Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 21:43, курсовая работа
Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности - искусству - одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему, сохранились и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, какую заостренный камень выполнял в трудовой деятельности.
Введение
1 Первобытное искусство
1.1 Искусство каменного века
1.2 Искусство бронзового века
1.3 Религия
1.4 Музыка
1.5 Изобразительное искусство
2.Знаки и символы искусства
2.1 Танец, древнейшее из искусств
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
1 Первобытное искусство
1.1 Искусство каменного века
1.2 Искусство бронзового века
1.3 Религия
1.4 Музыка
1.5 Изобразительное искусство
2.Знаки и символы искусства
2.1 Танец, древнейшее из искусств
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Вопрос о возникновении
искусства и его значении в
жизни человека принадлежит к
тем проблемам, над которыми человечество
еще долгое время будет задумываться
в поисках ответа. Начало становления
изобразительного творчества, отдаленное
от нас десятками тысячелетий, видится
всеми по-разному, и на сегодняшний
день существует немалое количество
теорий, зачастую противоречащих друг
другу. Первобытное искусство всегда
вызывало большой интерес. Для правильного
понимания профессионального
Поиски начала – едва ли не самые трудные
поиски, в которые пускается пытливый
человеческий ум. Любое явление когда-то
началось, зародилось, возникло. Но, шаг
за шагом, добираясь до его истоков, исследователь
находит бесконечную цепь превращений,
переходов из одного состояния в другое.
Не только происхождение жизни на земле,
человеческого рода на земле не мыслится
как единовременный акт «творения», но
и происхождение собственно человеческих
институтов, таких как семья, собственность,
государство, так же итог длительного
процесса, звено в цепи превращений. То
же можно сказать и об искусстве. Когда,
где и почему оно «началось» - точный и
простой ответ не возможен. Оно не началось
в определенный исторический момент, оно
возникло из неискусства, формировалось
и видоизменялось вместе с создающим его
человеком.
Примерно с середины 19 века, началась серия
открытий, ставших возможными благодаря
развитию научной археологии. Чуть не
во всех концах земли были обнаружены
и раскрыты очаги материальной культуры
незапамятных времен: стоянки пещерного
человека, его каменные и костяные орудия
труда и охоты – копья, палицы, дротики.
И во многих стоянках найдены предметы,
которые мы не можем назвать иначе, как
художественными произведениями. Силуэты
зверей, узоры и загадочные знаки, вырезанные
на кусках оленьих рогов, на костяных пластинах
и каменных плитах. Странные человеческие
фигурки из камня и кости. Большие скульптуры
животных. Рисунки, резьба и рельефы на
скалах. В потайных скалистых пещерах,
куда археологи проникали с трудом, им
удалось обнаружить целые «музеи» первобытной
живописи и скульптуры.
Обращение первобытных людей к новому
для них виду деятельности - искусству
- одно из величайших событий в истории
человечества. Первобытное искусство
отразило первые представления человека
об окружающем мире, благодаря ему, сохранились
и передавались знания и навыки, происходило
общение людей друг с другом. В духовной
культуре первобытного мира искусство
стало играть такую же универсальную роль,
какую заостренный камень выполнял в трудовой
деятельности.
1. Искусство каменного века
Каменный век – древнейший период в истории человечества, когда орудия труда и оружие изготовлялись из камня. Он начался свыше 2 млн. лет назад, продолжался до VI тысячелетия до н. э. Каменный век делится на палеолит, мезолит и неолит.
Люди
каменного века придавали художественный
облик предметам повседневного
обихода - каменным орудиям и сосудам
из глины, хотя в этом не было практической
необходимости. Причинами возникновения
искусства считаются
Древнейшие сохранившиеся художественные произведения были созданы в первобытную эпоху, примерно шестьдесят тысяч лет тому назад. Это примитивные человеческие фигурки, преимущественно женские. Нередко их поверхность испещрена углублениями, означавшими, вероятно, меховую одежду. Помимо «одетых» статуэток встречаются обнаженные фигуры, так называемые «палеолитические венеры» – примитивные женские фигурки, очень далёкие от реального сходства с человеческим телом. Всем им присущи некоторые общие черты: увеличенные бёдра, живот и груди, отсутствие ступней ног. Первобытных скульпторов не интересовали даже черты лица. Они не воспроизводили конкретную натуру, а создавали некий обобщённый образ женщины - матери, символ плодородия и хранительницы очага. В подавляющем большинстве лица их лишь намечены, зато отдельные части тела очень конкретны и резко преувеличены. Не грацию, не стройность и негу юного женского тела хотел здесь передать первобытный художник с впечатлительной душой, а — строгой геометричностью линий и объемов — силу, грузную, животворящую силу родоначальницы и охранительницы очага. Помимо женщин изображали животных: лошадей, коз, северных оленей и др. Мужские изображения в эпоху палеолита очень редки. То было время матриархата, господства материнского рода, когда женщина руководила жизнью коллектива и. родство определялось по женской линии. Владычица, мать, источник благополучия рода и его неиссякаемости. Люди ещё не знали металла и почти вся палеолитическая скульптура выполнена из камня или кости.
