Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:49, доклад
Однако не нужно забывать, что высокие достижения мировой культуры существуют на основе первобытной культуры. Цивилизация стала возможной потому, что параллельно с ней шел процесс разрушения первобытной культуры. Поэтому можно сказать, что деление культур на планете на развитые и неразвитые означает деление человечества в целом на "эксплуататоров" и "эксплуатируемых".
Первобытная культура
1) самый древний тип культуры, определявший
бытие людей на протяжении почти всей
их истории;
2) первобытной, архаичной может быть культура
живущих "рядом" с нами народов, высокомерно
называемой некоторыми примитивной;
3) древнейшая культура остается органичной
и весьма существенной частью современной
культуры, которая заслуженно гордится
своим рационализмом и техническим могуществом.
Отношение к первобытной культуре может
быть различным. Еще в древности родилась
традиция отождествлять первобытность
с некультурностью. Афинский оратор Исократ,
живший в V-VI вв. до н.э., полагал, что само
слово "эллин" является обозначением
культуры, а не происхождения. С тех пор
эта традиция не исчезла, а слово "первобытный"
часто употребляют для обозначения неразвитости,
отсталости и т.д.
Однако не нужно забывать, что высокие
достижения мировой культуры существуют
на основе первобытной культуры. Цивилизация
стала возможной потому, что параллельно
с ней шел процесс разрушения первобытной
культуры. Поэтому можно сказать, что деление
культур на планете на развитые и неразвитые
означает деление человечества в целом
на "эксплуататоров" и "эксплуатируемых".
Первобытность - это первое бытие. Разложение
первобытной культуры - это разложение
основ культуры, которое распространяется
и на всю культуру. Сохранить ее может
только культурное, т.е. почтительное и
бережное, отношение к ее основам.
Известный культуролог и антрополог Дж.
Фрэзер писал:
...в числе благодетелей человечества,
которых мы обязаны с благодарностью чтить,
многие, если не большинство, были первобытными
людьми. В конечном счете мы не так уж отличаемся
от этих людей, и многим из того истинного
и полезного, что так бережно сохраняем,
мы обязаны нашим грубым предкам, накопившим
и передавшим нам по наследству фундаментальные
представления, которые мы склонны рассматривать
как нечто самобытное и интуитивно данное
.
Первобытное искусство - искусство
эпохи первобытнообщинного строя. Возникло
в позднем палеолите (ок. 30 го тыс. до н.
э.) и отражало образ жизни и воззрения
первобыт. охотников (примитивные жилища,
полные жизни и движений пещерные изображения
животных, женские статуэтки). У земледельцев
и скотоводов неолита и энеолита появились
общинные поселения, мегалиты, свайные
постройки, изображения стали передавать
отвлеченные понятия, развилось искусство
орнамента. В эпоху неолита, энеолита,
бронзового века у племен Египта, Индии,
Передней, Средней и Малой Азии, Китая,
Южной и Юго-Восточной Европы сложилось
искусство, связанное с земледельческой
мифологией, орнаментированная керамика,
скульптура). У северных лесных охотников
и рыболовов бытовали наскальные изображения,
реалистические фигурки животных. Скотоводческие
степные племена Восточной Европы и Азии
на рубеже бронзового и железного веков
создали звериный стиль. Поздние этапы
П. и. связаны с разложением первобыт. строя.
Особенностью первобытной культуры является
прежде всего то, что она, образно говоря,
скроена по мерке самого человека. У истоков
материальной культуры вещами командовал
человек, а не наоборот. Конечно, круг вещей
был ограничен, человек мог их непосредственно
обозревать и чувствовать, они служили
продолжением его собственных органов,
в определенном смысле были их вещественными
копиями. Но в центре этого крута стоял
человек - их создатель. Первобытная история,
как и культура, имела еще одну особенность
- примитивный коллективизм.
Взгляды на происхождение искусства
Общепринятого объяснения причин возникновения
искусства нет. В марксистском учении
происхождение искусства объясняется
трудовой деятельностью. Г.В. Плеханов
писал по этому поводу, что искусство -
дитя труда, а не игры.
Согласно иным взглядам, искусство связано
с религией. Магия охоты и магия плодородия
находили отражение в деятельности первобытных
художников, где образам искусства придавалось
значение заклинания, а не наслаждения.
Такая точка зрения во многом основана
на том, что первобытные художники делали
изображения в потаенных местах пещер,
в темных камерах и коридорах, на значительном
отдалении от входа, где и два человека
не могли разойтись. Это объясняют желанием
создать вокруг настенных изображений
атмосферу тайны, естественную для магических
действий.
Существуют также традиция связывать
происхождение искусства с игровой деятельностью.
Давно было замечено, что первобытные
изображения постепенно становились менее
реалистичными, более условными. Но для
игры как раз и характерно создание человеком
в условном пространстве и времени порядка,
который определяется им самим. Играющий
человек выражает себя в условно независимом,
свободном состоянии, в состоянии незаинтересованности
по отношению ко всему, что не связано
с игрой. Отсутствие внешней, посторонней
цели, когда целью становится сама деятельность,
роднит искусство и игру. В книге "Утро
искусства" академик А.П. Окладников
писал, что у первобытных художников была
лишь потребность в материализованном
выражении внутренних переживаний, чувств
и идей, творческой фантазии.
Не исключено, что первобытные художники,
проникавшие в потаенные места пещер,
делали это не для магии, а чтобы избежать
свидетелей своего творчества, которое
могло казаться со стороны пустым, непонятным
и из-за этого, может быть, вредным занятием.
Некоторые ученые связывают с игрой не
только искусство, но и всю первобытную
культуру, видят в ее истоках игру. Такой
подход характерен для философской герменевтики.
Г. Гадамер, рассматривал историю и культуру
как своего рода игру в стихии языка.
Еще более показательны в этом отношении
взгляды голландского историка культуры
И. Хойзинги (иногда пишется Хейзинга).
В своей книге "Человек играющий. Попытка
определения игрового элемента в культуре"
(1938) он универсализировал понятие игры,
к которой свел все многообразие человеческой
деятельности и рассматривал ее как основной
источник и высшее проявление человеческой
культуры. Чем ближе культура к архетипам,
т.е. чем более она первобытна, тем более
она игра; но отдаляясь от своих истоков,
подобно тому как человек отдаляется от
своего детства, культура утрачивает игровое
начало.
Конечно, любая теория, в которой происхождение
искусства, равно как и культуры, сводится
к трудовой или игровой деятельности,
к магии, не бесспорна. Естественно, что
создание любой культурной ценности -
это труд. Но разве игра - не труд? Что может
быть серьезнее для ребенка, чем игра?
Но и труд вполне взрослого человека, когда
он сам по себе доставляет ему радость
и удовлетворение, мало чем отличается
от игры. Наконец, разве культура и искусство
не оказывают магического воздействия,
внушая нам мысли и чувства или пробуждая
желания, которые без них у нас бы просто
не возникли?
В вопросе о происхождении искусства важно
понять не столько причину, сколько цели,
которые преследовал первобытный художник,
создавая изображения. Ясно, что они могли
быть разными, что сами изображения потом
использовались с различными целями. Но
если художник, как писал А.П. Окладников,
удовлетворял свою потребность в материализованном
выражении внутренних переживаний, которые
для него были идеальны, то целью его творчества
служило изображение идеала. Если для
культуры в целом характерно постоянное
несовпадение целей и идеалов, то в начальной
стадии культуры это совпадение все же
происходило в силу синкретического характера
первобытной культурной деятельности.