Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 20:05, контрольная работа
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Мы много не знаем о душе человека, который жил 20000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная. Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят своё выражение в вопросах без ответов.
1. Введение ………………………………………………………………….3
2. Периодизация первобытной эпохи …………………………………….4
3. Первобытная культура и ее особенности ……………………………...5
4. Заключение ……………………………………………………………….14
5.Список литературы ……………………………………………………….15
Содержание.
1. Введение ………………………………………………………………….3
2. Периодизация первобытной эпохи …………………………………….4
3. Первобытная культура и ее особенности ……………………………...5
4. Заключение ……………………………………………………………….14
5.Список литературы ……………………………………………………….15
1. Введение.
Истоки и корни нашей культуры находятся в первобытности. Большая часть истории человечества приходится на период первобытности. Мы много не знаем о душе человека, который жил 20000 лет тому назад. Однако знаем, что на протяжении известной нам истории человечества человек не изменился существенным образом ни по своим биологическим и психофизическим свойствам, ни по своим первичным неосознанным импульсам (ведь с тех пор прошло около 100 поколений). Каково было становление человека доисторической эпохи? Что он пережил, открыл, совершил, изобрел до начала передаваемой историй? Первое становление человека – глубочайшая тайна, до сих пор нам совершенно недоступная, непонятная. Притязания, предъявляемые нашему познанию доисторией, находят своё выражение в вопросах без ответов.
Не даёт окончательного и достоверного представления о времени и причинах перехода от человека умелого к человеку разумному, равно как и об отправной точке его эволюции, и современная антропология. Очевидно лишь, что человек прошёл в своём биологическом и социальном развитии долгий и весьма извилистый путь. В недоступных нашему определению временах и эпохах происходило расселение людей на Земном шаре. Оно шло внутри огромных площадей, было бесконечно разбросанным, но вместе с тем носило всеобъемлюще единый характер. Наши предки в самый отдалённый из доступных нам периодов предстают перед нами группами, вокруг огня. Использование огня и орудий является существенным фактором в превращении в человека. «Живое существо, не имеющее ни того, ни другого, мы вряд ли сочли бы за человека.
Радикальное отличие человека от животных состоит в том, что окружающий предметный мир является объектом его мышления и религии. Образование групп и сообществ, осознание его смыслового значения – ещё одно описательное качество человека, только тогда, когда между первобытными людьми начинает возникать большая спаянность, вместо охотников на лошадей и оленей появляется осёдлое и организованное человечество. Возникновение искусства – закономерное следствие развития трудовой деятельности и техники палеолитических охотников, неотделимое от сложения родовой организации, современного физиологического типа человека. Увеличился объём его мозга, появилось множество новых ассоциаций, возросла потребность в новых формах общения.
2. Периодизация первобытной эпохи.
Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. Согласно археологической периодизации история человечества делится на века:
каменный век
бронзовый век
железный век
В свою очередь века подразделяются на эпохи, а эпохи на
периода (ранний, поздний). Периоды делятся на культуры, которые
названы по первому месту находок и составляют определенный
комплекс археологических памятников, выявленных
картографированием массовых археологических материалов.
Каменный век подразделяется на следующие эпохи:
Палеолит (древний каменный век)
Мезолит (средний каменный век)
Неолит (новый каменный век)
Внутри каждой из эпох ученые выделяют ключевую
культуру, определяющую характер всей эпохи. Так, в раннем
палеолите выделяются следующие культуры, последовательно
сменявшие друг друга:
дошелльская культура
шелльская культура
ашельская культура
мустьерская культура
В эпоху верхнего палеолита господствовали:
ориньякская
солютрейская
мадленская культуры
Каждая культура стояла выше, чем предыдущая и это было определяющим обстоятельством в прогрессе человечества от дикости и варварства к цивилизации.
Затем наступил бронзовый век (2–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.
3. Первобытная культура и ее особенности.
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, традиции и искусство народов, живших более 30000 лет тому назад и давно умерших, либо тех народов, которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни. Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века. Важнейшей отличительной особенностью первобытной культуры является синкретизм (греч. suncretis — объединение) неделимость, недифференцированность её форм, признак её неразвитого состояния.
Ещё одна особенность — отсутствие письменности, обусловившее медленные темпы накопления информации в обществе, а отсюда — и медленные темпы культурного и социального развития.
На ранних стадиях первобытного общества, когда язык был довольно примитивным, а возможности вербальной коммуникации — небольшими, главным информационным каналом культуры, основным средством обучения и общения, помимо естественно-биологической активности, выступала трудовая деятельность.
Действия, приносившие полезный эффект, становились образцами для подражания, передавались из поколения в поколение и превращались в устойчивый ритуал, обычай. Мир смыслов, в которых жил человек на первых этапах своей истории, определялся ритуалами. Ритуальные действия становились своеобразными символами, знание которых отражало уровень овладения культурой и социальную значимость личности.
Действия «по образцу» определяли поведение каждого индивида, что исключало его творческую самостоятельность.
Индивидуальное самосознание в этих условиях развивалось медленно и почти полностью сливалось с коллективным.
Проблем нарушения установленных норм поведения, непослушания, противоречий между личными и общественными интересами не существовало.
