Петро́вское баро́кко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 19:07, доклад

Краткое описание

Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Отличительные черты «Петровского барокко»
Стиль архитектуры Петербурга первой четверти XVIII века получил название «петровское барокко». Термин нужно понимать как очень условный. В Петровскую эпоху существовали зачатки всех стилей – и барокко, и рококо, и классицизма. Город как бы примерял на себя разные одежды.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 23.32 Кб (Скачать файл)

Петро́вское баро́кко —  термин, применяемый историками искусства  к архитектурному и художественному  стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице  Санкт-Петербурге.

Отличительные черты «Петровского барокко»

Стиль архитектуры Петербурга первой четверти XVIII века получил название «петровское барокко». Термин нужно  понимать как очень условный. В  Петровскую эпоху существовали зачатки  всех стилей – и барокко, и рококо, и классицизма. Город как бы примерял на себя разные одежды. Иностранные  мастера, помимо стилевого разнообразия, принесли разнообразие национальных манер, школ, различие в качестве исполнения. Решающими для формирования стиля  были личные вкусы Петра, а также  особенности ландшафта нового города.

К концу жизни Петра  в архитектуре наблюдается тяготение  к более нарядным, праздничным  формам французского барокко. Точнее было бы сказать, что в архитектуре  Петербурга шло слияние европейских  стилистических приемов: рационального  северного барокко – через  Трезини (симметрия и уравновешенность композиции, сдержанность декора), и  изящного, придворно-аристократического – через Леблона (изысканность, приверженность к высоким, «мансардным» кровлям) –  с традициями древнерусскими, сказавшимися, например, в многоцветной окраске  зданий.

Отличительные черты  «Петровского барокко»:

· «Петербургский манер» архитектуры  был рационален, прост, ясен, спокоен  и в тоже время проникнут праздничным  настроением.

·    Строгая симметрия  планов и объемных построений, уравновешенность. Приведение к симметрии требует  выделения центра композиции. По оси  здания располагается главный вход, над ним самый крупный, нарядный зал.

Особо представительные в  градостроительном отношении здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, госпиталь) акцентируются башней. Центральная  часть объема иногда подчеркивается ризалитом, обогащается пластически - портиками, скульптурой, сложными формами  окон, нарядными наличниками.

·     Вертикальные членения стен плоскими лопатками и  пилястрами, обработка углов рустом.

·   Плоскостная трактовка  пластического убора зданий. Это  обусловлено кирпичной конструкцией стены, ее рельеф исполняют в ходе кладки и избегают сильных выносов  пилястр, карнизов.

·  Многоцветная архитектура. Оштукатуренные кирпичные стены  требовали покраски. Предпочитали активные красные, зеленые, синие тона на интенсивном  фоне стены четко выделяются белые  архитектурные детали, пилястры и  лопатки.

·    Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы  имели обрамление: плоский наличник с характерными расширениями по углам  – «ушами».

·      Сдержанное, по сравнению с европейским барокко, использование декоративных элементов.

·    Мансардная крыша  с переломом. Такие очертания  крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей.

 

Д. Трезини - "первый архитектор Петербурга", создатель стиля "петровского  барокко"

в 1706 приступил к главному своему труду – строительству  Петропавловской крепости, которую  из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 крепость как таковая – с  массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными  рельефными атрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение  Симона-волхва апостолом Петром работы скульптора К. Оснера) – была в значительной своей части уже построена. В 1712–1733 над ней вознесся Петропавловский  собор – трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным  золоченым шпилем (в целом вся  высота колокольни со шпилем 112 м, на 32 м больше «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как  бы развернули православное церковное  строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее  декоративное убранство (как это  было в «московском» или «нарышкинском» барокко), но всю архитектонику, размеченную  здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют.

