Первобытная культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2012 в 17:14, лекция

Краткое описание

Первобытная эпоха - это самый период в истории человечества - от возникновения человека (около млн. лет назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже сейчас живут в условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру - существовавшая до возникновения первых цивилизаций на Земле (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру.

Содержание

1. Первобытная эпоха и ее место в истории человечества.
2. Развитие материальной культуры и эволюция искусства в палеолите, мезолите, неолите.
3. Культура эпохи бронзы и железа.
4. Древнейшие религиозные представления

Вложенные файлы: 1 файл

I.docx

— 43.75 Кб (Скачать файл)

I. Первобытная культура

1. Первобытная эпоха и ее место в истории человечества.  
2. Развитие материальной культуры и эволюция искусства в палеолите, мезолите, неолите.  
3. Культура эпохи бронзы и железа.  
4. Древнейшие религиозные представления.

1. Первобытная эпоха и ее место в истории человечества

Первобытная эпоха - это самый период в истории человечества - от возникновения человека (около млн. лет назад) и до появления государственности. У разных народов этот период длился неодинаково, некоторые даже сейчас живут в условиях первобытности. Поэтому современная наука различает собственно первобытную культуру - существовавшая до возникновения первых цивилизаций на Земле (конец IV - начало III тысячелетия до н.э.), и традиционную первобытную культуру.

Течение первобытной эпохи происходили  следующие процессы:

- Антропогенез - биологическая эволюция человека, завершившейся примерно 40 тысяч лет назад возникновением вида "человек разумный" (Homo sapiens), а также основных человеческих рас;

- Формирование мышления (или интеллекта) человека, его языка;

- Расселение человечества по  всем континентах;

- Переход людей от присваивающего  хозяйства (охота, собирательство) к воспроизводящего (земледелие и скотоводство);

- Социогенеза - формирование общественных форм жизни в виде родовой, а затем родоплеменной организации;

- Появление первых мировоззренческих,  религиозных представлений, мифологических  систем.

Среди этих важнейших процессов, которые  заложили фундамент истории человечества, свое место занимает формирование культуры как особой сферы человеческого  общества. Причем для ранних этапов истории разных народов характерно единство закономерностей, общность проявлений становления культуры.

Специфической чертой первобытной  культуры является синкретизм (неразделенность), когда формы сознания, хозяйственные занятия, общественная жизнь, искусство не отделялись и не противопоставлялись друг другу. Любой вид деятельности включал в себя другие. Например, в охоте были соединены: технологические приемы изготовления оружия, стихийные научные знания о повадках животных, социальные связи, которые выражались в организации охоты (индивидуальное, коллективное), религиозные представления - магические действия по обеспечению успеха, которые, в свою очередь, включали элементы художественной культуры - песни, танцы, живопись. Именно вследствие такого синкретизма характеристика первобытной культуры предусматривает целостное рассмотрение материальной и духовной культуры, четкое осознание условности такого деления.

Первоначальную историю человечества традиционно разделяют на палеолит, мезолит и неолит - 2 млн. лет назад - предел III тысячелетия до н.э.; эпоху бронзы - II тысячелетия до н.э.; ранний железный век - I тысячелетия до н.э. Используя эту периодизацию, дадим общую характеристику эволюции материальной культуры и искусства первобытного общества.

2. Развитие материальной культуры и эволюция искусства в каменном веке

Палеолит. Эпоха палеолита (древний каменный век) начинается с началом антропогенеза, а заканчивается в Х тысячелетии до н.э.

Ранняя человек был медленнее и слабее, чем крупные хищники, не имела такой естественной оружия, как клыки и когти. Люди научились компенсировать эти недостатки, используя камень, кость, дерево. Мастера раннего палеолита создавали острые орудия, сильно ударяя камнем о камень. Выбирались твердые горные породы, чаще всего кремень. Древнейшая из известных на Земле - это стоянка ранних людей, который найден Льюисом Лики в знаменитой Олдувайський ущелье в Танзании. Она имеет вид скопления камней и костей животных. Возраст стоянки датируют двумя миллионами лет.

Предки современного человека все  больше отделялись и удалялись от животного мира. Изготовление орудий труда, выпрямления осанки, изменение походки, общие согласованные действия, требовали сигнальной системы, мясная пища совершенствовали наших предков. Около 1,5 млн. лет назад появилось ручное рубило - своеобразный тип универсального по назначению каменного орудия листовидной формы. Примерно 300-200 тысяч лет назад люди овладели огнем. Одним из его источников, вероятно, были деревья загорелись от молний. Неслучайно у многих народов сохранились легенды о герое, который похитил небесный огонь и подарил его людям (например, греческий миф о Прометее). Сначала огонь только поддерживали. На одной из палеолитических стоянок в Китае археологи нашли слой пепла толщиной 6 м.

