от образа жизни, кочевого или оседлого.

Формирование религиозных  представлений на самом раннем этапе  существования духовной культуры - вопрос дискуссионный. Исследователи  называют различные формы религии  в качестве исходной - анимизм, магию, фетишизм; выделяют различные виды культов - культ предков, культ солнца, растений, животных и так далее. Очевидно, что первобытные религиозные  воззрения дают возможность для  различных точек зрения. Факты, которыми мы располагаем, были получены главным  образом в результате этнографических  исследований и дают чрезвычайно  пеструю картину. С уверенностью можно сказать, что религиозные  представления и обряды в доклассовом  обществе не представляли собой системы. Можно лишь перечислить ряд первых религиозных форм, но маловероятно установить между ними отношения  преемственности или следования. Кроме того, многие исследователи  предлагают не выделять в качестве самостоятельных форм анимизм, магию  и фетишизм, считая их элементами религии, существовавшими в различных  формах религии, на разных исторических этапах.  Анимизм - вера в духов и в душу,  магия - представления о сверхъестественных возможностях воздействия одного человека на другого (других),  фетишизм - представления о сверхъестественных, чудесных свойствах тех или иных предметов - все это в той или иной степени можно обнаружить во многих, если не во всех, религиозных системах.

Среди религиозных идей первобытности  наиболее ясным для исследователей оказался  тотемизм. В отличие от анимизма, фетишизма и магии тотемистические представления не фигурируют в позднейших религиозных системах. Стало быть, мы с уверенностью можем назвать тотемизм самостоятельной формой религии.

Тотемизм - вера в родство  группы людей с тем или иным животным, реже - растением. Это животное -  тотем - считается первопредком рода или иной общности людей, что отражено в соответствующих мифах и ритуалах. Тотемизм можно считать одной из наиболее древних форм, свидетельством чему служат, очевидно, ритуальные захоронения определенного вида животных или частей тела животных. Появляются такие захоронения, о чем уже говорилось, достаточно рано - еще в пределах нижнего палеолита.

В качестве отдельных форм нередко выделяют некоторые виды магии: вредоносную магию, или ведовство, лечебную магию, или знахарство, и  любовную магию, которая нередко  позднее соединяется с аграрными  культами плодородия.

К древнейшим относят погребальные культы, возникающие еще у палеоантропов, и промысловые культы, призванные обеспечить удачу охотничьих действий.

Можно предполагать, что  на протяжении верхнего палеолита и  мезолита складывались раннеплеменные культы, ядром которых были обряды возрастных инициации - посвящение подростков во взрослые члены коллектива. У некоторых народов возрастные инициации представляли собой специальное обучение и физические испытания и продолжались от нескольких недель до нескольких лет. У других - существовали обряды, лишь обозначающие переход из одной возрастной группы в другую. В обрядах инициации участвовали в основном мальчики, соответствующие обряды для девочек встречаются довольно редко.

Все перечисленные формы  относятся к наиболее ранним, среди  них нельзя выделить первичные и  вторичные. Скорее всего они формировались и развивались параллельно, нередко - тесно переплетаясь и взаимодействуя, порождая промежуточные формы.

Говоря о духовной культуре верхнего палеолита и мезолита, в  целом следует отметить, что ею были заложены важнейшие основы духовной культуры.

Не менее важна роль этого периода в становлении  художественной культуры. Говоря о  художественной культуре доклассового общества, не следует забывать о  синкретичности первобытной культуры. То, что мы называем искусством и художественным творчеством, было тесно соединено и переплетено с повседневной жизнью, религиозно-мифологическими представлениями и обрядами и может быть названо искусством с известной степенью условности.

(4)Истоки первобытного изобразительного искусства - в так называемой нижнепалеолитической графике - изображения прямых и зигзагообразных линий, спиралей, точек и других фигур. Но уже в верхнем палеолите объектами изображения становятся животные и человек. Правда, в искусстве верхнего палеолита образ человека встречается еще довольно редко. К числу наиболее древних относятся барельефы и статуэтки, изображающие женские фигуры - так называемые «палеолитические Венеры». Характерной особенностью этих фигур являются преувеличенные размеры груди, живота, бедер, что дает возможность многим исследователям предполагать ритуальные предназначения этих изображений, связанные с идеей рождающего начала. Лица, руки и ноги «палеолитических Венер» выполнены очень условно, без какой-либо детализации.