 «Канцелярия городских  дел», созданная для надзора над  сооружением Петропавловской крепости, вскоре стала архитектурным штабом  всей новой столицы. Здания  и целые комплексы по проектам  швейцарского мастера возводились  в ключевых точках Петербурга. Из них сохранились: Летний дворец Петра в Летнем саду (1710–1714), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717–1722), здание 12 коллегий на стрелке Васильевского острова (ныне университет; 1722–1734), последнее выделяется своей особой протяженностью (фронтальная ширина 383 м). Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания. Если его церковные образы, более «южные» по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и 12 коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Постоянно работая по личным указаниям Петра, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»).

Достижения "петровского  барокко"

Летний  дворец Петра I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург).

Летний дворец был построен в стиле барокко по проекту  Доменико Трезини в 1710—1714 годах. Это  одно из старейших зданий города. Двухэтажный  дворец достаточно скромен и состоит  всего из 14 комнат.

Фасад дворца украшен 29-ю  барельефами, на которых в аллегорической форме изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом  Шлютером.

Отделка помещений была создана  художниками А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.

Первым зданием на набережной Васильевского острова, которое  своими масштабами и архитектурной  обработкой значительно отличалось от "образцовых" домов, был каменный дворец Меньшикова (1710-1716 гг.) Этот дворец, с выступающей средней частью, украшенной аттиком со скульптурами, не имел замкнутого характера московского Лефортовского дворца. Его главный фсасад, обращенный на юг, к Неве, включался в общий ансамбль застраиваемой набережной. Противоположный фасад дворца с небольшим прямоугольным двором выходил в регулярный сад. Фасады дома были поэтажно обработаны пилястрами ионического и коринфского ордеров; ризалиты главного фасада имели сложное по форме завершение. Просторный вестибюль, широкая лестница во второй этаж, подчеркнуто осевая композиция фасада, колоннада портика и богато разработанный спуск к реке придавали зданию новый в русской архитектуре облик парадного городского дворца. Дворец строили архитекторы М. Фонтана и Г. Шедель.

Кикины  палаты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.

Это единственный сохранившийся  до нашего времени дом адмирала-советника  и одного из сподвижников Петра I Александра Кикина. Он был построен в 171—1720 годах неизвестным архитектором Смольного (возможно, Андреасом Шлютером). В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской Кунсткамера и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были перестроены неизвестным архитектором. С 1733 года здесь разместились канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка. В 1829 году здание было перестроено по проекту архитектора Александра Штауберта, а декор в стиле барокко уничтожен. Во время Ленинградской блокады Кикины палаты сильно пострадали, но в 1952—1956 годах были восстановлены в первоначальном виде архитектором Ириной Бенуа. В настоящее время в здании размещается музыкальный лицей.[5]

Каменные  Петровские ворота с деревянным резным убранством были построены в 1708 году (в 1716—1717 годах перестроены) по проекту Доменико Трезини. Арку венчает мощный аттик с полукруглым лучковым фронтоном, украшенный деревянным резным панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Конрада Оснера (перенесено с ворот 1708 года). Это панно символизирует победы России в Северной войне (Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, апостол Пётр — c Петром I). Ширина деревянного барельефа составляет 4.9 м, высота — 3.35 м.

На фронтоне аттика выполнен горельеф бога Саваофа, держащего в  руке сферу — символ вселенской власти. В нишах справа и слева расположены аллегорические фигуры Осторожности и Стойкости.

В августе 1720 года над аркой  установлен российский двуглавый орёл, выполненный в свинце мастером Франсуа  Вассу (до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб»). Помимо перечисленного скульптурное убранство Петровских ворот включало ещё семь несохранившихся статуй, среди которых центральное место  занимала фигура апостола Петра с  ключами.

В 1941 году Петровские ворота были повреждены артиллерийским обстрелом. В 1951 году архитекторами А.А. Кедринским, А.Л. Ротачом была произведена реставрация.

