Первые Христианские Храмы на Руси. Архитектурный образ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 10:12, курсовая работа

Краткое описание

В течение последних пяти-шести лет в России наступил настоящий «бум» строительства. Огромные неуклюжие железобетонные монолиты и уродливые мини-офисы стали появляться как грибы после дождя вдоль магистральных улиц и небольших переулков, преграждая пешеходные дорожки и придавая даже исторической части городов неопрятный и едва ли достойный восхищения вид. В средствах массовой информации все чаще стала звучать мысль о несоответствии планов архитектурной застройки и ожиданий большинства россиян, об отсутствии вкуса у архитекторов, многие из которых преследуют главную цель — сделать здание максимально функциональным, ориентированным на обслуживание населения. Постиндустриальная эпоха, в который мы живет, отказывается от прежних образов: здания не вписываются гармонично в окружающий пейзаж и не подчеркивают никакой национальной идеи. Это, можно сказать, монстры эпохи глобализации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ…………………….. 9
1.1. Ветхий и Новый Завет о первых храмах еврейского народа….. 9
1.2. Храмы в первые века христианства……………………………….. 10
ГЛАВА II. ОФОРМЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XI—XIII ВВ……………………………………………………………….. 12
ГЛАВА III. УСТРОЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА НА РУСИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА…….. 14
ГЛАВА IV. ПЕРВЫЕ ДРЕВНЕРУССКИЕ ХРАМЫ: СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕРУССКИХ ФОРМ…………………… 17
4.1. Состав храмов…………………………………………………… 17
4.2. Характеристика архитектурных форм………………………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………... 23
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ…………………………………………… 25

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик, перв христ храмы.doc

— 611.00 Кб (Скачать файл)

 


 


ВЫСШАЯ ШКОЛА НАРОДНЫХ ИСКУССТВ (ИНСТИТУТ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  
Первые Христианские Храмы на Руси. Архитектурный образ.

 

 

 

 

Студентка Суслова Т. Д.

 

Курс 2

 

Руководитель:  Непопалова М. В.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..

3

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ……………………..

9

     1.1. Ветхий и Новый Завет о  первых храмах еврейского народа…..

9

     1.2. Храмы в первые века христианства………………………………..

10

ГЛАВА II. ОФОРМЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ГОСУДАРСТВЕ В XI—XIII ВВ………………………………………………………………..

12

ГЛАВА III. УСТРОЙСТВО ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА НА РУСИ: ОБЩИЕ ЧЕРТЫ. СИМВОЛИКА ПРАВОСЛАВНОГО ХРАМА……..

14

ГЛАВА IV. ПЕРВЫЕ ДРЕВНЕРУССКИЕ ХРАМЫ: СОСТАВ И ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕРУССКИХ ФОРМ……………………

17

     4.1. Состав храмов……………………………………………………

17

     4.2. Характеристика архитектурных  форм…………………………

19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….

21

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...

23

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ……………………………………………

25

 

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….  27                                                                                                                           

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В течение последних пяти-шести лет в России наступил настоящий «бум» строительства. Огромные неуклюжие железобетонные монолиты и уродливые мини-офисы стали появляться как грибы после дождя вдоль магистральных улиц и небольших переулков, преграждая пешеходные дорожки и придавая даже исторической части городов неопрятный и едва ли достойный восхищения вид. В средствах массовой информации все чаще стала звучать мысль о несоответствии планов архитектурной застройки и ожиданий большинства россиян, об отсутствии вкуса у архитекторов, многие из которых преследуют главную цель — сделать здание максимально функциональным, ориентированным на обслуживание населения. Постиндустриальная эпоха, в который мы живет, отказывается от прежних образов: здания не вписываются гармонично в окружающий пейзаж и не подчеркивают никакой национальной идеи. Это, можно сказать, монстры эпохи глобализации. В этой связи особое значение имеет обращение к опыту прошлого, к возрождению прежних традиций, к истории архитектуры как части национального и общемирового искусства.

Особое место в развитии архитектурных форм и образов занимает эпоха Древнерусского государства до татаро-монгольского нашествия (XI—XIII вв.). Именно в это время постепенно складываются черты особого национального стиля, который восходит к лучшим византийским образцам. От эпохи Киевской Руси сохранилось не так много замечательных образцов архитектурного зодчества. Большинство построек раннего средневековья — как впрочем и в Европе — были деревянными (недаром Ольга Антоновна Добиаш-Рождественская, знаток Западноевропейского средневековья называет государство Меровингов, а затем и Каролингов «деревянной цивилизацией»)1. Многие из них были разрушены и сожжены в горниле бушевавших пожаров, нашествий и войн. Сохранились исключительно каменные здания. Из камня в XI—XIII вв. возводились главным образом культовые сооружения — монастырские комплексы, соборные церкви, получавшие от князей и представителей княжеской дружины жалованные грамоты на земли, угодья с сидевшими на них крестьянами, на часть доходов из княжеской казны. Поэтому основной предмет изучения нашей работы составляют православные храмы, построенные в XI—XIII вв.

