Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 21:11, контрольная работа
Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.
Введение 3
1 Специфика архаичной культуры. Культурный синкретизм 6
2 Материальная культура первобытного общества 10
3 Миф как форма культуры. Миф и магия 15
4 Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм 18
Заключение 21
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
КУРГАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
философии
по теме: Первобытная культура.
План работы:
1) Специфика архаичной культуры. Культурный синкретизм.
2)
Материальная культура
3) Миф как форма культуры. Миф и магия
4)
Ранние формы религиозного
Выполнил студент
гр. ЮЗ-1869
Содержание
Введение | 3 |
1 Специфика архаичной культуры. Культурный синкретизм | 6 |
2 Материальная культура первобытного общества | 10 |
3 Миф как форма культуры. Миф и магия | 15 |
4 Ранние формы религиозного сознания: тотемизм, анимизм, фетишизм | 18 |
Заключение | 21 |
Список использованной литературы | 24 |
Введение
Процесс становления культуры начался с... облавной охоты на крупного зверя - основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества. Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же более результативной. Те племена, которые не ощущали этого "зова будущего" и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в лучшем случае, на длительное застойное существование - ведь не было никаких стимулов для развития творческого мышления. Ремесло еще только начиналось и заключалось лишь в некотором усовершенствовании способов обработки камня, но и здесь только те племена имели будущее, которые культивировали, т.е. совершенствовали, развивали свое умение.
Культура складывалась постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества. На протяжении сотен тысяч лет мозг нашего предка постепенно превращался в человеческий, т.е. стали различаться функции правого и левого полушарий. Их обособленная работа долгое время была невозможна, следовательно, и невозможно и абстрактное, логическое мышление.
Длительное время, как и у ребенка, у первобытного человека два полушария действовали нераздельно. На основе именно такого типа мозговой работы и формировалось так называемое мифологическое сознание. В таком сознании творения фантазии, творческий вымысел не отделяются от мира реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом сознании, мы называем синкретической.
В родоплеменном коллективе все существует в неразрывном единстве – у всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одна прическа; пляски, мифы, обряды - одинаковые, короче, "я" растворено в "мы". В такой культурной ситуации всегда преобладает мир фантазии, воображения над осмыслением, анализом и как более яркий, и как более целостный в отличие от раздробленного, непостижимого в своих закономерностях и данного только в противоречивых ощущениях внешнего мира, к тому же просто пугающего своей откровенной враждебностью человеку, и, наконец, просто как наиболее доступный невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.
Второй основополагающий принцип первобытной культуры – ее традиционность. Все особенности структуры бытия и повседневного быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы, вкус и способы художественной деятельности оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и неизменяемыми. Они передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями.
Миф - особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером. Основная задача мифа - упорядочение человеческой жизни – робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.
Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.
В первобытном обществе вся духовная жизнь могла выразиться в силу неразвитости умственных представлений только в художественной деятельности, т.е. в искусстве. Отсюда чрезвычайное многообразие функций первобытного искусства: это - и познание, самоутверждение человека, и систематизация мира, фиксация его видимой оболочки, вера в магическую силу изображения и т.д. Появление искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д. Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется свободное время, т.е. когда решена основная проблема - проблема выживания и решается уже другая, качественно иная проблема - жизни. Однако, первобытное искусство, что вполне естественно, отражает собой не более чем коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи – оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично, образно.
В своем стремлении овладеть силами природы первобытный человек обращается к магии. В основе магии лежал принцип аналогии - вера в получение власти над предметом через овладение его образом (ведь в мифологическом представлении образ и реальный предмет, как мы уже отмечали, неразличимы). Первобытная охотничья магия направлена на удачную охоту. Первыми магическими изображениями принято считать отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах.
Тотемизм, анимизм, фетишизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. В первобытном обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности.
1
Специфика архаичной
культуры. Культурный
синкретизм
Первобытная культура – это самый древний тип культуры, всецело определявший бытие людей на протяжении почти всей их истории. Первобытной, архаичной остается культура народов, живущих «рядом» с нами, народов, которых некоторые высокомерно называют примитивными. Древнейшая культура остается органичной и весьма существенной частью современной культуры, которая заслуженно гордится своим рационализмом и техническим могуществом.
Синкретизм всегда присутствовал в структуре культуры. Его элементы нельзя исключить из культуры, так как они необходимы для ее развития. Поэтому, видоизменяясь, эти элементы сохраняются на всех ее уровнях, хотя наиболее заметны на ранних стадиях развития человечества. Любая культура легко обнаруживает признаки синкретизма (слияние рациональных знаний с полумагическими верованиями и заклинаниями). Синкретизм был присущ первобытной культуре. В средние века синкретизм в культуре выражается, прежде всего, в религии. В Новое и новейшее время, хотя он практически разрушается, прежде всего, в связи с разделением субъекта и объекта, стихийный синкретизм мировосприятия, выражающийся в моделировании художественного мира как живого организма, тем не менее, остается. Сегодня идет обратный процесс соединения и объединения культуры в одно целое синкретическое поле. В связи с этим можно говорить о том, что синкретизм постоянно присутствует в структуре культуры. Поэтому есть необходимость детального изучения такого явления как синкретизм.