Двухэтажная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1717–1722 гг. по проекту Д. Трезини, расположена в северо-восточном углу монастыря. Это первая каменная церковь лавры. В 1724 г. из владимирского Боголюбского Рождественского монастыря в Благовещенскую церковь были перенесены мощи святой князя Александра Невского. Верхний храм Благовещенской церкви был освящен 30 августа 1724 г. во имя святой благоверного князя Александра Невского. Нижний храм, освященный 25 марта 1725 г. архиепископом Феодосием в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, служил усыпальницей для особо царствующего дома (императора Петра III Феодоровича, Анны Леопольдовны, царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I великих княжон Марии и Елисаветы) и государственных деятелей (А.М. Голицына, А.А. Безбородко, И.И. Панина, А.В. Суворова, И.И. Бецкого). Решением Леноблисполкома от 15 февр. 1933 г. храм был закрыт, в 1948 г. передан Музею городской скульптуры. С 1988 г. в Благовещенской церкви ведется комплексная реставрация.

Здание  Кунсткамеры, строившееся с 1718 по 1734 год, принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников архитектуры первой четверти 18 века. Первоначальный проект здания был разработан архитектором Г. Матарнови, а осуществляли строительство архитекторы Н. Гербель, Г. Киавери и М. Земцов.

Кунсткамера состоит из двух равных по внешнему облику трехэтажных  корпусов, которые соединены центральным  корпусом сложной конфигурации. Над  центральным корпусом возведена  многоярусная башня. Восточный корпус с двухэтажным залом предназначался для библиотеки, западный с точно  таким же залом - для музейных коллекций. В центральном корпусе и башне, которую первоначально венчала  деревянная вышка, размещались анатомический  театр и обсерватория. В круглом  зале третьего этажа был размещен Готторпский глобус-планетарий. Этот уникальный глобус, созданный в 17 веке в Германии, был привезен в Петербург  в 1717 году в качестве подарка Петру I. Диаметр глобуса составлял 3,1 метра. Снаружи были изображены все известные  тогда страны, моря и реки, а внутри глобуса располагался первый в мире планетарий.

Одна из самых ранних построек на Васильевском острове - здание  Двенадцати коллегий, возведенное в 1722-1742 годах. Оно предназначалось для размещения Сената, Синода и коллегий - высших органов государственного управления России, учрежденных Петром I в 1718 году. В начале 19 века коллегии были заменены министерствами. Проект здания был разработан Доменико Трезини; строительство велось под руководством Трезини и Т. Швертфегера, а завершили работы М.Г. Земцов и Джузеппе Трезини.

Здание представляет собой  двенадцать одинаковых по размерам и  архитектуре трехэтажных корпусов, соединенных между собой. В 18 веке каждый корпус имел свой отдельный  вход. Архитектура здания глубоко  символична: она отражает самостоятельность  каждой коллегии и вместе с тем  подчеркивает их взаимосвязь при  решении государственных задач.

Собор Святых Апостолов Петра и Павла (Петропавловский) построен в по проекту архитектора Доменико Трезини в честь небесного покровителя основателя города Петра I святого апостола Петра. В соборе похоронены все российские императоры, начиная с Петра I. Храм поражает посетителя своей стройной многоярусной колокольней, плавно переходящей в золоченый шпиль, который завершается флюгером в виде летящего ангела Купол, возвышающийся на легком барабане и увенчивающийся небольшой главкой, отличается скромностью. Во всем облике здания сказывается влияние композиционных приемов итальянской и североевропейской архитектуры. Петропавловский собор Петропавловской крепости в настоящее время является главной архитектурной доминантой города.

Заключение

Итак, как мы видим, этот великолепный и пышный стиль барокко просуществовал недолго и уже во второй половине VIII в. на смену ему приходит строгий  и величественный классицизм, для  которого характерна ясность форм, простота и в то же время монументальность, утверждавшие мощь и силу государства, ценность человеческой личности.

Информация о работе Петро́вское баро́кко