Следует также отметить, что весь мир средневекового человека был наполнен символами. Символ понимался как некий внешний материальный знак, с помощью которого в земной мир входит Слово Божие. С помощью символа Церковь наглядно раскрывала основы православного вероучения и тайну крестных страданий и воскресения мессии Иисуса Христа, стремилась наиболее простыми средствами показать роль каждого верующего в мире и его участь в загробной жизни, то есть, в конечном счете, влияла на мировоззрение людей. Кроме того, не многие — за исключением монахов и детей знати — учились искусству чтения и письма. Книжных центров было еще очень мало. Поэтому символика храма являлась наглядным учебным пособием, призванным облегчить восприятие древнерусским человеком сложных основ нового христианского вероучения, сделать его в целом доступным народной массе, в которой еще глубоко коренились языческие представления. Архитектурный образ православного храма Киевской Руси включает в себя совокупность символов, которые мы находим в композиционном построении, внешнем и внутреннем убранстве. Именно изучение символов, с нашей точки зрения, позволяет наиболее полно раскрыть архитектурный образ первых христианских храмов на Руси.

Цель работы заключается в выявлении особенностей архитектурного образа Древнерусского православного храма домонгольского периода.  Задачи исследования состоят в том, чтобы:

  • выявить, на какие образцы изначально опиралось византийское и древнерусское зодчество,
  • охарарактеризовать в общих чертах те изменения, которые произошли в культурной и духовной жизни Древнерусского государства в первые два-три века после принятия христианства;
  • определить состав первых древнерусских храмов и наиболее общие архитектурные детали;
  • изучить особенности в их архитектуре отдельных храмов.

В первой главе раскрываются истоки композиционного построения христианских храмов, появившихся в Иудее и в Римской Империи в первые века Христианства. Во второй главе дается общая характеристика становления церковно-административной структуры, формирования системы православных приходов и книжных центров в Киевской Руси. В третьей главе рассматриваются общие особенности устройства православных храмов. В четвертой главе приведены примеры древнейших храмов, проанализированы отдельные особенности их архитектурного построения. В заключении подведены итоги.

Интерес к изучению древнерусского зодчества возник в 40—50-е гг. XIX века2. Он был связан не только с возросшим интересом к русской истории, но и со стремлением дать архитекторам образцы «самобытной православной архитектуры»3. На первых порах изучение памятников было тесно связано с практическими нуждами и проводилось исключительно в процессе ремонтов или перестроек древних храмов4.

Одна из первых лучших работ обобщающего характера принадлелжит перу искусствоведа и музейного деятеля, народного художника СССР Игоря Эммануиловича Грабаря. Именно ему принадлежит опыт публикации коллективной и общедоступной «Истории русского искусства» (1909—1914 гг.). Было издано шесть томов. Четыре были посвящены истории архитектуры, пятый — истории скульптуры и шестой — истории живописи. Война прервала публикацию. Однако вышедшие в свет тома, к написанию которых были привлечены известные ученые, содержали богатый фактический материал о архитектуре, скульптуре, живописи допетровской эпохи и эпохи класицизма. Особый интерес, с нашей точки зрения, представляет его работа о древнейших храмах Новгорода XI—XII вв. Автор, привлекая известия летописей и археологические данные, попытался выявить эволюцию отдельных архитектурных форм, которые использовали новгородцы5.

В советское время в истории архитектуры господствовал взгляд на процесс строительства, высказанный еще в конце XIX века И. Е. Забелиным. Главным и основным автором каждого памятника архитектуры Древней Руси являлся народ в самом широком смысле слова. Согласно этой теории, поддержанной многими исследователями, уникальные каменные здания церквей возводил «народ-строитель», применяя стандартные модули6.

Так, например, Павел Александрович Раппопорт отводил роль зодчего руководителю артели строителей, а авторство — к специфике ктиторского заказа7. С этой теорией была связана и другая теория — «натурного проектирования», состоящая в том, что здания вплоть до конца XV в. строились без предварительного проекта8.

В работе «Зодчество Древней Руси» П. А. Раппопорт рассмотрел памятники монументального зодчества домонгольской эпохи. Это удалось сделать благодаря широкому размаху архитектурно-археологических исследований, проведению реставрационных работ. Ученый подчеркнул важность комплексного подхода, то есть изучения в совокупности исторического, художественного, строительно-технического аспектов9. Им был также составлен сводный каталог «Русской архитектуры X—XIII вв.»10.

Советский археолог, доктор исторических наук и один из крупнейших специалистов по древнерусскому зодчеству Николай Николаевич Воронин, придерживаясь этих же теорий, рассмотрел эволюцию церковной архитектуры Северо-Восточной Руси в связи с ее реальной историей, изучил вопрос о мастерах в XI—XV вв.11. Ученый участвовал в раскопках в Боголюбове, Владимире, Переславле-Залесском, Ростове, Суздале, Гродно, Ярославле и всецело привлек сведения археологии, а также письменных рукописей, главным образом, летописей.

