Понятие и сущность культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 15:33, контрольная работа

Краткое описание

Cуществует множество представлений о культурологии, однако можно выделить три основных подхода:
1 Культурология не является отдельной наукой, а представляет собой комплекс наук, изучающих культуру с разных сторон, понимаемая как система, метанаука (например, метатеория, метаязык).
2 Культурология как раздел дисциплин, изучающих культуру (философия культуры, история культуры и т.д.)
3 Культурология как самостоятельная наука.

Вложенные файлы: 1 файл

культурология.docx

— 26.62 Кб (Скачать файл)

Понятие и сущность культуры

 

Культурология — это наука, предметом изучения которой является культура, наиболее общие закономерности ее возникновения и развития, принципы функционирования культуры, взаимосвязь и взаимозависимость разных культур.

Культурология включает в  себя два больших раздела: теорию культуры (ее часто отождествляют  с культурологией в целом) и историю  культуры, где рассматриваются различные  типы культур, которые существовали и прошли свое историческое развитие. Есть еще прикладная культурология, изучающая принципы и технологии целенаправленного управления культурными  процессами (теми, которыми можно и  нужно управлять).

Предметом изучения данного  учебного курса является теория культуры. Сам термин «культурология» активно  вошел в научный оборот в первой половине XX века. Понимание культурологии  как особой науки о культуре связывается  с именем американского культурантрополога Лесли Уайта (1900-1975). Одним из первых в работе «Наука о культуре» (1949) Л. Уайт охарактеризовал культурологию как особую область научного знания.

Следует выяснить исторические и социальные причины возросшего интереса мировой науки к проблемам  культуры в XX веке (становление

постиндустриальной цивилизации, поиском средств «культурной  адаптации» человека в условиях техногенного мира и информационной цивилизации; появлением и распространением массовой культуры и т.д.)

Можно проследить историю  формирования новой науки в нашей  стране с 1960-1980 годов и введения ее в начале 1990-х годов в качестве обязательного общеобразовательного курса высшего образования, выяснить цели и задачи культурологии.

Выясняя сущность предмета культурологии, следует учесть, что  существуют различные подходы к  пониманию культурологии как  науки. Это связано как с молодостью самой науки культурологии, так  и с тем, что изучением культуры занимаются многие науки (история, философия, археология, этнография, социология, антропология, искусствоведение и т.д.)

Отсюда выясните: какова структура культурологического  знания? Cуществует множество представлений о культурологии, однако можно выделить три основных подхода:

1     Культурология не является отдельной наукой, а представляет собой комплекс наук, изучающих культуру с разных сторон, понимаемая как система, метанаука (например, метатеория, метаязык).

2     Культурология как раздел дисциплин, изучающих культуру (философия культуры, история культуры и т.д.)

3     Культурология как самостоятельная наука.

Имеющиеся разночтения в  понимании культурологии дают основание  использовать понятие культурологии  в двух смыслах — в широком и узком. Культурология в широком смысле слова представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, различных концепций культур. Выясните для себя виды культурологии:

-       философия культуры;

-       история культуры;

-       социология культуры;

-       культурная антропология;

-       психология культуры;

-       экология культуры;

-       богословие культуры;

-       история культурологии;

-       культуроведение («прикладная культурология») и т.д.

Культурология (в узком  смысле слова) представляет собой теорию культуры, которая рассматривает: генезис  культуры (причины появления культуры, основные закономерности становления  человека как творца и носителя культуры); морфологию культуры (т.е. ее структуру, формы культуры); динамику культуры (процесс становления, изменения  культуры, стадии ее жизни). Выясните суть основных типов социокультурной динамики (циклично-круговой, линейный, инверсионный).

Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим в процессе его материальной и духовной деятельности. След, оставляемый  этим искусственным окружением в  сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем «культурой».

Далее выясните полисемантический  характер понятия «культура» (полисемия  — многозначность слова, т.е. наличие  у одного слова нескольких значений). Дайте обыденное, повседневное представление  о культуре и научное. Если исходить из наиболее употребляемого в современной науке определения культуры, то оно может звучать так: культура — это мир искусственных объектов и порядков, созданных людьми (материальных, идеальных, социальных, технологических) и наследуемых человеком не биологически (с генами), а только методом заучивания или подражания (в процессах воспитания, образования и практическо - социального взаимодействия с другими людьми).

3       Изучая структуру культуры, следует иметь в виду, что существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям. Делят прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). Хотя с точки зрения культурологии подобное деление не является убедительным, ибо даже самые утилитарные предметы (стол, стул) являются в известном смысле производством духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию. Но и любое культурное явление, будучи опредмеченным, является материальным (даже музыка).

Материальная культура охватывает всю сферу материальной деятельности человека и ее результаты. Духовная культура охватывает сферу сознания, духовного производства.

Делят культуру на обыденную (т.е. это повседневная практика, привычный  образ жизни и которой не нужно  учиться; основные ее знания усваиваются на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов) и специализированную, освоение которой требует специального профессионального образования.

Можно выделить четыре основных блока осуществления человеческой деятельности:

а) культура социальной организации  и регуляции (хозяйственная, правовая, политическая культура);

б) культура познания и отражения  мира (философская культура, научная, религиозная, художественная культура);

в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации (культура массовой информации, информационно- кумулятивная культура, т.е. система музеев, библиотек, архивов и прочее, культура межпоколенной трансляции социального опыта, культурной компетентности знаний);

г) культура физической и  психической репродукции (воспроизводства), реабилитации и рекреации (восстановления сил) человека (культура физического  развития, культура поддержания и  восстановления здоровья, культура питания, отдыха и т.д.)

