Культура
Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere — возделывание, позднее —
воспитание, образование, развитие, почитание) —
понятие, имеющее огромное количество
значений в различных областях человеческой
жизнедеятельности. Культура является
предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания,лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
В основном, под культурой
понимают человеческую деятельность в
её самых разных проявлениях, включая
все формы и способы человеческого самовыражения
и самопознания, накопление человеком
и социумом в целом навыков и умений. Культура
предстает также проявлением человеческой
субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).
Культура представляет
собой совокупность устойчивых форм человеческой
деятельности, без которых она не может
воспроизводиться, а значит — существовать.
Культура — это набор
кодов, которые предписывают человеку
определенное поведение с присущими ему
переживаниями и мыслями, оказывая на
него, тем самым, управленческое воздействие.
Поэтому для каждого исследователя не
может не возникать вопрос об отправной
точке исследования в этой связи.
Источником происхождения
культуры мыслится человеческая деятельность,
познание и творчество. Культура — это
реальность, созданная человеком в процессе
его отношения к природе, к обществу (другому
человеку), к самому себе и к Абсолютному.
Периодизация истории культуры
В современной культурологии
принята следующая периодизация истории
европейской культуры:
Первобытная культура (до 4 тыс. до н. э.);
Культура Древнего мира (4 тыс. до н. э. — V в. н. э.), в которой выделяют культуру Древнего Востока и культуру Античности;
Культура Средних веков (V—XIV вв.);
Культура Возрождения или Ренессанса (XIV—XVI вв.);
Культура Нового Времени (к. XVI—XIX вв.);
Неоднородность культуры каждого
общества
В любом обществе можно
выделить высокую, элитарную культуру
и народную культуру. Кроме того, существует массовая культура, упрощенная в смысловом
и художественном отношении и доступная
для всех. Она способна вытеснять как высокую,
так и народную культуру.
В обществе также существует
множество субкультур различных социальных
групп.
Изменения в культуре
Развитие, изменения и прогресс
в культуре практически тождественно
равны динамике, оно выступает как более
общее понятие. Динамика — упорядоченное
множество разнонаправленных процессов
и трансформаций в культуре, взятых в рамках
определённого периода
Аксиомы:
любые изменения в культуре
причинно-обусловлены многими факторами
зависимость развития любой
культуры от меры инновационности (соотношение стабильных элементов культуры и сферы экспериментов)
Факторы:
культурная диффузия (взаимное
проникновение (заимствование) культурных
черт и комплексов из одного общества
в другое при их соприкосновении (культурном
контакте)
социальные институты и организации
рационально-познавательный
Мораль
Мора́ль (лат. moralitas, термин введён Цицероном[1][2] от лат. mores — общепринятые
традиции, негласные правила) — принятые
в обществе представления о хорошем и
плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность
норм поведения, вытекающих из этих представлений.[3][4][5][6] Иногда термин
употребляется по отношению не ко всему
обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и т. д. В русском
языке мораль как правило считается синонимом нравственности однако иногда термин нравственность применяется для обозначения
«внутренних, духовных качеств, которыми
руководствуется человек»[9], а мораль — для общественных
взглядов[10]. Мораль изучает
отдельная философская дисциплина — этика.
Реализм и анти-реализм
Философские теории о природе
и происхождении морали (называемые теориями метаэтики) в целом делятся на
два класса:
Моральный реализм — класс теорий, считающих,
что существуют конкретные утверждения,
описывающие объективные факты, касающиеся
морали. Например, хотя в этих теориях
признается, что силы социального конформизма существенно влияют
на принимаемые человеком «моральные»
решения, в них тем не менее отрицается, что эти культурные нормы и обычаи определяют морально
оправданное поведение. Это считается
точкой зрения этического натурализма, хотя не все моральные реалисты её разделяют.
Моральный анти-реализм, с другой стороны, считает, что утверждения относительно морали либо ложны (теория ошибок), либо не пытаются отражать реальные факты, ограничиваясь субъективными оценками (этический субъективизм) и описанием чувств и пожеланий (некогнитивизм).
Некоторые формы некогнитивизма
и этического субъективизма, формально
представляющие собой течения анти-реализма,
тем не менее считаются реализмом с точки
зрения морального универсализма. Например, универсальный прескриптивизм есть универсалистская форма
некогнитивизма, которая считает, что
мораль выводится из диктуемых обстоятельствами
требований поведения, а теория божественного вмешательства и теория идеального наблюдателя — универсалистские формы этического
субъективизма, утверждающие, что мораль
выводится из божественных законов и гипотетических
законов идеального рационального поведения
соответственно.