Первоначальное значение слова синкретизм — это собрание граждан острова Крит. Сегодня слово совершенно утратило связь с первоначальным своим смыслом. Новый этап в изучении и понимании сущности синкретизма начался тогда, когда стало возможным массовое привлечение этнографического материала. Особый интерес к понятию синкретизма проявился лишь в XIX веке, прежде всего, в связи с появлением работ по первобытной культуре (Э.Б. Тайлор).
Изучая особенности этого периода, исследователи обратили пристальное внимание на такую особенность первобытной жизни, как ее слитность и нерасчлененность. Лишь с появлением интереса к временам первобытно-общинного строя появилась необходимость в изучении синкретизма, как одного из ярких проявлений первобытной культуры. Именно поэтому синкретизм исследовался и исследуется сегодня чаще всего в связи с первобытной культурой, первобытным сознанием, религией.
Создателем теории первобытного синкретизма считается филолог, историк и теоретик культуры А.Н. Веселовский. Под синкретизмом первобытного искусства он понимал слитность, нерасчлененность основных форм художественного творчества - изобразительного искусства, драмы, музыки и т.д. В своей книге «Историческая поэтика» он обозначил основные черты первобытной поэзии (синкретизм, хоровое начало, связь с народным обрядом) и выделил в ней то, из чего впоследствии произойдут главные роды поэзии — эпос, лирика и драма. Ритуалы, разыгрывающиеся с практической (магической) целью, создавали, прежде всего, в рамках синкретизма, некую «вторую» действительность как образ «первой», что давало известную свободу воображения и творчества.
По его мнению, вместе с выделением песни из обряда происходит дифференциация родов, причем сначала выделяется эпос, а затем лирика и драма. Наследием первобытного синкретизма в эпосе он считает лироэпический характер его ранних форм. Что касается лирики, то она, по его мнению, выделилась из обрядового синкретизма.
Теория А.Н. Веселовского наиболее продуктивна для понимания происхождения лирической поэзии. Фольклорная лирика целиком песенная, а песня по самой своей природе отражает синкретизм музыки и поэзии.
Исследовательница теории и истории культуры О.М. Фрейденберг в своей работе «Поэтика сюжета и жанра» обращается к архаической системе мировоззрения. Она занимается этим «потерявшим актуальность мировоззрением, цельным, не дифференцированным на отдельные идеологии мировоззрением, которое было создано образным первобытным мышлением».
О.М. Фрейденберг была против трактовки первобытного синкретизма как одного комкообразного синкретичного действа, происхождение из которого противоречило редублирующему характеру первобытного мышления, которое отождествляло слово, действие и вещь и повторяло свои представления в поливариантных друг другу формах. То есть синкретизм для нее — это не первоначальная слитность всех проявлений человеческой культуры, а мышление тождеством, семантически приравнивающее речь, действие и вещь, что создает возможность их симбиоза: «Ритмические акты словесные и действенные идут параллельными друг другу рядами, интерпретируя одинаковой семантикой одинаковые впечатления действительности…».
Многое в особенностях первобытного мышления объясняется при изучении мифа и ритуала, которые являются господствующими компонентами первобытной культуры. По определению О.М. Фрейденберг, миф - это образное представление в форме нескольких метафор, где «нет логичной каузальности, и где вещь, пространство, время понятны ее» нерасчлененно и конкретно, где человек и мир, субъект и объект едины». Миф пронизывает всю первобытную жизнь, мифом являются и вещи, и действия, и речь, и боги.
Поскольку сознание первобытного общества оперирует одними повторениями и тождествами, оно ставит знак равенства между тем, что происходит во внешнем мире и в жизни самого общества; переосмысляя реальность, это общество начинает компоновать новую реальность в виде репродукции того же самого, что оно интерпретирует. Это и есть то, что мы называем обрядом. Человек есть природа, его жизнь — повторение космических действ. Производство, акты труда, биологические моменты - все интерпретируется космогонически и соответственно воспроизводится в действии.
О своеобразном синкретизме первобытного мышления пишет и А.А. Формозов в книге «Очерки по первобытному искусству». Он говорит о том, что синкретизм первобытного мышления включает в себя и элементы религии, и элементы реального опыта. В сознании палеолитического человека не могла еще произойти дифференциация особой религиозной сферы и сферы искусства. «Сознание людей эпохи камня представляло собой сплав, сложное переплетение ошибочных и верных посылок, охотничьей магии и положительных знании, подсказанных практикой, производством».
При этом автор подчеркивает, что это синкретическое единство по характеру и результатам действий, по силе эмоций, по специфическому чувству целесообразной и выразительной формы, которое в этом процессе вырабатывалось, походило все-таки на искусство.