Такова далеко не полная классификация морфологической  структуры культуры. При подготовке этого вопроса студент может  использовать другие методологические принципы в определении морфологических  форм культуры.

4Культура имеет много форм своего проявления. Но при этом она выступает как некое целое, как система. Культура — это всеобщий (интегративный) способ человеческого существования, в ходе исторического развития которого постоянно соединяются все более дифференцируемые сферы жизнедеятельности людей на основе целостности самого человека. Какими элементами обладает культура как система? Это обычаи, нормы, ценности, знания, значения, задающие смысл.

Обычаи — это одно из самых древних явлений в духовной истории человечества. Обычаи включают в себя традиции, которые поддерживаются обрядами, ритуалами. Это образцы поведения, которые закрепляются в общественной памяти и передаются из поколения в поколение как формы поведения.

Нормы — они выделились из обычаев и приобрели самостоятельное существование или специально разработаны для специализированного поведения человека (нормы экономические, политические, правовые, нравственные, технологические и т.д.).

Ценности - действуют на более высоком уровне духовной культуры и выступают в качестве регулятивов. Ценности включают в себя не только нормы и обычаи, но и интерес, потребность, долг, идеал, побуждение и мотивацию. Выясните виды ценностей, суть их. Чем выше уровень духовной культуры, тем разнообразнее ценности. Объективные и субъективные ценности, прогрессивные и реакционные, необходимость гармонизации ценностей. Всякая культура должна иметь иерархию ценностей, покажите историчность ценностей.

Следующий элемент культуры — это знание. Знание в культурологическом понимании — это объем сведений или информации, проверенной общественно-исторической практикой и зафиксированной средствами культуры в форме представлений, текстов, суждений или теорий, т.е. достоверные и системно упорядоченные данные. В культуре знание обязательно тождественно достоверной информации, а сама информация является обязательно видом деятельности человека в контексте культуры. Выделяют обыденное, житейское знание, духовное, художественно-эстетическое, политическое, идеологическое и т.д. и т.п.

Знание само по себе не создает  новых видов реальности, но оно  открывает их, более быстро осваивает  их, усиливает эффективность человека в поиске и создании новых материальных и духовных средств жизнедеятельности. Истина и заблуждение. Знание и вера.

Значения — это предметно выраженные образы или понятия, это виды реальностей, созданных в ходе духовной деятельности. Значения выступают как средство соединения людей с миром посредством знаков, они фиксируют смыслы самых разных сторон жизни, обретая статус лишь в случае соединения с нормами и ценностями.

 

 

                             Инкультурация    и  социализация 
 
 Социализацией (от лат. socialis – общественный) называют процесс усвоения культурных норм и освоения социальных ролей. Становление человека в обществе есть воспроизводство системы культуры на уровне единичного, а способ, которым это осуществляется – процесс социализации. Процесс социализации проходит фазы, которые называют стадиями жизненного цикла человека. Это детство, юность – начальная социализация; зрелость, старость- продолженная  социализация. 
Социализацию подразделяют на два вида – первичную и вторичную. 
        Первичная социализация включает в себя ближайшее окружение человека (родителей, братьев, сестер, родственников, сверстников, учителей, лидеров молодежных группировок). Эта сфера межличностных отношений. 
        Вторичная социализация включает представителей администрации школы, университета, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудников телевидения, радио, печати, партий, суда и т.д. Это сфера социальных отношений. 
        Инкультурация (enculturation) – это обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Понятия «инкультурация» и «социализация» очень близки по своему содержанию. 
        Однако не следует их отождествлять. Социализация обозначает передачу социального опыта от одного поколения к другому. Можно сказать, что социализация – это обучение человека жизни. Независимо от того, в какой человек живет стране, он обязан иметь элементарные представления о социальной структуре общества, способах зарабатывания денег, распределении ролей в семье, основах рыночной экономики, гражданских правах и т.п. 
         Но культура в разных странах более специфична, чем социальная структура.    
    Социализация, т. е. адаптация к социальному порядку жизни в чужой стране происходит быстрее, чем инкультурация – приспособление к чужим ценностям, традициям и обычаям.  
 Процесс адаптации происходит и при социализации, и при инкультурации. 
В первом случае индивид адаптируется к социальным условиям жизни, во втором – к культурным. При социализации адаптация легкая и быстрая, при инкультурации – тяжелая и медленная. 
 Инкультурация также, как и социализация, на индивидуальном уровне выражается в повседневном общении с представителями одной культуры. 
Инкультурация или обучение культуре происходит двумя способами: через прямое высказывание и косвенное наблюдение.  
 Сравнивая два процесса, можно сказать, что социализация – это врастание в общество, становление человека социального. Конечный процесс социализации – личность. Инкультурация – это срастание с родной культурой, становление человека воспитанного. Конечный результат инкультурации - интеллигент. 
 Инкультурация и социализация – это два процесса, которые развиваются по разным законам.  
 Итак, обобщая можно сказать, что социализация - это есть усвоение некоторого культурного минимума для того, чтобы жить в данном обществе: основных социальных ролей, норм, языка, черт национального характера. Инкультурация, напротив, термин более широкого порядка. Это – приобщение личности к культурному наследию не только своей национальной культуры, но и к культуре других народов, т.е. к культурному наследию человечества. В общем виде инкультурация – это приобретение широкой гуманитарной культуры.

 


Информация о работе Понятие и сущность культуры