Первобытное общество и природа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 08:54, контрольная работа

Краткое описание

Процесс становления культуры начался с облавной охоты на крупного зверя - основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества. Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же более результативной. Те племена, которые не ощущали этого "зова будущего" и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в лучшем случае, на длительное застойное существование - ведь не было никаких стимулов для развития творческого мышления. Ремесло еще только начиналось и заключалось лишь в некотором усовершенствовании способов обработки камня, но и здесь только те племена имели будущее, которые культивировали, т.е. совершенствовали, развивали свое умение.

Содержание

Введение………………………………………………………. ……… 3-5 стр.
Первобытное общество и природа…………………………….6-8 стр.
Синкретизм в первобытной культуре: личное и общественное, материальное и духовное, эмоциональное и рациональное……8 стр.
Особенности мифологического сознания……………………….9-12 стр.
Анимизм, тотемизм, магия, фетишизм, ритуализм и их проявления в современности…………………………………………………12-15стр.
Первобытное искусство: происхождение, особенности, социальные функции………………………………………………………… 16-19стр.
Заключение……………………………………………………………20-22 стр.
Список используемой литературы………………………………………. 23стр.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 97.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение………………………………………………………. ……… 3-5 стр.

  1. Первобытное общество и природа…………………………….6-8 стр.
  2. Синкретизм в первобытной культуре: личное и общественное, материальное и духовное, эмоциональное и рациональное……8 стр.
  3. Особенности мифологического сознания……………………….9-12 стр.
  4. Анимизм, тотемизм, магия, фетишизм, ритуализм и их проявления в современности…………………………………………………12-15стр.
  5. Первобытное искусство: происхождение, особенности, социальные функции………………………………………………………… 16-19стр.

Заключение……………………………………………………………20-22 стр.

Список используемой литературы………………………………………. 23стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Процесс становления культуры начался с облавной охоты на крупного зверя - основы хозяйственного бытия и всей жизни первобытного общества. Охота эта была и коллективной и орудийной, она требовала значительно большей сноровки, умений, чем примитивные формы охоты и была к тому же более результативной. Те племена, которые не ощущали этого "зова будущего" и пытались существовать по-прежнему за счет индивидуальной охоты на мелких животных или собирательства, были обречены либо на исчезновение, либо, в лучшем случае, на длительное застойное существование - ведь не было никаких стимулов для развития творческого мышления. Ремесло еще только начиналось и заключалось лишь в некотором усовершенствовании способов обработки камня, но и здесь только те племена имели будущее, которые культивировали, т.е. совершенствовали, развивали свое умение.

Культура складывалась постепенно, вместе с формированием самого человека и человеческого общества. На протяжении сотен тысяч лет мозг нашего предка постепенно превращался в человеческий, т.е. стали различаться функции правого и левого полушарий. Их обособленная работа долгое время была невозможна, следовательно, и невозможно и абстрактное, логическое мышление.

Длительное время, как и у ребенка, у первобытного человека два полушария действовали нераздельно. На основе именно такого типа мозговой работы и формировалось так называемое мифологическое сознание. В таком сознании творения фантазии, творческий вымысел не отделяются от мира реального. Такую культуру, которая основана на мифологическом сознании, мы называем синкретической.

В родоплеменном коллективе все существует в неразрывном единстве - у всех одно имя, одна раскраска тела, одни украшения, одна прическа; пляски, мифы, обряды - одинаковые, короче, "я" растворено в "мы". В такой культурной ситуации всегда преобладает мир фантазии, воображения над осмыслением, анализом и как более яркий, и как более целостный в отличие от раздробленного, непостижимого в своих закономерностях и данного только в противоречивых ощущениях внешнего мира, к тому же просто пугающего своей откровенной враждебностью человеку, и, наконец, просто как наиболее доступный невысокому уровню тогдашнего человеческого мозга в целом.

Второй основополагающий принцип первобытной культуры - ее традиционность. Все особенности структуры бытия и повседневного быта каждой родоплеменной общности, мифы, обряды, нормы, вкус и способы художественной деятельности оказывались стабильными, жесткими, нерушимыми и неизменяемыми. Они передавались из поколения в поколение как неписаный закон, освященный мифологическими представлениями.

Миф - особый способ объяснения мира, в котором человек, общество и природа существуют нераздельно, понимаются как некое синкретическое целое. Миф наделяет единичные события символическим значением и всеобщим характером. Основная задача мифа - упорядочение человеческой жизни - робкого ростка перед лицом могущественной, загадочной, властной стихией природного мира.