Основным объектом изображения  в верхнем палеолите с уверенностью можно назвать животных. В наиболее древней наскальной живописи яснее  всего прорисованы голова и передняя часть туловища, позднее появляются более законченные изображения. Причем заметны попытки построения пространственных изображений: выделение рельефа тела животного или изображение в сложных ракурсах, например тело животного было показано в профиль, а копыта и рога - в фас или три четверти.

Многофигурная живопись верхнего палеолита представляет собой реалистично  выполненные изображения отдельных  фигур при абсолютном отсутствии связей между ними: отдельные фигуры располагались друг относительно друга  в совершенном беспорядке.

Мезолитическое искусство, несмотря на некоторую утрату реалистичности и более схематический по сравнению  с верхнепалеолитическим характер, отличается существенными достижениями. Во-первых, это умение выстраивать композицию в многофигурных изображениях, передача динамики, действия. Во-вторых, основным объектом изображения становится человек. Хотя животные присутствуют в большинстве произведений искусства мезолита, но не они являются объектом основного внимания мезолитических «художников».

Характеризуя изобразительное  искусство верхнего палеолита и  мезолита, отметим, что на этих стадиях  ему свойственна стилистическая и содержательная однородность. Региональные, этнические и индивидуальные особенности, как правило, не играют существенной роли.

Трудно сказать что-либо существенное о формировании других видов искусства на протяжении верхнего палеолита и мезолита. Становление  словесного, вокально-музыкального и  танцевального искусства связывают  с мифологическими и ритуальными  действиями. Ряд исследователей предполагают довольно раннее возникновение вокально-музыкального сопровождения монотонных и ритмичных  трудовых действий. Едва ли можно идти в предположениях дальше, так как  все, что мы можем сказать о  нефиксированных видах искусства, основывается лишь на гипотезах и  на этнографических фактах, относящихся  к более поздней ступени развития доклассового общества и к стадии формирования классового общества.

Заключительный период первобытной  культуры относится к стадии так  называемого  неолита. Начало этого этапа и тем более его продолжительность различны в разных регионах. Где-то неолит заканчивается к 5-3-му тысячелетиям до н.э. и сменяется древнейшими государственными образованиями, в других областях земного шара он продолжался вплоть до XIX - начала XX вв.

Культура на этом этапе  первобытности утрачивает свое единообразие, формируются и все более ярко проявляются этнические и региональные различия. Поэтому дать характеристику этому периоду первобытной культуры можно только в самом общем  виде.

Несмотря на все споры  и дискуссии, связанные с определением неолита, большинство исследователей поддерживают идею о качественном скачке, произошедшем в этот период и обеспечившем переход к следующим ступеням исторического развития. Этот скачок, который иногда именуют «неолитической революцией», - переход от присваивающего к производящему хозяйству, т.е. переход  от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству. Переход этот не сразу давал очевидные преимущества, и ранние земледельцы и скотоводы  социально и культурно почти  не отличались от поздних, или, как говорят, высших, охотников и собирателей. Тем не менее новая деятельность открыла путь к более эффективной экономике и тем самым к дальнейшему социокультурному развитию.

Материальная  культура неолита, хотя и имеет региональные особенности, отличается рядом общих новых достижений. Это, во-первых, новые приемы обработки камня - шлифование и сверление. Во-вторых, во многих регионах разрабатывались другие природные ресурсы - гипс, марганцевые руды, соль. В-третьих, очень популярным материалом неолита становится глина, которая наряду с деревом использовалась при строительстве домов и из которой изготавливалось множество предметов разнообразного назначения. Многие археологи считают керамику типичным признаком неолита. В-четвертых, неолит характеризуется возникновением ткачества, сначала в виде ручного плетения, затем - в позднем неолите - в ряде областей появляются ткацкие станки. Первоначально в качестве материала использовались волокна дикорастущих растений. С развитием земледелия и скотоводства стали использовать окультуренные виды хлопчатника и льна, а также шерсти.

Изменения в материальной культуре и трудовой деятельности вели к формированию специализации и  возникновению ремесла, а также  к появлению так называемого  избыточного продукта. Это вело к  увеличению имущества членов общины, формированию представлений о собственности  и возникновению принципов наследования и распределения собственности.

