Пиктография

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 02:52, реферат

Краткое описание

Пиктография (от лат. Pictus — рисованный + греч. Grapho – пишу) — вид письма, в котором предметы, события, действия, понятия их связи передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных и обобщенных изображений (пиктограмм).
В пиктографии обозначающим (несущим значение) служит схематический рисунок.. Для функции письма художественное достоинство рисунков не имеет значения, важна схожесть с объектом и опознаваемость. Пиктография не связана с алфавитом, то есть набором определенных знаков, и тем самым не связана с обучением чтению и письму. Несвязанность пиктографии с формами языка позволяет ей быть удобным средством общения разноязычных племен. Мнение о том, что пиктография в определенный промежуток времени заменяла язык, лишено всякого основания.

Вложенные файлы: 1 файл

пиктограмма.docx

— 18.31 Кб (Скачать файл)

              Министерство образования Республики Беларусь

 

 

 

УО «Гомельский государственный  университет имени Ф.Скорины»

                             Факультет иностранных языков

                                   

 

 

 

                                                реферат

                             на тему: «ПИКТОГРАФИЯ»

 

 

 

 

                                                   

 

 

                                                                              

 

                                                                     выполнила: студентка группы А-11

                                                                     Толстенкова Дарья

 

 

 

 

                                              Гомель,2013

 

Пиктография (от лат. Pictus — рисованный + греч. Grapho – пишу) — вид письма, в котором предметы, события, действия, понятия их связи передаются с помощью зрительных образов, фигур, схем, упрощенных и обобщенных изображений (пиктограмм).

В пиктографии обозначающим (несущим значение) служит схематический  рисунок.. Для функции письма художественное достоинство рисунков не имеет значения, важна схожесть с объектом и опознаваемость. Пиктография не связана с алфавитом, то есть набором определенных знаков, и тем самым не связана с обучением чтению и письму. Несвязанность пиктографии с формами языка позволяет ей быть удобным средством общения разноязычных племен. Мнение о том, что пиктография в определенный промежуток времени заменяла язык, лишено всякого основания. Обозначаемым в пиктографии служат жизненная ситуация, вещи, существа. Смысл передается с помощью знаков, словесное оформление, при этом, не существенно. Кроме изображения предметов пиктография также может содержать знаки с чисто условным значение (например, «крест» как знак «обмена»).

С развитием понятий и  абстрактного мышления возникают такие  потребности письма, которые пиктография  уже не может выполнить, и тогда  возникает идеография, то есть, «письмо  понятиями», когда обозначаемым является не сам жизненный факт в его  непосредственной данности, а те понятия, которые возникают в сознании человека и требуют своего выражения  на письме. «Дружбу» можно передать изображением двух рук, пожимающих одна другую, «вражду» – изображением скрещенного  оружия и т.д. Вместе со своим прямым значением (что изображено) рисунок  выступает и в переносном, условном значении.

Современное письмо использует все приемы, выработанные за многовековую историю письменности.

Пиктография применяется, когда  неизвестен язык читателя, а также  для наглядности информации.

Для историка письменности важна информация, заключенная в  рисунке: если нарисованное изображение  служит средством передачи мысли, то это, несомненно, письменность. Возможность  выразить свои мысли, не прибегая к  личному контакту с другими людьми, обозначить предметы и явления, поведать о них отвлечённо от конкретной ситуации – в этом есть что-то магическое. Сейчас подобные открытия доступны только маленьким детям, но и они очень  быстро забывают о них.

Пиктографическое письмо напоминает ребусы: каждый знак или  рисунок передаёт не звук языка, не слоги, а обозначает определённое понятие, которое в устном языке соответствует  слово. Кроме того, рисуночная запись сообщения может передать мысль  целиком, не выделяя отдельных понятий. В любом случае в пиктограмме  выделить составные части, как в  предложении, нельзя. Но она имеете такую же смысловую законченность, как и современное предложение. Более того, смысловую законченность  имеет любой фрагмент пиктограммы.

