Погребальные и поминальные обряды и обычаи у башкир (XIX-ХХ вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 23:01, контрольная работа

Краткое описание

Представления башкир о смерти были связаны с их общей системой миропонимания, взглядами на природу, верой в загробный мир. Они считали, что «при рождении каждого человека в книге судеб назначается число дней, которое он должен прожить, и количество пищи, нужное ему для употребления». Башкиры верили в существование жизни в потустороннем мире. Она представлялась им похожей на земную.
Издавна принято было считать, что умереть среди своего семейства ("в своей постели"), прожив долгую, достойную жизнь, - это небесная благодать для человека. И наши предки верили, что если человек умирал быстро, легко, то душа его непременно попадала в рай. Если же тяжело мучился перед смертью, значит грехи его велики и не миновать ему ада.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3.
1. Обряды, связанные с охраной покойника. 6.
2. Подготовка покойника к погребению. 7.
3. Проводы покойника. 11.
4. Захоронение покойника. 14.
5. Поминальный обряд. 18.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22.

Вложенные файлы: 1 файл

История культ Баш Готово1.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

 


 


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА»

 

 

 

 

      

Кафедра "Туризм и гостеприимство"

 

 

 

 

 

 КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине "История культуры Башкортостана"

 

     на тему:  " Погребальные и поминальные обряды и обычаи у башкир (XIX-ХХ вв)"

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. БГОЗ-2 

№ зач.книжки: 13.01.116

          Шарипова А.Р.

 

Проверил:

          Халфин С.А.

 

 

 

Уфа – 2013

 

 

 

 

 

 

                                               СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                      3.

1. Обряды, связанные с охраной покойника.                                                6.

2. Подготовка покойника к погребению.                                                      7.

3. Проводы покойника.                                                                                  11.

4. Захоронение покойника.                                                                            14.

5. Поминальный обряд.                                                                                  18.                                                               

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                               21.  

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ                                       22.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

                                           

                                      ВВЕДЕНИЕ

Представления башкир о смерти были связаны с их общей системой миропонимания, взглядами на природу, верой в загробный мир. Они считали, что «при рождении каждого человека в книге судеб назначается число дней, которое он должен прожить, и количество пищи, нужное ему для употребления». Башкиры верили в существование жизни в потустороннем мире. Она представлялась им похожей на земную.

Издавна принято было считать, что умереть среди своего семейства ("в своей постели"), прожив долгую, достойную жизнь, - это небесная благодать для человека. И наши предки верили, что если человек умирал быстро, легко, то душа его непременно попадала в рай. Если же тяжело мучился перед смертью, значит грехи его велики и не миновать ему ада.

В старину пожилые люди готовились к смерти заранее. Они собирали в специальный сундук узелок необходимые принадлежности: саван, полотенца (для перенесения покойного и раздачи тем, кто копал могилу), нагрудники, умилостивительные дары. У каждой женщины часть из «приготовленных вещей» состоит из того, что она получала в виде подаяния во время участия в похоронно-поминальных обрядах.

   К человеку, находящемуся  при смерти или безнадежно  больному, приглашали муллу, который читал над изголовьем умирающего ясин (36-ю суру Корана), призывающую верить в бога и его пророков и следовать за исламом. Так же  считается, что эта молитва имеет особую магическую силу, которая могла, после ее прочтения, некоторым больным продлить жизнь, улучшить состояние здоровья или, наоборот, другим – облегчить смерть, если они долго до этого мучились. Пророк Мухаммед говорил: «Кто прочитает суру «Ясин», стремясь к милости Господа (делая это искренне пред Ним), тому будут прощены прежние прегрешения. Читайте же ее возле умерших [умирающих] людей»; «Читайте над умершими (для умерших) «Ясин».  
Поэтому некоторые богословы утверждали: «Всякий раз, когда в сложной ситуации читается эта сура, обстоятельства преобразуются, облегчаются. Есть вероятность, что чтение ее рядом с покойным способствует нисхождению милости и благодати Творца, облегчает процесс выхода души из тела. И только Господу ведомо все»

   Традиционный похоронный  обряд варьировал в зависимости  от места его проведения, пола, возраста, обстоятельств смерти, однако в основе был единым. Когда наступала смерть, умершему с молитвами закрывали глаза, рот и укладывали его на нары или скамью (обязательно на что-то жесткое) лицом к кибле в вытянутом положении с руками вдоль тела. В случае, если глаза не закрывались, в Кунашакском районе, например, на них клали пятикопеечные монетки (биш тиен). Чтобы не открывался рот, голову покойника перевязывали платком или всовывали платок под подбородок. В доме, где находился покойник, все отражающие свет предметы (зеркала, самовары, вазы и др.) завешивали покрывалами или полотенцами. Тело умершего накрывали простыней. Одним из отличительных моментов стоит назвать то, что в Аргаяшском районе в некоторых деревнях лицо покойного  закрывали платком, а у башкир Кунашакского района такой обычай не отмечается. В деревнях зауральских башкир повсеместно на грудь умершего кладут острый предмет, например ножницы или нож, в редких случаях Коран. Объясняется это магическим воздействием металлических острых предметов, служащих для отпугивания злых духов. С этой же целью использовалась и священная книга Коран. По словам людей, на покойного клали пачку соли, для того чтобы «не пучился живот». По данным Н.В. Бикбулатова, это же наблюдается в Пермском крае и Свердловской области.

