Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:28, реферат
Наскальные рисунки – неотъемлемая часть первобытного искусства. На них изображено не только то, что видел первобытный художник, но и то, что по его мнению находится внутри изображаемого животного. Для наскальной живописи не характерно соблюдение пропорций и достоверности в форме изображений. Древние художники пользовались в основном красной и черной краской, позже начали использовать различные оттенки желтой.
1. Тезисы………………………………………………………………….…3
2. Введение…………………………………………………………………..4
3. Первобытное искусство……………………………………………….…5
4. Миф в первобытной культуре…………………………………………...8
5. Первобытные верования………………………………………….…….11
6. Заключение……………………………………………………………....15
7. Список литературы…………………………
СОДЕРЖАНИЕ
1. Тезисы………………………………………………………………
2. Введение…………………………………………………………
3. Первобытное искусство……………………………………………….…5
4. Миф в первобытной культуре…………………………………………...8
5. Первобытные верования………………………………………….…….
6. Заключение……………………………………………………
7. Список литературы………………………………………………….
ТЕЗИСЫ
К первобытному искусству относят наскальную живопись, скульптуру, геометрические орнаменты. Большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время.
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» - обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага. Вероятно, эти скульптурные изображения были созданы в период матриархата, так как изображения мужчин того времени практически не встречаются.
Наскальные рисунки – неотъемлемая часть первобытного искусства. На них изображено не только то, что видел первобытный художник, но и то, что по его мнению находится внутри изображаемого животного. Для наскальной живописи не характерно соблюдение пропорций и достоверности в форме изображений. Древние художники пользовались в основном красной и черной краской, позже начали использовать различные оттенки желтой.
Мир для первобытного человека был живым существом. Человек, сталкиваясь с бытием окружающего мира, целостно переживает это взаимодействие. Он создает различные мифы, которые помогают ему адаптироваться и принять окружающую действительность. В мифе главное – то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование.
На основе мифов появились первобытные верования. Люди считали себя потомками определенного животного, которому они преклонялись (тотемизм), верили в существование души у каждого предмета (анимизм) и приписывали некоторым вещам мистические свойства, способные притягивать удачу либо неблагоприятно влиять на человека (фетишизм).
Все это составляет первобытную культуру, которая формировалась и создавалась на протяжении длительного времени.
ВВЕДЕНИЕ
Под первобытной культурой принято понимать архаичную культуру, которая характеризует верования, мир в целом, традиции и искусство народов, живших более 30 тыс. лет тому назад и давно умерших, либо тех народов (например, затерянные в джунглях племена), которые существуют сегодня, сохранив в нетронутом виде первобытный образ жизни.
Первобытная культура охватывает преимущественно искусство каменного века. Первобытное искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в удалённых уголках планеты, до наших дней.
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху. Они отражали воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.
Не было единого верования, человек верил в то, что видел, то есть в природу. Эта вера принимала различные формы, такие, которые были ближе древнему человеку или древнему коллективу.
ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО.
До недавнего времени учёные придерживались двух противоположных взглядов на историю первобытного искусства. Одни специалисты считали древнейшими пещерную натуралистическую живопись и скульптуру, другие – схематические знаки и геометрические фигуры. Сейчас большинство исследователей высказывают мнение, что и те и другие формы появились приблизительно в одно время. Например, к числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека, и беспорядочные переплетения волнистых линий, продавленных в сырой глине пальцами той же руки.
Самыми древними скульптурными изображениями на сегодняшний день являются так называемые «палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки. Они ещё очень далеки от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Их задача заключалась не в том, чтобы воспроизвести конкретную натуру, а в том, чтобы создать некий обобщённый образ женщины-матери, символ плодородия и хранительницы очага.
В глубокой древности первобытные художники заполняли поверхность внутри контура рисунка чёрной или красной краской. Люди каменного века придавали художественный облик предметам повседневного обихода - каменным орудиям и сосудам из глины, хотя в этом не было практической необходимости.
