Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2015 в 13:20, контрольная работа
Целью настоящей работы является рассмотрение культурогенеза и его факторов.
Цель достигается посредством постановки следующих задач:
- дать определение понятию «культурогенез»;
- изучить основные концепции и теории, в которых раскрывается проблема о факторах исторического культурогенеза;
- выявить и описать факторы культурогенеза как одного из видов динамики культуры.
Введение ………………………………………………………………………. 3
1.Понятие о культурогенезе ………….….….…………………………………4
2.Факторы возникновения культуры: многообразие концепций ……………10
3.Факторы культурогенеза как одного из видов динамики культуры ………12
Заключение ……………………………………………………….…………..... 13
Список литературы………………………………………………………...…... 16
Содержание
Введение ………………………………………………………………………. 3
1.Понятие о культурогенезе ………….….….…………………………………4
2.Факторы возникновения культуры: многообразие концепций ……………10
3.Факторы культурогенеза как одного из видов динамики культуры ………12
Заключение ……………………………………………………….…………....
Список литературы……………………………………………………
Введение
Вопрос о происхождении, генезисе культуры – ключевой вопрос культурологии. От того или иного его решения зависит и вопрос о понимании самой культуры, её сущности, а значит, и тенденциях её развития в будущем. Но здесь есть и другая особенность: в зависимости от понимания культуры решается и вопрос о её порождении, возникновении, генезисе.
Вопросы исторического происхождения культуры затрагивались многими историками; философами, однако первые системные исследования в этой области связаны с работами эволюционистов XIX в. В ХХ веке проблемами исторического генезиса культуры и ее отдельных специализированных областей занимались многие историки, социологи, этнографы, искусствоведы, религиоведы, но общая теория культурогенеза стала предметом изучения и разработки лишь в самое последнее время.
Целью настоящей работы является рассмотрение культурогенеза и его факторов.
Цель достигается посредством постановки следующих задач:
- дать определение понятию «
- изучить основные концепции
и теории, в которых раскрывается
проблема о факторах
- выявить и описать факторы культурогенеза как одного из видов динамики культуры.
Сформулированные задачи помогли структурировать работу, что позволило наиболее полно и последовательно раскрыть тему. Таким образом, работа состоит из трех глав. В первой главе попытаемся раскрыть понятие «культурогенез» и рассмотреть его главные характеристики и структуру; во второй – разберем основные версии о факторах возникновения культуры (трудовая, эволюционная, символическая, игровая концепции, психоаналитическая теория, теория магического происхождения культуры); в третьей – расскажем об основных факторах культурогенеза, которые приводят к изменениям в культуре.
Необходимо отметить, что в данной работе рассматриваются только те теории и концепции происхождения культуры, которые сегодня признаются большинством исследователей в качестве достоверных.
1. Понятие о культурогенезе
Долгое время под культурогенезом понимали только возникновение культуры в период первобытности, рассматривая этот процесс параллельно с процессом становления и развития; Homo sapiens. В настоящее время термином «культурогенез» также обозначают один из видов социальной и исторической динамики культуры, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы, а также в формировании новых культурных систем и конфигураций.
Сущность культурогенеза заключается в процессе постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. С позиций эволюционной теории основной причиной культурогенеза является необходимость в адаптации человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования путем выработки новых форм деятельности и социального взаимодействия. Существенную роль в процессе культурогенеза играет индивидуальный творческий поиск в научно-технической, художественной и иных сферах.
В структуре культурогенеза выделяют три основных процесса: генезис культурных форм и норм; формирование новых культурных систем человеческих сообществ (социальных, этнических, политических, конфессиональных и пр.); формирование межэтнических культурных общностей и исторических типов культурных систем, которые отличаются определенной спецификой своих экзистенциальных ориентаций.
Генезис культурных форм проходит в своем развитии четыре фазы: инициирование инноваций (они могут быть вызваны либо «социальным заказом», либо творческим поиском отдельных личностей); создание самих культурных форм; «конкурс» их функциональной и технологической эффективности; внедрение отобранных в ходе «конкурса» форм в социальную практику производства и интерпретирования (в фазу конкурсного отбора включаются и формы культуры, заимствованные извне или из культуры прошлого).
Итак, генезис культурных форм может быть представлен в виде логического ряда инициирование- создание- конкурс-внедрение. Генезис культурных норм по существу является продолжением формогенеза, при котором в процессе интеграции форм в социальную практику часть из них обретает статус новых норм и стандартов деятельности и взаимодействия в данном сообществе, а некоторые формы входят новыми элементами в действующую систему, не образуя новых норм.
Формирование новых культурных систем человеческих сообществ классифицируется по профилям деятельности и взаимодействия людей. В нем также можно выделить ряд фаз:
- вызревание «социального
- практическое формирование
- анализ эффективности новых
технологий и выработка
- разработка нормативных
- образование профессиональных
сообществ субъектов этих
- постепенное объединение родственных по социальным и политическим интересам сообществ в крупные социальные общности (сословия, классы, касты и т.д.) с развертыванием специфических профессионально-культурных черт в комплексные социальные субкультуры.