  Вплоть до сегодняшнего дня  у башкир Аргаяшского и Кунашакского  районов сохранились

поверья, предвещающие несчастья или даже смерть кого-либо из близких. Например: по словам людей, запрещалось после захода солнца выносить из дома воду, мусор и подобное – это могло привести к несчастью. Плохим предзнаменованием считалось протяжное вытье собаки, а также внезапные и резкие порывы ветра (буран) во время хорошей погоды.

  Похоронно-поминальная обрядность  включает пять последовательных  циклов: обряды, связанные с охраной покойника, подготовка умершего к погребению, проводы покойника, захоронение, поминки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            1. Обряды, связанные с охраной покойника.

Умершего старались похоронить в тот же день не позднее полудня, если смерть наступала поутру, а если на закате солнца, то покойник хоронился на другой день, оставаясь до погребения там, где умер. Такая поспешность погребения основана на законе шариата, который гласит, что от смерти до погребения – самое мучительное время для души, а потому и стараются сократить её мучения. Дом, в котором находится покойник, окуривают дымом можжевельника, душицы, мяты, березовой чаги. Покойника нельзя оставлять одного, его стерегут от злых духов, читают молитвы. Чтобы умерший не испускал зловония, по бокам от него стелют крапиву или полынь, можжевеловые ветки. Сейчас в целях дезинфекции используют спиртовой настой семян гвоздики, раствор марганцовки или лед. Покойника поверх одежды накрывают белой простыней или куском белой ткани. Пожилые люди объясняют это тем, что белая ткань нужна «для записи грехов умершего». Охрана покойника, чтение молитв считаются богоугодным делом, поэтому люди, желая заслужить милость божью, приходят в дом, где находится покойник, и заменяют друг друга. Они приносят с собой умилостивительные дары (хєйер) в виде денег или других предметов: полотенце, мыло, платки, носки, чай.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            2. Подготовка покойника к погребению.

  Перед погребением проводят обряд обмывания покойника. В день погребения умершего мужчину обмывали мужчины, а женщину – женщины: мулла и четыре помощника. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. В Аргаяшском, Кунашакском районах Челябинской области, а также Гафурийском районе Башкортостана считали, что обмывать умершего может только нечетное количество людей: 5 или 7 человек, нечетным должно быть количество рукавиц, которыми проводили омовение. Умерших детей могли обмывать и мужчины, и женщины, но большею частью женщины. Как правило, в каждой деревне была своя постоянная «бригада обмывальщиков». Лучшей для омовения считалась проточная вода, если же поблизости не было никакой речки, разрешалось использовать колодезную воду. Набирали воду с молитвами, ковш полагалось держать «от себя» и обязательно брать воду по течению реки. Воду для обмывания (2 ведра) готовили заранее и старались прятать от попадания солнечных лучей. На обратном пути ведра с водой накрывали платком или полотенцем. На севере Башкортостана, в Пермском крае и Свердловской области ведро покрывали длинной лучиной или бросали в воду щепку. Направляясь за водой, от порога до порога нельзя было произносить ни слова.