Около 200 тыс. лет назад началась ледниковая эпоха. Люди оказались в очень жестких природных условиях, однако проявили себя достойными им противостоять. Существенные изменения относятся к последней стадии палеолита - так называемого верхнего палеолита (ХХХV-X тысячелетия до н.э.). В настоящее время сформировалась человек современного антропологического типа - "человек разумный" - кроманьонец (по названию грота Кро-Маньон во Франции - места первых находок ископаемых останков людей). Люди в этот период заселили все континенты, по некоторым скелетах уже можно проследить ту или иную современную расу (европеоиды, монголоиды, негроиды).

В изготовлении каменных орудий появилась  новая техника: от каменного ядрища-заготовки (нуклеуса) откалывали узкие каменные отщепы. Возникла специализация орудий - ножи, скребки, пилы, наконечники. От мастера требовалось виртуозное точность обработки камня: чтобы изготовить каменный нож, например, надо было ударить более 250 раз.

Люди уже жили не только в созданных  природой тайниках (пещерах, гротах), появились  различные виды искусственного жилья: вырытые в земле и накрыты  сверху костями мамонта; полностью  построены из бивней, с очагом в  центре; длинные, овальные, с несколькими  очагами. Исследование жилья позволяют делать выводы о социальный строй верхнего палеолита. Основной ячейкой, очевидно, была родовая община, насчитывавшая около сотни людей. Сплоченность родового коллектива доказывает сложное охоты на бизонов, пещерных медведей, быков, мамонтов, вовнистих носорогов. Охотники загоняли животных в ямы-ловушки, ущелья, пропасти. Под скалой у Солютре во Франции найдены скелеты 10 000 диких лошадей. Похоже кистковище бизонов найдено в Украине около Амвросиевки в Донецкой области.

Возникновение искусства. Верхний палеолит - это время рождения искусства. Его появление было огромным прогрессом в познавательной деятельности людей, осмыслении окружающего мира. Искусство укрепляло социальные связи, помогало формированию первобытной общины, становилось средством передачи опыта. Виды изобразительного искусства палеолита достаточно разнообразны: петроглифы (изображения животных и людей, выполненные на камне), гравюры на костях и рогах, рельефы, рисунки, глиняные и каменные скульптуры.

Большинство ученых связывает появление  у человека потребности передать окружающий мир художественными  средствами с религиозными магическими  представлениями, возникновение которых  относится к тому же времени. Этнография знает множество примеров, когда заклинания, пляски вокруг изображений считались средством влияния на реальных животных. Так, австралийские аборигены и сегодня верят: если мужчины нарисуют или "освежат" новым раскраской изображения животных или растений на стенах священной пещеры, то настоящие животные и растения будут хорошо размножаться. Среди рисунков палеолита редко, но встречаются изображения людей в масках. Широко известен так называемый «Колдун" из пещеры Трех братьев во Франции - полуоленей-получеловек. Искусство танца, вероятно, также развивается по имитации поведения животных, охотничьих и военных упражнений.

Вопрос о путях становления  изобразительного искусства является сложной научной проблемой. Одни исследователи Первое стремление изобразить что-то считают полосы на наносной слое глины на стенах пещер (их называют "макароны") и "отпечатки" рук. Другие же доказывают, что древнейшим было "натуральное" искусство - изготовление чучел животных, на этой основе возникла скульптура, а уже потом - рельеф, гравюра, рисунок.

Работали древние художники  при свете факелов или светильников с мхом. Рукой или примитивными кистями (клок шерсти, пучок травы) наносились сажа, минеральные краски. Широко применяли охру ​​- естественную красную краску разных оттенков - от желтоватого до пурпурного, ее компонентами являются глина и соединения железа или марганца. Охру сначала находили в натуральном виде, а позже стали изготавливать, пережигая железняк.

Художники палеолита изображали преимущественно  животных: зубров, лошадей, оленей, мамонтов. Первые рисунки несовершенны, но впоследствии мастерство достигло впечатляющего уровня. Фигуры животных стали рисовать уверенной линией, придерживались пропорции. Появилась штриховка, сплошное раскраска, применение различных цветов, что помогало отражению объема. Шедевры пещерной живописи из пещер Альтамира (Испания), Ляско, Фон-де-Гом (Франция) передают животных почти в натуральную величину с большой жизненной убедительностью. Особенностью этих росписей является то, что между реалистично изображенными фигурами отдельных животных нет композиционного связи, иногда даже "находят" друг на друга.

Характерными для палеолита также небольшие по размеру женские статуэтки. Они выполнены всегда по одному общему принципу: конечности едва намечены, черты лица не обозначены, однако резко подчеркнуты признаки женщины-матери. Такие статуэтки образно называют "палеолитические Венеры". Очевидно, что основная идея этих изображений - идея плодородия, продолжения рода. Ученые связывают их с культом женщины-прародительницы в родовой общине, где родство велась по материнской линии.

