Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:58, контрольная работа
Понятие «Возрождение» (Renissance) было введено известным художником, архитектором и историком искусства Дж. Вазари для обозначения периода с XIII в. по XVI в., как времени возрождения античности. Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: 1) оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; 2) «отождествлялось с Христовым Воскресением - возрождением к новой жизни после страданий и смерти».1
«В дальнейшем содержание термина Возрождение эволюционировало, включая эмансипацию науки и искусства от богословия, постепенное охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви».2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ГОСУРАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
(ФГБОУ ВПО ИрГУПС)»
Факультет : ФМЛиТД
Кафедра: ФиСН
Дисциплина: Культурология
«Эпоха Возрождения»
Контрольная работа
К.470300.080400.62.349 .ПЗ
Выполнила:
студентка гр. И-13-УП.,
Радюк Е.В
И-13-УП.1-0349к
Иркутск
Содержание
Понятие «Возрождение» (Renissance) было введено известным художником, архитектором и историком искусства Дж. Вазари для обозначения периода с XIII в. по XVI в., как времени возрождения античности. Предшественники Вазари, начиная с Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: 1) оно трактовалось как возвращение к идеалам и ценностям античности; 2) «отождествлялось с Христовым Воскресением - возрождением к новой жизни после страданий и смерти».1
«В дальнейшем содержание термина Возрождение эволюционировало, включая эмансипацию науки и искусства от богословия, постепенное охлаждение к христианской этике, зарождение национальных литератур, стремление человека к свободе от ограничений католической церкви».2
В эпоху Возрождения в различных областях жизнедеятельности человеческого общества возникли благоприятные условия для небывалого взлета культуры: развитие науки и техники, великие географические открытия, перемещение торговых путей и появление новых торговых и промышленных центров. Стало пробуждаться национальное самосознание, начало формироваться понятие отечества, возникло чувство патриотизма.
«Важнейшей частью культуры является художественная культура, во многом тождественная понятию «литература и искусство». Искусство не только отражает реальную жизнь - оно творит особую реальность, служит неким дополнением, а иногда и заменой реальной жизни, передавая при этом дух эпохи, ее идеалы».3
Крупнейшими фигурами эпохи Возрождения, выразившими ее характер и содержание в литературе, были Данте Алигьери (1265-1321), Джованни Боккаччо (1313-1375) и Франческо Петрарка (1304-1374).
Данте Алигьери считается первым поэтом Возрождения. Он писал свои произведение не на латыни, как было принято в Средние века, а на итальянском языке. В своем первом крупном произведении, книге «Новая жизнь», представляющей собой стихи, включенные в прозаическое повествование, он рассказывает об истории своей любви к юной флорентийке Беатриче Портинари. Он описывает свой духовный мир, горькое смятение, надежду, радость, сменившуюся скорбью; Беатриче умерла в 1290 г. в возрасте 25 лет и ее кончина изображается поэтом как космическая катастрофа. В конце книги он заверяет, что будущем надеется сказать о Беатриче «то, что никогда еще не было сказано ни об одной женщине».4 Это обещание он выполнил в «Божественной комедии».
Эта поэма, являющаяся его главным произведением, затрагивает также вопросы философии, теологии, науки. Данте не оспаривал христианские догматы, считая природу «деянием Божественного разума». В то же время он считал, что счастье человека возможно не только в Божественном мире, но и при жизни на земле. Несмотря на Божественную волю, человек свободен в своих деяниях, неся за их последствия моральную ответственность.
На 1-ой странице кодекса сочинений Вергилия, на которой Петрарка отмечал важнейшие события своей жизни, он написал: «Славная собственными добродетелями и долго воспеваемая моими стихами, впервые предстала моим глазам в раннюю пору моей юности, в лето Господне 1327-ое, в день 6 месяца апреля, в церкви Святой Клары в Авиньоне, в час утренний; и в том же городе, в том же месяце апреле, в тот же 6-ой день, в тот же 1-ый час, лето же 1348-ое у сего света свет оный был отнят, когда я случайно был в Вероне, увы, судьбы своей не ведая».5
Петрарка впервые увидел Лауру, как он уверял, в страстную пятницу. Ему исполнилось тогда 23 года. О юной авиньонской даме, в которую с первого же взгляда страстно и беззаветно влюбился юный поэт, мало что известно. Лаура была несколько моложе Петрарки и отличалась замечательной красотой. В латинской эклоге, оплакивающей кончину Лауры, Петрарка скажет, что природа не произвела на свет ничего более прекрасного. Портрет Лауры, заказанный Петраркой знаменитому живописцу Симоне Мартини, к сожалению, не сохранился, но в беспримерной красоте Лауры убеждают вдохновенные его стихи. В 10-ую годовщину ее смерти он написал сонет:
«Лет трижды семь повинен был гореть я,
Амуров раб, ликуя на костре.