С поверьями связывают прекрасные памятники каменного века - написанные красками, а также выгравированные на камне изображения, которыми покрывали стены и потолки подземных пещер - пещерные росписи. Первобытные люди верили, что с помощью картин и других изображений можно воздействовать на природу. Считалось, например, что нужно поразить стрелой или копьём нарисованного зверя, чтобы обеспечить успех настоящей охоты. То же самое характерно и для искусства современных отсталых народов. Живописные, графические и скульптурные произведения их, близкие по духу и характеру образцам искусства древнекаменного века, изготовлялись прежде всего для того, чтобы с помощью средств колдовства, магии воздействовать на реальные существа, получить над ними неодолимую власть, в частности, обеспечить удачную охоту.
Точное время создания пещерных росписей до сих пор установить не удалось. Самые прекрасные из них были созданы, по мнению учёных, примерно 20 - 10 тысяч лет назад. В то время большую часть Европы покрывал толстый слой льда, пригодной для обитания оставалась лишь южная часть материка. Ледник медленно отступал, а вслед за ним двигались на север первобытные охотники. Можно предположить, что в тяжелейших условиях той поры все силы человека уходили на борьбу с голодом, холодом и хищными зверями. Тем не менее он создавал великолепные росписи. На стенах пещер изображены десятки крупных животных, на которых тогда уже умели охотиться; среди них встречались и такие, которые будут приручены человеком - быки, лошади, северные олени и другие. Пещерные росписи сохранили облик и таких зверей, которые позднее совсем вымерли: мамонты и пещерные медведи. Первобытные художники очень хорошо знали животных, от которых зависело само существование людей. Лёгкой и гибкой линией передавали они позы и движения зверя.
В
дальнейшем пещерные изображения утратили
живость, объёмность. Усилилась стилизация
(обобщение и схематизация предметов).
В последний период реалистические
изображения отсутствуют
В эпоху мезолита, или среднего каменного века (XII-VIII тысячелетия до н. э.), климатические условия на планете изменились. Некоторые животные, на которых охотились, исчезли, на смену им пришли другие. Стало развиваться рыболовство. Люди создали новые виды орудий труда, оружия (лук и стрелы), приручили собаку. Первобытнообщинный строй развивался и укреплялся уже с преобладанием патриархата, т. е. отцовского начала, отцовского рода, над матриархатом. И главное — простое собирательство и охота как основные источники пропитания постепенно сменялись земледелием и скотоводством. Это очень существенный момент.
Эти перемены оказали влияние на сознание первобытного человека, что отразилось и в искусстве.
В XII тысячелетии до н. э. пещерное искусство достигло своего расцвета. Живопись того времени передавала объём, перспективу, цвети пропорции фигур, движение. Тогда же были созданы громадные живописные «полотна», покрывшие своды глубоких пещер. Центральное место в наскальной живописи заняли сцены охоты, в которых охотники и животные связаны энергично разворачивающимся действием. Охотники идут по следу или преследуют добычу, на бегу посылая в неё град стрел, наносят последний смертельный удар или удирают от разъярённого раненого животного.
Прежде в центре внимания
древнего художника были животные,
на которых он охотился, теперь –
фигуры людей, изображённые в стремительном
движении. Если пещерные палеолитические
рисунки представляли отдельные, не
связанные между собой фигуры,
то в наскальной живописи мезолита
начинают преобладать многофигурные
композиции и сцены, которые живо
воспроизводят различные
Тогда же появились изображения драматических эпизодов военных столкновений между племенами. В некоторых случаях речь идёт, видимо, даже о казни: на первом плане – фигура лежащего человека, пронзённого стрелами, на втором – тесный ряд стрелков, поднявших вверх луки. Изображения женщин встречаются редко, они, как правило, статичны и безжизненны.
Таяние ледников в неолите, или новом каменном веке (5000-3000 гг. до н. э.), привело к заселению новых территорий. Человеку угрожала худшая из опасностей – другой человек. Новые поселения возникали на островах в излучинах рек, на небольших холмах, т. е. в местах, защищённых от внезапного нападения. Усилилась межплеменная борьба за обладание наиболее благоприятными охотничьими угодьями, за захват новых земель.