Мифы возникли потому, что человек не мог объяснить окружающий мир. Но мифы, в отличие от самого первобытного человека, не остались в прошлом. Произошло это потому, что мифологический мир обладает особой, универсальной, очень привлекательной в чисто человеческом отношении ценностью. Ведь никакое общество в принципе не может существовать, если основная масса его граждан не готова выступить на его защиту, спокойно подчиняться его законам (какие бы мифологические представления лежали в основе этих законов!), следовать его нормам, традициям, обычаям, наконец, если она не испытывает удовлетворения от принадлежности к миру этого общества как своему миру.

В первобытном обществе вся духовная жизнь могла выразиться в силу неразвитости умственных представлений только в художественной деятельности, т.е. в искусстве. Отсюда чрезвычайное многообразие функций первобытного искусства: это - и познание, самоутверждение человека, и систематизация мира, фиксация его видимой оболочки, вера в магическую силу изображения и т.д. Появление искусства, нового вида деятельности, не направленного непосредственно на удовлетворение насущных материальных нужд, связано с развитием у человека духовных потребностей. Однако эти новые потребности лишь со временем становятся потребностями эстетическими, чувствами, где уже различаются прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное и т.д. Искусство возникает только тогда, когда у человека появляется свободное время, т.е. когда решена основная проблема - проблема выживания и решается уже другая, качественно иная проблема - жизни. Однако, первобытное искусство, что вполне естественно, отражает собой не более чем коллективное сознание и, в еще большей степени, коллективное бессознательное эпохи - оно однотипно, безлично, синкретично, мифологично, образно.

В своем стремлении овладеть силами природы первобытный человек обращается к магии. В основе магии лежал принцип аналогии - вера в получение власти над предметом через овладение его образом (ведь в мифологическом представлении образ и реальный предмет, как мы уже отмечали, неразличимы). Первобытная охотничья магия направлена на удачную охоту. Первыми магическими изображениями принято считать отпечатки рук на стенах пещер и отдельных предметах.

Тотемизм, анимизм, фетишизм характеризуют верования и обряды первобытного человека. В первобытном обществе они только возникли и являлись господствующими формами религиозной стороны жизнедеятельности.

 

 

1. Первобытное общество  и природа.

 

Первобытно-общинная эпоха человечества — это эпоха первобытнообщинных обществ. Она доцивилизационная, потому что в таких обществах отсутствуют экономическая, политическая и духовная подсистемы. Она представлена родами иплеменами, их борьбой с первобытными обществами, а также между собой.

Первобытно-общинное общество характеризуется: тесным взаимодействием с природой; наличием только географической, демографической, производственной и мифологической сфер общества, образующих первобытно-общинный строй; отсутствием цивилизации. Такое общество в принципе одинаково у всех народов. Здесь формация и цивилизация как общественные метасистемы еще не выделились. Географическая сфера в значительной мере определяет существование и развитие людей.

Различие между первобытными и первобытно-общинными обществами заключается в том, что первые собирают предметы потребления, а вторые их производят. Причиной возникновения первобытно-общинного общества была неолитическая революция, которая создала первобытно-общинную формацию. Эта революция состояла в изобретении огня, лука и стрел, плуга и колеса, прядения и ткачества, станка и керамики, строительстве крупных сооружений и т. д. Данные изобретения коренным образом изменили образ жизни людей.

В демографической сфере революция выразилась в строительстве деревень с постоянными домами, хозяйственными пристройками, хранением запасов, приготовлением пищи, изготовлением одежды. Ей отвечает большая моногамная семья, выполняющая основные функции по социализации людей. Первобытно-общинное общество — это объединение людей, основанное не на господстве сильного, на патриархате. Демосоциальной силой, осуществившей переход к первобытно-общинному строю, предположительно, стали женщины. Таким образом, не только материальное производство, но и демографические отношения играли большую роль в развитии обществ.

Для первобытно-общинного производства характерно разнообразие орудий труда, мускульная энергия людей, животных, а также энергия ветра, воды и т. д. Почти вся рабочая сила была занята в производстве предметов потребления и сосредоточена в земледелии, скотоводстве, строительстве, торговле, ремесле. Основным ресурсом являлось сырье, а не энергия; блага извлекались из природных материалов, а не из производства. Жан Бодрийяр неслучайно считал, что в доиндустриальных обществах экономики в точном смысле этого слова (индустриального производства) еще нет.

В управленческой сфере выделялись вожди, жрецы, воины для организации производства, религиозных обрядов, военных действий и т. д. Начиналось строительство культовых сооружений. Духовная сфера общества носила ярко выраженный мифологический характер, поддерживаемый колдунами, жрецами, магами. Совершались обряды погребения, охоты, задабривания богов. Появились зачатки неолитического искусства, в частности, наскальная живопись, ритуальные танцы, песнопения, устные сказания.