Позднее первобытные мастера стали больше внимания уделять деталям: косыми параллельными штрихами они изображали шерсть, научились пользоваться дополнительными цветами (различными оттенками жёлтой и красной краски), чтобы нарисовать пятна на шкурах быков, лошадей и бизонов. Линия контура также изменилась: она стала то ярче, то темнее, отмечая светлые и теневые части фигуры, складки кожи и густую шерсть, передавая таким образом объём. В некоторых случаях контуры или наиболее выразительные детали древние художники подчёркивали вырезанной линией.
Наскальные рисунки чаще всего помещены в доступных местах, на высоте 1,5-2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и вертикальных стенах. Случается находить их и в труднодоступных местах, в исключительных случаях даже там, куда художник наверняка не мог дотянуться без посторонней помощи или без специальной конструкции. Известны и рисунки, помещённые на потолке, столь низко нависающим над гротом или пещерным туннелем, что невозможно обозреть всё изображение сразу, как это принято делать сегодня. Но для первобытного художника общий эстетический эффект не был задачей первого порядка. Желая во что бы то ни стало поместить изображение выше того уровня, который был достижим при естественных возможностях, художник должен был прибегнуть к помощи простейшей лесенки или приваленного к скале камня.
Рисунки и гравюры на стенах часто различаются по манере исполнения. Но практически во всех центральное место занимали сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного. Часто прослеживается связь между древнейшими религиозными верованиями и художественной деятельностью. Первобытные люди связывали животных с их изображениями: они верили, что «убив» их, обеспечат себе успех в предстоящей охоте.
Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами.
Взаимные пропорции отдельных изображаемых животных обычно не соблюдаются. Среди таких зверей, как горный козёл, лев и т.д., в такую же величину рисовались мамонты и бизоны. В пещере Ляско, например, огромный тур изображён рядом с крошечной лошадью. Часто в одном месте гравюры произвольно накладываются одна на другую. Так как не соблюдались пропорции между величиной отдельных животных, они не могли быть изображены по законам перспективы. Его перспективное видение (а вернее, полное отсутствие такового) проявляется в изображении каждого объекта. Некоторые образы и группы столь впечатляющи, что нельзя удержаться от мысли о том, что первобытный художник задумал и написал их как нечто цельное.
Существенные отличия отмечаются и в последовательности выполнения отдельных частей тела. В понимании европейца человеческое или звериное тело - это система, складывающаяся из частей неодинаковой значимости, художники же каменного века предпочитают другой порядок. В некоторых пещерах археологами были обнаружены изображения, на которых не хватает именно головы, как второстепенной детали.
Обычны для палеолитического искусства и такие рисунки и гравюры, на которых изображено не только то, что художник видел в реальности, но и то, что он знал об изображаемом предмете. Так, у мамонта из пещеры Пиндаль на севере Испании сердечная область обозначена красным цветом. На гравированной рыбе из Абри дю Пуассон изображены её внутренности.
На смену наскальной живописи первобытного человека приходит искусство абстрактного орнамента, нанесенного на глиняную посуду. Земледельцы начинают украшать не стены естественно возникших пещер, а предметы, искусственно созданные своими руками. Широко применялся геометрический орнамент. На Мезинской палеолитической стоянке были найдены таким способом украшенные костяные изделия. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.
Подлинного расцвета геометрический орнамент достигает в эпоху земледельческих обществ, где он превращается в настоящее искусство геометрических абстракций, за которым скрывалось определенное мировоззрение и сложная символика.
Художники уже не копируют природу. Она отражена в геометрических абстракциях: круге, овале, линии. Спираль или ломаная линия обозначали воду, треугольник - плодородие, мир представлялся ромбом, ориентированным по сторонам света.
МИФ В ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЕ
Мир для первобытного человека был живым существом. Эта жизнь проявлялась в «личностях» - в человеке, в звере и растении, в каждом явлении, с которым человек сталкивался, - в ударе грома, в незнакомой поляне, в камне. Эти явления воспринимались как своеобразный партнер, обладающий своей волей, «личностными» качествами, а переживание столкновения подчиняло себе не только связанные с этим поступки и чувства, но, не в меньшей степени, и сопутствующие мысли и объяснения.