Она ушла - я дух вознес горе.
Продлится ль плач за грань десятилетья?».6
Ярким писателем эпохи Возрождения был Эразм Роттердамский (1469-1536). Общеевропейскую известность ему принесло издание в 1500 г. «Адагий» - собрания крылатых слов, найденных у античных и раннехристианских писателей, которое он пополнял всю жизнь. В 1501 г. написал религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», в котором сформулированы основные положения эразмовой «философии Христа» («небесной философии»), подчеркивавшей в христианстве не обрядовую сторону, а задачи нравственного преображения человека в соответствии с заповедями Христовыми. В этом же произведении доказывалась польза гуманистического образования и фактически велась полемика со схоластической ученостью, основывающейся на рациональных доказательствах.
Несколько лет провел в Англии - читал лекции в Оксфорде, в 1509 г. закончил прославившую его философскую сатиру «Похвала глупости». В форме шутливо-серьезного панегирика Глупости в ней подвергались критике принятый уклад жизни, нравы и обычаи общества и вместе с тем обосновывались гуманистические идеи и ценности.
Откликаясь на широко развернувшиеся в ренессансной политической литературе дискуссии о типе идеального монарха, в 1515 г. он написал «Наставление христианского государя», а в следующем году издал «Жалобу мира», в которой с позиций гуманиста показал пагубность завоевательных войн, приносивших неисчислимые бедствия народам Европы.
Большое место в творчестве Эразма Роттердамского занимали переводы с греческого на латынь античных и раннехристианских авторов: Еврипида, Лукиана, Оригена, Иоанна Златоуста. Он был также издателем текстов древних писателей - опубликовал вместе с собственными комментариями творения Иеронима Стридонского, автора латинского перевода Библии («Вульгата», кон. 4 в.), а также Киприана, Августина, Амвросия.
Вначале Эразм сочувственно отнесся к выступлению М. Лютера, однако его приверженцем не стал; долгое время вел с ним публицистическую полемику (трактаты «О свободе воли», «О рабстве воли» и др.), отстаивая идеалы свободы воли и самовластья человека как условия его нравственного совершенствования.
«Ряд сочинений Эразма посвящен проблемам воспитания, которое он считал важнейшим средством преобразования общества и церкви. В течение многих лет (1518-33) он работал над главным своим этико-педагогическим трудом «Разговоры запросто», пополняя его все новыми диалогами, в которых образование человека рассматривалось в связи с его формированием как нравственно ответственной личности».7
Наиболее ярко передовые идеи французского Возрождения были воплощены в творчестве Ф. Рабле (1494-1553) и Ронсара, придававших огромное значение литературе и искусству в утверждении гуманистических идеалов. Сатирический роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» - энциклопедический памятник культуры французского Возрождения. В основу произведения легли распространенные в XVI веке народные книги о великанах (великаны Гаргантюа, Пантагрюэль, правдоискатель Панург). Отвергая средневековый аскетизм, ограничение духовной свободы, ханжество и предрассудки, Рабле раскрывает в гротескных образах своих героев гуманистические идеалы своего времени.
Глубоко интерпретировал идеи гуманизма в своем творчестве гениальный В. Шекспир (1564-1616). Он разделял с гуманистами оптимистическую веру в то, что мир основан на законах гармонии, поэтому он верил в совершенство и достоинство человеческой личности, в ее безграничные возможности. Вместе с тем, в его творениях заметна и ограниченность гуманистического мировоззрения.
В своем творчестве Шекспир отразил мировоззрение своей эпохи во всем его многообразии и противоречиях. Это мировоззрение формировалось на принципах средневековой теологии и основывалось на доктрине божественного установления. У Шекспира мы находим как провозглашение гуманистических принципов, оптимистическую веру в высокое призвание человека, так и ощущение идейного кризиса гуманизма.