  Умершего начинали обмывать только тогда, когда была готова могила. Кто-то приходил с кладбища сообщал, что в могиле начинают рыть нишу, это было сигналом для начала обмывания. В это время в дом никого не пускали. Перед мытьем или во время мытья окуривали помещение дымом от сожженной душицы, мяты, березовой чаги или чаще всего можжевельника. Это делали для дезинфекции и, как считали в прошлом, отпугивания злых духов. Помещение окуривали благовониями. Все необходимое для покойника шилось в самый день смерти из белого полотна на «живую нитку». Шили только новыми нитками и иголками. По словам информаторов, раньше саван шили из крапивной домотканой ткани, а если ее не было, то заворачивали в обычную ткань и зашивали крапивными нитками. При шитье иголку, как и ковш, держали «от себя». Нельзя было пользоваться ножницами, делать узелки Для обмывания шили специальные рукавицы в форме обычных рукавиц, в настоящее время иногда используют медицинские перчатки. Многие материалы для савана заготавливали себе еще при жизни. В деревнях различных районов зауральских башкир почти все старые люди имели и до сих пор имеют вещи, заготовленные на случай смерти: ткань для савана и различные подарки для раздачи на похоронах (полотенца, головные платки, рубашки, куски мыла, носовые платки, деньги). Во время мытья смотреть на покойного не разрешалось, поэтому над его телом один-два человека в качестве покрывала держали за углы      кусок тонкой ткани пәрзә. Обмывают покойника на большом деревянном лубе, который готовился заранее и находился на кладбище в специальной хозяйственной постройке (зыярат hарайы). Омывающие перед мытьем покойника совершают омовение, согласно шариату,  надевают защитные перчатки и начинают процесс. Сначала, надавливая на грудь умершего, проводят ладонями вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника, затем обмывают половые органы. После этого меняют перчатки, и протирают покойному рот, чистят нос, моют лицо. После этого моют обе руки по локти, начиная с правой. Такой порядок омовения одинаков как для женщин, так и для мужчин. Лицо покойного и его руки по локоть моют три раза. Смачивают голову, уши и шею. Моют ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый бок. Порядок мытья таков: сначала льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. На материю, прикрывающую половые органы, только льют воду. Эти места не протирают. Все это проделывают три раза. То же самое осуществляют, положив покойного на правый бок. Затем снова, положив на левый бок, омывают водой три раза. Запрещено класть грудью вниз, чтобы вымыть спину. Слегка приподняв за плечо, поливают воду на спину. Положив покойного на спину, проводят ладонями вниз от груди до лобка так, чтобы вышли остатки содержимого кишечника. Затем производится общее обмывание всего тела. Если после этого произойдет выход испражнений, то повторное обмывание уже не производится. Обмывать покойного нужно один раз. Свыше трех раз считается излишним. Мокрое тело покойного вытирают полотенцем, его лоб, ноздри, руки, ноги смазывают благовониями.

  Сразу после обмывания умершего облачали в саван – кәфен, так как шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Саван для мужчин состоит из трех частей. Первый слой – (платье для того света), или (райское платье). Это платье представляло собой перегнутый пополам кусок ткани с вырезом для головы. Платье покрывало тело от шеи до колен. Края не сшивались. Если такая ткань была узкой, два полотнища сшивали в одно. В Абзелиловском районе ткань по диагонали складывали вчетверо и в углу вырезали отверстие для головы – платье получалось как бы расклешенным. Башкиры считали, что именно в этом платье умерший предстанет на том свете перед судом Всевышнего. Из кусочков ткани,  вырезанных для горловины при шитье савана, шили треугольные амулеты – бетеү. Второй слой – эске кәфен (внутренний саван). Эта часть представляла собой прямоугольный кусок ткани, которым слева направо оборачивали все тело покойного, кроме головы. Третий слой – тышҡы кәфен (наружный саван). Этим слоем савана обертывали покойного с головы до ног, оставляя по 30 см с обеих сторон. Далее, когда умершего уже обернули всеми слоями савана, в трех местах (над головой, в районе пояса и в области колен) перевязывали веревками или полосками ткани (билбау). Несколько усложняется одеяние покойниц-женщин. Платок надевают по-разному. Перегнув платок по диагонали, покрывают им голову так, чтобы углы платка опустились на грудь и спину (Зилаирский район). Сложив платок надвое, как косынку, накидывают на голову, открывая лицо (Мелеузовский район). Платок покрывает голову и лицо так, чтобы углы платка опустились на плечи. Нагрудник представляет собой небольшой прямоугольный кусок ткани, который кладут на грудь. Небольшой прямоугольный кусок ткани заменяет штаны. Другие исследователи отмечают, что перед погребением мужчину заворачивают в 5 слоев савана, а женщину — в 7 слоев.

  В саван специально клали  листок бумаги с написанными  на нем молитвами из Корана (яуаплама — «ответы» для ангелов, прилетающих допрашивать покойного). По представлениям башкир, как только люди отходили от могилы на 40 шагов, покойник оживал и садился в могиле. Считается, что уже в первый день в могиле появляются Ангелы Мункар и Накир, допрашивающие умершего. Молитвы должны помочь покойному выстоять Если покойник был праведником, он легко отвечал на все вопросы, а если грешником – не в силах был отвечать на них.

  По сведениям авторов, из  кусочков ткани, вырезанных для  горловины при шитье савана, шьют треугольные амулеты, которые используют при лечении эпилепсии. Иголки, которыми шьют саван, применяют при лечении больных. Кусочки ткани от савана отдают матери или близким умершего, чтобы облегчить их горе.

Информация о работе Погребальные и поминальные обряды и обычаи у башкир (XIX-ХХ вв)