Социальную организацию, характерную для неолита, обычно называют позднепервобытной родовой общиной. Ее наиболее яркие отличия от раниепервобытной в том, что общины становятся крупнее, степень мобильности населения падает, более типичным становится оседлый образ жизни. Усложняется социальная структура, постепенно формируются социальная иерархия и новые социальные институты, совершенствуется управление общиной, постепенно происходит становление системы власти.

Перемены в материальной культуре и социальной организации  обусловили ряд изменений в духовной и художественной культуре.

Мораль человеческого  общества эпохи неолита в целом  продолжает носить коллективистский характер. Важный принципы моральных норм - старшинство, т.е. подчинение младших старшим, и большинство - умение уступать и не проявлять упорства в выступлении против мнения большинства. Постепенно сформировавшееся лидерство, в принципе не противоречащее основным нормам коллективистской морали, вело к тому, что авторитет и влияние лидера играли решающую роль в принятии тех или иных решений. Начинался процесс взаимодействия коллективистской морали с формирующейся системой власти.

На протяжении длительного  времени мораль позднеродовой общины в большой степени препятствовала социальному расслоению: нельзя было иметь имущества значительно больше, чем у других, нельзя было дарить больше, чем одариваемые могут вернуть, сверстники должны были проходить основные жизненные рубежи приблизительно в одно время и т.д. Несмотря на то что с увеличением имущества формировались понятия богатства и собственности, отношение к ним существенно отличалось от отношения в других, более поздних обществах. Накопление богатства в позднепервобытной общине было невозможно, оно требовалось для активного участия в социальной жизни: устройства пиров, организации ритуалов, приема гостей. Людей, накопивших особенно крупные запасы, так или иначе заставляли делиться с окружающими, а в случае отказа могли даже убить.

Среди норм взаимоотношений  людей в позднепервобытной общине важное место занимали принцип компенсаторного наказания за причиненный ущерб и различное отношение к сородичу и чужаку. В случае проступка сородича наказание было как можно более мягким, отношение к чужакам, как правило, было совершенно другое, даже убийство чужака не считалось плохим поступком. Родственные связи переставали играть решающую роль только с разложением общинно-родового строя и переходом от родовой к соседской общине.

Религиозные представления  на поздней стадии родового строя  развивались, образуя новые религиозные  формы, в основном отражающие социальные изменения. В то же время продолжали существовать ранее возникшие формы, сложным образом переплетаясь и  взаимодействуя с вновь возникающими. Среди религиозных форм, формирующихся на последней стадии родового строя и при переходе к классовому обществу, можно назвать следующие:

  • родовые и семейные культы, или культ предков;
  • культ личных духов - покровителей, отражающий процесс распада родовых связей;
  • шаманизм, остающийся до сих пор одной из наиболее трудных для понимания религиозных форм;
  • тайные союзы, являющиеся формой социальной организации, но одновременно представляющие собой и форму религии со своими специфическими верованиями и обрядами;
  • земледельческие или земледельческо-скотоводческие культы - верования и обряды, связанные с новой деятельностью;
  • обожествление вождей, формирующееся при переходе к классовому обществу и перерастающее в сакрализацию власти правителей и их почитание после смерти.

В художественной культуре эпохи неолита, с одной стороны, легко заметить преемственность  с более ранними периодами  и свойственную первобытному искусству  сюжетную и стилистическую однородность. С другой стороны, особенно ярко это  заметно на материалах этнографии, все больше проявляются и становятся существенными региональные и этнические различия.

В поздненеолитическом изобразительном  искусстве широко распространены знаки  в виде кругов, крестов, свастик, полумесяцев  и др., стилизованные изображения  людей и животных, а также орнаментальные мотивы.

На основе знаков и схематизированных  изображений в ряде областей земного  шара начинают формироваться древнейшие системы письменности - рисуночное письмо.

На основе художественной культуры неолита начинает формироваться  художественная культура древних цивилизаций, не переставая взаимодействовать с  другими областями культуры. Неолит завершает историю культуры первобытности и закладывает основы для нового этапа, следующей ступени в истории человека, общества и культуры.



Информация о работе Первобытная культура