Письменность Древней Руси IX-XIII вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 19:35, реферат

Краткое описание

В широком смысле под культурой обычно понимается все то, что относится к специфике бытия человека как сознательного существа: результаты его материальной и духовной деятельности (стереотипы производственного и бытового поведения, культура досуга, общения, производства и потребления, городская, сельская, техническая, физическая, психологическая и т.д.). Культура - это также язык и литература, религия, особенности жилища, одежды и питания, общественная нравственность и личная этика людей. Та или иная культура в разных регионах возникла не просто так. Она была обусловлена существующими именно в той местности климатом, природными условиями, внешним окружением, численностью и динамикой населения и другими естественными причинами.

Содержание

Введение
Письменность Древней Руси IX-XIII вв
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Письменность.docx

— 27.54 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

Реферат

На тему:

«Письменность Древней Руси IX-XIII вв»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваполнела студентка  группы БТБ-12

Пальчикова  Анна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

  1. Введение
  2. Письменность Древней Руси IX-XIII вв
  3. Заключение
  4. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В широком смысле под культурой  обычно понимается все то, что относится  к специфике бытия человека как  сознательного существа: результаты его материальной и духовной деятельности (стереотипы производственного и  бытового поведения, культура досуга, общения, производства и потребления, городская, сельская, техническая, физическая, психологическая и т.д.). Культура - это также язык и литература, религия, особенности жилища, одежды и питания, общественная нравственность и личная этика людей. Та или иная культура в разных регионах возникла не просто так. Она была обусловлена  существующими именно в той местности климатом, природными условиями, внешним окружением, численностью и динамикой населения и другими естественными причинами.

Больше тысячи лет русскому народному  творчеству, русской письменности, литературе, живописи, архитектуре, скульптуре, музыке. Больше тысячи лет многим русским, украинским и белорусским городам  – таким, как Киев, Новгород, Чернигов, Смоленск, Псков, Изборск, Муром, Полоцк, Ростов, Туров, Белгород. В XI веке в письменных памятниках появляется упоминание еще о 62 городах; в XII веке – еще о 134 городах, а в начале XIII века – еще о 47 городах. Но в письменных памятниках упомянуты не все города. На самом деле их было гораздо больше. Во всех этих городах, подавляющее большинство которых сохранилось до сих пор, были замечательные памятники культуры, работали ремесленники, зодчие, живописцы, писатели переписчики книг, кипела умственная жизнь. Своим мировым значением русская культура XIX и XX веков во многом обязана своему тысячелетнему развитию, силам, накопленным веками, мудрости и опыту, который передали отдаленным потомкам их могучие предки.

На формирование культуры Древней Руси повлияли природные, психологические  и бытовые факторы.

Знание истории своего народа, памятников его культуры открывает  перед человеком целый мир, позволяющий  также по-новому увидеть и оценить  современность.

Задачи:

  • рассмотреть письменность  Древней Руси.

 

 

 

 

 

 

Письменность  Древней Руси

60е годы IX века – время создания русской письменности. Считается, что её создателями были Моравские братья (Кирилл и Мефодий). Первым этапом русской литературы был перевод Священного писания, толкований к нему, а также жития святых и прочей церковной литературы. Позже появились и новые жанры, такие как: летопись, житиё, поучения повесть. Давайте кратко рассмотрим некоторые из них. Летопись – эпическое повествование, рассказывающее о каком либо историческом периоде. Но надо отметить, что в русских летописях были некоторые особенности: во-первых, летописные повествования о событиях прошедших до XI века основываются лишь на фольклорном материале; во вторых освещение событий вызывает сомнение, так как любой летописец освещал события в лучшем свете для своего князя; и, наконец, в-третьих - летописи часто подвергались коррекции с приходом нового правителя. Житиё – жанр, описывающий жизнь святых людей. В этих произведениях хорошо просматривается жизнь простых монахов и простых людей вообще. Большое место занимала поучительно – бытовая литература такая, как притчи и другие поучения. Но были также и научные труды, так в XII в. (1136 г.) был написан труд, содержащий вычисления всех високосных годов, пасх, церковных праздников и т.д. назывался он "Учение им же ведати человеку числа всех лет". Но, несмотря на такое разнообразие "древнерусскую литературу можно рассматривать, как литературу одной темы и одного сюжета. Этот сюжет – мировая история, эта тема – смысл человеческой жизни". Подобную направленность основных жанров (главная направленность – эпос) можно объяснить тем, что в Киевской Руси основными заказчиками книг оставались Князья.