Все комедии Шекспира так или иначе посвящены любви. Например, «Двенадцатую ночь» можно считать иллюстрацией к гуманистическим трактатам о любви. В ней сравнивается отношение любви у мужчин и женщин, говорится о радостях и муках любовной страсти, о переменчивости любви.
Еще глубже проникает в природу любви Шекспир в своих романтических пьесах, особенно в «Ромео и Джульетте». Это не просто повествование о любви юноши и девушки. Это любовь, которая стремится преодолеть родовой конфликт, вражду 2-х семейств - Монтекки и Капулетти. Оба героя погибают, но ценой своей жизни и силою своей любви они достигают мира между семьями. Феодальный закон мести уступает новому гуманистическому миру любви и согласия. Ведь, как говорил Шекспир, государство и общество должно стремится к согласию своих частей, как это происходит в музыке.
Таким образом, «в изображении любви Шекспиром угадываются отзвуки гуманистической теории любви, ставшей органической частью философии Возрождения. Эта философия питала образами и идеями не только поэзию и драматургию, но и всю культуру Ренессанса».8
Самой яркой страницей итальянского Возрождения стало изобразительное искусство. Господствующее место занимала настенная живопись. Она выполнялась в технике фрески - по сырой штукатурке писали красками.
Высокое Возрождение освещает творчество 2-х гениальных художников - Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти. Вклад Леонардо да Винчи в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Самая известная его картина – «Мона Лиза» (Джоконда). Леонардо осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато - дымки между зрителем и изображенным предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешел на качественно новую ступень. Разносторонний гений - блестящий художник, выдающийся инженер, опередивший свое время, конструктор всевозможных машин и знаток анатомии, физики, механики, скульптор и архитектор, глубокий мыслитель и литератор - Леонардо стал воплощением гуманистического идеала всесторонне развитии личности, подлинным homo universale.
Рафаэль Санти (1483-1520) родился в Урбино, и первыми его учителями были его отец Джованни Санти и прославленный П. Перуджино. Как и Леонардо да Винчи, Рафаэль много работал с натуры, изучая анатомию, механику движений, сложные ракурсы. Известен как создатель шедевров, связанных с изображением мадонн. В своих полотнах пытался соединить небесный и земной миры. Вместо устоявшихся канонов в вековом жанре мадонн Рафаэль создал пленительный образ, полный света и добра. Величайшее творение этого цикла – «Сикстинская мадонна». В движениях рук Мадонны, несущей младенца, чувствуется инстинктивный порыв матери, прижимающей к себе ребенка, и вместе с тем - ощущение того, что он ей не принадлежит, она несет его в жертву людям.
Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов. В 26-летнем возрасте он получил должность «художника апостольского престола», ему поручили расписать парадные покои Ватиканского дворца.
Крупнейшими живописцами Северного Возрождения были Иероним Босх и Альбрехт Дюрер. В творчестве И. Босха (ок. 1450-1516 гг.) мир предстает как царство дьявола и греха. Он выступал как моралист, страстный проповедник, бичующий зло и пороки. Свои картины на темы ада, рая, Страшного суда искушения святых художник населял легионами фантастических тварей, у которых невероятным образом сочетаются части животных, растений, предметов и человека («Страшный суд», «Сад наслаждений», «Воз сена»).
«Образы Босха - острые, ироничные, фантастические, в его мировоззрении преобладают эсхатологические мотивы. Судя по тематике его картин, художник глубоко пессимистически воспринимал возможность искупления человеческих грехов. С годами идея о несовершенстве человека, о его греховности приводит Босха к убеждению, что вся земная жизнь есть не что иное, как прямая дорога в ад. В большинстве произведений художника человек словно погружен в море безумия, и когда в мир является Спаситель, он подвергается жестоким насмешкам задыхающихся от ненависти людей. Даже святые на картинах Босха во время молитвы и покаяния одержимы мучениями и дьявольскими искушениями».9 Но, как бы наперекор стремлениям художника, его произведения обладают и жизнеутверждающей силой, «устрашая - смешат, а юмор всегда несет элемент здоровья. Изумительный колорит, живописное мастерство придают картинам Босха, несмотря на их содержание, немеркнущую красоту».10