Рисунок только обозначает понятия, даже не сохраняя их порядок  в сообщениях, т.к. при любой расстановке  сохраняется смысл записи. Поэтому  пиктографическое письмо не отражает устной речи.

Вот, например, рисунок, предупреждающий  случайного гостя, что в доме нет  еды. Человек поднёс руку ко рту –  еда. Человек развёл руки – знак отрицания «нет». Или лодка с  людьми показывает, что хозяева уехали на рыбную ловлю. Такое сообщение  легко поймёт каждый, кто сможет угадать значение и смысл подобных рисунков, какой бы национальности он ни принадлежал.

Но легко расшифровываются только конкретные изображения. Как  только дело доходит до абстрактных, отвлечённых понятий, ситуация изменяется. Трактовок и толкований смысла может  быть множество. Считается, что для  толкования пиктограмм наиболее удобна стихотворная форма.

Отдельный рисунок – строка «Стихотворения». Большинство дошедших до нас рисуночных текстов – охотничьи  сообщения, хозяйственные документы, инвентарные описи, записи поступлений  и расходов зерна, скота, фуража и  различных предметов, изготовленных  ремесленниками: кузнецами, ткачами, гончарами; донесение о боевых походах, набегах, победах; политические договоры, петиции, ультиматумы, любовные послания и магические заклинательные формулы. Среди пиктографических текстов были и календари.

Пиктографическая письменность была общедоступна, благодаря своей  наглядности. Но чем сложнее становилось  послание, тем больше страдала точность передачи сведений, и пиктография  превратилась в видеографию – письмо понятиями.

Пиктография или образное письмо, — передача образов, впечатлений, событий, мыслей с помощью рисунка. С одной стороны, такие "образные письмена" неотличимы иногда от бесцельных рисунков, выводимых на скалах, стенах пещер, заборах, на классных столах и т. п., или от изображений и узоров, воспроизводимых на разных предметах в целях украшения; с другой стороны, они переходят в настоящие идеографические, а затем фонетические письмена, о чем свидетельствует анализ египетских, древних китайских и некоторых других иероглифов.

Всего чаще и дольше сохраняются  подобные "писаницы" на камне, на скалах (см. Петроглифы); Андрэ собрал массу примеров из Африки (вади Мокаттеб на Синае, вади Телиссаре в Феццане, в Алжире, Кордофане, стране Сомали, Трансваале), Сев. и Южн. Америки, Австралии, Азии и Европы. Известны исписанные концентрическими кругами и крестами скалы в Нортумберланде (Англия), изображения на скальдах в Швеции, Ирландии, на Онежском оз., "писаницы" (изображения зверей, людей и пр.) по Енисею, Тоболу и т. д., "оленные камни" в Монголии и т. п.

Наиболее изучены подобные изображения у североамериканских индейцев; Mallery посвятил им обширные трактаты со множеством рисунков. Он начинает с объяснения сравнительно недавних изображений, смысл которых еще понятен старикам, и переходит затем к аналогичным изображениям более древних времен. Почти все эти изображения представляют реальные предметы; символы и эмблемы встречаются очень редко. Многие из них напоминают о важных для отдельных племен событиях (войнах, договорах, голодовках, обилии дичи в известный год, смерти известного вождя, переселении и т. п.); некоторые связаны с мифами и религиозными обрядами, другие увековечивают посещения мест отдельными личностями.

Манера изображения (людей, зверей и т. п.) почти одинакова  у всех индейцев, равно как и  обычные обозначения смерти (напр., от раны на войне), союза, принадлежности к известному клану или роду, происхождения  одного лица от другого и т. д. См. Mallery, "Pictographs of the North-American Indians" (в "Reports of the Bureau of Ethnology", 1886, след.), а вообще о "петроглифах", рисовании у дикарей, знаках собственности — R. Andr é e, "Ethnographische Parallelen und Vergleiche" (1878 и 1889). Ср. еще Grosse, "Die Anf änge der Kunst" (1894, сер. VI—VII).

 

 


Информация о работе Пиктография