Древнерусская литература возникла в  XI в. Один из первых её памятников – «Слово о Законе и Благодати» Киевского митрополита Иллариона – был создан в 30-40-е гг. XI века.

Содержанием «Слова» стало  обоснование государственно-идеологической концепции древней Руси, определение  места Руси среди других народов  и государств, ее вклада в распространение  христианства. Идеи произведения Иллариона  нашли свое развитие в литературно-публицистическом памятнике второй половины ХI в. «Памяти  и похвале Владимиру», написанном монахом Иаковом, а также в  «Сказании о Борисе и Глебе», первых русских святых и покровителях Руси.

Около девяноста  процентов дошедших до наших дней древнерусских произведений – переводы с  греческого, и лишь десятая  часть принадлежит перу древнерусских  книжников. Почти все переведенные с греческого сочинения были чисто  религиозного содержания. Их  одинаково  чтили и византийцы, и южные  славяне, и русские. От Византии были унаследованы такие жанры, как житие, проповедь, хроника, разнообразные  богослужебные песнопения.

Литература  на Руси зарождается только после  принятия христианства. Устное творчество древних  русичей почти не получило отклика в литературе. Отчасти  исключение – летописи, в которых  излагались некоторые предания. Русский  фольклор был глубоко связан со старой языческой верой, а литература стремилась воплощать истины новой религии – христианства.

Не знала древнерусская письменность и поэзии. Некоторые исследователи  считают, что стихами написано «Слово о полку Игореве», но это мнение не общепринято. Фольклорные лирические песни существовали издревле, однако древнерусские книжники их не записывали. Ритмически организованные тексты исполнялись  на богослужениях.

Древние песни  и сказки славили могучих богатырей, сподвижников Владимира I; великолепие его пиров и ласковое его обхождение.

 «Слово  о полку Игореве», древнейший  памятник русской литературы конца XII века, провозглашает славу наших витязей, восхваляет доблестный дух народа, который и в несчастии был велик беспредельной преданностью своему отечеству. Имя сочинителя неизвестно, но его произведение осталось на века благодаря ярким образам и красоте поэтического языка. Автор с восторгом пишет о песнопевце Бояне, чьи вещие персты, касаясь живых струн, славили наших витязей. До нас не дошли песни Бояна, но упоминание о нем свидетельствует, что еще до XII века были знаменитые стихотворцы, чьи творения погибли в эпоху междоусобий и угнетения России.

В отличие от византийских и западноевропейской, древнерусская литература не знала  явных границ между светскими  и церковными текстами. Конечно, жития, рассказывающие о жизни и деяниях  святых, или проповедь, раскрывающая смысл какого-либо христианского  праздника и содержащая религиозное  наставление, - произведения церковной  литературы. Летопись или историческая повесть, описывающие современные  автору события: военные походы русских  князей, битвы с иноплеменниками, междоусобные  распри,- светские тексты. Но и летописец, и составитель  исторической повести объясняют описываемые события в духе религиозного понимания истории.

«Поучение» Владимира Мономаха сохранилось в одной-единственной рукописной копии, которая была сделана  во второй половине XIV в. с еще более древней рукописи, по свидетельству переписчика, монаха Лаврентия, старой и ветхой.

На княжеском съезде, собравшемся  в самом конце XI века  в городке Любече, князья, среди которых был и Владимир Мономах, решили закрепить сложившееся положение вещей, когда каждый из них самостоятельно владел определенной частью русских земель. Но при этом они торжественно поклялись жить в мире друг с другом и вместе оборонять русские земли от врагов: «Да отныне объединимся единым сердцем и будем блюсти Русскую землю!». Однако клятву выполнили не все. Междоусобные распри опять разгорелись между русскими княжествами. Лишь спустя несколько лет борьба с половцами на какое-то время вновь объединила большинство русских князей. Одним из главных организаторов этой борьбы стал Владимир Мономах. Сделавшись киевским князем, он сумел восстановить  относительное единство русских земель. Казалось, что возвращаются прежние времена, когда князь стольного Киева владел всей Русской землей и повелевал другими князьями. Однако сам Мономах хорошо понимал, что дробление Руси остановить уже нельзя, и серьезно задумывался над тем, как должны строиться отношения между русскими князьями, чтобы они, потомки древнего Рюрика, ладили друг с другом и все вместе защищали Русь от её многочисленных врагов. Эти раздумья и отразились в его «Поучении» детям.

Главное, что, по мысли Мономаха, должно удержать Русь от окончательного распада  на враждующие меж собой части, - это «страх  Божий», твердая вера каждого князя в то, что нарушение  внутреннего мира – грех, преступление против самого Господа Бога.