Индивид не просто должен был вести себя «как все» — он не мог отступать от ритуальных требований, определявших его поведение.
Особую роль в поддержании обычаев, ритуалов играли табу — обязательные запреты, оберегавшие жизненно важные для рода правила коллективной жизни (порядок распределения пищи, запрет кровно-родственных половых связей, неприкосновенность вождя).
Культура, таким образом, начинается с введения запретов, направленных на предупреждение асоциальных проявлений животных инстинктов, но сдерживающих личную инициативу.
С развитием языка формируется и приобретает возрастающее значение новый информационный канал — устное вербальное общение. Это сопровождается развитием мышления и индивидуального самосознания. Индивид перестает отождествлять себя с коллективом, у него возникает возможность высказывать различные мысли по поводу происходящих событий, хотя самостоятельность мышления продолжительное время остается ещё довольно ограниченной. На этом этапе духовной основой первобытной культуры становится мифологическое сознание.
Его особенность заключается в том, что человек переносит на окружающий мир свойства, которые он замечает в самом себе: предметы природы представляются ему живыми, одухотворёнными существами, также имеющими свою волю, мысли, желания, ощущения.
В мифах неизбежно сочетаются реальность и вымысел. Тем не менее в них всё становится понятным.
Несмотря на недостаточность реальных знаний, языковая символика мифов вливается в ритуалы и придаёт им смысл (в том числе и тайный — для магических ритуалов; он доступен лишь посвященным — колдунам, магам).
В свою очередь, мифотворчество порождает новые магические ритуалы.
Мифы прогнозируют все формы жизнедеятельности людей и выступают как основные «тексты» первоначальной культуры. Их устная трансляция обеспечивает единство взглядов всех членов племенного сообщества на окружающий мир. Вера в «свои» мифы укрепляет сообщество и вместе с этим отделяет «своих» от «чужаков», верящих в другие мифы. Поэзия мифов — первая форма литературного творчества.
Но мифологическая символика воплощается не только в языковую форму — она отражается также в обрядах, песнях, танцах, рисунках, татуировках, оружии, домашней утвари.
В мифах закрепляются практические знания и навыки хозяйственной деятельности. Благодаря их передаче из поколения в поколение накопленный на протяжении многих веков опыт сохраняется в социальной памяти и образует тот первичный уровень знаний и способов мышления, с которого начинается развитие философии и науки.
В мифологических рассказах о божествах, населяющих мир, зарождается религиозное мировоззрение. Их неразрывное единство, получившее название синкретического культурного комплекса, способствовало закреплению и передаче первичных знаний и навыков, упорядочивало систему представлений об окружающем мире, регулировало и направляло социальные и психические процессы, выступало средством борьбы с хаосом в самом человеке и человеческом обществе.
Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой временной последовательности:
каменная культура,
наскальная живопись,
глиняная посуда.
Характерной особенностью искусства первобытной эпохи на самом раннем этапе был синкретизм – сочетание разнородных воззрений. Деятельность человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе – прообразе, первичной форме. Осознание мира происходило стихийно, за каждым понятием скрывался образ, живое действие. В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет. Памятники палеолитического, мезолитического и охотничьего неолитического искусства показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно сценам охоты на промысловых животных.
Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери. И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами являются как реалистические изображения, так и условные.
Культура палеолита.
Первые произведения первобытного изобразительного искусства относятся к Ориньякской культуре, названной по пещере Ориньяк. С этого времени широко распространились женские фигурки из камня и кости с гипертрофированными формами тела и схематизированными головами - так называемые «венеры», по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Подобные «венеры» найдены во Франции, Италии, Австрии, Чехии, России и во многих других районах мира. Одновременно с ними появляются обобщённо-выразительные изображения животных, воссоздающие характерные черты мамонта, слона, лошади, оленя.
Первоначально необособленное в отдельный вид деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное искусство отображало постепенное познание человеком действительности, его представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них характеризуется созданием качественно новой изобразительной формы.
Натуральное творчество : композиция из туш, костей, натуральный макет.
Искусственно-изобразительная форма : крупная глиняная скульптура, барельеф, профильный контур.
Верхнепалеолитическое изобразительное творчество : росписи пещер, гравировки на кости.
Натуральное творчество включает следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. Впоследствии появилась лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Натуральный макет, в свою очередь, проходит несколько стадий. Сначала использовался естественный фигурный объём : природный холмик. Затем голова зверя помещалась на преднамеренно сооружённый постамент. Позднее производилась грубая лепка зверя, но без головы. Это сооружение накрывалось шкурой зверя, к которому прикреплялась голова.
Следующий второй этап : искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление творческого опыта, которое выразилось в начале полнообъёмной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.
Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов в цвете и объёмном изображении. Наиболее характерные образцы живописи этого периода представлены пещерными росписями. Древнейшие памятники искусства найдены в Западной Европе. Они датируются тем же периодом позднего палеолита, что и появление человека современного типа. Памятники первобытной живописи, как уже отмечалось, открыты более 100 лет назад. Палитры каменного века бедны, в ней четыре основные краски: чёрная, белая, красная, жёлтая. Две первые употреблялись довольно редко.