Сергей Вольфганович Заграевский, современный историк архитектуры, поднял широкий круг проблем об истоках и исторических судьбах древнерусского зодчества. С. В. Заграевский заявляет, что четыре «стереотипные» теории организации древнерусского строительства — «народ-строитель», «зодчий-артельщик», «натурное проектирование» и «несколько взаимно независимых зодчих на одном объекте» — соответствовали господствующей марксистско-ленинской идеологии и укладываются в идеологему «особого русского пути»12.

Ученый полагает, что в начале XXI в. нет необходимости ставить во главу угла какую-либо идеологию. С его точки зрения, зодчие могли создавать «строительные дружины», переходили со стройки на стройку, в то время как основая масса строителей формировалась из местных кадров. Сами зодчие проходили обучение в Западной Европе. В связи с этим, ученый предложил классификацию древнерусского церковного зодчества на основе новейших архитектурно-археологических и актовых данных по базовым типологическим признакам13.

С. В. Заграевский также подчеркивает важность междисциплинарного подхода в изучении памятников ст арины. Основным приемом он избирает историко-мотивационное моделирование эпохи, ориентированное на решение вопросов истории архитектуры. Моделирование автор связывает с построением визуальной модели, в том числе с помощью новых компьютерных техолоний, с опорой исключительно на проверенные и доказанные факты14.

В настоящее время изучается история отдельных соборов. Например, Ю. В. Маслов посвятил статью истории Георгиевского собора г. Юрьева-Польского (1152-1471)15. И. С. Красовский обращается к проблеме появления Десятинной церкви в Киеве16.

Таким образом, вопрос о древнерусском церковном зодчестве является одним из ключевых в истории русской культуры. Он остается одним из самых дискуссионных и спорных, несмотря на то, что ученые внесли немалую лепту в его изучение. Основная сложность связана с отсутствием источниковой базы, коей выступают письменные источники — главным образом, летописи и отдельные акты; археологические находки; наработки реставраторских мастерских. С целью продвижения знаний на новый уровень исследователи предлагают использовать новые приемы и методики, в том числе междисциплинарный подход и методику компьютерного моделирования.

ГЛАВА I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ХРИСТИАНСКИХ ХРАМОВ

1.1. Ветхий и Новый Завет о первых храмах еврейского народа

Устройство православного храма основано на многовековой традиции, восходящей к первому храму-палатке («скинии»), сооруженному пророком Моисеем за полторы тысячи лет до Рождества Христова. Ветхозаветный храм и разные богослужебные предметы — жертвенник, семисвечник, кадильница, облачения священников и другие — были сделаны по откровению свыше. «Поставь скинию по образцу, который был показан тебе на горе», — сказал Господь Моисею17.

Примерно через пятьсот лет после этого царь Соломон заменил переносную скинию великолепным каменным храмом в городе Иерусалиме. Во время освящения храма таинственное облако сошло и наполнило его. Господь сказал Соломону: «Я освятил сей храм и будут очи Мои и сердце Мое там во веки»18. В течение следующих десяти веков — от времени царствования Соломона до времени жизни Иисуса Христа — Иерусалимский храм был центром религиозной жизни для всего еврейского народа.

Сам Господь Иисус Христос посещал восстановленный после разрушения Иерусалимский храм и молился в нем. Он требовал от евреев благоговейного отношения к храму, приводя слова пророка Исайи — «Дом Мой назовется домом молитвы для всех народов»,  и выгнал из храма тех, кто вел себя в нем недостойно19.

После сошествия Святого Духа Апостолы, по примеру Спасителя, также посещали ветхозаветный храм и молились в нем. Они начали дополнять храмовые богослужения особыми христианскими молитвами и таинствами. По воскресным дням (в День Господень) Апостолы с христианами собирались в домах верующих (иногда в особо предназначенных для молитвы помещениях – икосах) и там молились, читали Священное Писание, «преломляли хлеб» (совершали таинство евхаристии) и причащались. Так возникли первые домашние церкви. Позже, во время гонений со стороны языческих правителей, христиане собирались в катакомбах (подземных помещениях) и там совершали евхаристию на гробах мучеников.

1.2. Храмы в первые века христианства

В первые три столетия христианства из-за постоянных преследований христианские храмы были редким явлением в обширной Римской империи. Только после объявления императором Константином Великим свободы вероисповедания в 313 г., христианские храмы начали возникать повсеместно.

Поначалу храмы имели форму базилики (рис. 1) — продолговатого четвероугольного помещения с небольшим выступом при входе (портиком, или крыльцом) и закруглением (апсидой) на противоположной входу стороне. Внутреннее пространство базилики разделялось рядами колонн на три или пять отделений, называемых нефами (или кораблями). Средний неф был выше боковых. Наверху его устраивались окна. Базилики отличались обилием света и воздуха. В IV в. происходит интенсивное возведение базиликальных церквей на востоке Римской империи, не подвергавшейся как на западе разорительным набегам варварских племен.

Информация о работе Первые Христианские Храмы на Руси. Архитектурный образ