Для сохранения спокойствия в русских  землях князья должны твердо выполнять  то, о чем им удалось договориться. Нарушение договора – это тяжкий  грех, потому  что  каждый  договор  скреплялся целованием креста.

Одно из самых загадочных  произведений древнерусской литературы – «Моление Даниила Заточника». В ученых кругах  вокруг него уже почти полтора  века кипят нешуточные страсти. Спорят буквально обо всем: о времени  создания произведения, его названии, авторе и даже адресате.

Кратко содержание «Моления Даниила Заточника» можно изложить буквально в нескольких строках. Некий человек по имени Даниил, служивший князю и чем-то не угодивший ему или его вельможам, оказался в заточении на берегах Олонецкого озера Лача. Обращаясь к своему повелителю, он рассказывает о бедствиях, обрушившихся на него, о наветах и гонениях, которым он подвергся. Укоряя князя, Даниил  тем не менее мечтает о его расположении, говорит о желании служить ему верой и правдой, перечисляет свои заслуги.

«Повесть о разорении Рязани Батыем» состоит из двух частей. В первой речь идет о том, как, опасаясь татарского нашествия на Крым, Евстафий, священник той самой корсунской церкви, где, по преданию, принял христианство будущий креститель Руси великий киевский князь Владимир Святославич, решил бежать из города и увезти с собой на Русь особо чтимую икону Николая Чудотворца. Путь священника в Рязань оказался длинным и трудным, потому что прямая дорога стала небезопасна из-за нашествия степных кочевников, а иной дороги, кроме как вокруг всей Европы, у него не было. Почти три года продолжалось путешествие Евстафия. Доплыл он от Понтийского (Черного) моря до Варяжского (Балтийского) и, минуя Великий Новгород, прибыл наконец в Рязань вместе с чудотворной иконой.

А о нашествии татар и гибели княжеской семьи речь идет уже  во второй части повествования. Битва  с Батыем была проиграна, почти все  русские князья пали в этом  сражении.

Заканчивается «Повесть о разорении  Рязани Батыем» восторженной похвалой защитникам Русской земли, напрочь  лишенной покаянного тона, свойственного  некоторым памятникам литературы того времени, и вселяющей веру в конечное торжество над врагами.

Христианизация Руси дала мощный толчок распространению грамотности. «Книжными  мужами» были князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич, Владимир Мономах, Ярослав Осмомысл. Высокообразованные люди встречались в среде духовенства, в кругу богатых горожан и  купечества. Не редкостью была грамотность  и в среде простолюдинов. Об этом свидетельствуют надписи на ремесленных  изделиях, стенах церквей (граффити), наконец, берестяные грамоты, впервые обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде в 1951 г., а затем и в других городах (Смоленске, Пскове, Твери, Москве, Старой Руссе). Широкое распространение писем и других документов на бересте свидетельствует о довольно высоком уровне образованности значительного слоя древнерусского населения, особенно в городах и их пригородах.

На основе богатых традиций устного народного  творчества возникла древнерусская  литература.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Рассмотрение такого пласта древнерусской культуры, как письменность, а также предпосылок, ключевых факторов и формирования, – дело полезное и увлекательное.

Культура народа является частью его истории. Ее становление, последующее развитие связано с  теми же историческими факторами, которые  воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие культуры входит все, что  создано умом, талантом, руками народа, все, что выражает его духовную сущность, его взгляд на мир, на природу, на человеческое бытие, на человеческие отношения.

Таким образом, культура Руси складывалась с самого начала как  синтетическая, т.е. находящаяся под  влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.

Принятие христианства оказало  сильнейшее воздействие на русскую  культуру, особенно в области литературы, архитектуры, искусства, развития грамотности, школьного дела, библиотек, не преодолело народных истоков русской культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

    1. Бабишин С.Д. Из истории зарождения школы и просвещения в Древней Руси – Авт. дисс. докт. пед. наук. Киев, 1985 – с. 49 -100.
    2. Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1998
    3. Зуев М.Н. История России: учебник. – М.: Высшее образование, 2007
    4. Калюжный Д.В., Ермилова Е.Э. Дело и Слово: будущее России с точки зрения теории эволюции. – М.: Изд-во Эксмо, 2003.
    5. Культура Древней Руси. Под ред. Д.С. Лихачева. Издательство «Просвещение», Ленинград, 1967

Информация о работе Письменность Древней Руси IX-XIII вв