К межэтническим культурным общностям и историческим типам культурных систем могут быть отнесены любые сообщества, складывающиеся по территориальному принципу. Генезис их включает следующие последовательные фазы:
А) появление факторов, локализирующих группы людей на определенных территориях и стимулирующих повышенный уровень их коллективного взаимодействия (например, фестиваль самодеятельной песни);
Б) накопление исторического опыта их совместной жизнедеятельности и аккумуляция этого опыта в традициях и ценностях;
В) реализация доминирующих ценностей в формах социальной самоорганизации, чертах образа жизни и картин мира и т.п.;
Г) осмысление черт, накопленных на предшествовавших фазах этногенеза, и формирование на их базе системы образов идентичности данного сообщества.
В целом генезис межэтнических культурных конфигураций может быть описан в парадигмах формо-, нормо-, социо - и этногенеза культуры, а также процессов диффузии культурных форм.
Среди изменений, происходящих в процессе культурогенеза, различают: изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры; изменения, ведущие к ослаблению дифференциации и упадку культуры; изменения, которые могут никак не проявлять себя в течение длительного времени, обрекая культуру на застой.
2. Факторы возникновения
На вопрос о том, что привело к возникновению культуры, до настоящего момента окончательный ответ так и не был дан. В прошлом веке многие исследователи были убеждены в том, что культура возникла благодаря способности человека к труду и его умению создавать технические приспособления. В XX в. генезис культуры трактуется по-разному. К орудийно-трудовой концепции добавились многие другие — психологические, антропологические, социокультурные. Как в природном мире возник радикально новый феномен — культура? Что явилось истоком культуры? Рассмотрим основные версии происхождения культуры.
Наиболее обстоятельно деятельностный подход к культуре разработан в марксистской традиции. Отличие человека от животных усматривается исследователями этой ориентации в труде. Предполагается, что генезис социального и культурного непосредственно связан со становлением человеческого труда, который и превращает человеческую жизнедеятельность в общественную. Человек же оказывается агентом культуры, общественным человеком.
Эта теория происхождения человека изложена Ф. Энгельсом в 1873—1876 гг. Она представлена в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека», которая являлась одной из глав его работы «Диалектика природы». Энгельсу принадлежит классическая формула: «Труд создал человека». Под трудом Энгельс понимал целесообразную деятельность, которая началась с изготовления орудий из камня, кости и дерева. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса, сознание возникло в результате труда. В процессе труда у людей возникла потребность что-то сказать друг другу. Так появилась речь как средство общения в совместной трудовой деятельности. Последствия этих предпосылок — возникновения процесса труда и речи — огромны. Дело не только в том, что обезьяна превратилась в человека. В свою очередь, деятельность человека оказалась огромным импульсом, приведшим к культурогенезу.
Основатели и последователи эволюционной концепции (Ч. Дарвин, О. Спенсер, Лоренц, К. Поппер) исходят из предпосылки, в соответствии с которой возникновение культуры является результатом эволюции человека как биологического вида .
Дополнительным аргументом в пользу этой точки зрения является то, что мозг древнейшего человека по своим характеристикам не отличается от мозга современного человека. На основании этого можно сделать вывод, что отличие древнейшего человека от человека современного не качественное, а количественное: современный человек имеет дело с более обширным опытом, накопленным предыдущими поколениями, – опытом, которого в распоряжении древнейшего человека не было.
Теория магического происхождения культуры основывается на том, что первым проявлением культуры был магический ритуал .
Американский культуролог Теодор Роззак утверждает: до наступления палеолитической эры господствовала другая — палеотаумическая эра (от двух греческих слов — «древний» и «достойный удивления»). Еще не было никаких орудий труда, но уже была магия. Мистические песнопения и танцы составляли сущность человеческой природы и определяли его предназначение еще до того, как первый булыжник был обтесан для топора.
Древний человек стремился повлиять на ход событий, прибегая к магическим ритуалам. В основе их возникновения лежит воображение – при его помощи человек дополнял неясную для него картину событий. В результате этого происходило смешение реальной и воображаемой действительности. Способность к воображению, таким образом, стала толчком к формированию ритуала, а следовательно, и движущим механизмом для возникновения культуры .
Основатель психоанализа 3. Фрейд (1856 - 1939 гг.) в книге «Тотем и табу» пытался раскрыть культурогенез через феномен первобытной культуры. Он отмечал, что возможность обнажить первоначальные слои человеческого творчества позволяют подойти к выяснению специфики культуры в целом. Фрейд пытается разгадать первоначальный смысл тотемизма. Вместе с тем он показывает, что для истолкования феномена культуры огромное значение имеет система запретов, то есть табу . Фрейд рассматривает табу как результат амбивалентности чувств. Человек обладает особенностью, которая не присуща животному миру. Это свойство возникает неожиданно, случайно, однако возможность его появления заложена в человеке. Речь идет о совести, - именно она выделила человека из царства животных и создала культуру .
По теории Фрейда, феномен совести восходит к первородному греху – убийству первобытного «отца». Это привело к раскаянию, рождению из животного человека и появлению культуры как средства преодоления навязчивых видений. Совершив коллективное преступление, пралюди обрели способность к социальной жизни. Человеческая культура – все то, чем человеческая жизнь возвышается над природными условиями, чем она отличается от жизни животных. Таким образом, культура создается принуждением и подавлением природных инстинктов, культурогенез обусловлен наложением запретов, а главная задача культуры заключается в том, чтобы защищать отдельного человека и все общество от природы. Фрейд считал, что религия оказала культуре огромные услуги. Она активно содействовала укрощению асоциальных первичных позывов. Фромм, последователь данной теории, делает еще один акцент: именно история и культура раскрыли в человеке разрушительные способности.