Человек сталкивается с бытием окружающего мира и целостно переживает это взаимодействие: эмоции и творческое воображение вовлечены в него в той же мере, что и интеллектуальные способности. Каждое событие обретает индивидуальность, требует своего описания и тем самым объяснения. Подобное единство возможно лишь в форме своеобразного рассказа, должного образно воспроизвести и переживаемое событие, и раскрыть его причинную обусловленность. Именно такой «рассказ» и имеют в виду, когда употребляют слово «миф». Другими словами, рассказывая мифы, древние люди использовали принципиально отличающиеся от привычных нам методы описания и интерпретации.
В мифе главное – то единство, с каким переживается, а соответственно мыслится и описывается реальное взаимодействие древнего человека и сил природы. Люди рассказывают о событиях, от которых зависело само их существование.
Следует учитывать, что в глазах первобытного человека сверхприродное пронизывало и поддерживало природное. Отсюда текучесть природы. Мифы не объясняют ее, они ее только отражают. Она, эта сверхприрода, дает содержание мифам.
Мысль в мифологическом сознании была объектом внутреннего восприятия, она не думалась, но обнаруживалась в своей явленности, так сказать, виделась и слышалась. Образность в мифе неотделима от мысли, так как она и представляет собой ту форму, в которой закономерно осознается впечатление и, соответственно, событие. Миф становится способом миропонимания в первобытной культуре, способом, которым она формирует свое понимание истинной сущности бытия, то есть миф выступает в роли своеобразной философии древнего человека.
В основе мифов и религиозных верований лежит, по мнению Э. Тейлора, автора знаменитой книги «Первобытная культура», анимизм. Г. Спенсер же считал, что первобытный человек не отличал естественного и сверхъестественного, возможного и невозможного. Он не обладал жаждой познания нового, у него не было и не могло быть правильного понимания причинно-следственных связей, не хватало слов для аналитической мысли, не было умения логично мыслить. Миф – это ошибочное объяснение явлений при недостаточных средствах и возможностях для познания.
В первобытной культуре фиф выполнял важнейшую функцию: он выражал и обобщал верования, обосновывал сложившиеся моральные нормы, доказывал целесообразность обрядов и культов, содержал практические правила человеческого поведения. Поэтому миф – не праздный продукт полудетского воображения, а активная социальная сила. Ни в коем случае нельзя считать миф поэтическими упражнениями слабого интеллекта. Миф является прагматическим законом, определяющим религиозную веру и моральную мудрость, подобно священным книгам – Библии, Корана.
Миф для первобытного человека – это подтверждение некой предполагаемой исконной действительности, он как бы прецедент, оправдывающий действия коллектива, идеальный образец традиционных моральных ценностей, традиционного образа жизни и магической веры. Такова была теория Малиновского.
Современные представления о древнем мифе при всей их разноплановости позволяют сделать некоторые, самые общие заключения:
1. мифы – попытка людей осмыслить свое бытие и как бы вжиться в них, сознательно слиться с ними с помощью эмоциональных и логических ассоциаций;
2. особенности мифологического мышления связаны с нехваткой общих абстрактных понятий – отсюда потребность выражать общее, универсальное через конкретное. Кроме того, мифологическое мышление отождествляло причинно-следственную зависимость с близостью, сходством, чередованием;
3. миф отражает интуитивно распознаваемую сознанием первобытного человека закономерность и упорядоченность явлений природы в форме ритмичности, цикличности движения своих образов;
4. структура мифов отражает, выражает определенные особенности психики;
5. миф связан с коллективным опытом, который для индивида был объектом веры. Индивидуальный опыт не мог изменить ее, миф, как вера предков, как дело веры самого человека не подлежал проверке, не нуждался в логическом обосновании, отсюда коллективно-бессознательная форма мифов;
6. миф отражал закономерности природы, ввиду слабости абстрактного мышления олицетворял их, связывал с сознательно действующей волей, отсюда основное действующее лицо мифологии – божество;