В новокаменный век люди научились обжигать глину, превращая ее в твердое водонепроницаемое вещество. Появление керамики - один из основных признаков неолитической эпохи, которую поэтому иногда называют керамическим веком. Более того, это изобретение знаменует подлинную революцию, событие огромной важности в развитии человечества. Ведь до этого человек использовал только данное ему в готовом виде природой. Обжигая же глину, он создавал новый, неизвестный в природе материал.
Керамика имела большое значение и в развитии в нем того неосознанного чувства, которое, выделившись из других, стало впоследствии называться эстетическим: украшая прихотливым узором изготовленные им сосуды, человек постепенно совершенствовал искусство орнамента, отмеченное вое большей геометрической стройностью, ритмом красок и линий, рожденных его творческим вдохновением.
Наскальная живопись в эпоху неолита становится всё более схематичной и условной, изображения лишь слегка напоминают человека или животное. Это явление характерно для разных районов земного шара. Наряду со стилизованными рисунками людей и животных встречаются разнообразные геометрические фигуры (круги, прямоугольники, ромбы и спирали и т.д.), изображения оружия (топоры и кинжалы) и средств передвижения (лодки и корабли). Воспроизведение живой природы отходит на второй план.
Знаменательно, что искусство, характерное для неолита, еще долго продолжало существовать у африканских племен, сохранивших первобытнообщинные отношения. Так, в Южной Африке оно было живо до проникновения туда европейцев. Замечательная наскальная живопись бушменов по вдохновению и стилю — неолитическая.
1.2 Искусство бронзового века
Отразить все разнообразие искусства бронзового века в рамках этой работы невозможно. Остановимся лишь на некоторых наиболее интересных материалах.
Бронзовый век получил своё название от широко распространённого тогда сплава металлов - бронзы. Эпоха бронзы началась в Западной Европе сравнительно поздно, около четырёх тысяч лет назад. Бронзу было гораздо легче обрабатывать, нежели камень, её можно было отливать в формы и шлифовать. Поэтому в бронзовом веке изготовляли всякого рода предметы обихода, богато украшенные орнаментом и обладающие высокой художественной ценностью. Орнаментальные украшения состояли большей частью из кругов, спиралей, волнистых линий и тому подобных мотивов. Особое внимание уделяли украшениям - они были крупного размера и сразу бросались в глаза.
На протяжении эпохи бронзы человек занимает в искусстве первобытного общества все большее и большее место. Если в каменном веке зверей изображали гораздо чаще, чем людей, в бронзовом – соотношение обратное.
В III-II тысячелетиях до н. э. появились своеобразные, огромного размера сооружения из каменных глыб, обязанные своим появлением также первобытным верованиям – мегалиты (от греч. «мегас» – «большой» и «литос» – «камень»). К мегалитическим сооружениям относятся менгиры – вертикально стоящие камни высотой более двух метров. На полуострове Бретань во Франции на целые километры растянулись поля т.н. менгиров. На языке кельтов, позднейших обитателей полуострова, название этих каменных столбов высотой в несколько метров означает «длинный камень». Сохранились и иного рода сооружения – дольмены – несколько врытых в землю камней, перекрытых каменной плитой, первоначально служившие для погребений. К мегалитам относятся также и кромлехи – сложные постройки в виде круговых оград диаметром до ста метров из огромных каменных глыб. Мегалиты были широко распространены: они найдены в Западной Европе, Северной Африке, на Кавказе и в других районах земного шара. В одной только Франции их обнаружено около четырёх тысяч.
Многочисленные менгиры и дольмены располагались в местах, которые почитались священными. Особенно знамениты развалины такого святилища – кромлеха в Англии недалеко от города Солсбери - т.н. Стоунхендж(II тысячелетие до н. э.). Стоунхендж построен из ста двадцати каменных глыб весом до семи тонн каждая, а в диаметре составляет тридцать метров. Современные геологи считают, что каменные глыбы попали в окрестности Стоунхенджа с ледниками из разных мест. Предполагается, что там поклонялись солнцу. Похожие архитектурные сооружения широко распространены в Европе.
1.3 Религия
Зачатки
религии начали формироваться несколько
десятков тысяч лет назад. Испытывая
огромные трудности в борьбе за существование,
страшась непонятных явлений, человек
стал приписывать силам природы
сверхъестественный смысл. Это фантастическое
понимание действительности прошло
ряд ступеней в своём развитии
и, в конце концов, привело к
возникновению современных