В результате оседлого образа жизни, повышения производительности труда началось регулярное производство прибавочного продукта и произошел демографический взрыв. Группы охотников и собирателей в течение тысячелетий превратились в первобытно-общинное (оседлое) общество скотоводов и земледельцев. Это сопровождалось улучшением положения женщин и детей. С каждым поколением численность населения в деревнях удваивалась и нужно было строить рядом новую деревню. Города только начинали зарождаться как экономические, военные и духовные центры. Признаки первобытно-общинного общества — производство материальных благ и оседлый образ жизни.

В результате изобретения новых средств производства, организации труда, форм управления, оседлого образа жизни, демографического взрыва и приращения военного могущества первобытно-общинные племена обрекли на вырождение или покорили другие племена. В результате миграции, победоносных войн над неоседлыми народами, торговли в течение тысячелетий данный тип общества распространился по всей обитаемой части земли. Первобытно-общинные победители стали властителями и эксплуататорами побежденных племен.

 

2. Синкретизм в первобытной культуре: личное и общественное, материальное и духовное, эмоциональное и рациональное.

 

Духовному миру первобытного человека (а, следовательно, и культуре) был свойственен синкретизм, т.е. слитность, нерасчлененность различных форм сознания между собой, их вовлеченность в практическую жизнь. Человек еще не научился воспринимать мир сам по себе, объективно, а лишь в значении для самого себя. Поэтому в системе взаимоотношений вещей и явлений все приобретало человеческий смысл, что нашло отражение в анимизме, тотемизме и фетишизме. Люди вели себя по отношению к вещам и явлениям так же, как по отношению друг к другу.

Таким образом, без искусства, а также религии и мифологии древний мир вряд ли смог сохранить всю полноту своего уникального опыта, достигнутых знаний, умений и навыков. Благодаря культуре и искусству от поколения к поколению передавалась социально значимая информация о пережитом, которая способствовала становлению духовно развитого человека. Обладая способностью в процессе художественного восприятия «воскрешать» в памяти духовный опыт коллектива и путем уподобления переживать его как свой собственный, преодолевая тем самым ограниченность собственных возможностей, человек приобщался к опыту своих соплеменников, становясь духовно богаче.

3. Особенности мифологического  сознания.

 

Культуру можно определить как интерсубъективную систему значений, созданную в процессе социального взаимодействия. При разрушении системы значений происходит сбой в данной культуре, и она может исчезнуть. В различных культурах существуют универсальные и специфические системы значений, последние отвечают за этнодифференцирующие и другие отличия. При создании новой системы значений и распространении её в обществе изменяется и само общество. Значения и символы конструируют культуру: без них человек оставался бы на стадии животно-биологического развития, управляемый природными инстинктами.

Индивид, взаимодействуя с другими людьми и обществом в целом, погружается в мир значений, смыслов, знаков, символов, усваивает символические системы своей и чужой культур. Возникновение символов можно представить как динамичный процесс оформления и переоформления социальной реальности, которая первоначально связана с интерсубъективной системой мировосприятия индивида.

Определение мифа варьируется в зависимости от того. Идёт ли речь о повествовании или о представлении. Соответственно, первое определение предполагает значительно более узкий контекст исследования, с опорой лишь на текстологический анализ, в то время как второе имеет дело с мифологическим мировоззрением в целом, включая его проявление в обрядовой деятельности, быте, живописи прочем. Понятие мифологического различается и в зависимости от того, идёт ли речь об объекте (когда имеется в виду исторический период либо определение жанра в филологии) Лии методе исследования («мифологическая школа»). Но даже и в рамках одного толкования - например, мифологического эпоса как повествования о богатырях и героях - значительные разночтения приводят к неопределённости того, что понимается в данном случае под «мифологическим».

При всём многообразии термина «миф», выявляется как минимум три формы бытия мифа:

1) собственно миф в его традиционном  и «диком» виде, как он существует  в первобытных обществах;

2) инобытие мифа в художественной  литературе;

3) мерцание мифа в массовом  сознании (в том числе в фольклоре, социальных мифах и различных  проявлениях «архетипического»).

Для прояснения двоякой природы мифа или двойственности толкования этой природы исследователями вводится разделение мифа и мифопоэтики - с полным осознанием того, что мифопоэтика, в свою очередь, является не чем иным, как одной из форм мифа. Точнее, наиболее древней его формой, той, которую, собственно и называют мифом этнографы.

Информация о работе Первобытное общество и природа