В Украине исследованы количество палеолитических памятников. Одна из них - стоянка у села Мизин на Десне, близ Чернигова. Там найдены фигурки, изображающие птиц, интересный костный браслет, покрыт сложным геометрическим орнаментом, женские статуэтки.

Мезолит. Средний каменный век - мезолит (X-VI тысячелетие до н.э.) является ярким доказательством сильного влияния среды на жизнь и эволюцию человечества. Закончился ледниковый период, потеплел климат, обновились флора и фауна. К этому времени относится важный техническое изобретение - лук и стрелы. Соответственно большие общинные объединения изменились на небольшие коллективы охотников. После таяния ледников появились большие водные пространства, распространилось рыболовство. Изменился характер собирательства - его основой стал сбор диких злаков. В качестве материала для изготовления орудий широко использовалась кость. Более эффективной была новая так называемая микролитична техника обработки кремня: изготовление пластин-вкладышей совсем небольшого размера - микролитов. Например, основу серпа делали из кости, а лезвие составляли микролиты. В мезолите люди освоили плавание на бревнах и плотах. Началось приручение животных, первым прирученным была собака.

Общий характер изобразительного искусства  по сравнению с предыдущим этапом сохранился, однако, в отличие от палеолита, в мезолитических росписях ведущее место принадлежит человеку, его действиям. Появляются сюжетные композиции: охота, танец и т.д.. Художник уже стремится передать внутреннее содержание, динамику происходящего. Это свидетельствует о новых задачах, которые решало искусство.

Неолит. Последний этап каменного века - неолит (новый каменный век) - охватывает ориентировочно VI - IV тысячелетия до н.э. Произошло коренное преобразование жизни человечества, связано с переходом от присваивая форм хозяйствования (охоты, рыболовства и собирательства) к воспроизводящим (земледелию и скотоводству). Этот процесс в науке получил название неолитическая революция.

Для неолита характерно появление  многих технических и технологических  новинок: сверления, пиления и шлифования камня, ткацкий станок, гончарство и  гончарный круг, сооружение лодок, зарождения монументальной архитектуры. Новыми чертами обозначено общественную жизнь - материнскую изменила родительская родовая община, возникла парная семья.

На этом этапе исчезли хронологическая, культурная однообразие, в разных географических зонах Земли развитие пошло разными  темпами и разными путями. В так называемом "плодородного полумесяца" (Египет, Юго-Западная Азия, побережье Персидского залива) изменения происходили ускоренно. На Севере же, наоборот, племена долго оставались на том же уровне развития. Уже заметны очень яркие местные особенности, позволяющие отличить неолит Египта от неолита Междуречье, неолит Европы от неолита Сибири. Творчество людей с развитым земледелием отличалась от творчества племен с преимущественным развитием скотоводства и, в свою очередь, была иной, чем в северных лесных областях, где основным продолжало оставаться охоты.

Переход в эпоху неолита к  воспроизводящим формам хозяйствования способствовал углублению знаний об окружающей природе, что вело к возникновению  обобщающих понятий, представлений  о мироздании. Жизнь людей неолита зависело от хорошего или плохого урожая, от хорошей или плохой погоды. Люди начали задумываться о явлениях природы, возникла необходимость воплотить в искусстве небо, солнце, воду, огонь, землю. Появились такие символы, как крест, спираль, треугольник, ромб, свастика. Фигуры животных, птиц, людей также превратились в символические знаки, разгадать значение которых бывает нелегко. В неолите реалистичные изображения почти полностью сменились абстрактные мотивы, воплощенные в орнаменте.

Люди неолита стремились украсить почти все, что их окружало: керамика покрывалась орнаментом, деревянные изделия украшались резьбой, по раскрашенных глиняных статуэтках можно судить, какими были ткани. Многочисленными были личные украшения: бусы, браслеты, кольца, тело раскрашивали или татуювалы. Декоративно-прикладное искусство составляет основную примету искусства неолита.

Энеолит. Примерно в IV-III тысячелетиях до н.э. люди начали использовать для изготовления украшений и орудий первый металл - медь. Сначала ковали чистую медь холодной, а затем научились извлекать медь из руды путем плавки. Появлению плавильной печи, вероятно, предшествовало строительство гончарных печей. Но медь уступает камня в прочности и поэтому вытеснить его не могла. Выделяют переходный период - энеолит (медно-каменный век). По формам жизни, типом хозяйства он похож на неолит. Энеолита очень яркая трипольская археологическая культура на территории современной Украины.

Мегалиты. Важным и принципиально новым явлением, характеризующим почти повсеместно поздний неолит и сохраняется затем в эпоху бронзы, является мегалитическое архитектура (мегалит - от греческого - "большой камень"). Это свидетельствует и о технических возможностях, которые выросли, и о новых эстетические и идеологические потребности людей.

Информация о работе Первобытная культура