Моральные кодексы
Кодифицированная мораль отличается
от обычая (другого способа определять
желательную линию поведения в обществе)
тем, что выводит свои нормы (в прошлом)
напрямую из естественных прав или универсальных
принципов. В религиозных сообществах
считается, что пророк получает эти принципы
через откровение, причем иногда эти принципы
бывают весьма детализированы. В компактном
виде такие принципы составляют моральный кодекс(другое название: этический кодекс) — систему
правил, определяющих достойное поведение
в соответствии с принятой системой ценностей.
Моральные (этические) кодексы
могут быть религиозными, мировоззренческими,
профессиональными, корпоративными, спортивными
и другими.
Примерами религиозных моральных
кодексов считаются
Золотое правило нравственности («этика взаимности»);[57]
Десять заповедей иудаизма, христианства и ислама;
Семь законов потомков Ноя и 613 заповедей в иудаизме;
Пять священных заповедей и Восьмеричный Путь буддизма;
Древнегипетский кодекс Маат.
Дескриптивная и нормативная
мораль
В дескриптивном смысле «мораль»
обозначает личные или общественные ценности, кодекс поведения или общественные нравы. Она не даёт объективных суждений о хорошем и плохом, но только описывает то, что считается хорошим или плохим. Дескриптивная этика — ветвь философии, которая
изучает мораль с этой точки зрения.
В нормативном смысле «мораль»
претендует на описание того, что действительно хорошо или плохо (если такое
существует), что может быть ценным независимо
от ценностей или нравов каких-то конкретных
людей или культур. Ветвь философии, относящаяся
к морали с этих позиций, называется нормативной этикой.
Религия
Рели́гия — особая форма осознания
мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральныхнорм и типов поведения, обрядов, культовых действий
и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину).
Другие определения религии:
одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные
силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения.
организованное поклонение
высшим силам. Религия не только представляет
собой веру в существование высших сил,
но устанавливает особые отношения к этим
силам: она есть, следовательно, известная
деятельность воли, направленная к этим
силам.
духовная формация, особый тип
отношения человека к миру и самому себе,
обусловленный представлениями об инобытии
как доминирующей по отношению к обыденному
существованию реальности.
Также термин «религия» может
пониматься в таких смыслах, как субъективно-личностный (религия
как индивидуальная «вера», «религиозность»
и т.п.) и объективно-общий (религия
в качестве институционального явления
— «вероисповедания», «богопочитания»,
«конфессии» и прочее).
Религиозная система представления
мира (мировоззрение) опирается на религиозную веру и связана с отношением
человека к надчеловеческому духовному
миру, некоей сверхчеловеческой реальности,
о которой человек кое-что знает, и на которую
он должен некоторым образом ориентировать
свою жизнь. Вера может подкрепляться мистическим опытом.
Особую важность для религии
представляют такие понятия, как добро и зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.
Основы религиозных представлений
большинства мировых религий записаны
людьми в священных текстах, которые, по
убеждению верующих, либо продиктованы
или вдохновлены непосредственно Богом или богами, либо написаны
людьми, достигшими с точки зрения каждой
конкретной религии высшего духовного состояния, великими
учителями, особопросветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п.
В большинстве религиозных сообществ
заметное место занимает духовенство (служители религиозного культа.
Структура религии
В социологии в структуре религии
выделяют следующие компоненты:
религиозное сознание, которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.),
религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую,
религиозные отношения (культовые, внекультовые),
Виды религий
Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, Рима, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.
Единобожие (монотеизм) характерно для таких
религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других.
С точки зрения верующих, приверженцев
вышеперечисленных религий, появление
их стало следствием Божественного действия.
Пантеизм — учение, согласно
которому Вселенная (природа) и Бог тождественны.
Пантеизм был распространён в ряде античных
религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых
учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы
пантеизма присутствуют в отдельных формах
язычества и неоязычества, а также в ряде
современных синкретических оккультных
учений: теософии, Агни-йоге и др.
Существуют также религии
без Бога (в том смысле, какой придают этому
понятию многие западные школы религиоведения) —
вера в абстрактный идеал:конфуцианство, буддизм, джайнизм.